Литературное чтение
учебно-методический материал по чтению по теме

Аринина Елена Ивановна

Уважаемый посетитель сайта! В этом разделе вы можете просмотреть и скачать разработки уроков по литератуному чтению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КВН по разделу «Чудесный мир классики» 4 класс

Цели: обобщить полученные знания детей по разделу; развивать творческие способности учащихся; воспитывать чувство коллективизма, ответственности за свои ответы в команде.

Ход  урока

I.        Вступительное слово учителя

     - Сегодня мы с вами поиграем в КВН, который будет посвящен «Чудесному миру классики». (Название раздела записано на доске.) Для игры разделимся на 2 команды. (класс делится  пополам)

- Итак, у нас получилось две команды. Для удобства сядем за два больших стола.

(Столы можно сдвинуть заранее, до урока.)

II.        Приветствие команд

—        Вы уже убедились, что мир классики чудесен. Сегодня на нашей игре мы подведем итоги: что дали вам уроки, чему вы научились. Победить в игре вам поможет дружба, взаимовыручка, смекалка и, конечно, знания. Даю вам 2 минуты, чтобы вы придумали название команды, выбрали капитана.

(Через 2 минуты команды приветствуют друг друга.)

III.        Конкурс  «Поэтический»

—        Только по одной строчке вам нужно назвать полностью имя автора, название стихотворения.

 (По очереди — каждой команде.)

1.        «И молния грозно тебя обвивала...» («Туча». А.С. Пушкин.)

«Вскормлен грудью облаков...» («Дары Терека». М.Ю. Лермонтов.)

«Глядишь в забытые ворота...» («Няне». А.С. Пушкин.)

«И редкий солнца луч, и первые морозы...» («Унылая пора». А.С. Пушкин.)

1V. Конкурс «Сказочный»

—        В этом конкурсе вам нужно будет узнать сказку из изученного раздела по пословице и доказать отрывками из текста. (Пословицы записаны на доске.)

Где счастье плодится, там и зависть родится.

 Кто чего сильно хочет, тот того и добьется.

Хотя с нуждою, а добился чести.

 Живи добрее, будешь всем милее.

Чем крепче дружба, тем легче служба.

V.        Конкурс «Разгадай кроссворд»

—        Вам нужно за 5 минут разгадать кроссворд, данный в учебнике на с. 137—138, ответить на последний вопрос к нему.

(Ответы: 1. Выкуп. 2. Тридцать. 3. Яблочко. 4. Приказ. 5. Чернавка. 6. Елисей. 7. Черница. 8. Ветер. 9. Стекло. 10. Комар. 11. Чародей. 12. Конюшня. Получилось слово ПРОЗАИЧЕСКАЯ. Проза — нестихотворная литература, в отличие от поэзии.)

—        Какие сказки Пушкина вы читали? Объясните, как понимаете слово-отгадку из кроссворда. Какую сказку вы прочитали в данном разделе?

VI.        Конкурс «Здравствуй, басня!»

1. Инсценировка басен Л.Н. Толстого. Команда 1 — «Белка и волк». Команда 2 — «Волк и собака». Одни готовят инсценировку, а другие дети отвечают на вопросы:

В чем необычность басен Толстого?

Есть ли в них иносказательность?

Какова мораль басен Толстого?

Выражена ли она в его произведениях?

Откуда мы можем узнать, что хотел сказать нам автор? (Это вопрос 5 на с. 138.)

VII.        Конкурс «Узнай произведение»

—        Узнайте произведение по опорным словам:

Маленький человек        Бизоны

Калифорния        Мустанги

Америка        «Монтигомо Ястребиный Коготь»

—        Ответьте на вопрос: что сближает рассказы «Детство» Л.Н.Толстого и «Мальчики» А.П. Чехова? Чем они различаются?

VIII.        Конкурс эрудитов

—        Наш КВН мы закончим красиво. Я буду называть фамилию писателя, а вы — его имя и отчество, а также годы жизни.

Ершов (Петр Николаевич, 1815—1869).

Пушкин (Александр Сергеевич, 1799—1837).

Лермонтов (Михаил Юрьевич, 1814—1841).

Толстой (Лев Николаевич, 1828—1910).

Чехов (Антон Павлович, 1860—1904).

IV. Подведение итогов игры

Дополнительный материал

Белка и волк

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

—        Пусти меня.
Волк сказал:

—        Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки,
так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все
играете и прыгаете.

Белка сказала:

—        Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь
тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

—        Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы
веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

Волк и собака

Худой волк ходил подле деревни и встретил жирную собаку. Волк спросил у собаки:

Скажи, собака, откуда вы корм берете? Собака сказала:

Люди нам дают.

Верно, вы трудную людям службу служите? Собака сказала:

—        Нет, наша служба не трудная. Дело наше — по ночам двор сте
речь.

Так только за это вас так кормят? - сказал волк. Это я бы сейчас в вашу службу пошел, а то нам, волкам, трудно корма достать.

