Сравниваем сказки
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Морозова Светлана Николаевна

Урок внеклассного чтения. Можно использовать материал для внеклассной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sravnivaem_skazki.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

 «Сравниваем сказки»

Тема. «А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Цели урока. Рассмотреть взаимосвязи литературной сказки Пушкина с волшебной народной сказкой; формировать умение сопоставлять произведения близкие по жанру и теме; раскрыть идейно-художественное своеобразие пушкинской сказки; совершенствовать умение анализировать средства создания образа – персонажа в художественном произведении.

Оборудование. Тексты сказки братьев Гримм «Белоснежка» и «Сказки о  мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина; портреты братьев Гримм и А.С.Пушкина; таблицы для сравнительного анализа.

Ход урока.

  1. Организационный момент

Учитель. Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами отправимся в волшебную  страну сказок, узнаем много нового и интересного.

II. Актуализация знаний учащихся. Постановка задач.

 У. Когда мы читаем народную волшебную сказку, мы попадаем в удивительный мир. Давайте вспомним, какими признаками отличается эта сказка?

Дети. В ней есть сказочное место действия: тридевятое царство, подводное царство...

- В ней есть фантастические персонажи: леший, колдунья.

- В волшебной сказке случаются превращения: герои оживают, превращаются в предметы, в животных.

- Иногда им помогают волшебные предметы или волшебные слова.

У. Эти знания пригодятся вам сегодня на уроке. Вы должны будете определить, чем похожа сказка Пушкина на народные волшебные сказки и чем отличается от них.

III. Знакомство с новым материалом.

У. Для ответа на этот вопрос обратимся к сопоставлению сказки братьев Гримм «Белоснежка» (обработанный народный вариант) и литературной сказке А. С. Пушкина.

 Напомню вам, что немецкие учёные-филологи братья Гримм записывали сказки от народных сказителей, сознательно стремясь сохранить народный дух и народный язык. Позднее они лишь обработали услышанные и записанные варианты, придав им литературную форму. С русскими сказками подобную работу провели известнейший русский фольклорист Александр Николаевич Афанасьев и позднее писатель Алексей Николаевич Толстой.

  Сказки братьев Гримм были опубликованы в начале XIX века, то есть раньше, чем сказка Пушкина. Сходство между двумя сказками очень большое, поэтому можно предположить, что Пушкин был знаком с немецкой сказкой. Также нам известно об интересе Пушкина к русским народным сказкам, песням, преданиям, к истории родной страны. Пушкин собирал исторические материалы и изучал архивы о великих деятелях русской истории – Петре Первом, Емельяне Пугачёве, Борисе Годунове. В своих произведениях писатель прославлял не только великих царей и полководцев, но и талант, самобытность простого русского человека. В селе Михайловском он, переодевшись в крестьянский наряд, частенько смешивался на ярмарках с толпой людей, подпевая нищим слепцам,  прислушиваясь к меткому народному слову. Вспомним, какую трогательную привязанность испытывал Пушкин к своей няне Арине Родионовне, крепостной крестьянке. Именно она рассказывала Александру Сергеевичу народные сказки, о которых он писал: « Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Пушкин создал пять литературных сказок, пропитанных русским духом. Вспомните их.

Д. « Сказка о рыбаке и рыбке».

- « Сказка о мертвой царевне…».

- « Сказка о попе и работнике его Балде».

- « Сказка о царе Салтане».

- « Сказка о Золотом петушке».

IV. Сопоставительный анализ

У. Сравним сказку Пушкина со сказкой братьев Гримм.

По ходу работы дети заполняют таблицу, отпечатанную для каждого. У учителя аналогичная на доске.

- Что общего в этих сказках?

Д. Герои, события.

У. Назовите героев, которые есть в обеих сказках. Докажите цитатой из текста.

Д. Мать, мачеха, жених, семь друзей.

У. Есть ли похожие события?

Д. Падчерица изгоняется мачехой из дома, находит приют в лесу, мачеха хочет убить её, героиню выручают друзья, а затем оживляет принц.

У. Чем различаются сказки? В таблице уже заполнена первая колонка. В ней пять пунктов для сравнения произведений. Прочитайте их.

 Сказка братьев Гримм

Сказка А.С.Пушкина

1

Семь гномов

2

Мачеха трижды пытается убить падчерицу

3

Принц случайно находит Белоснежку

4

Жестокий финал: мачеху убивают

5

Сказка написана в прозе

- Попробуйте самостоятельно дополнить таблицу.

В итоге совместной работы и обсуждений таблица приобретает следующий вид.

