Урок обучения грамоте в 1 классе "Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных. "
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Тип урока: урок изучения нового материала.

 

Цели:

- формируем умение понимать роль мягкого знака в русском языке;

- формируем умение  использовать на письме ь;

- формируем умение анализировать текст;  

 

Оборудование:

 слайдовая презентация по теме;

 рисунки с изображениями оленя,   лося, лани;

 рисунки с изображениями Кремля ,Собора, Царь-пушки, Царь-колокола;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_istoriya_rossii.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

             План-конспект урока по чтению (Обучение грамоте).

Предмет: Обучение  грамоте.

Класс: 1

Тема  урока: Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных на письме. Московский Кремль.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели:

- формируем умение понимать роль мягкого знака в русском языке;

- формируем умение  использовать на письме ь;

- формируем умение анализировать текст;  

Оборудование:

 слайдовая презентация по теме;

 рисунки с изображениями оленя,   лося, лани;

 рисунки с изображениями Кремля ,Собора, Царь-пушки, Царь-колокола;

п/п

Этапы урока

Ход урока

Формируемые УУД на каждом уроке

1.

Актуализация знаний.

1. Формулирование темы урока.

 –Живет в любимом «Букваре»  известный фокусник.

Мягкий голос,

Мягкий шаг.

Это буква …мягкий знак. (показ ь)

-А кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

-Откройте книги и найдите букву ь.

-На что похожа буква ь?

(Буква «Р» перевернулась, мягким знаком обернулась .)

3.- Рассмотрите весь разворот учебника. Составьте план урока.

(Составление плана урока)

План (примерный)

1.Знакомство с ь.

2.Чтение слогов и слов.

3.Чтение предложений и текстов.

-Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность).

Познавательные УУД:

1)формируем  умение ориентироваться на развороте учебника.

Коммуникативные УУД: формируем

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными

задачами;

Регулятивные

УУД:формируем умение прогнозировать предстоящую работу(составлять план).

II.

Постановка учебной проблемы.

Открытие нового знания.

1.Работа в « Букваре» (с.152)..

 1)Чтение  буквосочетаний-букв согласных с ь в столбиках. Наблюдение за произношением.

ль                  бь                            зь

мь                  вь                             сь

рь                  дь                             пь

нь                                                  ть

- Подчеркните мягкий знак, укажите стрелкой направление от мягкого знака к предшествующей букве согласного. Поставьте точку соответствующего цвета. (Согласный обозначаем точкой зелёного цвета, к точке от мягкого знака идёт стрелка.)

-Что заметили? 

Вывод: ь не обозначает звука, это особая буква; она обозначает мягкость согласного звука на письме;

2) -Мягкий знак настоящий фокусник. Почему?

- Давайте прочитаем пары слов.(1 столбик самостоятельно).

мол- моль                  

угол- уголь                

был- быль                  

пыл- пыль                  

кон-конь                    

- Какие фокусы и превращения вы заметили? (Заменили твердый согласный на конце слова на мягкий.

-Изменился ли  смысл и звучание слова? (Беседа о лексическом значении слов каждой пары. Графическое обозначение.)

Мол- насыпь, оградительное сооружение.

Угол-геометрическая фигура,образованная двумя лучами,выходящими из одной точки;

Кон-очерченное место,куда надо попадать при какой-нибудь игре(в городки,бабки);

Пыл-сильный жар,пламя.

-Подсчитайте количество букв и звуков в каждой паре слов.

-Какой вывод сделали?

(Во втором слове каждой пары звуков меньше, чем букв, так как ь не обозначает звука.)

Познавательные УУД:

1)формируем умение представлять информацию в виде  схемы;

2)формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные УУД: формируем

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными

задачами;

III.

Применение нового знания.

  1. Чтение слов .

а) Чтение слов 2 столбика.

Гусь  лень олень лань лось

-Самостоятельно прочитайте слова.

-Что заметили?

-Назовите мягкий согласный в конце слов.  

 -Что указывает на мягкость? (ь)

 (Графическое обозначение).

б)  -Объясните значение слова лань. (Животное, похожее  на оленя).

-Какие слова отличаются только одним звуком.?

-Просмотрите слова еще раз. В какой части слова находится мягкий знак?

-Какое умение формировали? (Умение работать с информацией).

в)Чтение 3-го столбика слов. (Самостоятельное чтение.)

Кремль

Красная площадь

колокольня

церковь

собор

-В каком слове ь спрятался в середине?

-Какую работу он выполняет? А в каких еще словах встречается мягкий знак?

-Значение всех слов вам понятно?

-Прочитайте слово, обозначающее здание для богослужения. (Церковь, собор).

- Чем отличаются эти слова? (Собор –главная и большая церковь в городе).

-Кто чаще всего ходит в церковь? (Православные)

-Объясните значение слова колокольня? (Башня с колоколом на здании церкви).

-Обьясните значение слова Кремль.  (Городская крепость в старинных русских городах).

-Какие слова написаны с большой буквы?

-Почему?

- В каких  городах России есть Кремль? ( Москве, Казани, Пскове, Коломне).

-Почему площадь называют Красной? (Это значит красивая).

-В каком городе  она находится ? Об этом узнаем в рассказе.

-Сделайте предположение, о чем будет текст?

-А кто из вас ребята был в Москве?

-Что вам понравилось?

-Сейчас я взмахну волшебной палочкой и, и мы перенесемся на много-много лет назад, в  древнюю Москву …Хотите?

(Видеоклип «История строительства Кремля».

3. Работа с текстом «Московский Кремль».

а) Самостоятельное чтение.

б) Повторное чтение с комментированием.

 Московский Кремль.

Каждый день сотни людей приходят на экскурсию в Московский Кремль. (А кто эти люди?)

Кремль – исторический центр Москвы. Более восьмисот лет назад вся Москва находилась в стенах Кремля. А сами стены были из толстых дубовых брёвен. (А сейчас из какого материала построен Кремль?)  Потом стены построили из белого камня, и стала Москва зваться белокаменной. Кремль, который мы знаем, построен почти пятьсот лет назад. Московский Кремль имеет двадцать башен. Самая старая из них – Тайницкая, самая красивая – Спасская. (Что находится на Спасской башне? Бой башенных часов –курантов по радио слышат каждый день люди всего мира).  

В Кремле стоят Царь-пушка и Царь-колокол. (Найдите их изображения на страницах «Букваря».)

Красная площадь – часть Кремля. Название это появилось четыре века назад. Красная означает «красивая». Это был большой торговый центр. Здесь собирался народ, читались царские указы. Сколько людей и событий видела Красная площадь!

Московский Кремль, Красная площадь – это наша история. Они дороги каждому жителю России.

в) Задания и вопросы после чтения.

- А зачем ученикам из разных городов нашей страны текст про Московский Кремль?

-Кто запомнил, что означает слово Кремль? (Городская крепость в старинных  русских городах.)

-Из чего были сделаны стены Кремля?

-Как назвали потом Москву? Почему?( Стены построили из белого камня, и стали звать Москву белокаменной.)

-Какая самая старая башня в Кремле? (Тайницкая) Интересное название :сравните со словом тайна. (Башня имела тайник-колодец. Этот тайник и дал название башне).

-Какая башня самая красивая?

-Зачем в Москве нужны были Царь-колокол и Царь-пушка?

4. (Рассказ учителя о Царь- пушке).

Жили-были в Москве пушечных дел мастера. Пушкам давали имена по тому зверю, который украшал ее: “Лев”, “Орел” … Андрей Чохов отливал самые хорошие орудия. Вместе с другими мастерами отлил он пушку, какой свет не видывал. Она была очень тяжелой, стреляла каменной картечью. Поставили ее на возвышение для защиты Спасских ворот от крымского хана и его орды. Но хан не дошел до Москвы, чоховскую пушку за красоту, за величину прозвали Царь- пушкой. И стоит она в Кремле как памятник мастерству, а не войне.

а) Задания и вопросы после чтения.

- Где находится Красная площадь: в Кремле или у стен Кремля?

- Почему дороги каждому жителю России Кремль и Красная площадь? (Это наша история).  

-Давайте совершим заочное путешествие по Кремлю. Я буду показывать слайды с изображением памятных  исторических мест , а вы –комментировать их содержание.

(Слайды с изображением Спасской  площади, колокольни Ивана Великого, Успенского собора )

-Кремль – это еще не вся Москва. Многие площади, улицы хранят историю в своих названиях.

-Какие улицы Москвы вы знаете? А как появились улицы? Об этом вы узнаете , прочитав ткст «Имена Московских улиц».

5. Работа с текстом  «Имена Московских улиц».

(Лексическое значения слов: ремесленники, гончар.)

-Перечислите улицы, которые запомнили из текста. Подчеркните названия улиц.

-Как называется главная улица Москвы?

-Какие улицы Москвы сохранили красивые старые названия?

-Что мы сейчас делалаи? (Читали текст).                                   Какие умения формировали? (Умение работать с информацией и умение владеть речью).

Познавательные УУД:

1)формируем умение извлекать информацию из текстов, иллюстраций;

Коммуникативные УУД:  1)формируем

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными

задачами;

2)формируем умение слушать и понимать других;

Регулятивные УУД:

1)формируем умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

Личностные УУД:

1)формируем  умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции;

2)формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Духовно-нравственное воспитание:

1)воспитание нравственного чувства,этического сознания и готовности совершать позитивные поступки;;

2)гражданско-патриотическое воспитание;

1V.

Итог урока

Что нового узнали?

- Какие интересные путешествия совершили на уроке? Что узнали?

-Что у вас получилось больше всего?

-В чес испытывали затруднения?

-Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?

V.

Домашнее задание (по желанию).

Подготовить рассказ о названиях улиц нашего  города   или московских улиц.

      Андреева Ольга Николаевна      _______________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка для 2 класса по теме: Обозначение мягкости согласных звуков на письме. ОС "Школа 2100"

Работа содержит план - конспект урока и презентацию. Цель урока: познакомить обучающихся со способами обозначения мягкости согласных звуков на письме....

Урок обучения грамоте. Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных.

Урок разработан в соответствии с новыми федеральными стандартами. Прилагается презентация....

Конспект урока обучения грамоте на тему "Буква ь для обозначения мягкости согласного" 1 класс "ПНШ"

Тип урока: открытие нового знанияЦели деятельности учителя: познакомить детей с ь знаком и его особенностями; отрабатывать навык звукового анализа и чтения слов.Планируемые результаты:·...

Разработка урока по обучению грамоте "Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных на письме"

1.Научить детей писать букву ь, правильно соединять её с другими буквами  при письме  слогов, слов. Формирование представления о букве ь, формирование понятия о обозначении буквы ь, мягкости...

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе "Буква ь. Обозначение мягкости согласных, парных по твёрдости-мягкости, на конце слова".

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе "Буква ь. Обозначение мягкости согласных, парных по твёрдости-мягкости, на конце слова" по букварю Л.И.Тимченко....