Идейно-нравственное значение стихотворения. Анализ художественных приемов в стихотворении М.В. Исаковского «Попрощаться с теплым летом»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя.

Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторской позиции. Объяснение выбора слов, используемых в произведении, для передачи его настроения, для создания поэтических образов. Проведение подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста: определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз – логических и психологических. Выразительное чтение стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Упражнение в восприятии текстов одноклассников на слух. Анализ текста. Накопление опыта в постановке вопросов одноклассникам по содержанию и построению текстов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura.docx36.27 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Тема: Идейно-нравственное значение стихотворения. Анализ художественных приемов в стихотворении М.В. Исаковского «Попрощаться с теплым летом».

 Цели: Предметные: Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя.

Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторской позиции. Объяснение выбора слов, используемых в произведении, для передачи его настроения, для создания поэтических образов. Проведение подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста: определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз – логических и психологических. Выразительное чтение стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Упражнение в восприятии текстов одноклассников на слух. Анализ текста. Накопление опыта в постановке вопросов одноклассникам по содержанию и построению текстов

Личностные универсальные учебные действия

– способность осознавать свою семейную идентичность, включенность в мир класса, школы;

– эмоциональная отзывчивость на жизненные события, способность сопереживать человеку,

«братьям нашим меньшим», бережное отношение к окружающему миру, природе;

– способность осознавать нравственные понятия и моральные нормы, такие как поддержка, понимание, взаимопомощь, милосердие, честность, трудолюбие, дружба, совесть;

– способность осознавать свою этническую идентичность;

– умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем).

Регулятивные универсальные учебные действия

– менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;

– ориентироваться в принятой системе учебных знаков;

– принимать алгоритм выполнения учебной задачи;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане и оценивать их;

– участвовать в обсуждении плана выполнения заданий.

Познавательные универсальные учебные действия

– корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла;

– уметь работать в соответствии с алгоритмом, планировать и контролировать этапы своей работы;

– осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;

– оценивать результаты работы, организовывать самопроверку;

– соотносить внешнюю оценку и самооценку;

– самостоятельно работать с учебником и хрестоматией во внеурочное время.

  Коммуникативные универсальные учебные действия

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

– представлять целостную картину мира благодаря интеграции с другими предметами;

– сочинять небольшие тексты на заданную тему.

Ход урока

1. Организационный этап.

Край мой смоленский,

Край мой родимый!

Здесь моя юность

Когда-то бродила.

Здесь моя юность

Когда-то бродила,

По перелескам

Костры разводила.

В жите высоком

Венки заплетала,

Встречи нежданной

Здесь ожидала.

В дальние дали

Отсюда стремилась.

Где ж она делась?

Куда ж она скрылась?

Знать, отшумела

Весенней водою,

Знать, отгорела

Вечерней зарёю.

В поле следы её

Смыты дождями,

Голос развеян

Глухими ветрами…

Что ж я брожу

По родимому краю,

Что же я снова

Её вспоминаю?

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Ребята, только что прозвучал отрывок из стихотворения известного смоленского поэта М.В.Исаковского.

- Сформулируйте тему урока

- Сегодня на уроке мы познакомимся не только со стихотворением М.В.Исаковского, но и с автобиографией этого замечательного поэта.

3. Актуализация знаний.

- Я предлагаю заслушать каждую группу, которая  подготовила сообщение об авторе

1 группа

Михаил Васильевич Исаковский родился 19 января 1900 года в деревне Глотовка

Осельской волости Ельнинского уезда Смоленской губернии в бедной крестьянской

семье. Тяжёлым и безрадостным было детство поэта.

Ученик. «У моего отца Василия Назаровича и матери Дарьи Григорьевны Исаковых было

тринадцать человек детей, но выжило у них только пятеро. Остальные умерли в раннем детстве.

Семья наша бедная, земля тощая. Своего хлеба у нас никогда «до нови» не хватало, его приходилось покупать. Поэтому с осени, когда кончались сельскохозяйственные работы, отец вынужден был уходить на заработки, чтобы добыть денег на хлеб», вспоминает в своей биографии М.Исаковский. Он много работал дома и в поле, помогая старшим.

2 группа

Грамоте Михаил выучился с помощью отца, который к тому же, будучи «почтарём»,

нередко привозил домой газеты и журналы, привлекавшие внимание пытливого и любознательного мальчика. Когда в селе Оселье была создана начальная земская школа, М.И.И., как умеющий читать и писать, пошёл учиться сразу во второй класс. Но занятия он посещал нерегулярно: в зимние холода ему нечего было надеть, кроме сплетённых им самим лаптей. К тому же обнаружилось, что у мальчика слабое зрение, и он всеми силами старался скрыть это от одноклассников. Однако дома будущий поэт продолжал заниматься: учительница Е.С.Горанская прислала ему полный комплект учебников. Возобновив учение в школе, весной 1913 года он успешно её окончил.

