Урок литературного чтения в 4 классе по теме «Мир «детей» и мир «взрослых» в рассказе А. Чехова «Белолобый» (система развивающего обучения Л.В.Занкова)
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Горбунова Алла Викторовна

Разработка урока по литературному чтению в 4 классе по теме "Мир "детей" и мир "взрослых" в рассказе А.Чехова "Белолобый".  На уроке ведётся литературный анализ   с точки зрения героя произведения. "Понять мысли другого человека трудно, но всё-таки возможно" - эти слова определяют главную цель урока: проникнуть в "мир детей" и "мир взрослых", увидеть различие в восприятии мира. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ханты – Мансийский автономный округ – Югра

управление  образования

Администрации Октябрьского района

Муниципальное казенноё образовательное учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа  №7

Разработка

открытого урока  по литературному чтению    в 4 в классе      по теме  

«Мир «детей» и мир «взрослых» в рассказе А. Чехова «Белолобый» 

 

                                                   

                                                            Подготовила и провела :

 учитель высшей  

квалификационной категории

Горбунова Алла Викторовна

г.п.Талинка

2013г.

Тема: Мир «детей» и мир «взрослых» в рассказе А. Чехова «Белолобый»

Цели: провести литературный анализ главных героев произведения “Белолобый, учить смотреть на мир глазами героя; находить в подобных текстах точку зрения автора.

Развивать аналитические способности, умение работать с текстом, вести доказательную беседу, расширять кругозор учащихся.

Воспитывать интерес к творчеству писателя, нравственные нормы поведения через осмысление поведения и поступков героев и персонажей.

Ход урока

  1. Организационный момент.  Мы продолжаем открывать мир заново, путешествуя по  «Вселенной прозы» Назовите имя автора, благодаря которому нам уже удалось посмотреть на мир глазами трёхлетнего Гриши. А.П. Чехов – и великий актёр, и поэт». (Слайд 2)  Вам понравилось смотреть на мир глазами трёхлетнего Гриши?  Чему очень важному вы научились, благодаря  таланту автора смотреть на мир другими глазами?

-Понять мысли другого человека трудно, но всё-таки возможно. А вот понять мысли старой волчицы  и  посмотреть на мир её глазами хотите?  Тогда не будем терять время,  и определим задачи урока.

  1. Постановка целей уроков.  

-Определите задачи сегодняшнего урока.

Слайд 3.

  1. Научиться смотреть на мир глазами героев рассказа «Белолобый».
  2. Попытаться проникнуть в мир «больших» и мир «маленьких», увидеть отличие этих двух миров.

Но чтоб  урок нам продолжать,

 Вы должны всем рассказать:

Что вы  дома рисовали,

 И о чём  рассказ читали?

  1. Проверка домашнего задания: (на доске рисунки детей по содержанию рассказа «Белолобый»).

- Посмотрите на ваши замечательные рисунки.  -Какое задание можно с ними выполнить?

(Расположить в соответствии с сюжетной линией, зачитать отрывки из текста).

(У доски работают  три ученика, располагают рисунки. С остальными беседа).

- Дома вы познакомились с содержанием текста "Белолобый".  Поделитесь своими впечатлениями. (Ответы детей).

Может быть у вас есть вопросы по содержанию? (Словарь: унавоженная дорога, логово, зимовье).

Слайды 4-6

Навоз, органическое удобрение, состоящее из твёрдых выделений животных обычно в смеси с подстилочным материалом.

Логово, логовище, место долговременного отдыха, спячки или выведения детёнышей у некоторых млекопитающих. Л., в отличие от норы, устраивается на поверхности земли и обычно расположено в укромном месте: в густом кустарнике, зарослях тростника…

Зимовье – 1. Пребывание где-нибудь   зимой.

Место или помещение, где живут зимой или производят какую-нибудь зимнюю работу.

  1. Изучение нового материала.

      -Назовите главных героев рассказа. (Волчица и щенок). (Обратить внимание на рисунки).

– Какой приём использовал А.П.Чехов, чтобы показать внутренний мир волчицы? (А. П. Чехов использует широко распространенный в фольклоре и литературе прием очеловечивания животных. Но у писателя внутренний мир волчицы воспроизводится подробно, каждый ее поступок объясняется, мотивируется.)

-Докажите словами текста: стр. 103 «…волчиха думала, что это он от ветра…», «…подходя к зимовью, она  соображала». Стр.104 последний абзац (рассуждает о добыче).(Слайд 7)

-Чтобы лучше понять работу автора, как актёра и разобраться во внутреннем мире волчицы, поработаем в группах.

Работа в группах: (слайд 8)

1-2 группы. Покажите, обращаясь к тексту, что автор понимает заботы волчихи и ее трудности. (Волчиха «была уже не молода, и чутье ее ослабело», но ей необходимо прокормить не только себя, но и троих волчат. Поиск пищи – главная забота волчицы. Трудностей у волчихи было много. Самая большая – утрата чутья. «Волчиха была слабого здоровья, мнительная; она вздрагивала от малейшего шума и все думала о том, как бы дома без нее кто не обидел волчат». «Она была уже не молода и чутье у нее ослабело, так что, случалось, лисий след она принимала за собачий и иногда даже, обманутая чутьем, сбивалась с дороги, чего с нею никогда не бывало в молодости. По слабости здоровья она уже не охотилась на телят и крупных баранов, как прежде, и уже далеко обходила лошадей с жеребятами, а питалась одною падалью; свежее мясо ей приходилось кушать очень редко, только весной, когда она, набредя на зайчиху, отнимала у нее детей или забиралась к мужикам в хлев, где были ягнята».)

3-4 группа.  А. П. Чехов хорошо знает повадки волчихи. Какие это повадки? Перечислите. (Прежде чем идти на охоту, она облизывала своих волчат; при мысли о еде «зубы у нее щелкали и глаза светились в потемках, как два огонька», «жила она с волчатами в неглубокой яме; года три назад во время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну, отчего и образовалась эта яма. Теперь на дне ее были старые листья и мох, тут же валялись кости и бычьи рога, которыми играли волчата», «обыкновенно волчихи приучают своих детей к охоте, давая им поиграть добычей; и теперь, глядя, как волчата гонялись по насту за щенком и боролись с ним, волчиха думала: «Пускай приучаются». Все эти описания основаны на очень точных и достоверных наблюдениях. Чехов пишет так, что саму волчиху, ее поведение, ее самоощущение читатель хорошо представляет.)

Ответы учащихся по группам.

-А как автор относится к волчице? (фронтально)

– Покажите, что автор сочувствует и сопереживает волчихе, что он награждает ее совершенно человеческими характеристиками. (Чехов сочувствует волчихе, на это указывают прилагательные: «мнительная», «слабого здоровья», «вздрагивала от малейшего шума», «обманутая чутьем» и т. п. Во втором абзаце текста читаем: «едва высунешь язык, как его начинало сильно щипать» – автор говорит не о собственном языке. Он проникается ощущениями волчихи. Чехов пишет о волчихе: «думала», «помнила», «соображала»: «волчиха... все думала о том, как бы дома без нее кто не обидел волчат»; наблюдая за шатающимся Игнатом, «волчиха думала, что это от ветра». Или: «Зачем он бежит за мной? – думала волчиха с досадой. – Должно быть, он хочет, чтобы я его съела». «Думала... с досадой» – так можно сказать о человеке или о звере, если награждаешь его человеческими эмоциями и переживаниями. «Съем-ка его...» – решила волчиха. Она подошла к нему, а он лизнул ее в морду и заскулил, думая, что она хочет играть с ним. В былое время она едала собак, но от щенка сильно пахло псиной, и, по слабости здоровья, она уже не терпела этого запаха; ей стало противно, и она отошла прочь...»)

– Перечитайте внимательно четвертый и пятый абзацы рассказа. Кто так воспринимает сторожа Игната? Автор? Волчиха? (Это восприятие волчихи. В скобках уточнение: «волчиха думала, что это от ветра».)

– Расскажите об отношениях Белолобого и волчат. (Ответы детей.)

– Кто наблюдает за игрой малышей? А еще кто? (За игрой волчат наблюдала мать-волчиха и вороны, которые «очень беспокоились».)

– Найдите и прочитайте  отрывок текста от момента первого впечатления щенка от волчат и волчат от щенка: когда волчата не обращали на щенка внимания, а он лаял до хрипоты. (с. 106-107)

– Какую целостную картину рисует автор? («Стало шумно и весело. Солнце припекало уже по-весеннему…» – пишет Чехов, тем самым показывая, что даже природа принимает и одобряет игру малышей.)

-Какой вывод можно сделать для себя? (О дружелюбии).

Работа в парах: составить описание волчицы и щенка. (слайд 9)

волчица

Щенок

Старая        

Мнительная        

Осторожная        

Голодная        

Заботливая мать

Умная

Общительный

Баловной

Беззаботный

Глупый

Не знает жизни

–Найдите описание Белолобого в рассказе. (стр. 107) («Теперь, при дневном свете, легко уже было рассмотреть его... Белый лоб у него был большой, а на лбу бугор, какой бывает у очень глупых собак; глаза были маленькие, голубые, тусклые, а выражение всей морды чрезвычайно глупое».)

– Кто считает, что Белолобый глупый? (Уточнение «теперь, при дневном свете» указывает, что это волчиха рассматривает щенка и считает его глупым. Ночью волчиха не успела рассмотреть Белолобого.)

– А ещё кто? Щенок действительно очень глупый? (Странник и сторож Игнат считают щенка глупым. «– Ничего... – ответил Игнат. – Пустое дело. Повадился наш Белолобый с овцами спать, в тепле. Только нет того понятия, чтобы в дверь, а норовит все как бы в крышу. Намедни ночью разобрал крышу и гулять ушел, подлец, а теперь вернулся и опять разворошил крышу. – Глупый. – Да пружина в мозгу лопнула. Смерть не люблю глупых, – вздохнул Игнат, полезая на печь...»)

– Какое отношение вызывает Белолобый у читателя (у вас)? (Щенок маленький, он не делает ничего предосудительного.)

  1. Итог уроков.

-Какие задачи ставили в начале урока? Решили их?

  1. Научиться смотреть на мир глазами героев рассказа «Белолобый».

2. Попытаться проникнуть в мир «больших» и мир «маленьких», увидеть отличие этих двух миров.

-Кто «большой»  в рассказе? (Волчица, Игнат, странник).

-Кто «маленький»? (Щенок).

-Попробуйте определить тему урока.

(Слайд 10)Тема: Мир «детей» и мир «взрослых» в рассказе А. Чехова «Белолобый»

– Видите ли вы какое-нибудь сходство в рассказах «Гриша» и «Белолобый»: трудно ли в мире быть маленьким? (Малыши в рассказе – волчата и Белолобый. Волчата любимы своей матерью, она не прогоняет Белолобого, а позволяет волчатам играть с ним. Но Белолобому она не сочувствует, в нем она видит причину неудачной охоты. Никто не желает понять щенка. «Повадился наш Белолобый с овцами спать, в тепле, – говорит Игнат.» Он даже не задумывается, почему щенок, который всегда входил в сарай через дверь, вдруг ни с того ни с сего полез туда через крышу. «А утром он подозвал к себе Белолобого, больно оттрепал его за уши и потом, наказывая его хворостиной, все приговаривал: ходи в дверь! Ходи в дверь! Ходи в дверь!» Финалы рассказов «Гриша» и «Белолобый» похожи: «маленькие» безвинно наказаны; «большие» не потрудились разобраться в ситуации.) (слайд 11)

Наверно проще было б жить на свете,

Когда бы взрослые стремились быть, как дети.

– Можно ли сказать, что рассказ «Гриша» написан от лица Гриши, а рассказ «Белолобый» – от лица волчицы? (Нет. Рассказ «Гриша» написан от лица автора, но мир в этом рассказе показан глазами ребенка. Рассказ «Белолобый» написан от лица волчицы, и читатель смотрит на мир глазами волчицы.)

(Слайд 12) С постоянным интересом и вниманием обращался А. П. Чехов к проблеме детства. Его глубоко волновала мысль о разобщенности двух миров – мира «больших» и мира «маленьких». Об этом он написал много рассказов: «Беглец», «Ванька», «Спать хочется», «Мальчики», «Каштанка» и др.

Домашнее задание: читать рассказы А.Чехова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волшебная сила слов и поступков. Рассказы В.А.Осеевой (обобщающий урок литературного чтения по теме проекта: «Волшебная сила слов и поступков») 4 класс

Подготовка.1. Определяются следующие этапы работы:– мотивационный (учитель заявляет общий замысел, ученики обсуждают его, предлагают собственные идеи);– планирующий – подготовительный (определяе...

Презентация к уроку литературного чтения на тему:"Стальное колечко.Сказка или рассказ?"

Презентация является сопровождением к уроку литературного чтения на тему:"Стальное колечко.Сказка или рассказ?".Урок-диспут, в результате которого ученики и ответят на вопрос чем же является это произ...

Разработка урока литературного чтения на тему: «Э. Шим. Рассказы и сказки о природе»

Урок сообщения новых знаний. Одними из задач данного урока являются формирование представлений об отличительных особенностях жанра рассказа и сказки. Учить видеть необычное в обычном. ...

Урок литературного чтения по теме "Рассказ В.И.Белова «Верный и Малька» из цикла «Рассказы о всякой живности».

Урок литературного чтения способствует формированию универсальных учебных действий. Обогащает чувственный опыт учащихся. Формирует навыки чтения и слушания. Знакомит с творчеством писателя В.И. Белова...

Урок литературного чтения по теме: "Чего не могут взрослые?" (А.де Сент - Экзюпери "Маленький принц")

Урок литературного чтения по теме: "Чего не могут взрослые?" (А.де Сент-Экзюпери "Маленький принц" - технологическая карта урока и презентаця....

Урок литературного чтения по теме «Образ солдатика в сказке Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»» 4 класс УМК Л.В. Занкова, учебник В.Ю. Свиридовой

Конспект урока может быть использован на уроках литературного чтения в начальной школе. В конспекте используются методы и приемы технологии  деятельностного подхода....