Открытый урок литературного чтения Л.Н. Толстой "Прыжок" (3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Наринская Евгения Александровна

Урок литературного чтения на тему "Л.Н. Толстой "Прыжок" предполагает знакомство учащихся 3 класса с биографией великого русского писателя и с содержанием его рассказа "Прыжок". В ходе урока ученики просматривают презентацию о жизни и творчестве Л.Н. Толстого и переходят к чтению рассказа "Прыжок" по частям. После прочтения каждой части учитель предлагает учащимся ответить на вопросы по прочитанному. После работы с текстом целесообразно выполнить задание на интерактивной доске, в котором ученики должны расположить картинки в том порядке, в котором события развивались в тексте рассказа. В заключении урока учащиеся раскрывают основную мысль рассказа и делятся своими впечатлениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_v_3_klasse.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ

городского округа Орехово-Зуево

Конспект открытого урока литературного чтения в 3 классе

по теме

Л.Н. Толстой «Прыжок»

Учитель начальных классов

 Кузнецова Евгения Александровна

2013-2014 учебный год

Цель: организовать деятельность учащихся при ознакомлении  с рассказом Л.Н. Толстого «Прыжок».

Задачи:

- развивать устную речь учащихся, учить умению высказывать свои мысли, разрешать проблемные ситуации;

- формировать литературоведческие представления, обеспечивающие детям полноценное восприятие произведения, помочь постичь идею произведения через его форму, проникнуть в настроение произведения;

- учить понимать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте, работать с композиционными частями рассказа;

- дать почувствовать детям необыкновенную силу слова, развивать эмоциональный мир детей, учить читателей постигать внутреннее состояние человека через его внешнее проявление.

УУД:

Коммуникативные – формулировать собственное мнение и позицию, выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью. 

Регулятивные – выбирать действия в соответствии с поставленной  задачей.

Познавательные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, поиск и выделение необходимой информации.

Личностные – учебно-познавательная мотивация учебной деятельности, следование моральным нормам и этическим требованиям.

Оборудование:

- рисунки детей по рассказам Л.Н. Толстого;

- интерактивная доска;

- система для голосования Interwrite Response;

- презентация о жизни и творчестве Л.Н. Толстого.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания

- Ребята, с каким произведением мы работали на прошлых уроках? (рассказ Николая Георгиевича Гарина-Михайловского «Тёма и Жучка»).

- Какие впечатления произвел на вас сюжет этого рассказа?

- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о человеческом мужестве и отношении к животным. Но прежде, вы ответите на вопросы теста по рассказу «Тёма и Жучка». И выясним, насколько хорошо вы поняли его содержание.

Тест с использованием Interwrite Response

- Молодцы! Результат теста нас очень порадовал. А мы продолжаем наш урок.

3. Подготовка к восприятию нового материала

- Вот новый день и новый час,

Урок литературы новый.

Но старый друг у нас в гостях –

Мудрейший человек и мастер слова.

- О каком известном писателе эти слова вы поймете, послушав информацию о нем.

Он родился в 1828 году в усадьбе Ясная  поляна. Прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги  переведены на многие языки, их читают во всём мире. Этот писатель очень любил детей. Он открыл школу в Ясной Поляне, написал Азбуку и сам учил детей. С некоторыми рассказами этого замечательного писателя вы знакомились ранее. (Л.Н. Толстой)

Презентация о жизни и творчестве Л.Н. Толстого

Слайд 1. - Сегодня мы пролистаем некоторые страницы  альбома творческой  жизни Л.Н.Толстого. Повторим пройденное и узнаем много нового и интересного.

Слайд 2. Лев Николаевич Толстой родился 28 августа 1828 года в имении Ясная Поляна, близ города Тулы. Это дом писателя, сейчас он является музеем.

Слайд 3-4. Его сохранили в неприкосновенном виде, и создается впечатление, что это жилой дом, а хозяин куда-то ненадолго отлучился. В Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни. Уже в детстве Лев отличался от братьев искусством составлять шарады, маленькие рассказы. Он очень многим интересовался и всю жизнь пополнял свои знания.

