программа по курсу устная речь 8 вид 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Писарева Татьяна Максимовна

Программа составлена на основе авторской программы Бгажноковой на 2014-2015 учебный год, содержит календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnaya_rech_4_klass_8_vid.docx31.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Парфёновская средняя общеобразовательная школа

Топчихинского района Алтайского края

                                   

«Утверждаю»:

Директор МКОУ Парфёновская СОШ    ___________               /Шиповалова Г.А./

«Согласовано»:

Заместитель директора по УВР____________

/Васильченко С.Н./

«Принято»

Руководитель   МО

______

Протокол № 1__

от «26»  августа 2014 г.

Рабочая программа

учебного предмета «Устная речь»  для 4 класса

составлена на основе  Программы специальных (коррекционных)  образовательных учреждений  8 вида. Автор: С.Ю. Ильина   (под редакцией И.М.  Бгажноковой)

М., Просвещение, 2011 г.)

Срок реализации: 2014-2015 учебный год

Составитель:

Писарева Татьяна Максимовна,

учитель начальных классов (высшая категория)

2014 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная программа является рабочей и разработана на основе типовой программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 0-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой, «Просвещение», Москва, 2011 год.

Введение в программу «Русский язык» раздела «Устная речь» обусловлено несовершенством речевой практики младших школьников с нарушением интеллекта, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные нормы коммуникации.

Задачи раздела «Устная речь»:


  • способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;

  • корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;

  • учить строить устные связные высказывания;

  • воспитывать культуру речевого общения.


В каждом классе раздел «Устная речь» включает в себя несколько подразделов с постепенным расширением и усложнением программного материала по каждому из них.

Подраздел «Аудирование». Его содержание нацелено на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращённую к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения информа- ции, заложенной в устном высказывании. Развитие этого умения важно для формирования у школьников выразительности речи, внимательного отношения к слову, правильного восприятия и понимания информации по любому учебному предмету.

В содержание работы по развитию навыков аудирования включены также упражнения на слушание и понимание речи, записанной на магнитофон. Это важное направление работы, в ходе которого дети учатся вслушиваться в речь, ориентируясь только на её вербальный компонент (исключая мимику и артикуляцию говорящего). Данные упражнения помогут детям лучше понимать речь дикторов по радио, запись информации на автоответчике в справочной службе.

Материал, включённый в подраздел «Аудирование», реализуется на каждом уроке устной речи в виде самостоятельных тренировочных упражнений или сопровождает задания других подразделов, например: выбор названной учителем картинки из двух данных (мишка-миска); выбор картинки по её описанию; выполнение практических заданий по словесной инструкции; слушание и понимание текста, читаемого учителем, рассказов одноклассников, речи артистов в магнитофонной записи, телепередачах и т.д.

Подраздел «Дикция и выразительность речи». Этот раздел ориентирует учителя на отработку у школьников чёткости произношения, его эмоциональной выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного этапа в его структуре.

В процессе обучения дети учаться отчётливо произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом различении интонационных средств выразитель- ности — силы голоса, темпа, тона речи, в использовании мимики и жестов в процессе речевого общения, так как невербальные средства, наряду с вербальной выразительностью, играют значимую роль в общении, привлекая внимание собеседника к процессе коммуникации.

Подраздел «Подготовка речевой ситауции и организация высказывания». Этот раздел определяется как ведущий в развитии собственно устной разговорной речи. В содержание подраздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связан- ных со школьной жизнью и бытом детей, с их играми, взаимоотношениями с окружающими. Учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя тем самым различные варианты речевого поведения.

Недостаточность жизненного опыта, бедность и несовершенство речевых умений учащихся определяют необходимость тщательной и организованной их подготовки к участию в ролевой игре по теме ситуации. В процессе подготовки уточняется и обогащается словарь, отрабатыва- ются варианты предложений, а также отдельные фрагменты речи (микротемы) как части целого связного высказывания. Продуцирование учащимися связного высказывания опирается на наглядные средства в виде мелового рисунка на доске, картинно-символического плана к каждо- му предложению текста, картинного плана к отдельным микротемам и т.д.

В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребёнка: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации, уважительно относиться к собеседнику, соблюдать основные требования речевого этикета.

Для обеспечения поэтапного усвоения форм речевого этикета в программу введён подраздел

«Культура общения». Его содержание предполагает организацию специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия, помогающими выбрать правильную форму обращения к собеседнику.

