Урок внеклассного чтения "Знай и люби родную природу"
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Методическая разработка внеклассного чтения в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vn._cht._znay_i_lyubi_rodnuyu_prirodu.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Зотова Ольга Николаевна, учитель начальных классов

Круглинского филиала имени Героя Советского Союза И.А.Хромова МБОУ Кочетовской СОШ

Внеклассное чтение на тему

«Знай и люби родную природу»

Цель урока:

  1. Расширять у учащихся читательский кругозор поэзии.
  2. Прививать любовь и бережное отношение к природе.
  3. Развивать память, речь, мышление.

Пояснения:

Урок строится по схеме презентации;  материал представлен в виде  слайдов с текстом, заданиями викторины и иллюстрациями,  поэтапно выводящиеся на экран и позволяющие оживить рассказ учителя и организовать работу с викториной.

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран.

Ход урока

  1. Оргмомент.

  1. Объявление темы(слайд № 1) и цели урока.  

-

  1. Разгадывание загадок.

 Стоит Алена
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан.
  (Берёзы) Слайд № 3

Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся
  (Гриб) Слайд № 4

Нет грибов дружней, чем эти, -
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лемму,
Как веснушки на носу.
   (Опята)  Слайд № 5

Вот он деревце качает

И разбойником свистит,

Вот последний лист срывает

И кружит его, кружит.   (Ветер)  Слайд № 6

- По какому признаку мы можем объединить все эти загадки? (О природе)

  1. Работа с выставкой книг.

- Какие книги, каких поэтов вы принесли сегодня на урок?

- Какой темой они все объединены?

- А сейчас настало время послушать стихи, которые вы приготовили к уроку. Вспомните, как их надо читать?

  1. Физкультминутка.

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише…  (приседают)

Деревцо всё выше, выше!

  1. Беседа по стихотворению М.Зайцева.

Слайд № 7

- Я тоже приготовила к уроку стихотворение Михаила Зайцева. Михаил Фёдорович Зайцев родился 1 сентября 1948 года в посёлке Новый Восток Алтайского края. Здесь прошло детство поэта: посёлок стоял на границе с Казахстаном, и климат не баловал тамошних людей. Зимой нередки были самые лютые морозы, а летом - изнуряющая жара. Но, видимо, М.Зайцев крепко впитал в свою натуру привычку противостоять капризам погоды, не "потерял" себя он в жизни, сумел отстоять не каждому даваемое право — право зваться поэтом.  На счету поэта 12 сборников. И, думается, так прав был Валентин Распутин, когда в своем письме поэту отмечал, что Родина "у Вас есть не только в ее собственном понятии, ощущение ее почти физическое. России очень сейчас нужны такие поэты, как Вы...". Чтобы понять это, достаточно прочесть эти строки:

Слайд № 8        Распахну окно навстречу свету!

           Тишь какая! Будто на века!

           Нету, нету, понимаешь нету

           На земле красивей уголка,

           Чем вот этот, сотни раз воспетый

           Сотнями поэтов и певцов,

Слайд № 9        Где зимой – зима, а лето – летом,

Слайд № 10      А весна – так в щебете скворцов!

Слайд № 11      Если осень – ах, какая осень!

                        Тишь какая! Будто на века!

                        Всё спалит и лишь не тронет сосен

                        Да седин у мамы на висках…

- Чем восхищает поэт? (Временами года)

- Да, нам с вами очень повезло, мы живём в такой части земного шара, где ярко выражены все времена года. У каждого человека есть своё любимое.

  1. Литературная викторина «Времена года».

- О каких временах года писали поэты?

Слайд № 13     «Гремят раскаты молодые,

                     Вот дождик брызнул, пыль летит,

                     Повисли перлы дождевые,

                     И солнце нити золотит». (О весне. Ф.Тютчев «Весенняя гроза»)

Слайд № 14     «То, как зверь она завоет,

                То заплачет, как дитя,

                То по кровле обветшалой

                Вдруг соломой зашумит,

                То, как путник запоздалый,

                К нам в окошко застучит». (О зиме. А.Пушкин «Зимний вечер»)   

Слайд № 15     «Листья в поле пожелтели,

    И кружатся, и летят;

    Лишь в бору поникши ели

    Зелень мрачную хранят».  (Об осени. М.Лермонотов «Осень»)   

Слайд № 16    «Золото, золото падает с неба!» -

    Дети кричат и бегут за дождем…

  - Полноте, дети, его мы сберём,

    Только сберём золотистым зерном

    В полных амбарах душистого хлеба!»  (О лете. А.Майков «Летний дождь»)

Слайд № 17     «Пробудись и умойся росою.

     В ненаглядной красе покажись,

     Принакрой свою грудь муравою,

     Как невеста в цветы нарядись».  (О весне. И.Никитин «Полно, степьмоя, спать беспробудно…»)

Слайд № 18     «Тёмный лес, что шапкой

     Принакрылся чудной

     И заснул под нею

     Крепко, непробудно…». (О зиме. И.Суриков «Зима»)

Слайд № 19      Засвищут скоро соловьи,

    И лес оденется листвою!» (О весне. А.Плещеев «Весна») 

- Молодцы. А какое любимое время года у вас?

  1. О бережном отношении к природе.

- Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует душу каждого человека, любящего свою Родину. Она дарит людям радость, спокойствие, здоровье. К природе надо относиться исключительно  бережно, не вредить ей.

Слайд № 20     Гляжу не нагляжусь на русское раздолье,

                         Желанней и родней не знаю я земли.

                         Здесь отчее крыльцо, знакомое до боли,

 Слайд № 21    И детства боль, и в небе журавли…

 Слайд № 22    Россия, Россия – нет слова красивей.

             Любуюсь я тобой, дыханье затая.

             В ромашковом снегу широкая дорога –

             По ней отец ушёл в свинцовую пургу.

             И памятник ему, торжественный и строгий,

             Стоит теперь на волжском берегу.

Слайд № 23     Гляжу не нагляжусь на русскую прибрежность

             И кланяюсь моим лесам, полям, лугам.

             Возьми, моя земля, мой труд, любовь и нежность,

             А в трудный час я жизнь тебе отдам! (Ф.Лаубе)

  1. Итог урока.

- Стихи каких поэтов сегодня вспомнили?

- Какой темой они объединены?

  1. Домашнее задание.

К следующему уроку внеклассного чтения читать сказки в обработке Л.Н.Толстого, обязательно прочитать «Золотой ключик, или Приключения Буратино», подготовить пересказ и выразительное чтение понравившихся отрывков.

Литература и интернет-ресурсы:

  1. Кутявина С.В. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению: 3 класс. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2007
  2. http://www.vsezagadki.ru/2010/02/zagadki-pro-griby/
  3. http://www.literat-stalingrad.narod.ru/index.files/page0140.htm
  4. http://detberdsk.ucoz.ru/index/ja_ljublju_tebja_rossija/0-105