Урок литературного чтения Л.Н. Толстой "Котёнок"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Иконникова Марина Васильевна

Открытый урок - проект

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход урока

1.Речевая разминка

Ученики (хором):

Чтобы разговаривать, надо выговаривать
Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно
Мы будем разговаривать, мы будем выговаривать
Всё правильно и внятно, чтоб было всё понятно.

Чистоговорки:

Цы – ца – цо – це – цу

Сы – са – со – се – су

(прочитать медленно, быстрее, в темпе скороговорки)

Ла – лэ – лы – лу – ло

Ал – эл – ыл – ул – ол

Кла – клэ – клы – клу – кло

(Шёпотом, тихо, быстро. Затем прочитать с ударением в определённом месте)

Скороговорка:

Кошка-крошка на окошке
Кашку кушала по крошке.

К сегодняшнему  уроку каждая группа приготовила задания для вас.

Группа « Угадайка» первая даст вам задания. Выполнив их, вы узнаете тему нашего урока.  Для этого задании,  вам понадобятся листочки и ручка

  1. Угадайте зашифрованные слова
  2. Загадки

- О ком сегодня на уроке мы будем говорить?

Итак, сегодня на уроке “Всё о кошках”.

Цель нашего урока: узнать как можно больше о кошках. А также эта цель нашего проекта, который мы начнём выполнять устно в классе, а дома вы доделаете и оформите. В процессе нашего урока мы будем составлять план  проекта

Слайды (кошки)

О кошках можно говорить бесконечно много! Невзрачные или царственные, обожаемые, милые, ласковые. Чем больше мы узнаём о них, тем больше восхищаемся ими, любим их.

И как можно не любить эти прекрасные существа. Они преданные и верные. Они нас в горе утешают.

Выставка книг

Поэтому, наверное, столько много произведений написано о кошках (обратить внимание на выставку книг), о них сняты мультфильмы, созданы игрушки.

Мы урок начали со скороговорки, вы тоже можете начать свой проект со скороговорки, загадки.

Группа «Угадайка» дала вам задание с которым вы справились. При помощи этого задания вы смогли назвать тему  урока и нашего  проекта. Давайте, начнём составлять план нашего проекта и  назовём 1 пункт нашего плана

 1)Угадай,  кто это?

Сегодня на уроке чтения мы более подробно поговорим о кошках и продолжим работу над рассказом Л. Н. Толстого “Котёнок”.

3. Закрепление изученного.

Задание: дети читают по “цепочке” рассказ Л. Н. Толстого “Котёнок”.

Учитель: По ходу чтения у вас возникли вопросы. Самые лучшие вопросы отобрали и записали ребята из группы «Всезнайки».

  1. В какое время года у кошки родились котята?
  2. Где нашли дети кошку?
  3. Когда мама раздала котят?
  4. Какого цвета был котёнок, которого дети оставили себе?
  5. Где гуляли дети?
  6. Почему котёнок остался один?

Учитель: Итак, у Васи и Кати жила кошка. Многие люди заводят дома это удивительное животное.

Сейчас в мире 400 млн. кошек. Больше всего их в Австралии.

Домашняя кошка – ласковое, милое, грациозное существо.

Но кто же они - домашние кошки? Откуда к нам пришли? В этом нам помогут разобраться “Почемучки”.

Ученик 1: Кошки – представители семейства кошачьих, в которое входят: львы, тигры, ягуары, леопарды, рыси, гепарды, барсы.

У кошек 30 зубов, 24 усика. Живут они до 20 лет. У кошки очень тонкий слух. Она слышит даже малейший шорох. Но в то же время может не обратить внимание на громкую музыку. Они бесшумно ходят, хорошо лазают. Лучше, чем человек различают запахи.

У кошек есть свой язык, состоящий из 15 слов. Есть звуки, выражающие жалобу, просьбу, зов, удовольствие, вопрос. У кошек отличная память.

Ученик 2: Одну кошку хозяин отправил на самолёте к своему другу. Новое место кошке не понравилось, и она 11 дней возвращалась на старое место. Пробежав 400 километров, израненная, исхудавшая она вернулась домой.

