Обобщающий урок по теме «Сказки разных народов»)
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Давыдова Людмила Станиславовна

Обобщающий урок по типам сказок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_chteniya_skazka.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное

общеобразовательное учреждение

«Гимназия №231»

Астраханская обл., г. Знаменск-8

ул. Волгоградская, 12-А.

ОТКРЫТЫЙ  УРОК  ЧТЕНИЯ

(Обобщающий урок по теме

«Сказки разных народов»)

ТЕМА: В гостях у сказки.

Учитель начальных классов:

Давыдова Людмила Станиславовна

г.Знаменск

2005 г.


ЦЕЛИ: 1) систематизация знаний учащихся о прочитанных сказках, обобщение понятия о трех видах сказок;

2) развитие речи, мышления, умения анализировать, обобщать, сравнивать;

3) совершенствование техники чтения, навыков пересказа, ролевого чтения;

4) привитие интереса к устному народному творчеству, чтению сказок народов мира.

ОБОРУДОВАНИЕ: 1. название «В гостях у сказки»;

2. плакат «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» (А.С.Пушкин);

3. макет телевизора;

4. изображения героев народных сказок (или рисунки детей с отрывками из сказок);

5. таблички с названиями сказок и их видов: народные, литературные, о животных, бытовые, волшебные («Колосок», «Легкий хлеб», «Айога», «Три дочери», «Каша из топора», «Гуси – лебеди», «Лиса и журавль»);

6. грамзапись со словами сказочницы;

7. музыка из мультфильмов (для физминутки), пьесы;

8. сказочница на кассете (конец урока);

9. отрывки из сказок (для групповой работы);

10. костюмы для инсценировки:

      дед          - шапка,

      бабка      - платок,

      внучка    - ---------,

      Жучка    - шапочка,

      кошка     - шапочка,

      мышка    - шапочка, гантели,

      репка      - рисунок;

11. кроссворд (большой + 30 маленьких);

12. карточки;

13. цветик – семицветик (большой + 30 маленьких);

14. почтовый ящик;

15. сочинения детей (сказки);

16. афиша «Репка»   Ю.Кушак;

17. выставка книг (сказок);

18. пробы с буквами для слова «МОЛОДЕЦ»;

19.замок, терем, изба. (рисунки феи, лягушки, старухи);

20. выставка книг.

ТИП УРОКА: комбинированный.

ФОРМА УРОКА: урок – сказка.

В системе проводимой работы по теме «Сказки разных народов» данный урок является обобщающим.


ХОД УРОКА.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

1. Сообщение темы и цели урока.

Мы сегодня отправимся в гости к сказке.

( Включается телевизор и магнитофон).

- Здравствуйте, дорогие ребятушки, гости званые и незваные!

Хожу я по свету с шуткою и прибауткою, говорю по писаному, пишу по печатному, а зовут меня - Сказочница. Люблю я сказки сказывать обо всём - про царевичей, про людей простых, про животных, про такие чудеса. Что ни в сказке сказать, ни пером описать.

(На фоне музыки ученица читает стихотворение В. Кривина «О чём скрипит половица».)

О чём скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица

По комнате ходят сказки.

I. Активизация опорных знаний.

.-Какой огромный мир сказок!

- Чем же сказка отличается от другого произведения?

( В сказке могут говорить звери, растения, с ними происходят необычные приключения).

- Кто может быть героем сказки?

(Люди, животные, предметы, волшебники).

- Что вы любите больше всего в сказках?

( Доброту, смелость, честность.)

- А теперь отгадайте загадку.

На доске три домика. В каждом из них живут сказочные герои.

Посмотрите на них и скажите, какие герои будут жить в первом домике (Волшебники).

 Почему? (Изображен волшебный замок).

-Во втором домике? (Старуха).

(Изображена простая изба).

третий домик для кого? Кто в нем будет жить?

(Изображён теремок). Звери.

Обобщение.

- Почему же наши герои сказочные, а живут в трёх разных домиках?

(Разные виды сказок:

- сказки волшебные (вешаю табличку со словом «волшебные» на нарисованный замок);

-бытовые (вешаю табличку на избу);

-о животных (вешаю табличку на теремок)).

- Кто сочиняет сказки?

(Сочиняют сказки народ, писатели).

Как называются сказки, которые сочинил народ?

