Лев Толстой - человек, любящий детей
план-конспект урока по чтению на тему

Морозова Светлана Николаевна

Урок внеклассного чтения или материал к классному часу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon l.n.tolstoy.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательная игра для младших школьников

по творчеству Л.Н.Толстого

«Человек, любящий детей»

Цели: формировать интерес к чтению детской литературы;  познакомить учащихся с биографией и творчеством Л.Н.Толстого; развивать внимание, логическое мышление, творческие способности.

Оформление: портрет Л.Н. Толстого, выставка рисунков по творчеству писателя, карточки: пословицы, кроссворд; книги Л.Н.Толстого, высказывания о писателе и т.д.

Ход игры.

Ведущий. Есть такая пословица: «Кто больше читает, тот больше знает.» Сегодня мы узнаем, кто из вас много читает и много знает.

   Ребята, наш классный час посвящен книге, а если говорить точнее, то творчеству известного и любимого вами писателя Льва Николаевича Толстого. Мы проведем познавательную игру, в которой встретятся две команды (назвать игроков), а следить за игрой будет жюри в составе…(представить членов жюри).

  Кто из вас не помнит того вечернего часа, когда вы остаетесь одни в темной комнате. Спать не хочется, и глаза, привыкая к темноте, начинают различать предметы: вот край стола, а дальше шкаф с огромным зеркалом, а в нем отражается кресло, где спит уложенная на ночь кукла. Мир в эти часы кажется особенно загадочным и огромным, полным тайн. И рождаются вопросы, один другого сложнее…

 Отчего в темноте видно?

 Куда девается вода из моря?

 Отчего в морозы трещат деревья?

Над этими вопросами размышлял и Л.Н. Толстой. Предлагаю и вам порассуждать над этими вопросами.

Задание  I  тура.

   Команда получает конверт, читает вопрос и через 1 минуту дает свой ответ на него.

  • Куда девается вода из моря?
  • Отчего в морозы трещат деревья?

А теперь давайте сравним ваши ответы с рассуждением Л.Н.Толстого

К первому туру.

  1. Куда девается вода из моря?

   Из родников, ключей и болот вода течет в ручьи, из ручьев в речки, из речек в большие реки, а из больших рек течет в моря. С других сторон в моря текут другие реки, и все ручьи текут в моря с тех пор, как мир сотворен. Куда девается вода из моря? Отчего она не течет через край?

  Вода из моря поднимается туманом; туман поднимается выше, из тумана делаются тучи. Тучи гонит ветром и разносит по земле. Из туч вода падает на землю. С земли стекает в болота и ручьи. Из ручьев течет в реки, из рек в море. Из моря опять вода поднимается в тучи, и тучи разносятся по земле…

  1. Отчего в морозы трещат деревья?

  Оттого, что в деревьях есть сырость, и сырость эта замерзает, как вода. Когда вода замерзает, она раздается; а когда ей нет места раздаться, она разрывает деревья.

  Если налить воды в бутылку и поставить на мороз, вода замерзнет и разорвет бутылку.

  Отчего вода не сжимается, как железо, от холода, а раздается, когда замерзнет? Оттого, что когда вода замерзнет, ее частицы связываются между собой по-другому и промеж них больше пустых мест.

  А если бы вода сжималась от мороза, как сжимается железо, то верхняя вода замерзла б на реке и тонула бы, потому что лед был бы тяжелее воды. Потом опять бы замерзла верхняя вода и тонула бы, и так замерзли бы озера и реки от дна до верху.  

   Ведущий. Лев Николаевич Толстой, как вы уже знаете, родился и жил в Ясной Поляне, менее чем в ста километрах от нашего села. Он призывал людей жить в согласии с природой, бережно относиться к ней, любить друг друга, никогда не ссориться.

   Ребенком Левушка зарыл вместе с братьями в лесу зеленую палочку. Верил: кто найдет – будет счастлив, желания его исполнятся. Поискали – не нашли. С тех пор Толстой всегда думал о «зеленой палочке», как о талисмане. Желаний у него было много и одно из них – открыть свободную народную школу в Ясной Поляне, что он и сделал. Дети и учитель работали весь день: занятия шли с 8 до 12 часов утра, а потом с 3 до 6 часов вечера. По утрам дети часто задерживали учителя до двух часов дня, чтобы послушать его сказки.

