конспект урока на тему " Согласный звук щ, буквы Щ, щ."
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Омарова Ирина Николаевна
Урок по обучению грамоте по УМК Школа России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_obucheniya_chteniyu_na_temu_bukva_shch.docx161.94 КБ

Предварительный просмотр:

 

   Открытый урок

по обучению грамоте

Тема: «Согласный звук [щ].

                   Буква Щ щ».

                             

                        Учитель: Омарова И.Н.

                             

                   Г. Владикавказ

                  2011 – 2012 уч. год

Тема«Согласный звук [щ]. Буква Щ щ.»

Цели:

  • познакомить со звуком [щ] и буквой, которая его обозначает;
  • научить отличать звук [щ] и букву щ от других звуков и букв, дифференцировать звук и читать слоги и слова с новой буквой;
  • развивать словесно-логическое мышление, внимание, память, речевые способности учащихся.

Оборудование:

  • Компьютер
  • Проектор
  • Карточки для индивидуальной работы
  • Демонстрационный материал.

ХОД УРОКА

I. Организационный     момент

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Будьте все внимательны,
Умны и старательны.
Глубоко сейчас вздохнем
И работать все начнем.

II. Сообщение темы урока

http://rnns.ru/uploads/posts/2010-01/1263560319_6b4102a7fbac.jpg

-Отгадайте загадку.

Уплетая калачи, 
Едет парень на печи.
Едет прямо во дворец.
Кто же этот молодец?
  ( Слайд 2)

– Знаком ли вам этот сказочный герой?

– Из какой он сказки?
– Вспомните, кого выловил Емеля в проруби?
- Почему Емеля отпустил щуку обратно в воду?

– Попросим и мы щуку исполнить наше желание. Пусть познакомит она нас  с новым звуком и буквой. Вы уже догадались, с каким? Если нет, то произнесите слово щука, выделяя каждый звук. [Щ]-[У]-[К]-[А].

– С каким звуком мы еще не знакомы? (Со звуком [щ]).

– Тема урока «Согласный звук [щ]. Буква Щщ».

III. Объяснение нового материала

  1. Выделение нового звука. Знакомство с новой буквой.

На доске   картинка щуки (Слайд 3)

 http://www.rybalka.name/page/079.jpg

                – Произнесите слово щукавыделяя в нём первый звук.
        – Назовите выделенный звук и дайте ему характеристику:

 А) согласный;

           Б) глухой;
             

Г) какой звук   слышите после [щ] в слове щука? Но как произносим [щ]?  

( мягкий)


– Какое условное обозначение выберем для [щ]? 
(На доске на выбор даны красный, зеленый,  синий квадраты).(Слайд 4)

- Звук  [щ]  обозначается буквой   Щ.(Слайд 5)

-На что похожа буква Щ?

Буква щ поможет нам

Чистить зубы по утрам. (Слайд 6)

http://festival.1september.ru/articles/500973/img4.jpg

  – Хватать, глотать умеют щуки,

   Другой не нужно им науки.(Слайд 7)

-Составим схему слова щука . (Слайд 8)

-Раскрасьте схему слова щука в карточках.

Проверка. Ребята выходят по очереди к доске, берут нужную карточку и характеризуют звук.

- В реке кроме щуки водятся и другие рыбы. Название одной из них подскажет нам сам Емеля. (Слово Емеля поместить под картинкой).
 Прочитайте его имя на доске. Сколько в слове слогов? (Слайд 9)
– Произнесите слово по слогам.
 (Е-МЕ-ЛЯ).
– Будьте внимательны. Правильно называйте указанные звуки, и тогда узнаете название рыбы. (
Слайд 10)

1. Согласный звук 3 слога,
2. Гласный звук 2 слога,
3. Добавим новый звук.

– Какое слово получилось? (Вывесить картинку леща) (Слайд 11)

http://festival.1september.ru/articles/500973/img3.jpg

– Составим схему слова лещ . (Слайд 12)

(На карточках , затем проверка, аналогичная  слову щука).

– Как произносится звук [щ] в начале и в конце слов?  (Мягко).
– Дайте  характеристику звука [щ]. (
Звук [щ] – согласный, глухой , всегда мягкий).

             -Посмотрите клип и постарайтесь запомнить слова со звуком [щ]

2. Демонстрация клипа про букву Щ. (Слайд 13)

-Какие слова со звуком [щ]  вы услышали?

– Давайте  поблагодарим  щуку за новый звук и букву. В знак благодарности подарим ей этот портрет (Три щуки вместе сложились в букву щ).

3.Дифференциация звуков [ш] – [щ]

На доске карточки с буквами ш и щ.

– На какую букву похожа Щ? Чем отличаются?

Ш и Щ – родные сестры,
Но у  Щ есть хвостик острый.

– Кто из вас был на рыбалке? Покажите, как вы забрасываете удочку.
– Что вы делаете, когда клюет рыба?

 Емеля пришел к нам на урок с ведрами. Заглянем в них. 

(Ведро с буквой ш и ведро с буквой  щ) (Слайд 14)

- Давайте поможем Емеле правильно поймать слова и положить их в вёдра.

- 1 вариант поднимает руку, если в слове есть буква  ш .

- 2 вариант поднимает руку, если в слове есть буква щ.