Слайд 5. Вместе с братьями он затеял издавать рукописный журнал «Детские  забавы». Лёва вёл рубрику «Натуральная история», где писал рассказы о птицах.  Пристрастие к жанру рассказов о животных осталось навсегда. Это был самый мудрый русский писатель. И когда люди читают его книги, то становятся умнее. Я уверена, что произведение, которое мы будем сегодня изучать, и вас тоже многому научит.

- Какие рассказы Л.Н. Толстого вы знаете? (Акула, Лев и собачка, Косточка, Ворон и лисица, Как мужик гусей делил, Филипок, Слон, Липунюшка, Котенок).

- Многие из вас сделали рисунки к рассказам писателя.

Просмотр выставки

  1. Словарная разминка

- Открываем учебник на с. 109. Прежде чем начнем знакомство с текстом, выполнил словарную разминку.

На доске:

Раз-за-до-рил-ся

Вы-тя-ги-ва-лись

Прон-зи-тель-ный

Две-над-ца-ти-лет-ний

Ра-мах-нул-ся

Вдре-без-ги

- Кто знает, что такое «быль»? (то, что было на самом деле; реально произошедшие события).

  1. Первичное чтение текста по частям и анализ прочитанного

Часть 1.

- Где происходит действие рассказа? (на корабле)

- Знаете ли вы, что такое мачта? (вертикально стоящая конструкция на корабле, обычно на высоте 15-20 метров (5-8 этажный дом), с перекладинами, на которых держались паруса; от перекладин протягивалось множество веревок, канатов).

Слайд 6.

- Откуда на корабле обезьяна? (возможно, привезли из жарких стран для забавы)

- Какие слова передают поведение обезьяны? Зачитайте.

- Что мы знаем про мальчика? (он – сын капитана, ему 12 лет)

- Видимо, это важная для нас информация.

- Что сделала обезьяна?

- Какие чувства испытал мальчик? Зачитайте отрывок. (Мальчик остался без шляпы… он растерялся)

- Как вели себя люди на палубе?

- Как это подействовало на мальчика? (покраснел, скинул куртку…)

Физкультминутка.

Часть 2.

- Сумел ли мальчик догнать обезьяну?

- Что раззадорило мальчика еще больше? (мартышка забралась на макушку мачты и оттуда корчилась…)

- Были ли действия мальчики опасными для его жизни? Что с ним может произойти, если он потеряет равновесие?

- Как автор передает состояние людей на палубе?

Часть 3.

- Почему мальчик вдруг потерял равновесие?

- Для чего отец мальчика вынес ружье?

- Почему он прицелился в сына и потребовал, чтобы мальчик прыгнул воду? (побуждал его к прыжку, чтобы мальчик не упал на палубу)

- Обратите внимание, как мальчик прыгнул в воду.

- Как долго мальчик находился под водой? (очень трудно задержать дыхание)

- Почему отец закричал и убежал к себе в каюту? (он  пережил сильное потрясение, испугался за сына)

- Как вы думаете, кто был виноват в этой опасной ситуации? (мальчик и матросы)

  1. Задание на интерактивной доске

- Посмотрите на иллюстрации к рассказу. Подумайте и попробуйте расположить картинки в том порядке, в котором события развивались в тексте.

  1. Итог урока, выставление оценок

- С каким произведением мы знакомились сегодня на уроке?

- Чему вас учит это произведение? (Задумываться над своими поступками, не теряться в трудных ситуациях, вовремя справляться со своими чувствами. Этот рассказ учит, что страх преодолеть нелегко, что иногда важные решения нужно принимать очень быстро, ведь от этого может зависеть чья–то жизнь. В рассказе «Прыжок» жизнь мальчика зависела от решения отца. Выстрел отца – это поступок. Если бы сын не прыгнул в воду, то он бы упал на палубу и разбился.)

- К какому жанру относится это произведение. (Это рассказ. Произведение небольшое по объёму. Рассказывается только один случай из их жизни героев.)

- Как вы думаете, почему рассказ называется «Прыжок»? (Прыжок мальчика – это тоже поступок, храбрый поступок. Этим поступком мальчик преодолевает трусость, растерянность. Прыжок спасает его от смерти.)

  1. Домашнее задание

Стр. 109-111 (читать, пересказывать)