Урок чтения и развития речи во 2 специальном ( коррекционном ) классе 8 вида Н. Артюхова "Большая берёза"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

 Урок знакомит учащихся с новым произведением Н. Артюховой "Большая берёза"
Задачи урока:
-Развивать технику чтения, умение строить высказывание в устной речи, правильно отвечать на поставленные вопросы
-Учить фонетической выразительности посредством интонации
-Воспитывать нравственность через восприятие художественного произведения, на основе содержания текста, пословицы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_bolshaya_beryoza.docx6.61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения и развития речи во 2 специальном ( коррекционном ) классе 8 вида

                                                                     Кадачегова Елена Петровна

                                                                  учитель начальных специальных      ( коррекционных) классов

 Тема урока: Н.Артюхова "Большая берёза"

Цели: Знакомство с новым произведением Н. Артюховой "Большая берёза"

Задачи урока:

-Развивать технику чтения, умение строить высказывание в устной речи, правильно отвечать на поставленные вопросы

-Учить фонетической выразительности посредством интонации

-Воспитывать нравственность через восприятие художественного произведения, на основе содержания текста, пословицы.

Ход урока

1 Оргмомент

-Сегодня наш урок мы начнём с чтения пословицы. Но что это? Видимо ветер проник в наш класс и раздул слова по разным местам. Давайте соберём их и составим пословицу. Посмотрите вверх, прямо, в стороны, соберите слова.

При солнце тепло, а при матери добро.

Прочитайте пословицу тихо, громко, шёпотом, в форме вопроса-ответа.

-А как вы понимаете эту пословицу?

-Прочитайте медленно и подумайте.

( Солнце греет –от него тепло, мама делает только добро, рядом с ней всегда хорошо.)

-В каких случаях жизни можно применять эту пословицу? (Ответы детей, рассуждения)

2 Собщение темы урока и постановка целей

-Сегодня на уроке чтения мы с вами будем читать рассказ о том, как мальчик Алёша залез высоко на дерево и узнаем, что затем произошло. Будем учиться читать правильно, выразительно, используя интонацию голоса. Называется рассказ "Большая берёза". Написала рассказ Нина Михайловна Артюхова.

3 Изучение нового материала. Вступительная беседа

-Нина Михайловна Артюхова-русская писательница. Родилась в 1901г в Москве .Свои рассказы и стихи она печатала в таких детских журналах, как "Мурзилка", "Чиж", "Пионер".

4 Словарная работа

-В рассказе встретятся слова:

Терраса- летнее открытое помещение в жилом доме.

Дачник- человек, живущий в загородном доме, занимающийся выращиванием овощей, цветов и других культур.

Овраг- глубокая длинная впадина на поверхности земли

Составление предложений с данными словами.

5 Изучение новой темы

1) Первичное чтение учителем

2) Работа по содержанию

-Какие чувства вызвал у вас рассказ?

-Какое было настроение?

-А когда вы больше волновались?

-Встаньте, давайте прочитаем слова, рассположенные на стене.

 -Какие из них больше подходят к рассказу?

Выберите: Радость, грусть, волнение, веселье, переживание.

Выбор слов, объянение выбора.

6 Первичное закрепление

Самостоятельное чтение в полголоса.

7 Вторичное закрепление

Чтение рассказа учащимися по частям и анализ произведения.

-Сколько частей в рассказе?

- О чём говорится в 1 части рассказа?

Чтение 1 части рассказа цепочкой по предложению.

- Как мама узнала, что её сын залез на берёзу?

Зачитайте.

-Какие чувства она испытала при этом? (Ответы детей)

-Почему вы так решили? Докажите словами из текста. (Чашка выскользнула из рук...)

-Какое лицо стало у мамы, когда она поняла об опасности, которая грозит сыну? ( как берёзовый ствол)

-Как вы понимаете эти слова? ( бледное, белое, испуганное)

-Почему она отправила ребят, сообщивших о случившемся, домой?

(Они кричали, возмущались, чем могли напугать Алёшу.)

Физминутка.

Психогимнастика. Показать телом , мимикой значение слов:

радость, грусть, волнение, веселье, страх, переживание.

-Какие действующие лица во второй части?

(Мама, Алёша, дачник)

-Как говорила мама с Алёшей, когда он спускался с дерева?

(спокойно, ласковым голосом, спрашивала его, давла ему советы)

-Как чувствовал себя Алёша?

( Он устал, волновался)

- Кто из действующих лиц в этой части рассказа вам понравился больше? (Мама, она вдохнула веру в силы мальчика).

-А кто не понравился и почему? (Дачник, он закричал на Алёшу).

-А как дачник разговаривал с Алёшей? ( сердитым голосом)

-Давайте прочитаем слова дачника с нужной интонацией (сердито, гневно)

-Чем закончилась эта часть рассказа? (Ответы детей)

- Как выдумаете, какое это было путешествие? Опасное.

- Докажите словами из текста. ( Земля приближалась и сжималась...)

-А как вы думаете, что могло произойти с мальчиком, если бы вовремя не подошла мама? ( Мальчик мог упасть, разбиться)

- А как бы вы поступили в данной ситуации, на месте мамы? (Ответы детей)

Чтение 3 части в парах по предложению.

-Как выглядел Алёша, когда слез с дерева? Прочитайте. ( Он стоял красный, разгорячённый...)

-Почему заплакала мама? ( От волнения, которое больше не могла скрывать)

8 Итог урока. Оценивание

-Кто из героев вам понравился больше?

- Какие чувства испытала мама? Выберите  те слова, которые расскрывают эти чувства.

Страх, волнение, пепереживание, ужас, боязнь, спокойствие, равнодушие, гнев, раздражение, злость, недовольство.

- А теперь давайте нарисуем словесный портрет мамы. Какая она? (Умная, мужественная, находчивая, чуткая, добрая, внимательная)

-А теперь вернёмся к пословице, почему я взяла именно эту пословицу на урок? Почему при матери всегда добро? Потому что мама всегда помогает, делает только добро детям, она чувствует сердцем, как поступить.

-Чему учит этот рассказ? Нельзя залезать на деревья. Не нужно в таких ситуациях суетится, нужно уметь помочь.

9 Домашнее задание

Перечитать рассказ и ответить на вопрос.  

Почему Алёша был смущен и растерян, когда плакала мама?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения и развития речи в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме Барков "Пожарник Карл"

Урок чтения и развития речи в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Тема урока Барков "Пожарник Карл". Это разработка второго урока по этой теме. На уроке используются разные виды чтен...

Развитие речи учащихся специальных коррекционных классов

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на воп...

Урок чтения и развития речи во 2/3 классе (малокомплектный, обучающийся по специальной коррекционной программе VIII вида) по теме: «Весна в окно стучится»

урок чтения и развития речи во 2/3 классе(малокомплектный, обучающийся по специальной коррекционной программе VIII  вида)по теме: «Весна в окно стучится» Учи Тип урока: урок обобщения и...

Конспект урока письма и развития речи 4 специальный (коррекционный) класс VIII вида

Конспект урока письма и развития речи4 специальный (коррекционный) класс VIII видаТема урока: Употребление предлогов в, под в речи.Тип урока: комбинированныйЦель: закрепить знания о предлога...

Урок письма и развития речи в специальной (коррекционной) школе на тему "Соединение слов предлогами"

Урок письма и развития речи в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII видаТема: «Соединение слов предлогами»Цели: совершенствовать умение находить предлоги и писать раздельно с другими сл...

Дидактические игры на уроках чтения и развития речи для учащихся 1-3 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических, грамматических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников э...