Урок литературного чтения в 4 классе по рассказу В.Ю. Драгунского "Что любит Мишка"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Любимова Леся Павловна

Урок литературного чтения в 4 классе по рассказу В.Ю. Драгунского "Что любит Мишка" .Образовательная программа "Школа  2100 "

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_liter._chteniya_v_4_klasse_po_rasskazu_v.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:


Урок литературного чтения в 4 классе по рассказу В.Ю. Драгунского
"Что любит Мишка"
Образовательная программа "Школа 2100"

Цели: обучение детей формулировать тему и идею произведения; совершенствование различных видов анализа прозаического произведения; углубление знаний учащихся по теме; обработка умения характеризовать литературного героя; развитие устной монологической речи. Развитие творческих способностей детей, навыков выразительного чтения.

Воспитание любви к своим близким, к животным, к природе.
Оборудование: иллюстрация к рассказу, карточки с ключевыми словами, пластинка с записью музыки Ф.Шопена, выставка книг В.Ю.Драгунского.
                                                             
Ход урока

1. Организационный момент

. 1.Воспроизведение детьми того уровня знаний о предмете понимания, каким они обладают на начало урока.

На занятиях по  литературному чтению  мы учимся быть вдумчивыми читателями.

- Что значит быть вдумчивым читателем?

(Д. Во время чтения необходимо понять точку зрения автора на героев,  понять их поступки и характеры, настроение)

2. Заочное путешествие к В.Ю.Драгунскому.
Вы дома самостоятельно путешествовали на машине времени в 60-е годы в гости к Виктору Драгунскому.
-  Какие ассоциации возникают, когда слышишь фамилию Драгунский? (детский, писатель, юмор, друг, воспитание и т.д.)

- В каком жанре работал писатель? (писал рассказы, прозаик)
- Какие рассказы В.Ю. Драгунского вы читали? (Англичанин Павля", ":Бы", "Арбузный переулок", "Надо иметь чувство юмора", "Независимый горбушка", "Заколдованная буква", "Друг детства", "Тайное становится явным", "Кот в сапогах".)

- Что их объединяет? (Смех) Презентация

-Можно ли назвать Виктора Драгунского писателем - юмористом.

(Д.-нет, в его рассказах веселое, смешное лишь часть повествования, они наполнены глубоким смыслом, он говорит о серьёзных проблемах, включая юмористические ситуации, для того, чтобы юным читателям было проще понять.)
- Когда читаешь рассказы Драгунского ,то кажется ,что писатель прожил несколько жизней. Он был и токарем ,и режиссером ,и лодочником ,и  актёром , и даже работал в цирке клоуном. А когда в 40 лет у писателя родился сын Денис- он стал писателем. Читая рассказы В.Драгунского, понимаешь, что писатель влюблён в своих героев, он понимает их мысли ,чувства,  переживания. Бывает, он подшучивает над своими героями, но это шутка добрая, с любовью к ним.

И сегодня мы с вами убедимся в этом ещё раз.

3.Какое произведение В. Драгунского вы читали дома? ( «Что любит Мишка»)

В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка» - это и будет темой нашего урока.
- Сформулируйте цели урока, используя глаголы:

ПРОДОЛЖИТЬ (знакомство с жизнью и творчеством В Драгунского)

УЧИТЬСЯ (правильно и выразительно читать произведение и анализировать его)

ВОСПИТЫВАТЬ (любовь к чтению)

II .Выдвижение первичных версий ответа на задание учителя на предметном материале (в качестве материала выступает текст)

-О чём этот рассказ? Попробуйте сказать кратко и доказать свой ответ.

(учитель фиксирует на доске версии детей, помечая,  кому принадлежит версия в столбик, слева;

справа  оставляет  место для знаковой фиксации)

Д. (предполагаемые версии)

- о Мишке

-о Дениске

- о  дружбе

- о том, что любит Мишка

- о друзьях

- о  учителе музыки

III.  Знаковая фиксация данных версий в рисунках или схемах. (Обучающиеся делают схематический рисунок,   каждый  к своей версии)

         IV.  Организация коммуникаций  между детьми по обсуждению данных версий, с опорой на возникшие зарисовки.

      -Подумайте, как разобраться с версиями?

      Д.-  Разделить текст на части и выделить настроение героев, их взаимодействие, отношение  друг к  другу)                                                                                                                          

-                 (название сцен заносится в таблицу на доске, где фиксируется взаимоотношения героев в этих сценах)                                                                                                                                                                 2.Выделение смысловых сцен:

-встреча с преподавателем музыки

-что любит Дениска

-Мишкины интересы

-«...Чуть не забыл»

Во время акцентного вычитывания  педагог исходит из логики развития способности и реально                    складывающейся     ситуации, просит обучающихся свои точки зрения подтверждать текстом произведения.

 3. Назовите героев рассказа (Мишка, Дениска, Борис Сергеевич)

     Кто является рассказчиком? ( Дениска)

Сцены

Борис Сергеевич

Дениска

Мишка

Встр

Встреча с преподавателем музыки.

Я люблю музыку больше всего на свете

Что любит Дениска?

Целый мир

Я много чего люблю...

Мишкины интересы

Целый продуктовый магазин

Разные разности

-«...Чуть не забыл»

.(Встрепенулся, покраснел

-Что вы  узнали о Дениске и Мишке, из текста?(приятели, одноклассники, друзья)

 Что любит Дениска? А что любит Борис Сергеевич. Что любит Мишка?(ответы детей)                 ---(Подтвердите словами из текста.)

- Во время чтения вам встретились незнакомые слова. Прочитайте их.

-Сейчас постараемся объяснить лексическое значение этих слов (Слайды)

КАВАЛЕРИСТ        

  БОРЖОМ  -минеральная вода                                                      

ЧАСТИК-сорт рыбы

 ЛАНЬ - это животное семейства оленей, отличающееся быстротой бега и стройностью.
ЗЕЛЬЦ - сорт колбасы.

Вы сказали ,что Мишка и Денис приятели, друзья. Одинаковые ли у них интересы?

 Сейчас дадим характеристику каждому герою. чтобы понять ,почему у них разные интересы.

4.Чтение произведения и его анализ.

1) 1 сцена.Чтение 1 абзаца цепочкой.

Какие вопросы можно поставить к прочитанному?

2)Чтение по ролям.

Прочитайте диалог учителя и Дениски и подготовьтесь к чтению по ролям, исключая слова автора (работа в парах) 

-Что любит Борис Сергеевич? (музыку) Фиксируем в таблице.

-Что узнали о Шопене из слов учителя?

Фридрих Шопен- великий польский композитор и пианист.

 Послушайте его музыку и подумайте,  почему Борис Сергеевич очень любит музыку этого композитора..(Звучит музыка)

-Почему Борис Сергеевич очень любит музыку  Шопена?(она  красивая, завораживает. наполняет сердце радостью)

-Найдите в тексте, как он сам ответил на вопрос.

 3.Физкультминутка

4)Вторая сцена.

Что любит Дениска: докажите словами из текста.

Как  учитель подвёл итог тому, что любит Дениска? (Целый мир) Фиксируем в таблице.

Как это понимаете? (Разнообразие: и природа, и ремёсла, и история ,и космос)

Как это характеризует Дениску Докажите.( Обучающиеся выбирают нужные слова)

Любознательный                            вежливый

Ленивый                                          смелый

Добрый                                            добродушный

Честный                                           весёлый

Общительный                                 скучающий

Обидчивый                                      грустный

3)Третья сцена. Выборочное чтение

-Прочитайте ,как в разговор учителя и Дениски вмешался Мишка.

-Найдите слово, которое характеризует состояние Мишки.(Надулся)

-Подберите синонимы к слову    надулся.

-Почему Мишка надулся?

- Как понимаете слова учителя « Поведай тайну души своей.»?
- Дениска любит целый мир, а что любит Мишка?

-Найдите в рассказе, как об этом говорится двумя словами,(Разные радости) Фиксируем в таблице.

-Уточним ,какие разные разности любит Мишка. Прочитайте.

-Как назвать одним словом (Продукты)

-Что можно сказать о Мишке? (Сластёна, лакомка)

-Чего ждал Мишка? (похвалы)

-Почему ответ Мишки вызывает смех ?
- Найдите ключевые слова, говорящие об особенностях характера Мишки во время его рассказа о любви? (люблю, горячо люблю, очень люблю, люблю больше всех, от всей души люблю)
- Как он себя вёл?( Говорил, бормотал, выдохся и замолчал)
- О чем говорят эти слова?

Выборочное чтение.
- Прочитайте, как смотрел на Мишку Борис Сергеевич. Почему?
-С какой целью писатель делает паузу? Это кульминационный момент рассказа.
- Когда вспомнил Мишка о любви к людям? Прочитайте, как он прореагировал? Вывод.
Посмотрите, сколько слов Мишка употребил, чтобы описать свою любовь к пище и сколько о любви к людям.
- Только ли нам смешно? Почему грустно? Этот рассказ смешной и серьёзный.
- Как автор относится к Мишке? (
Мишке - с юмором, но учит.)
- Сатирический этот рассказ или юмористический?
- Почему так считаете?
- Какова главная мысль рассказа.
- Зачем В.Ю.Драгунский написал рассказ "Что любит Мишка"?
- Ребята, а что любите вы?