Инсценирование стихотворения «Детство»

3группа

Сила поэзии Исаковского в близости к жизни. Поэт пишет всегда по глубокой душевной потребности. Поэтому и политические темы выражены в его стихах лирически, взволнованно. По выражению А. Твардовского, Исаковский «…нашел для насущной политической, часто непосредственно агитационной темы средства выражения лирические, задушевные, располагающие сердца к тому, о чем идет речь в произведении». По своей форме и языку поэзия Исаковского отличается ясностью, народностью. Ей чужды сложные метафоры и сравнения, изощренные ритмы и размеры. Исаковский умело использует богатства русского языка, его способность передать любые оттенки чувств и мыслей.

Многие строчки стихов и песен Исаковского стали обиходными выражениями.
Отличительная черта поэзии Исаковского — ее песенность и музыкальность. Почти каждому стихотворению присуща внутренняя мелодия, соответствующая тем чувствам и думам, которые выражает поэт. Творчество Исаковского развивает плодотворные традиции русской классики. Тесно связаны стихи Исаковского и с устным народным творчеством, с народной лирической песней, с частушкой. Исаковский использует особенности фольклора, его традиционные размеры, символику, приемы психологического параллелизма, композиционные повторы и др. Подобно народным песням, песни Исаковского сюжетны. Исаковский дважды удостоен Сталинской премии: в 1943 — за тексты песен: «Шел со службы пограничник», «Провожанье», «И кто его знает», «Катюша» и др., в 1949 — за сборник «Стихи и песни».

4группа

На протяжении всей своей поэтической деятельности Исаковский совершенствует и оттачивает основную линию своего творчества – лирическое раскрытие дел и чувств людей. Он творит по собственному, им самим избранному принципу, о котором, спустя годы, говорил так: «Писать простые и понятные стихи, может быть, и не трудно. Гораздо труднее добиться того, чтобы в простых по форме стихах была подлинная поэзия, а не просто зарифмованные строчки.

К этому я и стремился насколько мог, в своей поэтической работе». А сейчас давайте просто послушаем стихи М.В.Исаковского

4. Первичное усвоение новых знаний. Чтение и анализ стихотворения М.В. Исаковского «Попрощаться с теплым летом».

1. Чтение стихотворения учителем (звучит музыка).

– Поделитесь своими мыслями и чувствами.

2. Лексическая работа.

– Встретились ли вам незнакомые слова? Постарайтесь их объяснить друг другу.

3. Самостоятельное чтение учащимися стихотворения про себя.

4. Беседа и работа над выразительностью чтения.

5. Первичная проверка понимания

 Этап восприятия.

 

     Сравнение произведений по теме, проблеме, использованию изобразительно-выразительных средств, позиции автора.

     Прием оживления личных впечатлений.

  Проводится беседа об изменениях в природе, происходящих осенью.

У:  Почему это время года так часто изображается в живописи, в музыке, в литературе?

(Это очень красивая пора, полная красок, образов и звуков.)

      - Это время года навевает желание философски его осмысливать.

      - Творческие люди очень тонко чувствуют окружающую действительность и делятся своими впечатлениями, мыслями, чувствами с читателями, зрителями.

     Обращение и выставка детских рисунков, посвященных осени. Авторы  рисунков выходят,  рассказывают свой замысел (3-4 работы).

     Примерные впечатления детей:

   Я скучаю по солнечным теплым дням.

   Я радуюсь урожаю овощей, фруктов.

   Мне жаль, что не слышно голосов птиц, и они улетают от нас.

   Очень интересно наблюдать, как готовятся к зиме звери и птицы.

 И другие.

-  Вы назвали свое отношение к этому времени года. Давайте перечислим чувства, которые вы передали в своих рисунках.

 (Грусть, скука, жалость, удовлетворение и спокойствие, сочувствие, удивление, восхищение.)

- Почему Ваше отношение к осени, ваши чувства так различны?

- Послушайте музыку П. И. Чайковского об этом времени года.

      Слушание отрывка «Времена года» П. И. Чайковского.

-  Какие чувства и настроение вы услышали в музыке? (  Настроение печальное, скучное)

-  А чем это передал композитор?

(  Однообразными, монотонными звуками.)    

 Сопоставление впечатлений от восприятия произведений смежных искусств.

