Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса УМК "Школа 2100"
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме

Ясиновская Марина Витальевна

В 4-ом классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» – это курс русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно-исторического и общечеловеческого. Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в 1–4-ом классах, составить представление о многообразии творчества писателей. Так, например, в 1-ом классе дети читают стихи С.Я. Маршака для малышей, во 2-ом классе – его переводы народных песенок и сказки Ивана Франко; в 3-м классе – пьесу, в 4-м классе – статью-эссе о Михаиле Пришвине, переводы из зарубежной поэтической классики (Киплинг, Бёрнс).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_4.doc289.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Программа  «Литературное чтение»

соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего  образования.


                                                             
   Пояснительная записка

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.


             
Цель уроков чтения в начальной школе  – научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя.

     
           Грамотный читатель в нашем понимании – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

                Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1) формирование техники чтения и приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
3) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;
4) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.


             Цели  и задачи обучения  соответствуют целям и задачам  школы и МО.

                               

                        Общая характеристика учебного предмета.

        В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
                                           

                                          Линии, общие с курсом русского языка:
• овладение функциональной грамотностью;
• овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
• овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

               Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:
• определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
• приобщение к литературе как искусству слова;
• приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

        В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако, в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. Суть её заключается в следующем.

В 4-ом классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» – это курс русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно-исторического и общечеловеческого. Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в 1–4-ом классах, составить представление о многообразии творчества писателей. Так, например, в 1-ом классе дети читают стихи С.Я. Маршака для малышей, во 2-ом классе – его переводы народных песенок и сказки Ивана Франко; в 3-м классе – пьесу, в 4-м классе – статью-эссе о Михаиле Пришвине, переводы из зарубежной поэтической классики (Киплинг, Бёрнс). Таким образом, одним из ведущих принципов отбора и расположения материала, помимо названных выше, является монографический принцип.

         За  4 года обучения в начальной школе дети неоднократно обращаются к произведениям авторов: А. Барто, В. Берестова, Е. Благининой, Ю. Владимирова, А. Волкова, О. Григорьева, В. Драгунского, Б. Заходера, Ю. Коваля, С. Козлова, Ю. Коринца, С. Маршака, Н. Матвеевой, В. Маяковского, Ю. Мориц, Э. Мошковской, Г. Остера, К. Паустовского, М. Пришвина, А. Пушкина, Г. Сапгира, А. Н. Толстого, Э. Успенского, Д. Хармса, Г. Цыферова, Саши Чёрного, А. Чехова и др. Они читают их произведения, написанные в различных жанрах, разнообразные по тематике, предназначенные для читателей разного возраста. В 4-м классе дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы.

Такова внутренняя логика системы чтения.

Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно - художественной значимости для ребёнка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.

При составлении учебника для 3-го класса в большей мере, чем во всех остальных, учитывался принцип актуализации тематики чтения. Тексты, которые читают дети, связаны с природным и историческим календарём. Логика системы чтения в целом, о которой шла речь выше, не позволила реализовать этот принцип одинаково последовательно во всех книгах, что, с нашей точки зрения, абсолютно оправданно.

           В учебнике 4-го класса форма подачи текстов – диалоги постоянно действующих героев – профессора-литературоведа Николая Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории русской детской литературы, видят не только реалии былого, но и живых писателей, разговаривают с ними, задают вопросы. В учебнике содержится обширный дополнительный материал: биографические сведения о писателях, воспоминания современников, отрывки из писем и дневников.

Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей. Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

                                                I этап. Работа с текстом до чтения.

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

                                              II этап. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста

(приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

                                             III этап. Работа с текстом после чтения.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или

совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

          Программа по литературному чтению для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
         1. Тематика чтения.
         2. Техника чтения.
         3. Формирование приемов понимания прочитанного.
         4. Элементы литературоведческого анализа текста. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного.
         5. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями.
         6. Развитие устной и письменной речи.

  1. Тематика  чтения.

   Тематика чтения представлена в содержании учебного предмета.
     

                                           2. Техника чтения. 4-й класс.

На  момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:

1) способ чтения – чтение целыми словами;

2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

3)  скорость чтения –  установка на  нормальный для  читающего темп  беглости, позволяющий ему осознать текст;

4) установка на постепенное увеличение скорости чтения. Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для  передачи точного смысла высказывания.

       Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения. Выпускник начальной школы должен также уметь читать осознанно текст про себя.

