Формирование навыка чтения
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

МУЗАФАРОВА КУЛЯШ МОЛДАБАЕВНА

Как преодолеть возникающие трудности при чтении, при этом сохранить интерес помочь ученикам к чтению и желание встречаться с книгой как можно чаще? Именно это проблема – формирование навыков чтения без насилия над ребёнком на основе развития мыслительных процессов, на основе постоянного роста интереса ребёнка к чтению – является актуальной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon navyki_chteniya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Как преодолеть возникающие трудности при чтении, при этом сохранить интерес помочь ученикам к чтению и желание встречаться с книгой как можно чаще? Именно это проблема – формирование навыков чтения без насилия над ребёнком на основе развития мыслительных процессов, на основе постоянного роста интереса ребёнка к чтению – является актуальной.

Навык быстрого чтения и понимания прочитанного формируется на основе развития всех познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления.

    I. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, её предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств.

 Чтение как психологический процесс начинается со зрительного восприятия. Восприятие текста происходит в два этапа: первичное восприятие и его обработка.

Для увеличения скорости и эффективного чтения необходимо:

 - увеличить ширину поля зрения

 - уменьшить число фиксаций на одну строчку печатного текста, т.е. формировать умение воспринимать в одну фиксацию большее число печатных знаков;

- сократить время каждой отдельной фиксации;

 - избавиться от регрессий;

 - развитие антиципации текста.

    1. Упражнение на увеличение поля зрения.

 1) Работа по буквенным и числовым таблицам проводится следующим образом:

Подготовительный этап -  зафиксировать взгляд в центре таблицы, видеть её целиком и найти все видимые цифры или буквы по порядку нарастания в цифровом ряду или алфавите (время выполнения – 25 с.);

Исполнительный этап – последовательный поиск всех цифр или букв. Найденные цифры указываются карандашом.

При работе с буквенной таблицей после выполнения основных упражнений предлагается игра «Печатная машинка».

«Напечатать» называемые учителем слова (это могут быть словарные слова на уроках русского языка; термины – на уроке «Мы и окружающий мир» и т.д.)

    Ученики указывают карандашом буквы слова по таблице.

 

Е

М

Т

А

О

И

Ю

Г

Ш

Р

Х

В

П

Й

З

Э

Ё

У

Ф

Б

Я

Ч

Д

Л

К

Ц

С

Н

Щ

Ж

 

2) По типу предыдущего упражнения используются слоговые таблицы и таблицы слов. Сначала проводится работа над расширением поля зрения, а затем карандашом указываются слоги из называемых слов, предложений.

    2. Нравятся детям упражнения на тренировку восприятия, предложенные Ли Кларком. В ряду слов предлагается найти слово, идентичное тому, которое расположено в начале строки и выделено жирным шрифтом.

вол/мол мул вол волк столб болт вол тол вот

мак/маг мак мат мал смак бак мак лак мак рак гак

ручка/тучка кучка рубка ручка рюмка речка

маска/манка марка каска пасха маска миска

Быстро продвигаясь по строчке, найти два одинаковых слова.

Карась   каркас  карат  каркать  карниз  карниз  карст

Катер  кратер  катет  катет  катион  катод  каток

    3. Упражнения, направленные на сокращение времени каждой отдельной фиксации.

1) Быстрое чтение слов в столбцах по вертикали, когда каждое предыдущее слово закрывается карточкой.

2) Назвать предмет, слово, словосочетание, показанное за минимальную единицу времени.

    4. Избавление от регрессий.

 Для избавления регрессий  используется такой вид работы, как чтение с карточкой. Ребёнок, придерживая карточку левой рукой, закрывает ею уже прочитанные слова. Таким образом, он не даёт себе возможности вернуться к уже прочитанному. Карточка должна двигаться в одном заданном темпе, что стимулирует достаточно быстрый темп чтения.

    5. Развитие антиципации текста.

1) На доске написаны скороговорка или придуманные детьми четверостишие, загадка. После предварительного прочтения учитель убирает окончания нескольких слов и просит восстановить текст. Убираются целые слова, восстановить текст  предлагается по памяти.

2) Прочитать предложения, у которых пропущены окончания отдельных слов.

3) Восстановить слова на основе заданных комбинаций согласных.

Написать слова, у которых есть такие согласные:

К-н  кино, океан, конь, окно…

С-л  сила, соль, осёл, село…

4) Дописать пропущенные слова в пословицах, фразеологизмах, предложениях.

Сделал дело…       .     Дверь была…                .           Тише едешь…    .