 Сказка братьев Гримм

Сказка А.С.Пушкина

1

Семь гномов

Семь богатырей

2

Мачеха трижды пытается убить падчерицу

Царица приходит один раз с яблочком

3

Принц случайно находит Белоснежку

Жених – королевич Елисей долго ищет царевну, обращается к Солнцу, Месяцу, Ветру.  

4

Жестокий финал: мачеху убивают

Мачеха умирает от тоски и зависти.

5

Сказка написана в прозе

Сказка написана в стихах, красивым литературным языком.

- Как вы считаете, сказка Пушкина – пересказ немецкой сказки или авторская, литературная сказка?

Д. Поэт создаёт свою неповторимую сказку. Она отличается от сказки братьев Гримм  и сюжетом, и героями, и языком. Сказка Пушкина более поэтична, красочна.

У. Как вы думаете, зачем Пушкин пересказал сказку братьев Гримм?

Д.  Братья Гримм написали сказку о своём народе, для немецких читателей, а Пушкин – о  русских людях  для русских.

У. Как это показано в тексте? Найдите доказательства.

Д. Богатыри, терем, троекратное обращение Елисея к силам природы, народные выражения.

У. Пушкин не просто пересказал известный сюжет, а написал авторскую сказку, в которой многое изменил в связи с тем, что хотел выразить собственные мысли, представления о жизни. Сказка братьев Гримм  рассказывается ради традиционной народной идеи: наказание, и порой очень жестокое, злых сил  и вознаграждение слабых и беззащитных.

   В отличие от сказки братьев Гримм сказка Пушкина о самой главной ценности для поэта: о верности и любви. Поиск своей возлюбленной королевичем  Елисеем – пушкинское «добавление» к народному сюжету. Теме любви и верности посвящена начальная картина смерти родной матери царевны («восхищенья не снесла…»). С этой же темой связанны взаимоотношения царевны и богатырей, их сватовство, отсутствующие в сказке «Белоснежка». Темой преданности и любви продиктовано включение в сказку образа верного пса Соколко, погибающего ради спасения хозяйки.

 V. Анализ образа главной героини

У. В каких русских народных сказках встречается мачеха и падчерица?

Д. «Морозко», «Хаврошечка».

У. Какой в них изображается падчерица?

Д. Скромной, доброжелательной, трудолюбивой, ласковой девушкой.

У. Какой мы видим молодую царевну в сказке Пушкина?

Д. Красивой, ласковой, нежной, соблюдающей правила народного этикета («честь хозяям отдала») , трудолюбивой ( «всё порядком убрала»), религиозной («засветила Богу свечку»), верной своему жениху ( « Но другому я навечно отдана. Мне всех милей королевич Елисей»)

У. То есть Пушкин продолжает фольклорные традиции, дополняет и углубляет их. В пушкинской сказке мы чувствуем открытое авторское отношение к героине, чего нет в народной сказке. Автор нежно любит свою героиню и восхищается ею ( «красавица- душа», «милая девица», «моя душа» и т.д.). В целом поэт создаёт неповторимый индивидуальный характер «царевны молодой» с помощью детального описания её внешности, речи, подробного изображения поведения, включает в текст сказки многочисленные авторские оценки, показывает отношение к героине других персонажей.

VI. Домашнее задание.

У.  На следующем уроке мы будем сочинять рассказ о царевне. Приготовьтесь рассказать о ней,  используя цитаты из текста. Нарисуйте иллюстрацию к любимому фрагменту для выставки «Час творчества».

VII. Итог урока.

У. Сегодня мы с вами определяли, чем сказка Пушкина похожа на народные волшебные сказки и чем отличается от них. Каким образом мы это делали?

Д. Сравнивали сказку Пушкина и сказку братьев Гримм.

У. Понравился ли вам сегодняшний урок?

Спасибо всем! Урок окончен.          

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика. Тема урока: Измеряй и сравнивай.Сантиметр. Схема-конспект урока по УМК "ПНШ".

Конспект двух уроков по математике по УМК "ПНШ". 1 класс. Приложение - презентация....

урок математики в 1 классе. Угол.Учимся сравнивать углы.

урок математики по учебнику Александровой Э.И. 1 класс...

Конспект урока по математике в 1 классе по теме: "Сравниваем", по программе "Начальная школа XXI века"

Конспект урока по математике в 1 классе по программе "Начальная школа  XXIвека" , по теме  "Сравниваем". Цели  урока: научить сравнивать предметы по форме, цвету, расположению...

Обучение грамоте. Урок чтения.Читаем, наблюдаем, сравниваем.

Обучение грамоте. Чтение. 1 класс. Тема: Читаем и наблюдаем. ( Букварь стр. 102-103).Цель урока: обобщение и повторение изученного; упражнение в чтении; раскрытие для детей красоты и богатства р...