    3. Формирование приемов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности. 4-й класс

Развитие умений:

– самостоятельно осмысливать заглавие произведения;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;

– проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);

– самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;

– устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;

– находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему.

Дети, заканчивающие начальную школу, при чтении доступных им художественных текстов овладевают правильным типом читательской деятельности, а именно могут:

– прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов;

– самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;

– проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;

– формулировать главную мысль, соотносить её с заглавием текста;

– составлять простой и сложный план текста;

– пересказывать текст по плану.

4. Элементы литературоведческого анализа, эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного, элементы анализа.

4-й класс

Развитие умения определять основную тему и главную мысль произведения.

Продолжение работы над образами литературных героев.  Ознакомление детей с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории русской детской литературы. Наблюдение над языком художественных произведений. Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному.

                           5. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями

           На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:

Детская литература, история детской литературы, темы произведений детской литературы. Пролог и эпилог в художественном произведении. Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары). Басня, её особенности (сюжет, герои, сценичность, нравоучительный смысл).

    Баллада – рассказ в стихах.

   Фантастическая повесть, её отличие от сказочной повести.

   Юмор и сатира в произведениях детской литературы.

 

                                              6. Развитие устной и письменной речи.     4-й класс

   Обучение:

- - подробному, сжатому и выборочному пересказу (с опорой на план) повествовательного текста с элементами описания или рассуждения;

– составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала;

– творческим устным рассказам от имени одного из героев с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания.

Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения.

Письменные творческие работы (сочинения) по окончании чтения каждого раздела. Развитие умения писать на тему (этапы подготовки к сочинению: обдумывание и обсуждение темы, формулирование главной мысли сочинения, коллективное и самостоятельное составление плана).

Творческие работы: написание сочинений, сказок, рассказов, стихотворений; иллюстрирование, инсценирование.

   

                                                 Чтение. Работа с текстом.

       В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы. У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях. Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

                               Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.

Выпускник научится:

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
  • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию;
  • находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение);
  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
  • понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нём информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства текста;
  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
  • работать с несколькими источниками информации;
  • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

             Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.

Выпускник научится:

  • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую;
  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте;
  • находить аргументы, подтверждающие вывод;
  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

  • делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
  • составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

                                               Работа с текстом: оценка информации.

Выпускник научится:

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сопоставлять различные точки зрения;
  • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
  • в процессе работы с одним или несколькими источниками
  • выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

                                                         Программа создана на основе:

1.      Закона об образовании РФ.

2.    Федерального государственного образовательного стандарта.

  1. 3.       Базисного учебного плана.
  2. 4.     Образовательной программы  «Чтение и литературное образование», авторы  Бунеев Р.Н., Бунеева.

           5.     Примерной программы по литературному чтению. Москва «Просвещение» 2010г              

                           

                                                Данная программа классифицируется как компилятивная.                        

                  В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс.

                  На изучение предмета «Литературное чтение» во 4-м классе отводится:                

                                                             -всего 102 часа  в учебный год  (3часа в неделю).

                                                             Проверочных работ – 7ч

                                                             Итоговая проверочная работа – 1ч.


  Содержание учебного материала.

п/п

Наименование разделов

Элементы содержания раздела

Планируемые результаты

Кол – во

часов

Система оценки

Дата

1.

Раздел I. «Любимые книги».

Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

5ч+1ч

Проверка техники чтения.

Проверочная работа №1.12.09.

02.09 – 12.09

2.

Раздел II. «У истоков русской детской литературы».

Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.

самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

– самостоятельно находить ключевые слова;

 

15 ч

Проверочная работа №2. - 30.09.

Обобщение по разделу «У истоков русской детской литературы». Проверочная работа №3.15.10.

16.09 – 17.10

3.

Раздел III «Путешествие продолжается…».

  Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям. Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.

самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

    высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему) – понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;

31ч

Проверочная работа №4 - 28.11.

Обобщение  по разделу «Детская литература XIX века».

Проверочная работа №4 – 28.11.

Проверочная работа №5 - 16.01.

Проверка техники чтения за I полугодие

26.12.

21.10 – 16.01.

4.

Раздел IV «Век XX.Новые встречи со старыми друзьями».

Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг.

Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова.

Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый

тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто, романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).

Детская литература 1930–1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.

Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей:

стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.

.

иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;

– самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;

относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;

видеть языковые средства, использованные автором.

50 ч

Обобщение по разделу «Новые встречи со старыми друзьями». Проверочная работа №6 - 11.03

Проверочная работа №7 -  12.05.