Урок устной речи строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситауции. Параллельно отрабатываются программные темы из других подразделов и реализуются в пределах данного урока.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА "УСТНАЯ РЕЧЬ" 4 класс

      Общение и его значение в жизни

Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио, с кино- и телеэкрана? Важно ли для нас это общение?Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник – устный или письменный? Что мы узнаём из книги? Важно ли для нас это общение?

Влияние речи на поступки людей. Свойства слов: радовать, огорчать, утешать, мирить. Конкретизация каждого слова соответствующими примерами.

Условные знаки в общении людей: не курить, переход метро, мужской и женский туалет, нельзя фотографировать и т.д.

Аудирование

Повторение предложений (из 5-6 слов), разных по структуре, вслед за учителем.

Прослушивание коротких сказок или рассказов магнитофонной записи с их последующим пересказом.

Дикция и выразительность речи

Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных ситуациях.

Многообразие тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесенных фраз с пиктограммами.

Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё, с опорой на пиктограммы и без них.

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания

Лексические темы: «Игры с друзьями», «Играем в сказку», «Мы писатели», «Я дома», «Я за порогом дома», «Я в мире природы».

Примерная тематика речевых ситуаций: «Игра по правилам», «Мой старший друг. Почему с ним интересно?»; «Двенадцать месяцев», «Бременские музыканты» (сцены из сказки); «Сочиняем стихотворение. Мы поэты», «Придумываем сказу. Мы сказочники»; «Мой помощник телефон» (справочные телефонные службы), «Вместе в беде и радости»; «Поздравление ветеранам», «Я гость», «Я выбираю книгу»; «В гостях у леса».

Определение темы ситуации, обсуждение того, что можно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации.

Подбор слов и составление предложений по теме речевой ситуации. Об одном и том же по-разному: Красивую речь приятно и слушать. Надо так говорить, чтобы всем было приятно слушать; Мне интересно быть с моим старшим братом. Он всегда рассказывает о том, чего я не знаю. Я больше всего люблю оставаться с моим старшим братом. Он знает много разных историй и интересно их рассказывает.

Совершенствование умения участвовать в диалогах различного типа (вопрос – ответ, вопрос – сообщение): Здравствуйте, когда вечером отходит поезд в Москву? - …

Составление связного высказывания на основе серии сюжетных картинок, с использованием отработанной лексики по теме и с учётом фиксированной структуры высказывания (начало – основное содержание – конец): Жил-был гриб-боровик. был он большой и очень красивый. Чтобы его не нашли, он прятался под еловой лапой.

Культура общения.

Устное и письменное приглашение, поздравление. Упражнения в составлении устного и письменного приглашения, поздравления.

Извинение: Извините, пожалуйста. Я прошу прощения. Не сердитесь, пожалуйста.

Вежливый отказ от предложения, приглашения: Спасибо, но эта книга у меня уже есть. Извини, но я не смогу в этот день прийти к тебе в гости.

Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях. 



ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 4 класса

      Учащиеся должны уметь:

1-ый уровень


  • понимать содержание небольших по объёму сказок и рассказов, прослушанных в магнитофонной записи; отвечать на вопросы по содержанию;

  • понимать содержание детских радио- и телепередач, отвечать на вопросы по содержанию;

  • выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации;

  • участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;

  • принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевых ситуаций;


2-ой уровень


  • выражать свои просьбы, желания, используя «вежливые» слова

  • сообщать своё имя и фамилию, домашний адрес; объяснять, как можно доехать или дойти до школы;

  • участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

  • слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;

  • слушать радио, смотреть телепередачи, отвечать на вопросы учителя по их содержанию.

Учебно-тематический план



Наименование разделов и тем


Всего

часов


1.


Общение и его значение в жизни


5


2.

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6


Подготовка речевой ситуации и организация высказывания

- Игры с друзьями

- Играем в сказку

- Мы писатели

- Я дома

- Я за порогом дома

- Я в мире природы


24

4

4

4

4

6

2


3.