Шея, ущелье, угощение, ошейник, шепот, плащ, щеки, шелест, щавель.

4. Составление слов из слогов и их чтение. Работа по учебнику.

– Отыщите слоги на странице учебника. Прочитайте.
– Составьте из них слова. 

- Прочитайте слова . (На доске)

-Какое слово самое короткое? (ищу)

- Сколько в нём слогов?

_-Сколько букв?

-Сколько звуков?

-На какой слог падает ударение?

- Какой звук [щ] ? ( мягкий)

- Какая буква пишется после буквы Щ ?

-Что общего у всех слов? (в каждом слове буква щ)

-В каких словах есть слоги ща, щу?


Вывод: ча – ща пиши с буквой а.

              Чу – щу пиши с буквой у.  

5.Чтение  скороговорок на с .62

- Подчеркните слоги  чу – щу, ча- ща.

- Прочитайте правило на с. 63.

ЧА – ЩА пиши с буквой А.

ЧУ – ЩУ пиши с буквой У.

Сочетанья чу и щу     (Слайд 23)

Пишем только с буквой у!

Чушка, щучка, укачу,

И лечу, кричу, свищу.

ЧА и ЩА, ЧА и ЩА-   (Слайд 24)

Роща, чаща и свеча.

Пища, туча, саранча-

С буквой А и ЧА, и ЩА.

- Какую новую информацию вам надо запомнить и применять при написании слов?

Прочитайте стихотворение на с. 63.

- В каких словах есть буква Щ ?

IV. Физминутка

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили.

Вот так, вот так

Головой своей крутили.

Медвежата в лес ходили

И из речки воду пили:

Вот так, вот так

И из речки воду пили.

Медвежата мёд искали,

Дружно дерево качали.

Вот так, вот так

Дружно дерево качали.

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали:

Вот так, вот так

Выше лапы поднимали.

- Какое слово в физминутке со звуком [щ] ? (чаща)

V. Продолжение работы по теме урока.

Чтение загадок про овощи на . 64. (Слайды  25 -29)

- Какие ещё овощи вы знаете?

-Отгадайте слово:

1.  Капризные сандалии

   Однажды мне сказали:

   - Боимся мы щекотки

    Сапожной строгой …(щётки)   ( Слайд 29)

  1. У меня пропал носок,

Утащил его …( щенок)    (Слайд 30)

- Вы верно угадали слова щенок и щётки. А сейчас прочитаем стихотворение С. Михалкова о том, что   случилось с щёткой и непослушными щенками.

( с. 65)

- Что случилось с щенками? (Слайд 31)

- А какие  назначения  могут быть у щёток?

- Прочитайте стихотворение ещё раз.

 

Чтение остальных стихотворений .  (Слайд 32)

VI. Итог урока

– С каким звуком познакомились на уроке? Дайте характеристику этого звука.
– Назовите известные вам шипящие звуки.
– Чем отличается [ш] от [щ]?


http://festival.1september.ru/articles/500973/img4.jpg

http://www.rybalka.name/page/079.jpg

http://www.vipobed.ru/images/library/lesch.jpg

 ча - ща

 чу - щу

http://rnns.ru/uploads/posts/2010-01/1263560319_6b4102a7fbac.jpg

 Ш  Щ 


ЩА     ЩУ   ЩЕ     ЩЁ        ЩИ

http://stranamasterov.ru/files/imagecache/thumb/icraft/Bukva_Shch_Chiernavskoi_Alieny.jpg

 


 http://www.vipobed.ru/images/library/lesch.jpghttp://www.rybalka.name/page/079.jpg

     щука                      лещ

        http://www.rybalka.name/page/079.jpg


    щука                          лещhttp://www.vipobed.ru/images/library/lesch.jpg


щука

            лещ

Щ щ

Емеля



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучение грамоте "Согласный звук [ ж]. Буквы Ж,ж"

Урок обучения грамоте "Согласный звук [ ж]. Буквы Ж,ж" разработан в соответствии с ФГОС...

План - конспект урока по теме "Согласные звуки [п ], [ п\'], буквы П, п

План - конспект урока обучения грамоте по теме "Согласные звуки [п] ,  [ п\'], буквы  П, п....

Конспект урока по теме: «Согласные звуки [б], [б’]. Буквы «Б», «б». с презентацией

Урок обучение грамоте по теме: "Согласные звуки [б], [б’]. Буквы «Б», «б»" с презентацией. На уроке дети в игровой форме вместе с героем сказки Л. Толстого из сказки "Золотой ключик или приключения Бу...

Конспект урока по теме: «Согласные звуки [п], [п’]. Буквы «П», «п».

Обучающиеся вместе с мультипликационным героем – Пишичитаем совершают увлекательное путешествие: разгадывают загадки, ребусы, ищут ответы на интересные вопросы. Выполняют задания в прописи, сост...

конспект урока обучения грамоте. Согласный звук [ж], буквы х, ж. Слова с буквосочетанием жи-

Темау рока : Согласный звук [ж], буквы х,  ж. Слова с буквосочетанием   жи- Цели:– формируем умение выделять звук в слове и записывать его соответствующей буквой;– формируем...

Конспект урока по теме: Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. 1 класс

Конспект урока по теме: Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. 1 класс...