П.П. Бажов «Серебряное копытце» . Мотивы народных сказок в авторском тексте.(второй урок)
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Рогозина Ирина Викторовна

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx23 КБ
Office presentation icon ki.ppt2.63 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: П.П. Бажов «Серебряное копытце» . Мотивы народных сказок в авторском тексте.(второй урок)

Цели : 1.продолжить работу над изучением сказа П. Бажова «Серебряное Копытце»; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; способствовать формированию навыка выразительного осознанного беглого чтения и умению работать с текстом;

 учить составлению портретной характеристики героев;

2. развивать воображение учащихся, способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; совершенствовать умение общаться друг с другом, находить общее решение, доказывать собственное мнение; развивать навыки самопроверки и самоконтроля через использование технологической карты и работы с ПК;

3. воспитывать нравственные качества на примере главных героев произведения.

Планируемые результаты:

Предметные: умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про

себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном

чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение;

Метапредметные:

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа

материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе

 с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы

на уроке;

Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нём основной

мысли, отбор опорных(ключевых) слов для создания собственного текста,

поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной

и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги:

Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста

учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе(распределение

обязанностей, составление плана совместных действий, умение

договариваться о совместных действиях);

Личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к

природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений,

уважение к старшим. Ценность человеческой жизни), проявление интереса к

чтению и изучению творчества П.П.Бажова.

Оборудование: презентация.

                                       Ход урока 2

  1. Организационный момент.
  2. Речевая разминка.

Мы купили кошке

К празднику сапожки.

Причесали ей усы,

Сшили новые трусы.

Только как их надевать?

Хвостик некуда девать. Слайд 1

-Прочитайте медленно.

-Прочитайте с вопросительной интонацией( с раздражением, с радостью, скороговоркой).

III. Проверка домашнего задания.

-С каким произведением познакомились на прошлом уроке?

-Кто автор этого произведения?

-О чём это произведение?

-Что было задано на дом?

*Проверка выразительного чтения текста.

 IV. Работа по теме.

1.Самоопределение к деятельности.

- К какому жанру относится это произведение? (Это не сказка, а сказ.)

-Как вы объясните слово «Сказ»?

-Кто нам поможет выяснить значение этого слова? ( Словарь Ожигова.)

(Сказ- это форма авторской речи в духе языка и характера того, от чьего имени ведётся повествование, например сказы «Малахитовая шкатулка» П.П.Бажова, произведения Б.В.Шергина.) Слайд 2

-Что такое сказка? (Сказка – это фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики.  В сказках всегда есть назидательный смысл.) Слайд 3

-Что такое рассказ? (Рассказ – это прозаическое произведение, в основном повествовательного характера, в центре которого чаще всего какой- то один эпизод. Где происходят реальные события.) Слайд 4

-Так докажите теперь что произведение «Серебряное копытце» - это сказ.(Это сказ , потому, что в этом произведении сочетаются жанры сказки и рассказа. В нём умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальности.

-Как вы думаете, над каким произведением мы будем сегодня работать?

-Чтобы вы хотели выяснить?

-Сформулируйте цели урока. Слайд 5

2.Работа по содержанию сказки (с выборочным чтением).

- Почему Кокованя решил взять себе сиротку? (Он был одиноким.)

- Кого посоветовали ему взять соседи? (Девчонку шести лет из семьи Григория Потопаева.)

-Кто такой приказчик? ( Приказчик – это небольшой начальник на заводе.)

- Как вы понимаете выражение «барская рукодельня»? (Это мастерская, где занимались шитьем для барина женщины и девушки из бедных семей.)

-  Как жилось девочке в чужой семье? Прочитайте.

-Что значит «взъедалась на девочку»? (Т.е. ругала ее, попрекала куском хлеба.)

- Прочитайте, как Кокованя впервые увидел девочку.

- Что значит слово гóлбчик? Прочитайте в словаре.

- Как назвал старик девочку, почему? (Он назвал её Подарёнкой, потому что девочку как бы подарили чужим людям, т.е. отдали.)

- Как на самом деле зовут девчоночку? (Дарёнкой.)