Народные. ( Вешаю табличку над домиками).

-Какие сказки мы с вами изучали в разделе сказки народов мира? (Народные).

- Назовите их.

« Колосок»- украинская сказка.

- Какая это сказка, бытовая, о животных или волшебная? ( О животных).

«Лёгкий хлеб»- белорусская сказка. (О животных).

«Айога»- нанайская сказка. ( Бытовая).

«Три дочери»- татарская сказка. ( Волшебная).

Задание 1.

Сказочница даёт нам 1 задание: расположите карточки с названиями сказок в домики: теремок, изба, замок.

«Каша из топора»- бытовая (изба), «Гуси-лебеди» - волшебная (замок), « Лиса и Журавль»- о животных (терем).

- Да в нашей стране живут люди разных национальностей, поэтому сказок очень много. Это и украинские, и сказки народов Севера, татарские и многие другие. Самое главное, что сказки любых народов воспитывают любовь к трудолюбию, осуждают лень, злость, жадность.

-Прочитаем по ролям украинскую сказку «Колосок».

-Что же осуждает она?

- С какой интонацией будем читать слова Петушка, когда он позвал мышат? ( С радостной).

- Как мышата отвечали на его просьбы? Как они это произносили? (Закричали, запищали в один голос, пропищали, громко закричали, чуть слышно пропищали, совсем тихо ответили).

- Почему так менялась интонация мышат?

2. Чтение по ролям. При чтении по ролям обратите внимание на интонацию героев.

Слова автора -

Петушок -

Круть -

Верть -

- Удалось ли интонацией отразить характеры героев? Могла ли по-другому закончиться сказка?

- Проведите параллель между сказками «Колосок» и «Лёгкий хлеб»?

- С какой басней И.А. Крылова схожа сказка? («Стрекоза и Муравей»).

- Какие ещё сказки мы читали в данном разделе? («Три дочери», «Айога»).

- Что объединяет эти сказки? (Показано отношение к матери).

- А теперь послушаем пересказ сказки: «Три дочери».

- Подумайте, правильно ли поступила белочка? Почему вы так считаете?

- Вспомните рассказ, который похож по смыслу на прочитанную сказку. ( В.Осеева «Сыновья»).

- Что больше всего ценит в человеке народ? (Трудолюбие, доброту, честность.)

Одним из видов народного творчества являются пословицы. Подберём к каждой из прочитанных сказок пословицу.

3.Групповая работа над пословицами.

Каждой группе дана пословица. Прочитайте её и назовите сказку, к которой она подходит.

1 группа. За дело не мы, за работу не мы, а поесть, поплясать против нас не сыскать. («Колосок»).

2 группа Снаружи ягодка красива, да внутри слишком кисла.( «Айога»).

3 группа. Горька порой работа, да хлеб сладок. («Легкий хлеб»).

4 группа Личиком белёнек, да душой чернёнек. («Айога»).

5 группа. Худое худым и кончается. ( «Три дочери»).

Эпиграф нашего урока: «Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок?». Какой же урок преподносят нам сказки?

- Над чем вас заставили задуматься прочитанные сказки?

Физминутка.

- Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем и сразу в путь.

- Мы с вами говорили о сказках, которые написал народ.

Эти сказки называются….(народные).

- А как называются сказки, которые написали писатели? ( Литературные).

Назовите писателей-сказочников. (Чуковский, Маршак, Андерсен, Пушкин и т.д.).

4. Работа в группах.

- Сейчас проведем викторину по сказкам писателей. Кто правильно назовет сказку, получит приз. Вначале вспомним, как называется сказка Валентина Катаева, в которой используется сказочное заклинание:

Лети, лети, лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели.

(«Цветик-семицветик»).

Сказочница нам принесла цветик-семицветик. Один человек из группы отрывает лепесток. Прочитав задание, назовите сказку и её автора.

1 лепесток.

«Жил старик со своею старухой

У самого синего моря».

(А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).

2 лепесток.

В какой сказке медведь сочинял стихи:

«Мишка очень любит мед!

Почему? Кто поймёт?

В самом деле, почему.

Мёд так нравится ему?»

( Алан Александр Милн «Вини-Пух и все-все-все»).

3 лепесток.

С букварём шагает в школу

Деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы

В цирковой балаган.

Как зовётся эта книжка?

