Литературная игра-путешествие в мир русских народных сказок
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Макарова Наталия Николаевна

Внеклассное мероприятие в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_mir_russkikh_narodnykh_skazok.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4» города Калуги

Сценарий внеклассного мероприятия

учителя начальных классов Макаровой Наталии Николаевны

«Литературная игра-путешествие в  мир русских народных сказок».

(1 класс)

                                                                                             

2013 – 2014 учебный год

«День, прожитый без книги, - потерянный день».

Цель:  приобщение детей к народному творчеству через русские народные сказки.

Задачи:  вызвать интерес к русским народным сказкам;

формировать у учащихся доброе взаимоотношение;

развивать мышление, познавательную активность, творческие  способности, воображение,  речь учащихся.

Оборудование: компьютер; проектор; презентация; выставка книг со сказками; атрибутика из русских народных сказок; эмблемы команд; дипломы.

Ход мероприятия:

Слайд 2

Ведущий: Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, в мир  русских народных сказок.

Ребята, а вы любите сказки?

И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости.

Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты.

Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности.

А почему сказки называют народными?

Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки, а потом пошли в школу и сами научились их читать. Читая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир. В сказках совершаются самые невероятные чудеса.    Когда-то сказки рассказывались только вслух, никто их не записывал. Самым первым творцом их во все времена был народ. Сначала, конечно, её придумал один человек, рассказал другому. Тому она понравилась, он её запомнил и рассказал кому-то третьему, например своей дочери или сыну, а те, когда выросли, рассказали своим детям. Когда появилась такая сказка точно сказать нельзя, но всё это время она жила в народе и рассказывалась устно.

И вот сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир русских народных сказок.

В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.

В сказке может всё случиться:
Что-то ждёт нас впереди?
Слышишь? Сказка в дверь стучится,
Скажем сказке: «Заходи».

Что такое сказка?

Вот как дается объяснение  слова сказка в словаре русского языка.

Сказка - произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных фантастических сил.

Много сказок родилось на русской земле. Их складывали, хранили в памяти, передавали из уст в уста. Сказки бывают разные.

Итак, мы начинаем. Для этого разделимся на 3 команды (при подготовке к литературной игре, дети заранее разбились на команды, сделали эмблемы своей команды, дали ей название, подготовили костюмы).  За каждый правильный ответ вы будите получать баллы. Какая команда больше наберёт баллов, та и победит.

Задание для нас придумала сказочная щука. Как вы думаете, из какой русской народной сказки это героиня?

Чтобы получит задание, нам необходимо произнести следующие слова: «По щучьему велению, по нашему хотению, хотим получить первое сказочное задание» (Слайд 3, 4).

Задание 1. «Хорошо ли ты знаешь сказки».

 (Команды слушают внимательно отрывки из сказок и определяют название.)

Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода 
В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

Заигралась сестрица.
Унесли братишку птицы. (Гуси-лебеди)

Свой дом зимою, в холода

Она слепила изо льда.

Но дом стоял прекрасно

в стужу,

Весной же превратился

в лужу.

Дом лубяной построил зайка.

Теперь, читатель, вспоминай-ка,

Кого прогнал Петух в леса?

Кто зайца обманул?... (Заячья избушка)

Кот услыхал крик, пустился в погоню, нагнал лису и отбил петуха.

- Не говорил ли я тебе, Петя, не выглядывай в окошко- съест тебя лиса и косточек не оставит! Смотри же слушай меня! Мы завтра далеко пойдем. (Кот, петух и лиса)

На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается:

- Теперь меня, мужик не обманешь, давай мою долю.

- Бери, медведюшко, корешки, а я себе возьму хоть вершки.  (Мужик и медведь)

– Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди догляди, кто сироте помогает. Двуглазка пошла с сиротой, забыла матушкино приказание, на солнышке распеклась, на травушке разлеглась.

-Спи, глазок, спи, другой!

Коровушка наткала, побелила, в трубы накатала. (Крошечка - Хаврошечка)

Дед и баба вместе жили,

Дочку из снежка слепили,

Но костра горячий жар

Превратил девчушку в пар.

Дед и бабушка в печали.

Как дочурку величали? (Снегурочка)

Что за сказка: кошка, внучка,

Мышка и собака Жучка

Деду с бабой помогали,

Корнеплоды собирали? (Репка)

Уходя, просила мать

Никому не открывать,

Но открыли дети дверь!

Обманул зубастый зверь-

Песню мамину пропел.

Кто же всех козляток съел? (Волк и семеро козлят)

Удивляется народ:

Едет печка, дым идёт,

А Емеля на печи

Ест большие калачи!

Чай сам наливается

По его хотенью.

А сказка называется … (По щучьему велению)

На тарелочке лежал,

Поостыл и убежал.

Встретил он зверей в лесу,

На беду свою - лису.

Ей попался на зубок

Круглый, вкусный … (Колобок)

Возле леса, на опушке

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки.

Три кроватки, три подушки.

Угадайте, без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он сам, того не ведая,

Несёт её домой.

Ну отгадал загадку?

Тогда скорей скажи

Названье этой сказки … (Маша и медведь)

Стрела молодца угодила

в болото,

Ну, где же невеста?

Жениться охота!

А вот и невеста,

глаза на макушке.

Невесту зовут  … (Царевна - лягушка)

Колотил да колотил

По тарелке носом.

Ничего не проглотил

И остался с носом. (Лиса и журавль)

«По щучьему велению, по нашему хотению, хотим получить второе сказочное задание».

Задание 2. «Найди ошибки». (Слайд 20, 21)

(По иллюстрациям участники называют сказки: Колобок, Петушок и бобовое зёрнышко, Курочка Ряба, По щучьему веленью, Лиса и волк.)

 «Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».

«Даша и медведь» – «Маша и медведь».

«Волк и семеро ягнят» – «Волк и семеро козлят».

«Петушок и гороховое зёрнышко» – «Петушок и бобовое зёрнышко».

«Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».

«Лисичка с кастрюлькой» – «Лисичка со скалочкой.

«По рыбьему велению» – «По щучьему велению».

«У страха глаза огромны» – «У страха глаза велики».

«Заюшкин домик» – «Заюшкина избушка».

«По щучьему велению, по нашему хотению, хотим получить третье сказочное задание».

Задание 3. «Отгадайте, кому принадлежат слова?». (Слайд 29, 30)

«Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь - все будет сработано». (Корова  из Крошечки - Хаврошечки)

«Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе красная». (Морозко)

«Не пей, братец, козленочком станешь». (Алёнушка )

«Фу-фу, русского духа слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришел». (Баба Яга)

«Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой». (Иван-дурак)

«Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам». (Лиса).

«Несет меня лиса за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы». (Петушок)

«Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся, ваша мать пришла, молока принесла». (Волк).

«Вижу - вижу! Не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке». (Маша)

«Нам не страшен серый волк,

Серый волк, серый волк!

Где ты ходишь, глупый волк,

Старый волк, страшный волк!» (Три поросенка)

«По щучьему велению, по нашему хотению, хотим получить четвертое сказочное задание».

Задание 4. «Сказочные загадки». (Слайд 39, 40)

Кресло это не простое,

Кресло это золотое.

Только царь или царица

Могут в кресло то садиться. (Трон)

К лесу передом стоит

И кривой трубой дымит.

Там Яга - лесная бабка-

На печи зевает сладко. (Избушка на курьих ножках)

Кто знает эту сказку

с детства,

Поймёт, о чём я говорю:

Какое транспортное

средство

Емелю привезло к царю? (Печка)

Эта скатерть знаменита

 Тем, что кормит всех досыта,

 Что сама собой она

 Вкусных кушаний полна. (Скатерть – самобранка)

Сладких яблок аромат

Заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнём

И светло в ночи, как днём. (Жар – птица)

На ступе волшебной старуха летит,

Так быстро, что ветер за нею свистит.

Живет она в сказочной темной глуши –

Ты имя старухи назвать поспеши! (Баба  Яга)

В дремучем лесу, на болоте

Вы её непременно найдёте.

Не рыба она, не лягушка,

Моя дорогая подружка.

Стройная фигурка,

Зовут её … (Кикимора)

Есть ещё в лесу один

Очень важный господин.

Он весь шишками оброс,

На лице лишь виден нос.

Может быть пуглив,

как зайка, А зовут его … (Леший)

Внутри него водица,

С ним не хотят водиться,

А все его подружки-

Пиявки да лягушки!

Водорослями зарос

Добрый дедушка…  (Водяной)

Он живёт в глуши лесной,

Сердца моего герой.

Он костями громыхает

И в округе всех пугает.

Это что за старичок?

Ну, конечно, … (Кощей Бессмертный)

Много дней он был в пути,

Чтоб жену свою найти,

А помог ему клубок.

Его звали … (Иван - Царевич)

«По щучьему велению, по нашему хотению, хотим получить пятое сказочное задание».

Задание 5. «Узнай сказку по картинке». (Слайд 52, 53)

(на слайдах иллюстрации из сказок: Иван-Царевич и серый волк, Лисичка со скакалочкой, У страха глаза велики, Петушок-золотой гребешок, Летучий корабль, Каша из топора, Сивка-Бурка).

Подведение итогов.

Понравилось ли вам путешествие по русским народным сказкам? (Ответ детей)

А, что вам больше понравилось? (Ответ детей)

А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат? (Ответ детей)

Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых.  Выдуманный сказочный мир всегда несёт с собой мудрую мысль. Недаром говорят: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок».

Вручение дипломов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме: Собиратели русских народных сказок

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Тема урока: Собиратели русских народных сказок: А.Н. Афанасьев, В.И. Даль.Цель урока: сформировать представление о народной сказке её особенностях и видах; поз...

Викторина на знание русских народных сказок: «Путешествие в страну русских народных сказок».

Викторина проводится с целью закрепления знаний детей о русских народных сказках. Решаются задачи по коррекции связной речи, развитию воображения,  логического мышления, внимания, общей моторики....

Формирование нравственных ценностей у детей на уроках литературного чтения на материале русских народных сказок.

Методическая разработка.Формирование нравственных ценностей у детей на уроках литературного чтения на материале русских народных сказок....

Презентация к уроку литературного чтения «Художники – иллюстраторы русских народных сказок».

Народные сказки - один из любимых жанров народного фольклора. Они отражают быт народа, его традиции и обряды, обычно имеют поучительный и воспитательный смысл. Огромный вклад в донесении читателю сюже...

Литературная игра-путешествие «Любимых сказок карнавал».

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы...

Литературная игра "По дорогам русских народных сказок"

Литературная игра рекомендуется для 2-3 классов. Это командная игра, требующая предварительной подготовки (чтение сказок). Интересные задания, заставляют ребят мыслить креативно....

Литературная игра-путешествие «По страницам любимых сказок Ханса-Кристиана Андерсена».

Материал представляет собой конспект внеурочного занятия в виде литературной игры-путешествия «По страницам любимых сказок Ханса-Кристиана Андерсена».Цель: обобщить знания по прочитанным с...