Что ж, иди, - сказала собака. — Хозяин и тебя так же кормить станет.

Волк был рад и пошел с собакой к людям служить. Стал уже волк в ворота входить, видит он, что у собаки на шее шерсть стерта. Он сказал:

А это у тебя, собака, отчего?

Да так, - сказала собака.

Да что так?

Да так, от цепи. Днём ведь я на цепи сижу, так вот цепью и стёрло немного шерсть на шее.

—        Ну, так прощай, собака, — сказал волк. — Не пойду к людям
жить. Пускай не так жирен буду, да на воле.



Предварительный просмотр:

Урок –игра  «Крестики-нолики»  (обобщающий). 4 класс

Цели: обобщить знания детей по изученному разделу; учить работать сообща; развивать память, творческие способности учащихся.

Ход урока

I.        Организационный момент

(Дети вытягивают карточки, помеченные «X» и «О». Таким образом они делятся на две команды, которые так и называются — «Крестики» и «нолики».)

—Дорогие ребята, я рада вас приветствовать на информационно-развлекательной игре «Крестики-нолики». Вы разделились на две команды, вас ждут 6 конкурсов. Тема
игры — «Литературные сказки». Перед вами поле, где указаны номера конкурсов, в которых вы будете участвовать.
После каждого конкурса подводится итог, который отмечается на игровом поле знаком команды. В игре победит та команда, у которых знаков окажется больше.

II.        Конкурсы

1.        Конкурс «Разминка».

—        Кто из сказочных героев мог дать такие объявления?
(
Вопросы задаются по очереди каждой команде.)

Продаю пиявок. Цена договорная. (Дуремар.)

 Организуем курсы выживания для выезжающих в джунгли. (Маугли и Тарзан.)

Бюро знакомств «очаровательные глазки» предлагает для знакомства женщин с одним, двумя и даже тремя глазами. (Крошечка Хаврошечка.)

Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Айболит.)

Сплю и вижу принца. (Спящая красавица и царевна молодая.)

Охранному агентству на постоянную работу требуется 33 сотрудника крепкого телосложения. (Черномор.)

Возьму оброк со всех, даже с чертей. (Балда.)

Развлечение для вас: пою песенки, грызу орешки. (Белочка.)

2.        Конкурс «Загадки в пословицах и поговорках».

—        Капитан каждой команды вытянет карточку с загадкой в пословицах и поговорках. Вы должны отгадать слово, затем вспомнить, в какой прочитанной на последних уро-
ках сказке встречается этот предмет, и доказать отрывком.

Он поет месяц, а ворона каркает круглый год.

Ласточка день начинает, а он кончает.

Не нужна ему золотая клетка, лучше зеленая ветка. (Соловей. В сказке В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».)

Мал горшок, да ее варит.

Сам ее заварил, сам ее и расхлебывай.

Ее маслом не испортишь. (Каша. В сказке П.П. Бажова «Серебряное копытце».)

3.        Конкурс «Узнай автора».

—        Я вам зачитаю отрывки из биографий писателей. А вам нужно будет назвать полные их имена.

Родился он на Урале, в семье горнозаводского мастера. С детства привлекали его люди, предания, сказки и песни родного Урала. (Павел Петрович Бажов (1879-1950).)

Родился этот писатель в Уфе. Детство прошло в помещичьей среде. Учился в Казанском университете. Затем поступил на службу в Петербурге, где сблизился с кружком «Беседа любителей русского слова».

Очень любил двух своих сыновей, которые тоже стали известными. (Сергей Тимофеевич Аксаков (1791— 1859).)

Пятилетним ребенком он пережил семейную драму, повлиявшую на характер будущего писателя. Его произведения поражают глубиной чувств героев, яркими олицетворениями. (Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888).)

Его отец был отпрыском древнего княжеского рода, а мать — в прошлом крепостной крестьянкой. Его дом стал местом, где регулярно сходились лучшие писатели и ученые столицы. (Владимир Федорович Одоевский (1803-1869).)

4.        Конкурс «Живая картинка».

—        Сейчас вам будет включен фрагмент мультфильма «Аленький цветочек», но без звука. Вам нужно будет озвучить кадры.

5.        Конкурс «Сочини сказку»

—        Вам предлагаются слова, связанные известным вам сюжетом, и одно постороннее слово. Каждый из играющих должен придумать фразу, называть их по очереди, чтобы
сложился единый сюжет.

1-й команде: девочка, лес, цветы, волк, бабушка, вертолет.

2-й команде: девочка, цветок, крот, жаба, ласточка, телевизор.

—        Старайтесь играть как можно чаще, ибо, по словам немецкого поэта Ф. Шиллера, «...в игре человек испытывает такое же наслаждение от свободного обнаружения сво-

их способностей, какое художник испытывает во время творчества».

III. Подведение итогов

Вот и закончилась игра. Расходиться нам пора... На табло взгляните все — Подведем итог игре. Подсчет «X» и «О». Награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...