Как зовётся сам мальчишка?

(А.Толстой «Золой ключик или приключение Буратино»).

4 лепесток.

Из какой сказки эти строки?

«Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.»

(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).

5 лепесток.

Я пришла к вам, дети

Из чашечки цветка.

Я была сначала

Чуть больше ноготка.

И ночью я в скорлупке

Ореховой спала.

(«Дюймовочка». Г.Х.Андерсен).

6 лепесток.

«Девочка пришла к домику. Дверь была отворена. В столовой стояло три стула, у стола три чашки с похлёбкой, подле каждой чашки лежала ложка».

(Л.Н.Толстой «Три медведя»).

7 лепесток.

«Наф-Наф был несколько дней занят постройкой. Он натаскал камней, намесил глины и теперь неспеша строил себе надежный, прочный дом».

(С.Михалков «Три поросенка».)

Каждому ученику даётся приз – цветик-семицветик.

5.Инсценировка сказки.

- Ребята, вы хотите пойти в театр?

Сейчас, мы посмотрим сказку. Для того чтобы узнать, как она называется нам надо разгадать кроссворд.

Кроссворд:

  1. Второе название волшебной скатерти (Самобранка).
  2. Кто помог зайцу выгнать лису из его домика? (Петух).
  3. Аппарат на котором летала Баба Яга. (Ступа).
  4.  Кто путешествовал на прутике с утками? (Лягушка).
  5. Рыжая плутовка, кто это? (Лиса).

По вертикали дети читают полученное слово «репка».

- Какую сказку мы будем смотреть? ( «Репка»).

Для вас сейчас будет показана сказка Юрия Кушака «Репка». Эта сказка старая, но написана на новый лад. Инсценировать её будут ученики нашего класса.

- Подумайте, к чему призывает сказка?

6. Просмотр сказки.

- К чему призывает нас сказка? (Делать зарядку).

7. Игра на внимание.

- Ещё одно задание принесла Сказочница.

- Взяли листочки с буквами.

Аджэщнртолмшбжр

Пьтлнрощжзхэъьт

Рошлноьтрпвждбю

Зпмиенжамджготь

Джэхзщонртьлфжт

Лошгджеюбтрпмсэ

Парцболджэхзщшу

- В первой строчке обведите в кружок букву – «м».

- Во второй строчке обведите в кружок букву – «о».

- В третьей строчке обведите в кружок букву – «л».

- В четвертой строчке обведите в кружок букву – «о».

- В пятой строчке обведите в кружок букву – «д».

- В шестой строчке обведите в кружок букву – «е».

- В седьмой строчке обведите в кружок букву – «ц».

- Прочитаем ответ на задание Сказочницы. (Молодец).

-Вы очень хорошо потрудились. Каждый ученик от Сказочницы получает подарок.

-Дома вы сами сочиняли сказки, послушаем их.

8. Чтение учениками сказок.

Заслушиваются сказки 2-3 учеников.

- Закончим наш урок стихотворением.

(На фоне музыки ученик читает стихотворение).

- Нет. Русские сказки не лгали

Про Кощееву смерть, про ковёр-самолёт.

Нет, не праздные люди те сказки слагали,

А провидцы, в чьих замыслах правда живёт.

( Включается телевизор, Сказочница прощается.)

Итог урока:

- Что вам понравилось на уроке?

- Я очень рада, что вы любите сказки, нарисовали рисунки к эпизодам сказок, и даже написали свои сказки.

- Посмотрите на полочку с книгами. Некоторые сказки вам уже знакомы, но есть и те, которые ещё не читали. Вы можете их взять и прочитать, пусть они учат нас быть добрее к людям, к своим друзьям.

Приложение к уроку.

Репка.

Сказка.                                                                        Ю.Кушак.

Автор: Возле дома огород.

Бабка с внучкой у ворот,

Жучка – хвост колечком,

Дремлет под крылечком.

На крыльцо выходит дед,

Он в большой тулуп одет.

Из открытого окна

Деду музыка слышна:

«На зарядку, на зарядку становись!»

Дед:      У меня здоровье крепкое

посажу-ка лучше репку я.

Автор: Лопату берет,

идет в огород.

Бабка: И у бабки без зарядки,

слава богу, все в порядке!

Автор: Рот разевает,

сладко зевает.

Внучка: Клонит бедную ко сну!

С понедельника начну.

Автор: На лавку садится -

заплетает косицу.

Выходят Жучка и кошка.

Жучка: Поиграем лучше в прятки!

Кошка: Обойдемся без зарядки.

Автор: Жучка за кошкой,

Кошка – в окошко.

Выходит мышка

в спортивных штанишках,

майка на теле,

в лапках гантели.

Мышка: Раз и два! И три-четыре!

Стану всех сильнее в мире!

Буду в цирке выступать –

Бегемота поднимать!

Автор: Бегает, прыгает,

лапками дрыгает.

Дед:      Ох, умаялся с утра. (уходит)

Бабка: Да и мне на печь пора.

(уходит или садится на лавочку)

Звучит музыка. Слышны слова: «На зарядку, на зарядку становись!»

Автор: На крылечке снова дед.

Видит репу в огороде

и себе не верит вроде.

Встал он возле репки –

репка выше кепки.

Из открытого окна

та же музыка слышна.

Дед:      Эх, бульдозер бы сюда,

Без него совсем беда!

Автор: Тянет-потянет -

вытянуть не может.

Дед:      Где ты, бабка?

Бабка: Я сейчас!

Ай да репка удалась!

Автор: Бабка за дедку,

дедка за репку,

Тянут-потянут –

вытянуть не могут.

Дед:      Как тянуть? С какого боку?

Выйди, внучка, на подмогу.

Автор: Внучка за бабку,

бабка за дедку,

дедка за репку,

Тянут-потянут –

вытянуть не могут.

Внучка: Ломит спину, ноют ручки!

Нет, не справиться без жучки.

Автор: Жучка за внучку,

внучка за бабку,

бабка за дедку,

дедка за репку,

Тянут-потянут –

вытянуть не могут.

Жучка: Разбудить придется кошку.

Пусть потрудится немножко!

Автор: Кошка за Жучку,

Жучка за внучку,

внучка за бабку,

бабка за дедку,

дедка за репку,

Тянут-потянут –

вытянуть не могут.

Бабка: Мышку кликнуть бы на двор!

Кошка: Мышку звать? Какой позор!

Мы пока и сами,

кажется, с усами.

Автор: Тут из норки мышка – прыг,

ухватилась за турник.

Мышка: Чем топтать без толку грядку -

становитесь на зарядку.

Чтоб за дело браться,

надо сил набраться!

Автор: Все выходят по порядку,

дружно делают зарядку.

Дед и баба: Влево - вправо, влево - вправо –

Получается на славу!

Мышка: Встали! Выдохнуть, вдохнуть!

А теперь пора тянуть!

Автор: Мышка за кошку

Кошка за Жучку,

Жучка за внучку,

внучка за бабку,

бабка за дедку,

дедка за репку,

Тянут-потянут –

вытянули репку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме:Сказки Корнея Ивановича Чуковского

1.     Учить детей выразительному чтению по ролям на примере  сказки К. Чуковского «Айболит».2.     Развивать умения работать с текстом: учить выделя...

Конспект урока по технологии "Жилище разных народов ".2 класс

Мною был разработан урок по теме "Жилише разных народов". На уроке дети узнали из каких необычных материалов строят дома некоторые народы....

Методическая разработка урока по теме: Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко. (2 класс)

Цели:Образовательная: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Петушок и бобовое зёрнышко», учить пересказу по опорным словам. Развивающая: совершенствовать навыки чтения; способствовать ...

Презентация урока по теме: Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко. (2 класс)

Цели:Образовательная: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Петушок и бобовое зёрнышко», учить пересказу по опорным словам. Развивающая: совершенствовать навыки чтения; способствовать ...

Разработка обобщающего урока по теме "Сказка мудростью богата". 2 класс. Чтение. "Школа-2100"

Чтение. Разработка обобщающего урока по теме "Сказка мудростью богата".  Урок по программе "Школа-2100" для 2 класс....

Обобщающий урок по теме "Сказки А.С.Пушкина.

Материалы для организации самостоятельной работы учащихся на уроке....

Обобщающий урок по теме "Сказки Пушкина"

Тема урока:  Обобщение.   Сказки А.С. ПушкинаТип урока: систематизация и обобщение изученного материалаВид урока : урок-играЦель: повторение и обобщение знаний учащихся по теме «Ск...