Литературное чтение 2 класс ТЕМА: БОГАТЫРСКАЯ СКАЗКА «СКАЗКА ПРО ИЛЬЮ МУРОМЦА»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Лихтанская Ирина Владимировна

Урок соответствует календарно-тематическому планированию, третий в разделе «Сказочные богатыри».  Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_2_klass.docx32.65 КБ
Office presentation icon pro_ilyu_muromtsa.ppt393 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение  2 класс

ТЕМА: БОГАТЫРСКАЯ  СКАЗКА

«СКАЗКА ПРО ИЛЬЮ МУРОМЦА»

Педагогическая цель: создать условия для формирования умения предполагать, предвосхищать содержание текста произведения по названию раздела и заглавия произведения, выражать свое отношение к героям.

Планируемые результаты образования.

Предметные: правильно читать вслух и про себя текст произведения; отвечать на вопросы учителя по содержанию произведения; относить произведение к жанру сказки.

Личностные: будут сформированы морально-этические нормы в любой ситуации поступать в соответствии с правилами поведения; проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи и др.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).

Регулятивные: научаться соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его;  давать оценку собственной и групповой деятельности на уроке.

Познавательные: общеучебные – находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; логические – делать выводы в результате совместной работы всего класса; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: формулировать свою позицию, владея приёмами монологической и диалогической речи; совместно с учителем и одноклассниками договариваться о правилах общения и поведения в школе.

 

Ход урока

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

I. Мотивирование к учебной деятельности

(организационный момент).

Приветствие,  настрой на работу

 На экране – гусляр. Слышны гусли.

Учитель(или подготовленный ученик):
-Здравствуйте, люди добрые.

 Сядьте на места да послушайте.

Собралися мы с вами на беседу добрую и складную.

Чтобы был у нас мир и согласие.

 А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе

 Да на ус наматывали ( Объясните значение фразы!)

т.е. всё внимательно слушали.

Всё, что услышите, может вам пригодиться.

Ι. Актуализация знаний.

Эмоциональное введение в тему

1  2  3

Методический прием «Корзина понятий»

 На экране репродукция картины В. Васнецова «Богатыри»

- Какие ассоциации( какие чувства, образы) у вас возникают, когда вы смотрите на этих людей?

(учащиеся называют ассоциации, вызванные картиной, слова выписываются на доску)

- богатыри

- защитники

- Русь

- сильные и т.п.

Ребята, я напишу слово патриот, как вы думаете почему?

Запомните его написание.

- Как вы думаете, в каких произведениях устного народного творчества можно «встретиться» с этими героями?

(В былинах)

1. Проверка домашнего задания.

Тест. ( проверка с доски, взаимопроверка)

2. Работа со скороговоркой.

Задание 1 на с. 26 тетради.

– Какое отношение эта скороговорка может иметь к теме нашего урока?(У богатырей были быстрые и сильные кони) 

Речевая разминка. Сейчас мы с вами разогреем наши голосовые связки, поработаем над дикцией и интонацией. Давайте прочитаем эту скороговорку с

  • испугом
  • восторгом
  • хвастаясь

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

II. Введение в тему урока.

Что объединяет и былину и скороговорку? (Это жанры устного народного творчества )

Методический прием «Кластер»

Групповая работа. 

(В группе составляют кластер, плакаты на доску, короткое обсуждение)

Какие еще виды устного народного творчества вам, ребята, известны?

(пословицы, поговорки, волшебные сказки, потешки, небылицы,

былины )

III. Определим тему урока и поставим задачи.

2  4  1  1  2  3  1

Работа с текстом «Сказки про Илью Муромца».

  1. Работа с текстом до чтения. (Антипация)

– Прочитайте заглавие. 

Так кому будет посвящен наш урок?

(Илье Муромцу - русскому богатырю)

А где мы до этого встречались с богатырями? ( В былинах.)

– Что мы будем читать? (сказку, отрывок.)