Задание II тура.

   Сейчас вашему вниманию предлагается чтение отрывков из произведений Л.Н. Толстого. Вам необходимо назвать само произведение  

Ко второму туру. 

Отрывки из произведений:

  • «Лисица позвала журавля на обед и подала похлебку на тарелке, журавль ничего не мог взять своим длинным носом, и лисица сама все поела». («Лисица и журавль»)
  • «Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику». («Три медведя»)
  • «Поскакали зайцы на озеро топиться. Лягушки услыхали  зайцев и забултыхали в воду» («Зайцы и лягушки»)
  • «Жил старик со старухой. У них не было детей. Старик поехал в поле жать, а старуха осталась дома блины печь» («Липунюшка»)
  • «Достал Сережа семя, насыпал на дощечку и выставил сетку в сад» («Птичка»)
  • «Один раз его пускали на медведя, и он вцепился медведю в ухо и повис, как пиявка» («Булька»)
  • «Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда» («Косточка»)
  • Когда поезд прошел, все увидали, что девочка лежит головой вниз и не шевелится» («Девочка и грибы»)
  • «Снопы уже горели и трещали. Когда застлало сени дымом, Маша испугалась и побежала назад в избу» («Пожар»)
  • «Стало мышам плохо жить без кота» («Мыши и кот»)
  • «Собака шла по доске через речку, а в зубах несла мясо» («Собака и ее тень»)
  • «Ребята ушли в школу. Отец еще с утра уехал в лес, мать ушла на поденную работу» («Филипок»)
  • «Важная мышь ввела из щели свою гостью в горницу, и обе влезли на стол» («Полевая и городская мышь»)
  • «-Ну, матушка, я двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый» («Страшный зверь»)

   Ведущий. Когда Лев Николаевич открыл школу для крестьянских детей, ему только что исполнилось 32 года. Он был молод, энергичен, мастер придумывать разные игры, загадки.

Задание III тура.

   У команд на столах кроссворд, разгадав который, вы узнаете об одном из любимых жанров литературы Л.Н. Толстого (см. в приложении).

К третьему туру. 

Вопросы к кроссворду:

  1. Ниток много, а в клубок не смотаешь» (Паутина)
  2. По морю идет, а до берега дойдет – пропадет. (Волна)
  3. На дворе горой, а в избе водой. (Снег)
  4. Сидит баба на грядках, вся в заплатках; кто взглянет, тот заплачет. (Лук)
  5. Дедушка без топора мост мостит. (Мороз)
  6. Без рук, без ног – под окном стучится, в дом просится. (Ветер)
  7. Скоро ест, мелко жует, сама не ест, другим не дает. (Пила)
  8. Идет лесом – не треснет, идет плесом – не плеснет. (Месяц)
  9. Семьдесят одежек, все без застежек. (Капуста)

   Ведущий. Центральным словом в кроссворде является - … (пословица).

  Если мы заглянем в «Толковый словарь русского языка», то узнаем, что «ПОСЛОВИЦА – это краткое изречение с назидательным  

 (т.е. поучительным) содержанием».

  И действительно, в предложении из 3-5 слов заложен глубокий смысл.

Задание IV тура.

    Сейчас у меня в руках несколько конвертов с пословицами, а точнее – со словами, из которых нужно составить пословицы.

  К четвертому  туру:

  • Лето собирает, а зима съедает.
  • Локоть близок, а не укусишь.
  • Один в поле не воин.
  • Шила в мешке не утаишь.

   Ведущий. Лев Николаевич Толстой писал небольшие рассказы на темы пословиц.

Задание Y тура.

 Я зачитаю некоторые из них, а вы выберите из предложенных на доске пословиц ту, которая подходит к рассказу.

К пятому туру.

Рассказы на тему пословиц:

  • Собака лежала под сараем на сене. Корове захотелось сенца, она подошла под сарай, засунула, голову и только ухватила клок сена – собака зарычала и бросилась под нее. Корова отошла и сказала…(Сама не ест, и мне не дает.)
  • Ездил барин за границу. Приехал к себе и затеял рожь руками сажать. Мужики сказали…(Ворон за море летал, да умней не стал.)
  • Девочка любила играть на улице, а как придет в дом – скучает.

              Мать спрашивала:

          -Отчего ты скучаешь?

          -Дома скучно.

Мать сказала…(Глупой птице свой дом не мил.)

Два рыбака тянули невод. Когда стало тяжело, один сказал:

  • Невод не хорош.

Другой сказал:

  • Нет, невод хорош, но ты слабо тянешь.

И стала у них ссора. Пока спорили, рыба вся ушла… (За спором дело стало)

  Ведущий. Впоследствии и загадки, и пословицы, а также сказки, рассказы, которые Л.Н. Толстой рассказывал детям, вошли в книги:

  • «Азбука», которая помогла детям научиться читать, лучше понять окружающий мир, радости и печали людей, красоту русского языка;
  • «Русские книги для чтения», где были даны ответы на множество детских вопросов, которые возникали на уроках.

Сейчас  книги Льва Николаевича печатаются миллионными тиражами. С некоторыми из книг вы уже знакомы. Книги не только привлекают нас своим содержанием, но и интересными иллюстрациями.

Задание VI тура.

  Перед вами рисунки, выполненные к произведениям Л.Н. Толстого. Задача: определить, к каким именно рассказам, сказкам, былям они нарисованы.

  К шестому туру рисунки формата А-3 (8 рисунков).

      Ведущий. Давайте представим себе Ясную Поляну, у ребят начинается урок…Ребята очень любознательные и им очень хочется правильно отвечать на вопросы своего Учителя.

Задание VII тура.

 А теперь мы проведем небольшую викторину. Командам  по очереди читается какое-то утверждение, они отвечают «да» или «нет» .

К седьмому туру.

Викторина «ДА / НЕТ»

  1. Лев Толстой родился в девятнадцатом веке. (да)
  2. Жил Толстой в городе Щекино. (нет)
  3. Толстой создал «Азбуку» для детей. (да)
  4. Умер Толстой в девятнадцатом веке. (нет)
  5. Толстой похоронен в Ясной Поляне. (да)
  6. В Ясной Поляне сейчас Музей-усадьба. (да)
  7. Брата Филипка звали Кирюшка. (нет)
  8. В были «Прыжок» речь идет о зайце. (нет)
  9. Произведение «Лебеди» - это описание. (да)
  10. Булька – кличка собаки. (да)

  Ведущий. Вот и подходит к концу наша сегодняшняя игра, которая посвящалась

Л.Н. Толстому и его творчеству. С этим  замечательным человеком мы встречаемся в раннем детстве, а постигаем и заново открываем его для себя всю последующую жизнь.

  Пришло время предоставить слово жюри.

(Поздравление победителей).

   Молодцы! Понравилась вам игра?  Ребята, больше читайте и помните, что день, прожитый без книги, - потерянный день!

Литература:

 Сборники произведений Л.Н.Толстого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование элементарных знаний о природе и ее пользе для здоровья человека у детей с задержкой психического развития».

В данной статье описываются методы и приемы работы с детьми по ознакомлению с природой. Даны описания конкретных методов работы с природным материалом . Отмечено положительное влияние  природы на...

Уроки № 82 (чтение) и № 102 (письмо). Л.Н. Толстой. Рассказы для детей (с. 94). Повторение изученного материала: способы обозначения звука [й’] на письме.

По методическому пособию В. Г. Горецкого, Н. М. Белянковой к УМК «Школа России», 1 класс. Подготовила Людкевич Е. И. учитель нач. классов «Кисловской СОШ»....

Л. Н. Толстой. Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка

Конспект урока литературного  чтения для 1 класса по теме "Л.Н.Толстой. Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка".  Урок разработан для обучения по программе "Школа России"  и со...

Методическая разработка урока «Л.Н. Толстой. Рассказы для детей»

Методическая разработка урока «Л.Н. Толстой. Рассказы для детей». Урок литературного чтения, 1 класс, Школа России. Оргмомент. На уроке гости, поприветствуем.Открытие темы и осознание...

Литературно-музыкальная гостиная "Л.Н. Толстой - человек, мыслитель, писатель"

Задачи:закрепить сведения о жизни и творчестве писателя;познакомиться с мировоззрением Л.Н. Толстого, его духовными исканиями;прививать интерес к искусству слова, музыке, живописи;формировать умения о...

Человек (для детей с ТМНР), 1 класс

Рабочая программа по предмету «Человек» разработана на основе: Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умс...