Урок обучения грамоте. Тема урока: "Звук [и]. БУКВЫ И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И".
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Урок-сказка разработан для 1 класса по ФГОС. Программа "Планета Знаний". Конспект урока содержит разнообразный занимательный материал, что повышает познавательный интерес обучающихся к изучаемому материалу и способствует развитию УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_i._bukvy_i_i.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лит. чтение

Тема урока: Звук [и]. БУКВЫ И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И

(«Букварь», с. 41)

Педагогическая цель: создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [и] и буквами И, и, обозначающими этот звук на письме, с использованием буквы и для обозначения мягкости предшествующих согласных звуков на письме.

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся научатся: выявлять общий признак у предметов; читать слова с мягкими согласными звуками.

Личностные: осмысленно относятся к тому, что делают, знают, для чего они это делают, соотносят свои действия и поступки с нравственными нормами.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: ориентируются в учебнике, рабочей тетради.

Познавательные: общеучебные - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические - классифицируют предметы по признаку их использования; сравнивают схемы слов.

Коммуникативные: соблюдают в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, «вежливые» слова); могут решать разные коммуникативные задачи, адекватно используя имеющиеся языковые средства.

Ход урока

I.        Организационный момент.

Эмоциональный настрой на урок:

-        Ребята, вам тепло? (Да!)

-        В классе светло? (Да!)

-        Прозвенел уже звонок? (Да!)

-        Уже закончился урок? (Нет!)

-        Только начался урок? (Да!)

-        Хотите учиться? (Да!)

-        Значит, можно садиться!

Куда мы с вами попадем,

Узнаете вы скоро.

В известной сказке мы найдем

Помощников веселых

Речевая разминка.

-        Начнем мы наш урок с речевой разминки.

- Послушайте скороговорку.

        Боря Ире дал ириску,

        Ира Боре - барбариску.

-        Повторим хором. (3 раза.)

-        Сначала медленно проговариваем каждое слово, затем прибавляем темп.

-        Кто желает проговорить самостоятельно, меняя темп три раза?

II.        Постановка учебной задачи.

- Догадайтесь, какой звук в этой скороговорке встречается чаще других? ([и]).

- Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока?

-        Сегодня мы познакомимся с новым звуком и научимся обозначать его буквами, читать с новым звуком слоги и слова.

-        Вы любите преодолевать трудности?

-        Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

-        Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

III.        Усвоение новых знаний и способов действий. Работа с инвариантной частью букваря.

1. - Я вам сейчас прочитаю отрывок из сказки, а вы внимательно послушайте и угадайте название этой сказки. (Чтение учителем отрывка, «Спутник букваря», с. 41)

- Итак, как называется эта сказка? (На доске иллюстрация)

-        Куда улетела стрела Ивана-царевича? (На болото.)

-        Кто ее поднял? (Лягушка.)

-        Один из главных героев - Иван-царевич.

- Произнесем его имя по слогам. (И-ван.)

- Покажите на пальчиках, сколько в слове слогов.

2.        Выделение звука [и].

- Назовите первый звук в слове ([и]).

- Какой это звук?  (Гласный).

- Как докажите?

- А какие еще звуки бывают? (Согласные тв, согл. мягк.).

- Как вы думаете, гласный [и] какой буквой будем обозначать на письме? (И, и, показ печатных букв).

3.        Знакомство с печатными и письменными буквами И, и. (На доске табличка).

Буква И наискосок
Примеряла поясок.
Снизу вверх его тянула —
К правой ножке пристегнула
.

- Сравните печатные буквы с прописными.

- Составьте из палочек буквы И, и.

- Итак, ребята, на сегодняшнем уроке нашим помощником будем Иван-царевич. Он приготовил для вас различные испытания.

-        Вы любите преодолевать трудности?

-        Поднимите руки, кто готов справиться со всеми трудностями.

-        Трудности всегда преодолеваются, если человек все делает с хорошим настроением, с большим старанием, с хорошими мыслями.

- Первое испытание «Отгадай загадку».

Остроносая старушка 
Узоры вышивает, весь мир одевает,

Что сошьёт - не  надевает.   (Иголка)

(На доске картинки иголок)

- Сравним схемы слов. (Работа с интерактивной доской)

(Схемы слов иголка, иголки)

- Первая схема какого слова? А – вторая?

- Что заметили?

-        Наблюдаем появление мягкого согласного звука в схеме слова иголки.

-        Почему согласный [к] - мягкий? (После него стоит гласный [и], который делает согласный звук мягким). (Поставить полноэкранный режим)

- Когда Иван-царевич искал свою стрелу, ему встретился на пути необычный терем. (На доске картинка терема)

На калитку посмотри:

Чем она не буква «И»?

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.

- Кто живет в этом тереме? (Гласные).

- Какие гласные на нижнем этаже? А на верхнем?

- Посмотрите на ленту букв, в каком ряду расположена буква и? (В нижнем).

- Что вы знаете про гласные нижнего ряда?

- Итак, что мы сейчас узнали про звук [и]? (Он гласный, делает согласный звук мягким).