Ученик 3: Кошка живёт с человеком уже более 5 тысяч лет. Её родиной считается Африка. Оттуда она попала в Египет. Древние египтяне, которые строили большие пирамиды из камней, приручали кошек. В городах в то время было много мышей. Их ловили домашние ужи и ласки, но переловить всех не могли. Сами часто попадали крысам на обед. Тогда кошка стала охранять собранный урожай от грызунов. Кошку объявили священным животным, в её честь устраивали праздники. При пожаре египтянин должен был спасти в первую очередь кошку. За убийство кошки полагалась смертная казнь.

Ученик 4: На Руси кошка тоже пользовалась уважением народа. Например, в XVI веке она стоила столько, сколько стоила корова. Она считалась признаком домашнего уюта и благополучия.

“Кошка – хозяйка в доме”.

Учитель: А что случилось с кошкой, которая жила у Васи и Кати?

Ученик: У неё родились котята!

Учитель: Давайте прочитаем отрывок из рассказа “Котёнок”, в котором об этом говорится.  

Группа « Всезнайки» поделилась с вами очень интересной информацией. Вы узнали много интересного о кошках. Давайте назовём следующий пункт нашего плана.

2)Что мы знаем о кошках?

: Итак, в вашем доме появилась кошка. Сколько радости, хлопот приносит это симпатичное животное. Когда в доме появляется кошка, нужно знать правила ухода за ней.

О них нам расскажут ученики из группы “Зоологи”.

(Правила ухода записаны на карточках)

Ученики читают вслух. 

  1. Один раз в месяц нужно кошку купать. Следить, чтобы вода не попала в ушки. Потом вытереть полотенцем.
  2. Вовремя кормить и поить. Еда должна быть разнообразной – рыба, мясо, супы, овощи, хлеб.
  3. Посуда, из которой кошка ест или пьёт, должна быть чистой.
  4. Кошку нельзя долго и сильно гладить. Это может ей не понравиться.
  5. Кроме правильного питания котёнку необходим свежий воздух и солнце. Котята очень любят тепло, однако жара вредна для их здоровья.
  6. Котят нельзя брать за шкирку.
  7. В первые дни котёнок беспокоится, зовёт мать. Чтобы отвлечь его, нужно поиграть. Идеальной игрушкой является мячик. Можно использовать игрушку на ниточке.
  8. Выберите звучную, не слишком длинную кличку. Кошку можно научить откликаться на имя с трёх месячного возраста.

Следующий пункт нашего плана назовём

3) Правило ухода за кошкой

Сценка

(ученики инсценируют стихотворение С. Михалкова “Котята”).

Вы послушайте, ребята, мы хотим вам рассказать:
Родились у нас котята, их по счёту ровно пять.
Мы решали, мы гадали: как женам котят назвать?
Наконец мы их назвали: 1, 2, 3, 4, 5.
Раз – котёнок самый белый,
Два – котёнок самый смелый.
Три – котенок самый умный,
А четыре – самый шумный.
Пять, похож на три и два – те же хвост и голова.
То же пятнышко на спинке, также спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята – 1, 2, 3, 4, 5.
Заходите к нам, ребята, посмотреть и посчитать.

Клички

Ученик: Мы провели исследование на тему “Клички кошек”.

Расспросив почти всех своих знакомых узнали, что почти  у каждого дома есть кошка. Выяснили, какие клички они носят.

Плакат. На нём записаны клички: Дуня, Персик, Дуся, Ники, Мурка, Милка, Вредина, Васька, Снежок, Лизка, Семен, Пончик, Мусик, Федька, Крошка, Принцесса, Дымок, Бусинка.  .

Учитель: Как пишутся клички животных? Из предложенных кличек выберите ту, которая больше понравилась, и дайте её своему котёнку

 Каждая команда называет своего котёнка.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, какая кличка подошла бы котёнку, который был у Васи и Кати?

У каждого из вас тоже есть имя. Но очень часто взрослые называют детей ласково: “котёнок”, выражая этим свою любовь и нежность

Учитель: Как относились к своему котёнку герои рассказа Л. Н. Толстого? Найдите в тексте отрывок, в котором говорится об этом.

Ученики: читают отрывок жужжащим чтением.

Учитель: Но всегда ли уделяли внимание своему котёнку Катя и Вася?

Ученики: читают соответствующий отрывок.

Учитель: И что же случилось, когда котёнок остался один?

Учитель: Часто так случается, что мы бываем сильно заняты, забываем покормить котёнка, уделить ему внимание.