Культура общения


5



Итого:


34

Календарно-тематическое планирование

курса "Устная речь"

Класс__ 4__


Количество часов: _34_ ч


Всего часов в неделю_1_ ч


Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы, под редакцией И. М. Бгажноковой; 3-е издание. - М.: Просвещение, 2011



Наименование разделов и тем.  Темы уроков

Количество

 часов

Виды контроля

Формы организации учебных занятий;

планируемые результаты

Дата

Корректировка даты

Общение и его значение в жизни

5

1

Аудирование. Повторение предложений (из 5-6 слов), разных по структуре, вслед за учителем.

2

Развитие у детей способности воспринимать и понимать обращённую к ним речь. Умение слушать, пересказывать короткие произведения.

2

Повторение предложений (из 5-6 слов), разных по структуре, вслед за учителем.

3

Прослушивание коротких сказок или рассказов (в записи или чтение учителем) с их последующим пересказом.

3

4

Прослушивание коротких сказок или рассказов (в записи или чтение учителем) с их последующим пересказом.

5

Прослушивание коротких сказок или рассказов (в записи или чтение учителем) с их последующим пересказом.

6

Дикция и выразительность речи.

Многообразие тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче радости (восторга).

6

2

Отработка у школьников чёткости произношения, их эмоциональной выразительности

7

Многообразие тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче радости (восторга).

8

Тренировочные упражнения  в передаче удивления, испуга, горя и др.

1

9

Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё.

2

10

Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё.

11

Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях.

1

12

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания.

Определение темы ситуации, обсуждение того, что можно сказать по этой теме, подбор слов и  составление предложений по теме речевой ситуации; составление связного высказывания. 14ч

14

Развитие собственно устной разговорной речи

13

Игры с друзьями.

2

14

Игры с друзьями.

15

Я дома.

1

16

Я на прогулке в парке.

1

Я играю на детской площадке.

1

17

Придумываю сказку. Я сказочница.

2

18

Придумываю сказку. Я сказочница.

19

Мой помощник телефон.

1

20

Я гость.

1

21

В гостях у леса.

1

22

Мои друзья – книги. Я в библиотеке.

1

23

Вместе в беде и в радости.

1

24

Поздравление ветеранам.

1

25

Культура общения

5

Организация специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия, помогающими выбрать правильную форму обращения к собеседнику.

26

Устное и письменное приглашение. Упражнения в составлении приглашения.

1

27

Устное и письменное поздравление. Упражнения в составлении поздравления.

1

28

Извинение: извините, пожалуйста; я прошу прощения; не сердитесь, 3пожалуйста.

1

29

Вежливый отказ от предложения, приглашения.

1

Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях.

1

Общение и его значение в жизни.

5

30

Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии.

1

31

Для чего люди создали радио? Кто говорит с нами по радио? Я в роли ведущего радиопередачи.

1

32

Для чего люди создали кино и телевидение? Кто говорит с нами с кино и телеэкрана? Работа телеведущего.

1

33

Книга – наш собеседник. Что мы узнаём из книг?

1

34

Свойства слов: радовать, огорчать, утешать, сердить, мирить. Влияние речи на поступки людей.

1

Итого:

34


УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Иллюстрации и репродукции по речевым ситуациям.


  • Игровые атрибуты.

  • Наглядно-дидактический материал.

  • Презентации по речевым ситуациям.

  • Сюжетные картинки.

  • Презентации по темам

  • Аудиозаписи сказок «Двенадцать месяцев» и «Бременские музыканты»

  • Сюжетные картинки и плакаты по темам

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
    Гризик Т. И. «Поиграем и узнаем», Москва, Просвещение, 2005.

  • Гризик Т. И. «Развитие речи», Москва, Просвещение, 2007.

  • Гризик Т. И. «В мире слов», Москва, Просвещение, 2006.

  • Гербова В. В. «Учусь говорить», Москва, Владос, 2003

Лист изменений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию устной речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по развитию устной речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида...

Рабочая программа по развитию устной речи 1 класс.

Учебная программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования, программы по развитию устной речи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (под редакцией ...

Рабочая программа по развитию устной речи 3 класс VIII вид.

Рабочая программа по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (окружающий мир) для 3 класса составлена на основе программы специальных  (ко...

Рабочая программа по курсу " Развитие речи" 1 класс (внеурочная деятельность)

Курс «Занимательный русский язык» представляет собой комплекс специально разработанных развивающих занятий, нацеленных на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися ...

Рабочая программа коррекционного курса «Развитие речи» 2 класс

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 3 - 42. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 5 -63. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6...