- Чем занимался Кокованя? (Он добывал летом золото, а зимой бегал по лесам за козлом.)

- Кого взял с собой еще старик? (Кошку Мурёнку.)

- Что главное в этой части, как её можно озаглавить? (Главное, что старик взял к себе жить маленькую сиротку. 1. Дарёнка.)

- Как жили Кокованя, Дарёнка и кошка «Мурёнка»? Прочитайте.

- О ком любил рассказывать старик? (Об особенном козле с серебряным копытцем на правой передней ноге.)

- Что происходит, когда козёл топнет копытцем? (Появляются драгоценные камни.)

- Почему Дарёнка заинтересовалась козлом?

- О чём она расспрашивала? (Она спрашивала и как он выглядит, и чем питается, и как пахнет. Ей все было интересно.)

- Почему Кокованя не хотел брать с собой девочку в лес? Прочитайте.

- Где собирался ночевать старик зимой в лесу? Прочитайте.

- Что обозначает выражение «покóсные ложкú»?

- Что такое балаган, очаг? (Избушка, небольшая печка.)

- Почему старик решил взять-таки с собой Дарёнку? Прочитайте.

- Какая главная мысль второй части сказки, как её можно озаглавить? (Девочка узнала о Серебряном копытце. 2. Серебряное копытце.)

- Что взяли с собой в лес Кокованя и Дарёнка? Прочитайте.

- Почему Дарёнка хотела оставить кошку дома? (Чтобы она дома ловила мышей.)

- Что случилось по дороге в лес? (Собаки лай да визг подняли, увидев Мурёнку, которая в лес бежала за ними.)

- Чем занимался Кокованя в лесу? (Он охотился на козлов.)

- Почему старик не хотел идти в завод за лошадью? (Он боялся оставить девочку одну в лесу.)

- Почему же он всё-таки ушёл в завод? (Дарёнка уговорила.)

- Что главное в этой части, как её озаглавить? (Как Кокованя, Дарёнка и Мурёнка отправились в лес. 3. Жизнь в лесу.)

- Что увидела в окошко Дарёнка? Прочитайте.

- Почему девочка загрустила? (Кокованя задерживался, и ей стало страшно.)

- Каким увидела Дарёнка козла в первый раз? Прочитайте.

- Почему девочка выбежала из балагана? (Искать кошку.)

- Какую картину увидела Дарёнка около избушки? Прочитайте.

- Что случилось, когда вернулся Кокованя? (В это время весь балаган был уже засыпан драгоценными камнями.)

- Что произошло с Серебряным копытцем и с Мурёнкой. (Они исчезли.)

- Сколько камней успел собрать Кокованя? (Он нагрёб полшапки камней.)

- Почему же он не собрал их побольше? (Дарёнка попросила оставить эту красоту до утра, чтобы на неё полюбоваться.)

- Вернулась ли домой кошка? (Нет.)

- Как вы думаете, почему она не вернулась? (Она осталась, наверное, с  Серебряным копытцем, потому что кошка тоже была необыкновенной.)

- Что стали находить люди по тем покосным ложкам? (Хризолиты.)

3.  Мотивы народных сказок в авторском тексте.

- Как вы думаете, какая это сказка: волшебная или о животных? (Я думаю, что это волшебная сказка, так как в ней есть волшебные герои. Это Серебряное копытце, которое может выбивать драгоценные камни, и кошка Мурёнка.)

-Какая это сказка, народная или авторская? Докажите.

-Чем авторская сказка отличается от народной?

-Но чем сходна эта сказка с народными сказками?

- А есть ли в этой сказке обычные, не сказочные события? (Да. На самом деле бедным людям жилось тяжело, как Коковане и Дарёнке. Но несмотря на это они не озлобились, а еще оказывали помощь другим, ещё более обделённым судьбой.)

Гимнастика для  глаз. Слайд 6

4.Легенда о козлике.

-А знаете ли вы , какая легенда  лежит в основе произведения?

-Об этом нам расскажет …

*Подготовленный ученик рассказывает  о легенде о козлике.