-Найдите в тексте ,как отреагировал учитель на речь Мишки
?(строго)

-Почему?

4) Четвёртая сцена

 Прочитайте два последних абзаца.

-В какой момент изменилось настроение Мишки?

-На что обратил внимание учитель?(на любовь к людям и животным)                                                       -Почему?(Это духовная. главная любовь, благодаря которой живёт человек. Духовный мир человека не ограничивается любовью к продуктам, он должен быть намного богаче, шире, разнообразнее)

-Найдите в тексте глаголы, которые показывают, как отреагировал Мишка на слова учителя.(Встрепенулся, покраснел)

-А когда люди краснеют?

-Почему Мишке стало стыдно?(не сказал самого главного)

- Оказывается ,он любит и котят, и бабушку, и родителей, наверное. Только пока не выделяет этот как главное

-Как вы думаете, после Мишкиной реакции и его последних слов изменится ли к нему отношение Бориса Сергеевича?

-Выберите слова, которые характеризуют Мишку.( обучающиеся выбирают из ряда слов)

-Как к героям относится автор? (К Дениске - с уважением, к Мишке - с юмором, но учит.)

-Почему Драгунский назвал свой рассказ « Что любит Мишка»?

-Почему ребята по- разному ответили на вопрос «что любишь»

-В жизни нет двух одинаковых людей,  как и в литературе нет двух  одинаковых персонажей, абсолютно схожих между собой. Это первая идея произведения.

Но есть и вторая.

- Как вы думаете ,может ли Мишка изменится в лучшую сторону?(Человеку свойственно меняться в лучшую сторону) И  В. Драгунский тоже в это верит.

-Какой совет вы могли дать Мишке? (Любить свою семью

любить своих близких и почаще им об этом говорить.)

«На свете всё сыщешь, кроме отца с матерью» -гласит народная мудрость. НЕ забывайте об этом.   

-Давайте вернёмся к авторскому замыслу и подумаем, то хотел Драгунский сказать юным читателям своим произведением.                                                                                            (Духовный мир человека не ограничивается любовью к продуктам, он должен быть намного богаче, шире, разнообразнее.)

- Сатирический этот рассказ или юмористический?
- Почему так считаете? (Рассказ Драгунского смешной и серьёзный. Сатира -мягкая и добрая. Она не высмеивает Мишку, на его примере предлагает читателям задуматься над собой.)

- Какова главная мысль рассказа.
- Зачем В.Ю.Драгунский написал рассказ "Что любит Мишка"? ( задуматься
- Ребята, а что любите вы?

          V.Вторичное выдвижение версий по исходной схеме и обозначение приращения

            Возможные версии:

            -об богатстве внутреннего мира;

            -о  мягкой сатире;

             - об учителе музыке, который помог Мишке вспомнить о родных

6. Итог урока.

На доске пословицы:

 

 

- Прочитайте пословицы и выберите те, которые помогут подвести итог нашей работы. Обоснуйте свой ответ.

7. Домашнее задание.

• Прочитайте рассказ и нарисуйте рисунок к понравившемуся отрывку.
• Прочитайте рассказ и придумайте, как могли бы развиваться события дальше.
• Напишите сочинение-миниатюру «Что я люблю».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 4 класс УМК "Школа России" «Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы».

Использование технологии развития критического мышления на уроке литературного чтения. Тема урока: К.Г.Паустовский «Заячьи лапы». Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний. ...

Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)

Конспект открытого урока  литературного чтения 2 класса по теме  «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...

Конспект урока литературного чтения 2 класс Л. Н. Толстой. Рассказ «Котёнок».

Конспект урока чтения для 2 класса по рассказу Л. Н. Толстого "Котенок"....

Конспект урока литературного чтения, 4 класс, В. Драгунский "Что любит Мишка"

Урок литературного чтения для обучающихся 4 класса УМК "Начальная школа 21 века" по теме В. Драгунский "Что любит МИшка" разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Урок снабжён презентацией....

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...

Методическая разработка урока литературного чтения 1 класс по рассказу В.Осеевой "Плохо".

Конспект урока литературного чтения в 1 классе по рассказу В.Осеевой "Плохо".Главными целями на данном уроке является создание условий для полноценного восприятия рассказа В.Осеевой.Также ос...