    II. Развитие внимания

    Чтение – вид деятельности, в котором значение внимания особенно велико, так как без умения сосредоточиться, организовать внимание, быстрое чтение невозможно. Значит, обучение быстрому чтению должно включать в себя как обязательный элемент развития навыков умственной концентрации сосредоточение. Поэтому ученикам предлагаются задания, позволяющие повысить уровень внимания, развить такие свойства внимания, как усидчивость, распределение, переключение, а также увеличить объём внимания. Для расширения объёма и распределения внимания используются корректурные пробы.

    Подчеркнуть в ряду буквы:

м – а / м с а ы у м а м а у ы с у о н о с а м и у о; 

у - ы / м с а у с ы п а м л е ы и у а о д т ж и р.

2) Для развития избирательного внимания используется методика   Мюнстерберга.

Найти среди буквенного текста слова, подчеркнуть их.

К н о с л и к п р с л о н д к в о л к и т

П р щ у к а т ь к а р а с ь т п с о м т д н

Найти общее понятие для слов каждого ряда. Какое из них лишнее?

Найти ошибки в тексте.

Я вчера буду купаться.

Мы завтра были на даче.

    III. Чтение и память.

 В книге О.А. Кузнецова «Техника быстрого чтения» отмечается, что память – это динамический процесс, поэтому качественные и количественные показатели памяти определяются степенью активности психической деятельности человека. Известно, что объём оперативной памяти у взрослого человека составляет 7±2 единицы хранения. У младшего школьника – на 2  единицы меньше. Это единицы хранения может быть буква, слог, слово, фраза, идея.Для повышения эффективности чтения нужно сделать содержание этих единиц хранения более ёмкими, т.е. для повышения эффективности восприятия и запоминания текста при чтении необходимо объединить считываемую информацию в крупные информационно-смысловые блоки (словосочетания, предложения, идеи).

Игровые упражнения, направленные на развитие вербальной памяти детей.

    Игра «Кто больше запомнит?».

Первый участник называет любое слово. Следующий участник игры повторяет названное слово и произносит своё и т.д. Перед началом игры можно обговорить тему, по которой учащиеся будут подбирать слова. Например, на уроке русского языка – имена существительные женского рода.

    Игра «Запоминаем рисуя».

Ведущий готовит список из 20 слов. Последовательно называет слова, после каждого названного слова считает до 3. За это время участники знаком зарисовывают названное слово. В конце игры они должны назвать все слова по порядку, опираясь на свои рисунки.

    Игра «Запоминаем слова».

 Игра проводится в парах.  Каждый из партнеров берёт лист бумаги и пишет на листке 20 слов. Пока дети пишут, они должны запомнить эти слова. Через одну минуту участники обмениваются листочками и проверяют, на сколько хорошо каждый из них запомнил записанные слова.

    IV. Приёмы  осмысления  текста.

Конечным результатом и целью любого чтения является понимание прочитанного. Для осмысления текста необходимо не только быть внимательны м при чтении, но и владеть определенными приёмами, к которым относится осмысление смысловых опорных пунктов, антиципация и реципация.

Первый приём: выделение опорных пунктов предполагает деление текста на части, его смысловую группировку, т.е. выделение в тексте основных идей, значимых слов, фраз, и из них создание логической цепи.

Второй приём: антиципация – предвосхищение или смысловая догадка.

Третий приём: реципация – мысленный возврат к прочитанному под влиянием новых мыслей, возникающих в процессе чтения.

Предложенные упражнения позволяют работать над формированием и развитием навыков чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система упражнений по формированию навыка чтения целыми словами.

В докладе приведена система упражнений, которые можно использовать на уроках  для формирования навыка чтения целыми словами....

Урок обучения грамоте по теме Буквы Щ,щ, звук [щ]. Формирование навыков чтения.

Урок обучения грамоте проводится в конце букварного периода.Способствует развитию познавательного интереса,обобщению знаний учащихся об изученном звуке.Дети учатся понимать прочитанное и применять пох...

Развитие интереса к чтению. Формирование навыка чтения.

В статье речь идёт о  развитии и формировании навыка чтения....

Упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении

В статье представлены упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении...

Авторская программа "Я учусь читать!"по формированию навыка чтения и профилактике дислексии (нарушения чтения)

Авторская программа"Я учусь читать!" предназначена работы по  формированию и совершенствованию полноценного навыка чтения , предупреждению нарушения чтения .Программа направлена на организацию до...

Формирование навыков чтения через эффективные приёмы на уроках литературного чтения и внеклассной работе 

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начальной школы. И эта задача актуальна, так как чтение является богатейшим источником познания жизни и инструмен...