 Серый лесной уральский «козлик» — это обыкновенная косуля Слайд 7, и сейчас еще встречающаяся в тех местах, где дедушка Кокованя увидел оленя Слайд 8 Серебряное Копытце. Этот олень – самый поэтичный образ из сказов Бажова. Существует древнеславянская легенда о золоторогом олене с серебряным копытом, который якобы дважды является на землю: предвещая весну и предвещая зиму.

Серебряное Копытце – это Лось Слайд 9, которому поклонялись древние финно-угры. Рогатые лосиные головы символизируют небо. Лосиные головы могут заменяться утиными, потому что лосиный рог очертаниями напоминает летящую утку. Великий Лось нес на своих рогах солнце финно-угров. Шаманы на камланиях призывали Лося на землю. Коснуться копытами земли Лось не мог – земля была слишком скверна для него. Поэтому на капищах шаманы укладывали на земле священные блюда, на которые и вставал Лось. Блюда были из драгоценных металлов, чаще всего – из серебра. Серебряные блюда из Малой Азии и Ближнего Востока в большом количестве выменивались на пушнину жителями Урала через татарских купцов. Уральские находки драгоценных блюд и чаш составили основную и лучшую часть коллекции иранского серебра в Эрмитаже. От этого серебра и стали серебряными копытца оленя дедушки Коковани. А блюда на то и нужны, чтобы в них что-то складывать. Например, при камланиях — подношения Лосю: монеты, драгоценные камни, самоцветы. Поэтому в сказе Бажова драгоценные камни и брызжут во все стороны при ударах серебряного копытца.

-А теперь попробуйте описать козлика.

*Работа в группах. (карточки)

Козлик этот  ______________________________________________________________.

У него на правой _______________ ноге копытце. Ростом он не выше ____________, ножки ___________________________, головка ______________ . А рожки у козлика ___________________________. Шерстка у него летом __________________ , а зимой _____________________________ . Кормится __________________________________ . стр.184

*Проверка.

V. Рефлексия.

-Оцените свою работу на уроке.

-Что было трудным?

-Что легко удавалось выполнить?

VI. Итог.

-Что нового узнали на уроке?

-Чем сказка отличается от сказа, рассказа?

VII. Домашнее задание.

*Читать выразительно, нарисовать иллюстративный план к сказке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК ЧТЕНИЯ В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ П.П.БАЖОВ "СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ"

УРОК-ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПО СКАЗКЕ П.П. БАЖОВА "СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ" .ЦЕЛЬЮ ДАННОГО УРОКА ЯВЛЯЕТСЯ РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ ПОСТУПКИ ГЕРОЕВ ЧЕРЕЗ СОСТАВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РЕЗЮМЕ, ЧЕРЕЗ РАБОТУ НАД ПО...

Урок чтения в 4 классе"П.П.Бажов"Серебряное копытце".Анализ произведения."

Урок имеет комбинированную структуру. Цели урока конкретны и доступны:- развитие умения в глубоком понимании смысла  текста;-формировать умение  опрелелять и анализировать композицию произве...

Урок литературного чтения по теме:"П.П.Бажов. Серебрянное копытце"

Урок литературного чтения по  теме: "П.П.Бажова. Серебрянное копытце"....

Конспект урока литературного чтения по теме : "П.П. Бажов «Серебряное копытце» Сравнение содержания народной и литературной сказок.»

Продолжить работу над изучением сказа П. Бажова «Серебряное Копытце»; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; способствовать формированию навыка выра...

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: П. П. Бажов. «Серебряное копытце»

Тип урока: изучение нового материалаЦель урока: создать условия для достаточно глубокого понимания содержания произведения; способствовать формированию целостного представления об основной идее сказа,...

Технологическая карта урока Тема: П.П.Бажов «Серебряное копытце».(второй урок) УМК Школа России.

Создать условия для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы «Литературные сказки»....

Технологическая карта урока. Предмет: литературное чтение (УМК «Школа России»). Тема урока: П. П. Бажов «Серебряное копытце».

Технологическая карта урока. Предмет: литературное чтение (УМК «Школа России»). Тема урока: П. П. Бажов «Серебряное копытце». Цель урока: расширить читательский кругозор н...