     6. Первичное закрепление.

Анализ изобразительно-выразительных средств.

 -  А какие средства использовали оба мастера?

(  Композитор все передал звуками, ритмом, тоном, а поэт использует художественное слово, художественный образ. Правда, он тоже ритмически организовал их: выбрал рифму, строфу, ритм.

-Найдите в тексте стихотворения приемы, которые использует автор, чтобы передать свое отношение к осенней природе, состояние души.

(  В первой строфе частая смена осенней погоды передана употреблением глаголов прошедшего времени, короткими предложениями передана грустная картина прощания с птицами. Поэт волнуется, поэтому немногословен.)

     Птицы, словно чувствуют взволнованность автора стихов, их настроения очень похожи.

     У поэта «снующие» грачи сравниваются с сетью («да как сеть мелькали»). Они собрались в стаю и готовятся к отлету.

Исаковский не огорчен ее приходов. Ему нравятся изменения в природе.

-Попробуйте подобрать строчки из стихов, которые можно было бы отнести к картине И. Левитана «Золотая осень».

(  У художника осень яркая, золотая, красивая. Она нравится ему и радует зрителя.)

-Сравните палитру красок художника и светопись в стихах.

(У Левитана в картине преобладают золотисто-желтые, красно-желтые тона. Совсем, как в стихотворении М. Исаковского:

         - «Запылали алым цветом

             Кисти спелые рябин…»

             или

             «Рощи вспыхнули вдали…»

-  У художника вы воспринимали цвет в красках, а у поэта?

(  У поэта в эпитетах (алый цвет, спелые кисти), метафоре («запылали кисти», и «рощи вспыхнули»).

     Работа в группах: сравнить образы в стихах. Одинаково ли чувствуют отлет птиц поэты? Какие используют для этого средства?

     Результаты работы групп:

     У М. Исаковского журавли улетают спокойно, организованно, не спеша. Так устроено в природе, таков ее закон. Автор использует метафору, сравнивая клин журавлей с невидимым канатом. Так стройно и ровно они летят – «протянулись».

-  Давайте сделаем вывод: зачем эти образы использованы поэтом в стихотворении?

  ( Чтобы усилить свое настроение и чувства и помочь читателю ярче представить образы и понять замысел автора.)

  7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Попробуйте дома прочитать стихотворение выразительно, чтобы мы, слушатели, ощутили прелесть весны с её яркими красками, разнообразными звуками и особыми запахами; подготовить читательские дневники к проверке.

Нарисовать рисунки. Подготовить выразительное чтение стихотворений других авторов об осени.

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

– Смогли ли мы проникнуть в душу поэта, узнать его  чувства?

– О чём это стихотворение?

- Поделитесь своими впечатлениями с одноклассниками

– Закончить урок хотелось бы такими строчками:

                        Фантазия Художника щедра.

                        Она нам дарит столько неожиданного.

                        Представьте, насколько б жизнь была бедна,

                        Коль не было бы в ней чудес невиданных.

– Спасибо за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 1 классе "Звукопись как средство создания художественного образа в стихотворениях М.Бородицкой "Разговор с пчелой", А.Усачева "Шуршащая песня" и др." СРО Л.В.Занкова

Урок литератуного чтения в 1 классе по учебнику В.А.Лазаревой СРО Л.В.Занкова "Звукопись как средство создания художественного образа в стихотворениях М.Бородицкой "Разговор с пчелой", А.Усачева ...

Литературное чтение 3 класс УМК «Школа России» С.Есенин. Средства художественной выразительности в стихотворении «Черёмуха».

Цели: познакомить учащихся со стихотворением С.А.Есенина,  ввести понятие олицетворения, развивать умение видеть прекрасное, выражать свои мысли и чувства словами, обучить правильному чтению стих...

Конспект занятия по чтению художественной литературы «Чтение стихотворения «Земля» Я.Аким»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (чтение художественной литературы) в старшей группе.Тема недели   &laqu...

класс 3 Тема: Идейно-нравственное значение стихотворения. Анализ художественных приемов в стихотворении М.В. Исаковского «Попрощаться с теплым летом»

Литературное чтениекласс 3УМК: Система развивающего обучения Л.В. ЗанковаТема: Идейно-нравственное значение стихотворения. Анализ художественных приемов в стихотворении М.В. Исаковского &laq...

Открытое занятие кружка «Художественное слово» Инсценировка стихотворения С.В.Михалкова «Как старик корову продавал»

Данное занятие можно проводить на уроках внеклассного чтения во время знакомства с творчеством С.В.Михалкова...