 Обобщение по разделу «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями».

Итоговая проверочная работа №8 -  19.05.

Проверка техники чтения за II полугодие 15.05.

20.01. – 29.05

           

                                     Календарно – тематическое планирование по литературному чтению

                                                                                                                                                                               всего 102  часов, в неделю -3 часа.

№ п\п

    Дата

                 

                            Изучаемые темы

Кол-во

часов

         Тип урока

план

факт

1

02.09.

Введение в курс литературного чтения. Пролог. Знакомство с учебником.

1

Комбинированный

Раздел 1. Любимые книги.

5 ч+1ч

2

03.09.

Г.Сапгир. «Сегодня, завтра и вчера». Знакомство с героями путешествий.

1

Комбинированный

3

05.09.

Фантастическая повесть Е.Велтистова. «Приключения Электроника».

1

Комбинированный

4

09.09.

Сходство и различие сказочной и фантастической повести.

1

Комбинированный

5

10.09.

Ю.Мориц. «Баллада о фокусах шоколада».

1

Комбинированный

6

12.09.

Проверочная работа № 1  по разделу «Любимые книги».

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Раздел 2. У истоков русской детской литературы.

15 ч

7

16.09.

Зарождение литературы.  А.Пушкин. «Борис Годунов» (отрывок).

1

Комбинированный

8

17.09.

«Повесть временных лет». Расселение славян. Славянская азбука.

1

Комбинированный

9

19.09.

«Похвала книгам» Ярослава Мудрого.

1

Комбинированный

10

23.09.

Почему не стареют наказы Владимира Мономаха.

1

Комбинированный

11

24.09.

Путешествие 1.

XVII век. Справщик  Савватий – первый детский писатель.

1

Комбинированный

12

26.09.

Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина.

1

Комбинированный

13

30.09.

Проверочная работа № 2 по разделу:

«Древнерусская литература XI-XVII вв».

1

Урок обобщения и систематизации знаний

14

01.10.

Путешествие 2.

XVIII век. Сон незнакомого мальчика.

1

Комбинированный

15

03.10.

Конец XVIII века. С.Аксаков. «Детские годы Багрова – внука».

1

Комбинированный

16

07.10.

 «Детские годы Багрова – внука». Традиции семейного чтения.  

1

Комбинированный

17

08.10.

А. Болотов  «Жизнь и приключения Андрея Болотова».

1

Комбинированный

18

10.10.

 

Нравоучительные статьи Н.И.Новикова.  

1

Комбинированный

19

14.10.

Детские стихи А.Шишкова.  

1

Комбинированный

20

15.10.

Проверочная работа № 3 по разделу «У истоков русской литературы».

1

Урок обобщения и систематизации знаний

21

17.10.

Сочинение в стиле нравоучительной статьи.

1

Комбинированный

Раздел 3. XIX век. Путешествие продолжается …

     31ч

22

21.10.

Путешествие 3. Начало XIX века. И.А.Крылов. «Слон и Моська».

1

Комбинированный

23

22.10.

И.А.Крылов. «Квартет». Характерные особенности басни.

1

Комбинированный

24

24.10.

Путешествие 4. Первая русская литературная сказка.

1

Комбинированный

25

28.10.

А.Погорельский. «Черная курица».

1

Комбинированный

26

29.10.

А.Погорельский. «Черная курица».

1

Комбинированный

27

31.10.

 «Черная курица». Главный герой сказки.

1

Комбинированный

28

11.11.

Путешествие 5.Лето 1831 года. Исторические рассказы А. Ишимовой.

1

Комбинированный

29

12.11.

А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане». Знакомство с героями сказки.

1

Комбинированный

30

14.11.

А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане».

1

Комбинированный

31

18.11.

 «Сказка о царе Салтане». Мир Салтана и мир Гвидона.

1

Комбинированный

32

19.11.

 «Сказка о царе Салтане». В чем главный смысл сказки?

1

Комбинированный

33

21.11.

В.А.Жуковский. «Спящая царевна».

1

Комбинированный

34

25.11.

Литературные сказки.  Обобщение.

1

Урок обобщения

35

26.11.

 «Война грибов с ягодами». Сказка в обработке В.Даля.

1

Комбинированный

36

28.11.

Проверочная работа № 4. А. Ишимова  «Славяне».

1

Урок обобщения и систематизации знаний

37

02.12.

Путешествие 6.