Ученик: 

Всё мяукал котёнок во дворе под кустом,
Всё хотелось котёнку, чтоб позвал кто-то в дом.
Вдруг с куста одинокий прошуршал жёлтый лист,
Показалось котёнку, что позвали “кис-кис”.
Замяукал от счастья, он помчался на зов,
Только дверь оказалась заперта на засов.
 Учитель: если люди любят кошку, то она будет им настоящим другом.

А как вы думаете, любил ли Вася своего маленького котёнка? Можете доказать своё утверждение отрывками из текста?

Ученик читает соответствующий отрывок из рассказа Л. Н. Толстого “Котёнок”.

Учитель: Ребята, а как вы думаете какие ещё чувства, кроме чувства любви, испытывал мальчик, когда спасал котёнка?

Учитель: Чтобы этого не случилось, никогда не забывайте о своём маленьком беззащитном друге.

Пусть никогда не случится, чтобы ваш друг потерял кров над головой.

Но, к сожалению, бездомных кошек становится с каждым годом всё больше и больше. Голодные и замёрзшие они ходят по улицам. Как не хватает им человеческой ласки и защиты. Ученики:

1. Я думаю, что чувство страха. Он боялся, что собаки набросятся на котёнка.

Да и он сам, наверное, боялся собак.

2. Я думаю, что у мальчика было чувство доброты.

Учитель: А я думаю, что Вася испытывал ещё одно чувство – чувство ответственности. Как вы понимаете значение этого слова?

Ученик: Это когда за что-то отвечаешь.

Учитель: Чувство ответственности – очень важное чувство. Ответственный человек всегда выполнит своё дело, причём выполнит очень хорошо. Такой человек всегда отвечает за свои поступки.

В чём проявилось чувство ответственности у Васи?

Ученик: Он понял, что раз он взял котёнка, то всегда должен ответить за его здоровье и жизнь.

Учитель: Можно ли сказать, что слова “Мы в ответе за тех, кого приручили”, выражают главную мысль рассказа Л.Н. Толстого “Котёнок”?

Ученик: Да, Л. Н. Толстой хотел этим рассказом показать, что мы должны заботиться о своих домашних питомцах. И если не будем делать этого, то они погибнут.

4. Итог урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы много говорили о кошках. Узнали кто они, откуда к нам пришли. Поговорили о правилах ухода за ними. О своём отношении к кошкам.

А какие они?

Ученики:

  1. Чистоплотные.
  2. Ласковые, красивые.
  3. Умные, внимательные.
  4. Часто кошки выполняют роль врача. Ласковый доктор быстро снимет сердечные приступы и головную боль, выравнивает давление.
  5. У кошек хорошая память. Они трудолюбивые.

Ребята, а вам понравился рассказ? А какие чувства вы переживали, когда читали его?

Ученики:

  1. Чувство радости, когда Вася и Катя, нашли кошку с котятами.
  2. Жалость.
  3. Чувство страха, когда собаки бежали к котёнку.

Учитель: Вот у меня 3 человечка с разными выражениями лица, с разным настроением.

Найдите в тексте отрывок, и прочитайте, который соответствует тем чувствам, которые переживает каждый “человечек”.

(Выборочное чтение)

Учитель: А ещё сегодня мы говорили о чувстве ответственности. Пусть это чувство поселиться в ваших душах.

Все учащиеся хором произносят слова:

“Пусть наша дружба всегда будет крепкой!”

У нас был необычный урок. И домашнее задание тоже будет необычное. Вы должны доделать проект  и написать сочинение о котёнке, который появился у каждого из вас сегодня! И последний пункт нашего плана

5)  Нарисуй и назови своего питомца. Напиши сочинение о нём..

Вот какой план проекта мы с вами составили на уроке.

1)Угадай,  кто это?

2) Что мы знаем о кошках?

3) Правило ухода за кошками

4) Нарисуй и назови своего питомца. Напиши сочинение о нём.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема проекта: «Всё о кошках» План проекта

Слайд 2

План проекта: 1. Угадай, кто это?

Слайд 3

План проекта: 1. Угадай, кто это? 2. Что мы знаем о кошках?

Слайд 4

План проекта: Угадай, кто это? Что мы знаем о кошках 3. Правила ухода за кошкой.

Слайд 5

План проекта: Угадай, кто это? Что мы знаем о кошках? Правила ухода за кошкой? Нарисуй и назови своего питомца. Напиши сочинение о нём .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Всё о кошках Девиз: «Мы в ответе за тех, кого приручили!»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...