- Молодцы, хорошо преодолели 1-ое испытание.

-        В русском языке есть слова, которые имеют несколько значений. У слова иголки тоже много значений. (На доске картинки)

Есть иголки у ежа.

И, конечно, у ерша.

У сосны и ёлки

Тоже есть иголки.

Это швейная игла.

Всем одежду шьёт она.

Физкультминутка «Листики»

Дети выполняют те движения, о которых говорится в стихотворении, повторяя за учителем слова.

Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий.

Мы листики осенние,                 Дети поднимают руки вверх

На ветках мы сидим.

Дунул ветер - полетели.                        Движения руками из стороны

Мы летели, мы летели                        в сторону.

И на землю тихо сели.                        Дети приседают.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.                        Кружатся на месте.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.                        Дети садятся по местам.

- Следующее испытание.

- Работа по букварю с. 41.

- Прочитаем столбики слогов (1,2).

-        Чтение слогов с твердыми согласными звуками.

-        Чтение слогов с мягкими согласными звуками.

(Работа с интерактивной доской)

- Чтение столбиков слов.

- Объяснение значения слова лианы. (На доске картинка)

Лианы — вьющиеся и ползучие растения в тропических лесах; своими ветвями они обвивают стволы и ветви других растений.

-        В каком слове все согласные звуки мягкие? (Лилии.)

-        Какой общий слог в словах четвертого столбика? (Ли.)

-        Какой общий звук в словах пятого столбика? ([и].)

 (Выключить доску)

-        Буква И обозначает звук [и] и показывает мягкость предшествующего согласного.

- Молодцы, ребята, успешно преодолели 2 – ое препятствие.

                Минутка отдыха

Глазки крепко закрываем

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

- Иван-царевич приготовил для вас следующее испытание

 - Работа по букварю

-        Распределение предметов на две группы.

-        Две группы: игрушки и школьные принадлежности.

-        Пары предметов: кубики и пирамидка, книга и треугольник.

(-        Назовите мягкие согласные звуки в названиях этих предметов:

кубики - [б’], [к’]; книга - [н’]; пирамидка - [п’], [м’]; треугольник- [р’], [л’], [н’]) . – При наличии времени.

- Чтение и анализ предложения:  Ира и Нина малы, но умны.

- Дополнение предложения словом книги. (На доске схема предложения)

У Ирины и Нины книги. (Анализ предложения).

-        Буква и может быть как частью слова, так и целым словом.

-        Составьте предложения со словом и. (Ответы детей.)

- Скажите, что мы еще сейчас узнали про букву и?

- Молодцы!

IV.        Работа с вариативной частью букваря.

1.        Работа с пословицей.

Учитель читает пословицу: «Испокон века книга растит человека».

-        С какой буквы начинается пословица? (С буквы И.)

-        Сколько таких букв в пословице? (3.)

-        Как вы понимаете смысл пословицы? (Объясняют смысл пословицы.)

Если хочешь много знать,

Многого добиться,

Обязательно читать

Должен научиться

V.         Работа в тетради (с. 21). (При наличии времени)

1.        Выполнение задания по образцу. Дифференцированное задание.

•        В буквенную схему слова впишите буквы, обозначающие гласные звуки.

•        Пропущенные буквы не читающие дети отмечают точками.

•        Читающие дети вписывают в схему слова.

- Молодцы, ребята, успешно преодолели все препятствия. Иван-царевич в подарок вам приготовил игру: «Поймай звук [и]».

(Учитель называет слова, а дети хлопают в ладоши, если в слове есть звук [и]:  гиря,  письмо, рамка, ирис, абрикос, слон, нитки,  иголка, лампа, пила, паук, рак, три).

VI.        Итог урока. Рефлексия.

-        Чем мы сегодня занимались на уроке?

-        Что нового узнали?

-        Что узнали о букве и! (Буква и обозначает гласный звук [и], обозначает мягкость предыдущего согласного; буква и может быть самостоятельным словом.)

-        Если вам понравился урок - поднимите красную букву и.

-        Если не понравился - черную букву и.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отзыв на открытый урок обучения грамоте (литературного чтения) в 1 В классе на тему: «Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И»

Отзывна открытый урок обучения грамоте (литературного чтения) в 1 В классена тему: «Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И»...

Урок обучения грамоте. Тема урока «Звук [ч,] , буквы Ч, ч»

Урок обучения грамоте в 1 классе общеобразовательной школы. УМК "Школа России"....

Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока: "Звуки [й`э], [`э]. Буквы «Е е"

Цель урока:  знакомство учащихся со звуками [й`э], [`э], с печатными буквами Е е; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпическиЗадачи урока:Дидактические:Знакомство обучающихся с ...

Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока: «Звуки [х] и [х’] и буква, которая их обозначает» , УМК «Перспектива» (1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование представления учащихся о звуках [х] ,[х’] и о букве, которая их обозначает.Задачи урокаДидактические:Научить отличатьзвук...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ Тема урока «Звуки «р», «р’» и буква «Р»»

Тема урока «Звуки «р», «р’» и буква «Р»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования понятий о сог...