Мир природы приходит на страницы книг.

1

Комбинированный

38

03.12.

Поэты XIX века о природе.

1

Комбинированный

39

05.12.

Н.Некрасов. «Дед Мазай и зайцы».

1

Комбинированный

40

09.12.

Дедушка Мазай - добрый охотник.

1

Комбинированный

41

10.12.

Путешествие 7. Школа Л.Толстого в Ясной Поляне.

1

Комбинированный

42

12.12.

Л.Н.Толстой как учитель. Сказка «Два брата».

1

Комбинированный

43

16.12.

Непростые простые тексты Л.Н.Толстого.  

1

Комбинированный

44

17.12.

Практикум «Учусь читать художественную прозу».

1

Комбинированный

45

19.12.

К.Д.Ушинский. «Столица и губернский город».

1

Комбинированный

46

23.12.

К.Д.Ушинский. «Деревня и уездный город».

«Проселочная дорога».

1

Комбинированный

47

24.12.

К.Д.Ушинский «Наше Отечество», «Жалобы зайки».

1

Комбинированный

48

26.12.

Проверка техники чтения за 1-е полугодие.

1

Контрольный

49

09.01.

А.И.Куприн. «Слон».

1

Комбинированный

50

13.01.

А.И.Куприн. «Слон».

1

Комбинированный

51

14.01.

А.И.Куприн «Слон».

Комбинированный

52

16.01.

Проверочная работа № 5 по разделу ««XIX век. Путешествие продолжается».

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Раздел 4. Век XX. Новые встречи со старыми друзьями.

50 ч

53

20.01.

Путешествие 8.

(В…библиотеку). Загадки Л.Чарской.

1

Комбинированный

54

21.01.

Л.Чарская. «Записки маленькой гимназистки».

1

Комбинированный

55

23.01.

Л.Чарская. «Записки маленькой гимназистки».

1

Комбинированный

56

27.01.

Л.Чарская. «Записки маленькой гимназистки».

1

Комбинированный

57

28.01.

Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Житков и Маршак.

1

Комбинированный

58

30.01.

Б.Житков. «Николай Исаич Пушкин».

1

Комбинированный

59

03.02.

Гимназисты Корнея Чуковского.

1

Комбинированный

60

04.02.

Обэриуты. Стихи Д.Хармса.

1

Комбинированный

61

06.02.

Стихи Ю. Владимирова, А. Веденского.

1

Комбинированный

62

10.02.

Путешествие 10.«Вокруг Маршака». Стихи А.Введенского.

1

Комбинированный

63

11.02.

С.Сивоконь. «Везите все, как есть, почитаем!»

1

Комбинированный

64

13.02.

Е.Шварц. «Два брата».

1

Комбинированный

65

17.02.

Е.Шварц. «Два брата».

1

Комбинированный

66

18.02.

Е.Шварц. «Два брата».

1

Комбинированный

67

20.02.

Б.Галанов. «Книжка про книжки».

1

Комбинированный

68

25.02.

А.Н.Толстой. «Фофка».

1

Комбинированный

69

27.02.

А.Н.Толстой. «Кот – сметанный рот».

1

Комбинированный

70

03.03.

Птицы с «характерами». М.Пришвин. «Изобретатель».

1

Комбинированный

71

04.03.

С.Я.Маршак. «Сила жизни».

1

Комбинированный

72

06.03.

Р.Киплинг. «На далекой Амазонке». Р.Бернс. «В горах мое сердце».

1

Комбинированный

73

11.03.

Обобщение по разделу «Новые встречи со старыми друзьями». Проверочная работа № 6.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

74

13.03.

Путешествие 11. В.Маяковский. «История Власа – лентяя и лоботряса».

1

Комбинированный

75

17.03.

А.Барто. «Снегирь».

1

Комбинированный

76

18.03.

Ю.Олеша. «Три толстяка».

1

Комбинированный

77

20.03.

Ю.Олеша. «Три толстяка».

1

Комбинированный

78

01.04.

Ю.Олеша. «Три толстяка».

1

Комбинированный

79

03.04.

Ю.Олеша. «Три толстяка».

1

Комбинированный

80

07.04.

Б.Галанов. «Как найти город Трех Толстяков?»

Практикум «Учусь работать с научно – популярным текстом».

1

Комбинированный

81

08.04.

Путешествие 12.  «Дорогие мои мальчишки». Р. Фраерман. «Гайдар и дети».

1

Комбинированный

82

10.04.