– Вспомните название раздела. ( Сказочные богатыри)

– Какое отношение имеет сказка к богатырям? Что можно предположить?  

(Это особые сказки про богатырей, и называются они богатырскими.)

Кто сформулирует тему и цель нашего урока?

Цель нашего урока – узнать что такое богатырская сказка и её жанровые особенности.

– Просмотрите первую строчку текста и скажите, откуда родом Илья Муромец, он из Мурома

Рассказ учителя об Илье Муромце или УЧЕНИКА

(слайдовая презентация)

В селе Карачарово, что под Муромом, если верить былинам, родился знаменитый богатырь Илья Муромец. Илья Муромец – реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю. В жизни звали его Илья Иванович Гущин.

«…Я иду служить за землю Русскую. За вдов, за сирот, за бедных людей...» – с этими словами покинул он родное село. Погиб, защищая Киев от набега врагов.

За свои подвиги он был причислен к лику святых и удостоился захоронения в Киево-Печёрской лавре. Надпись у изголовья перед его гробницей гласит: «Илья из города Мурома».

К иконе великого былинного святого богатыря в местной карачаровской церкви идут и идут верующие. А в древнем Муроме на высоком берегу Оки установлен памятник легендарному богатырю.

Вот о каком богатыре сложена сказка, которую нам предстоит прочитать.

Работа с иллюстрацией.

– Рассмотрите иллюстрацию. Найдите на ней предметы, которые говорят о древности сказки.

– Где Илья? Как вы догадались? Опишите его.

– Можно ли предположить, о чём мы будем читать?

– Давайте прочитаем сказку.

2. Читают текст при необходимости комментируем.

После чтения 1-й части:

Ребята какие возникли у вас вопросы к автору?

(– Как звали отца и мать Ильи? Почему у них не было фамилии? (Раньше на Руси не было фамилий. Это ещё раз говорит о древних корнях сказки.)

– Что огорчало родителей?)

Физкультминутка
Физкультминутку проводит ученик в костюме богатыря под музыку М.Мусоргского Богатырские ворота :

Дружно встали - раз, два, три -
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой
Л расставим ноги,
Точно в танце - руки в боки,
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!

Чтение 2-й части. 

Чтение сильными учащимися( особое внимание на морально – этические нормы)

Словарная работа по ходу чтения:

не прекословил – не спорил;

тын – забор из брёвен или жердей;

странник – человек, который ходит пешком, странствует.

Уточняющие вопросы:

– Как понимаете: есть сын, да никуда не годящий?

– Сколько это – чаша в полтора ведра? Может ли быть такое в реальной жизни?( Нет, подобное преувеличение силы богатырей называется гиперболой ( слово на доске)

– Какое чудо сотворили странники с Ильёй?

– Какой наказ ему дали?

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание

1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.

2. Гражданско-патриотическое воспитание.

3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.

4. Воспитание здорового образа жизни.

5. Экологическое воспитание.

6. Эстетическое воспитание.

ΙΙΙ. Итог.

Рефлексия.

Работа в группе

– Итак, мы знаем, что в основе былин лежат реальные события, да и сами богатыри не плод народной выдумки. Почему же тогда история, прочитанная нами, называется сказкой?

– Что в прочитанной истории правдиво?

1.Заполнить таблицу

Что правдиво?

Что вымысел?

2.Запишите:

– А какие события можно назвать сказочными, волшебными?

– Найдите в сказке другие сказочные приметы. (Начало сказки, герой-помощник конь богатырский…)

3.Резервный материал. Составление синквейна в группах.

Обсуждение ответов. Самооценка.

Фронтально:

-Почему эта сказка прошла такой длинный путь и не умерла?

-Кому захотелось прочитать всю сказку об Илье Муромце?

- Кто в наши дни мог бы сказать такие слова: «Есть еще на Руси, кому постоять за землю Русскую»

ΙV. Домашнее задание.

Перечитать сказку.

Найти пословицы о Родине по желанию.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: