В.Распутин "Мама куда-то ушла".
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Урок литературного чтения в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v.rasputin.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Тема: В.Распутин « Мама куда-то ушла».

Цель:

 продолжить работу по развитию беглого и выразительного чтения на примере произведений А.Платонова и В.Распутина;

дать учащимся возможность почувствовать глубину чувств героев к матери, учителю, близким людям.

Задачи:

учить анализировать художественный текст и на этой основе формировать умение осмысленно воспринимать литературные произведения;

развивать эмоциональную сферу, расширять кругозор, приобщая к литературным произведениям и знакомя с новым автором.

Материальное обеспечение урока:

                учебник «Литературное чтение» 3 класс  авт . Л.А.Ефросинина , М.И.Оморокова;

                       презентация о жизни В. Распутина,

 портреты А. Платонова, В. Распутина

                Митрошичева Таисия Геннадьева

                             Учитель начальных классов

                             МБОУ «Таицкая СОШ»

                             Гатчинского района

                             Ленинградской области

                                                                      Ход урока:

  1. Организационный момент.

Цель :   Проверить готовность учащихся к уроку.

-Сегодня на уроке мы продолжим работу над , но прежде чем , начнем  хочу у вас спросить вы готовы к уроку?

-Если готовы , то поднимите руку? ( Молодцы).

      2. Проверка домашнего задания.

Цель:  Проверить навыки выразительного чтения  текста, умения работать с текстом, ориентироваться  в нем.

- Произведение какого автора мы читали на предыдущем уроке? (Андрея Платонова ).

-Что вы можете рассказать об этом писателе? ( Андрей Платонович родился  в 1899 году. Настоящая фамилия у него Климентов. Платонов – это его псевдоним, вымышленное имя. Псевдоним он взял по имени отца. Его звали Платоном.  Отец  очень  много значил в его жизни.

Андрей - старший сын в семье. Всего в семье было 10 детей. Уже с 13 лет ему пришлось разделить заботы отца о семье.  Он рано начал работать, чтобы  помогать прокормить  семью.)

-Чем занимался Андрей Платонович в годы войны?  (Он был военным корреспондентом газеты «Красная звезда».)

- Для кого писал Андрей Платонов? ( Он писал и для детей и для взрослых.)

-Какие произведения вы уже читали? («Никита», «Неизвестный цветок»)

-Как  назван сборник, в котором и были напечатаны эти рассказы? («Цветок на земле»).

-Какая главная мысль этого текста? (Жизнь - это самое главное на земле.  Любое живое существо борется за свою жизнь.)

-Какая главная мысль прослеживается во всех произведениях А.Платонова в этом сборнике? (Жизнь на земле  порой трудная, порой безрадостная, но все равно дорогая для любого живого существа.)

-Какой текст Андрея Платонова вы прочитали дома? (Рассказ « Еще мама».)

-Почему он так назван? (Учительница стала Артему второй мамой.)

- Начинаем читать текст  по ролям. ( Анализ  и оценивание  чтения каждого ученика.)

3.Работа над пониманием  содержания текста

 Цель:  Выяснить насколько учащиеся ориентируются в тексте, понимают и умеют сопереживать героям произведения.

.- Почему Артем не хотел идти в школу? (Боялся бросить мать.)

-О  чем он просил мать перед уходом? (Чтобы она обязательно его дождалась).

-Какой наказ дала ему мать? (Обязательно слушаться учительницу.)

- О чем эта прочитанная часть? (О том, как Артем собирался в школу.)

-Продолжаем  читать.

-Какое желание возникло и возникло и у матери? (Им захотелось вернуться вместе домой.)

-Почему не вернулись? (Понимали, что надо учиться.)

- Найдите и прочитайте отрывок,  в котором рассказывается о том, как Артем беспокоился за мать? (Встретил собаку, решил  что, это волк, и забеспокоился, успела ли мама дойти до дома, не съест  ли ее волк.)

-Прочитайте описание внешности учительницы Аполлинарии Николаевны.

- Почему Артем  почувствовал в ней близкого человека? (От нее пахло  теплым хлебом и сухой травой, как от матери.)

-Почему Артем не слушал учительницу? (Он думал о матери.)

-Как реагировала Аполлинария Николаевна на его невнимание? ( Она не ругала  его, понимала, что он первый раз в школе.)

-Как учительница сумела пробудить у Артема желание учиться? (Сказала о том, что маме будет обидно за то, что сын был в школе, а ничему не научился.)

-С каких слов учительница начала учить Артема грамоте? (Мама, Родина).

-Почему? Вспомните пословицу, в которой есть эти два слова? ( Одна у человека мать, одна и Родина.)

4. Обобщение по содержанию.

Цель: Закреплять навыки выделять тему и идею текста.

-Какова тема этого произведения? (Любовь к матери, учителю.)

- В чем убеждает нас автор? (От любви к матери рождается все прекрасное на земле.)

Физкультминутка.

5. Работа над новым материалом.   В. Распутин «Мама куда-то ушла».

Цель: Познакомить с новым произведением, нового автора.  

-Мы продолжаем тему «Любовь к матери» и познакомимся с новым произведением, но уже другого автора. Посмотрите на слайд. Прочитайте фамилию автора. Посмотрите на портрет. Имя Валентина Григорьевича мы встречаем впервые. Посмотрите на дату его рождения. В каком году он родился ? ( В 1937 году).

-Сколько ему сейчас лет?  Значит, это писатель современный. Он писал о том, как живут люди в наше время. Более подробно о творчестве писателя нам расскажет Скорик Настя. В своей работе она использовала презентацию. Посмотрим и послушаем Настю.

6. Первичное чтение теста В.Распутина «Мама куда-то ушла».

Цель: Совершенствовать навыки чтения, учить передавать голосом чувства героев произведения.

- Мы прочитаем текст, а вы подумайте и ответьте на вопрос :Куда могла уйти мама? Читаем текст по абзацам.

7. Беседа о прочитанном.

Цель: Формировать умения осмысления содержания прочитанного, высказывать своё мнение.

-Так куда могла уйти мама? ( В магазин, в огород, к соседям).

-Вернется она? (Конечно.)

- Но почему её отсутствие стало таким горем для мальчика? (Он был маленький.)

-Какое страшное чувство испытывал мальчик впервые в жизни? (Одиночество)  

-С какой целью Валентин Распутин написал этот рассказ, в чем он нас хотел убедить? (Чтобы показать, как нужна мама каждому человеку.)

-В разные периоды жизни человек по-разному чувствует любовь к матери, необходимость быть рядом с нею. А вот вам для чего нужна близость мамы ? ( Она дает нам советы, помогает во всем, жалеет, когда грустно, помогает делать уроки, ухаживает, когда мы болеем.)

- Вам сейчас особенно нужна мама. Вы все правильно сказали. Но не думайте, что,  став взрослыми, вы станете независимыми от неё. А если случится вдруг, что придет разлука с мамой и, может быть, не такая короткая, как у Артема или у маленького мальчика, а на долгие месяцы, а может быть и годы, вам, поверьте, будет горько за то, что вы иногда обижали маму грубым словом или поступком. И вам очень захочется вернуться в детство, чтобы что-то изменить, к сожалению это будет уже невозможно.

8. Работа над текстом рассказа В.Распутина «Мама куда-то ушла».

Цель: Закреплять умения осмысленно  делить текст на завершенные в смысловом отношении отрывки.

Чтение первой части.

-Читаем текст. Текст читается до слов «… и заплакал ещё громче».

-Прочитайте только слова  мальчика, интонацией покажите, как менялось его настроение от радостного «Мама, я проснулся!», до отчаянного «… я проснулся, а тебя нет!»  

-Какое чувство испытал мальчик? (Испуг).

Чтение второй части.

-Читаем цепочкой следующего отрывка до слов  «пришла блестящая мысль».

-Что делал мальчик, пока искал маму по всей квартире? (Плакал).

-Почему он принял решение не плакать? (Чтобы мама, когда придёт, похвалила его, что он молодец.)

-Чтение отрывка в лицах «сцена с зайкой». Сколько  человек будут принимать участие в чтении? (Два)

-Как называется  речь одного человека, обращенная к другому? (Монолог).

-Кто будет читать? ( Два человека. Мальчик и автор).

-Какое чувство овладело мальчиком, когда он бил зайку? Выберете слова из записанных .

(Злость, грубость, отчаяние, невоспитанность, невежество). Объясните свой выбор.

-Читаем последний отрывок. Прочитайте предложения, в которых заключается главная мысль рассказа. (Что такое боль, он уже знал. С одиночеством он встретился впервые.)

-Как вы думаете, что оказалось для мальчика страшнее: боль или одиночество? (Одиночество).

9.Обобщение.

Цель: Формировать навыки делать вывод по жизненной ситуации.

-Была ли когда-нибудь с вами подобная ситуация?

-Что вы чувствовали ?

-Закончить наш урок я хочу стихотворением «Письмо солдата». Вы, пожалуйста, подумайте, что хотел выразить автор своими словами и подходит ли оно к нашему уроку.

Люблю тебя, тоскую и скучаю…

Поверь, мне очень трудно без тебя.

Я по ночам нередко вспоминаю

Ту песню, что ты пела для меня.

        Сказать спасибо? Это очень мало.

        Но знай, на свете ты одна.

        Которую люблю.

        Родная мама…

Так хочется вернуться в те года,

Когда меня ты за руку водила,

На ужин загоняла со двора…

Не понимал тогда, как ты меня любила!

От боли и обиды берегла.

        Но детство кончилось, и я ушёл в солдаты.

        Ты далеко, обнять тебя я не могу.

        Стою я в карауле с автоматом,

        Я Родину, как маму,  берегу.

Люблю тебя, тоскую и скучаю…

За то, что подарила мне любовь,

Я шлю тебе сыновний свой поклон.

-О чем это стихотворение? (О любви к матери).

- Подходит ни это стихотворение к нашему уроку? (Да. Оно тоже о любви к самому дорогому для любого человека).  

5. Оценки за урок.

-За домашнее чтение получаете оценки    в соответствии с полученными карточками.

6. Домашнее задание.

Цель: Закреплять навыки чтения, развивать мышление, устную речь.

-Подготовить выразительное чтение. Придумайте продолжение рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детство, детство, ты куда ушло?...

Урок-классный час проводится в выпускном 9 классе 25 мая после торжественной линейки...

Урок литературного чтения в 4 классе по программе «Школа России». Тема: «В. Г. Распутин «Мама куда-то ушла».

Цель: а) раскрыть психологический характер внутреннего конфликта рассказа;б) развивать  умение понимать мотивы поведения героя, давать характеристику его внутренних переживаний...

"Мальчишки ушли воевать"

Разработка литературно-музыкальной композиции о15-летних юношах-моряках, героях Великой Отечественной войны....

конспект урока. Распутин "Мама куда-то ушла"

Тема:      Валентин Григорьевич Распутин...

От куда берётся и куда девается мусор

Конспект урока Окружающий мир  "Юный эколог" на тему "От куда берётся и куда девается мусор"...