А.Гайдар. «Тимур и его команда».

1

Комбинированный

83

14.04.

А.Гайдар. «Тимур и его команда».

1

Комбинированный

84

15.04.

А.Гайдар. «Тимур и его команда».

1

Комбинированный

85

17.04.

Путешествие 13.Смешные книжки. Н.Носов «Федина задача».

1

Комбинированный

86

21.04.

В.Драгунский. «Что любит Мишка».

1

Комбинированный

87

22.04.

Стихи А.Барто. Сатира или юмор?

1

Комбинированный

88

24.04.

Путешествие 14. «Книжкины именины». Стихи Е.Благининой, Б.Заходера, Ю.Коринца.

1

Комбинированный

89

28.04.

Стихи И.Токмаковой, Г. Сапгира.

1

Комбинированный

90

29.04.

Стихи Э. Мошковской, Э.Успенского.

1

Комбинированный

91

05.05.

Стихи С.Черного, В.Долиной.

1

Комбинированный

92

06.05.

Миниатюры Г.Цыферова.

1

Комбинированный

93

08.05.

Стихи Н.Матвеевой.

1

Комбинированный

 94

12.05.

Проверочная работа № 7 по разделу «Век ХХ. Новые встречи

со старыми друзьями».

1

Урок обобщения и систематизации знаний

95

13.05.

Практикум. «Учусь читать лирический текст» по стихотворению Н.Матвеевой «Лето».

1

Комбинированный

96

15.05.

Проверка техники чтения за II полугодие.

1

контрольный

97

19.05.

 Итоговая проверочная работа № 8.

1

Урок проверки и коррекции знаний.

98

20.05.

Пьеса – сказка С.Козлова. «Снежный цветок».

1

Комбинированный

99

22.05.

Пьеса – сказка С.Козлова. Знакомство с героями.

1

Комбинированный

100

26.05.

Путешествие 15.

К.Драгунская. «Крайний случай», «Ерунда на постном масле».

1

Комбинированный

101

27.05.

Тим Собакин. «Цвет ветра», Самолет», «До будущего лета».

1

Комбинированный

102

29.05.

Эпилог. Письмо авторов учебника к читателям.

1

Комбинированный

                                                

                                        Описание учебно – методического обеспечения.

         Материалы по федеральному государственному образовательному стандарту:

  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)
  • Планируемые результаты начального общего образования. М.:  Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения)

Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).

                              Для реализации программного материала используют следующие учебные пособия:

  1. Бунеев, Р. Н., Бунеева, Е. В. Литературное чтение: В океане света: книга для чтения в 4 классе. – Ч. 1, 2. – М.: Баласс, 2011.
  2. Бунеев, Р. Н., Бунеева, Е. В., Чиндилова, О. В. Тетрадь по чтению к учебнику «В океане света». 4 класс. – М.: Баласс, 2011.
  3. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Методические рекомендации для учителя. Уроки литературного чтения в 4-м классе. – Изд. 3е, перераб. – М. : Баласс, 2010.
  4. Соболева О.В. Беседы о чтении, или Как научить детей понимать текст: Методическое пособие для учителя начальных классов. — М.: Баллас, 2009. — 144 с. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Методическая библиотека учителя начальных классов»)
  5. Соболева О.В. Толковый словарик к учебникам «Литературное чтение». 3–4-й класс.
  6. Система упражнений для письма и чтения детей с ОНР Л.Г. Кобзарева «Учитель», 2004г
  7. Уроки речевого творчества. Н.Н. Каландарова «Вако», 2008г
  8. Настольная книга учителя. В.П.Шульгина «Феникс», 2002г

Описание материально – технического обеспечения.

Печатные пособия: плакаты по литературному чтению, тесты, карточки;

Экранно – звуковые пособия: диски;

Технические средства обучения: компьютер; проектор; интерактивная доска «SMART».




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "Школа 2100"

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по учебнику Р.Н.Бунеева, Образовательная система "Школа 2100". Содержит все необходимые разделы....

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс. УМК 2100

Рабочая программа по литературному чтению разработана для 2 класса  в соответствии с новыми стандартами. Программа составлена по программе 2100. Авторы  учебника Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунее...

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа 2100

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению, 1 класс, программа " Школа 2100", надомное обучение...

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "ШКОЛА 2100"

Рабочая программа по литературному чтению...

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс школа 2100

Данная рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование...

рабочая программа по литературному чтению 4 класс ШКОЛА 2100

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 4 класса. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального обще...