Урок литературного чтения
презентация к уроку по чтению (3 класс) по теме

Спасская Елена Григорьевна

Ганс Христиан Андерсен. "Дюймовочка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc104.5 КБ
Office presentation icon g._kh._andersen.ppt1.28 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: Сказка Г. Х. Андерсена «Дюймовочка».



Цель урока:

  1. Развивать навык чтения, развивать память, словарный запас детей.
  2. Воспитывать интерес к зарубежной литературе.
  3. Воспитывать в детях чувство доброты, умение прощать и сострадать.
  4. Учить видеть и ценить прекрасное.
    Планируемые результаты:
    Предметные: познакомить учащихся со сказками Андерсена как с особым литературным жанром, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.
    Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности,
    Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
    Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
    Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение  выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

    Средства обучения: экран, компьютер, мультимедийный проектор; выставка книг Г. Х. Андерсена,  индивидуальный раздаточный материал, выставка детского рисунка.                          

Ход урока

  1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
    -Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок, т. к. на уроке у нас гости. А гостей мы встречаем всегда…( с радостью, с ожиданием узнать что-то новое, с подарками, с угощением, с нетерпением…)

   –Сколько удивительных человеческих качеств: доброта, радость встречи желание одарить, угостить…( слайд №1)

Ну я надеюсь, что вы с не меньшим нетерпением ждёте удивительный мир открытий литературного чтения, тем более, что на дом я дала задание: познакомиться с биографией великого сказочника Г. Х. Андерсена.(Слайд № 2)

Андерсен родился в маленьком датском городке Оденсе в семье бедного сапожника и прачки. В доме его родителей часто не бывало хлеба, но всегда были книги. Одаренность мальчика окружающие заметили рано. Уже в четыре года Ганс научился читать, а побывав на Рождество в театре, начал сочинять пьесы и стихи.( Слайд №3-4)

Из-за отсутствия денег он не смог попасть в городскую школу и стал учиться в школе для бедных, где учили только письму, арифметике и закону божьему. После смерти отца в 1816 году Гансу пришлось зарабатывать на жизнь уроками.

 В 1819 году четырнадцатилетний Андерсен скопил немного денег и отправился на поиски своей судьбы в Копенгаген, столицу Дании. Здесь он экстерном сдал при Копенгагенском университете экзамен на звание учителя. Должность позволила молодому писателю избавиться от нужды и резко изменила жизнь. Он стал много писать.

 В честь дня рождения Г.Х.Андерсена – 2 апреля – проводится Международный день детской книги. В 1956 году учреждена Международная Золотая медаль Г.Х. Андерсена, которая присуждается лучшему современному автору раз в два года.(Слайд №5)

 В 1975 году, в год 170-летия со дня рождения и 100-летия со дня смерти сказочника по призыву Всемирного Совета Мира был объявлен годом Андерсена.

-Проверим, как вы хорошо знаете всемирно известные сказки Андерсена.( Работа в парах. )Посовещайтесь и запишите названия ваших любимых сказок Андерсена.(Слайд №6)


1. Появляется Оле-Лукойе (инсценированный монолог)
Вечером, когда дети смирно сидят за столом или на своих скамеечках, являюсь я. Подымаюсь тихонько по лестнице, потом осторожно приотворяю дверь, неслышно шагну в комнату и слегка прысну детям в глаза сладким молоком... Под мышками у меня по зонтику: один с картинками - его я раскрываю над хорошими детьми, и тогда им всю ночь снятся волшебные сказки, другой совсем простой, гладкий, - его я раскрываю над нехорошими детьми: ну, они и спят всю ночь как убитые, и поутру оказывается, что они ровно ничего не видали во сне!

Вы узнали героя? Из какой сказки он пришёл к вам? Кто  автор? (Слайд №7)
Ребята отвечают.                                                              
Оле говорит: да, вы хорошие дети,  поэтому я раскрываю над вами цветной зонтик и дарю вам волшебный цветок. А в чём его волшебство, вы скоро узнаете! (показывает на доску - большой цветок, а каждый  ребёнок смотрит на цветок у себя на парте). (Слайд №8)


-Этот цветок, ребята, откроет нам мир великого писателя. А теперь сами сформулируйте  тему нашего сегодняшнего урока. Укажите, какого автора мы будем изучать
2.
Мотивация к учебной деятельности
Я рада, что вы узнали Оле и знаете так много героев сказок Андерсена. А сегодня мы начнём изучение уже хорошо знакомой с детства сказки «Дюймовочка» .(Слайд №9-10)

3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.
К.Г. Паустовский писал: «Андерсен научил меня светлой вере победы  солнца над тьмой и доброго человеческого сердца над злом».

А чему научил датский сказочник вас, ребята? Какие человеческие качества воспитывает он, рассказывая трогательные истории своих героев?
Выразительное чтение учителя или подготовленного учащегося.                                  

4.
Аналитическая работа  с научным текстом
-Какие приметы волшебства подчёркивают необыкновенное, чудесное рождение девочки?

-Почему именно тюльпан выбрал для своей сказки Андерсен?( слайд №11)

Дикие тюльпаны испокон веков были одним из самых изысканных украшений пустынь, степей и полупустынь. В былые, более благоприятные времена, весной они полностью окутывали склоны степных холмов яркими, праздничными покровами. Среди диких тюльпанов попадаются желтые, белые, розовые, фиолетовые, бордовые, но все же преобладающим цветом является красный. Интересно, что насекомые-опылители не видят красный цвет. Для них важна не окраска цветов, а то количество ультрафиолетовых лучей, которое они отражают. (Шинкаренко, 2002).
Зато красный тюльпан стал источником многочисленных легенд и сказок. Первое упоминание о нем пришло из Персии. И именно этот цветок использовал Андерсен в сказке “Дюймовочка”

.4. Физкультминутка.  Спал цветок и вдруг проснулся (Туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел. (Туловище вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся,  (Руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся. (Покружиться)

  1. Работа с текстом.Выборочное чтение. (Слайд 11)

- Какое зерно дала старая колдунья бедной бездетной женщине?

 -Что выросло из ячменного зёрнышка?

       - Отчего цветок распустился?

   -Как назвали девочку? (Слайд №12)

  -Что служило колыбелькою для Дюймовочки?

       -Как вам кажется, описание Дюймовочки грустное, тревожное? Или нежное, трогательное?

-Ей трудно в большом мире? Почему?


5.
 Закрепление полученных знаний (Слайд №13)
Посмотрите на мой волшебный цветок, ребята. Он представляет мир самого писателя. Как вы думаете, какие качества характера помогли Андерсену создавать его прекрасных героев?
            Мудрость  Тщеславие    Любовь к людям    Нужда   Желание сделать мир лучше
              Душевная щедрость       Доброта.
Ребята (по выбору) указывают эти качества на лепестках.

Выразительное чтение учителя или подготовленного учащегося.                                  

-С каким чувством описывает автор жабу и её сына?

- Есть ли в отношении к ним полутона, оттенки?

-Поступок жабы хорош? Как вы его охарактеризуете?

-Важно ли для жабы и её сына, что чувствует Дюймовочка?

-Смущает ли их то, что девочка не принадлежит к лягушачьему роду?

                                             
7. Мини-исследование в творческой группе

Сказка -ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
-  Чему  же нас учат герои сказок Андерсена  ? 

Ученики записывают на лепестках своих цветов.   

9. Подведение итогов урока

    Прошло много лет, а люди до сих пор с удовольствием читают сказки Андерсена, любят его героев. На родине писателя ему установлен памятник с надписью «Воздвигнут датским народом», а 2 апреля – день его рождения – с 1967 года отмечается как международный день детской книги.
За выдающиеся заслуги детским писателям ежегодно вручается Международная премия Г.Х.Андерсена – золотая медаль с его профилем.
Среди награждённых – Астрид Лингрен  и Джанни Родари.
                                                                                      
Удивительная, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходит от сказок Г.Х. Андерсена. А доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим» - писал К.Г.Паустовский (Слайд №14)

10.
Рефлексия.
               Доброта                   Отзывчивость
               Взаимопонимание          Уважительное отношение к близким
                        Сопричастность к чужим бедам.
      Запишите свои выводы на лепестках.

Бутоны – заветы великого сказочника.
               «Мир прекрасен!»
               «Радуйтесь жизни!»
               «Будьте терпеливы в достижении цели!» (Слайд №15)
Чего не хватает нашему цветку? Конечно, цвета, яркости красок. Раскрасьте цветок так, как вам подскажет сердце .

11.
Самооценка.
12. Запись домашнего задания
 (по выбору учащегося):
1) выразительное чтение 1 или 2 отрывка сказки
2) рисунок  к 1 или 2 отрывку сказки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...