Уроки № 50 (чтение) и № 62 (письмо). Без труда хлеб не родится никогда. Звуки [х], [х']. Буквы X, х (с. 38—39, 42). Написание строчной и заглавной букв Х, х (с. 15—16)
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Казанцева Ирина Петровна

Урок изучения нового материала в 1 классе( чтение и письмо). Программа  "Школа России"

 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx30.07 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки № 50 (чтение) и № 62 (письмо). Без труда хлеб не родится никогда. Звуки [х], [х']. Буквы X, х (с. 38—39, 42). Написание строчной и заглавной  буквХ, х (с. 15—16)

Целевые установки уроков

Предметные результаты: учащийся отличает на слух звуки [х] и [х’]; читает слоги, слова, предложения и тексты с буквами X, х, демонстрирует навык смыслового пословного чтения, пишет строчную букву х, слова и предложения с ней; анализирует тексты, озаглавливает их, составляет и записывает предложения.

Метапредметные результаты: учащийся контролирует выполнение учебной задачи, использует базовые предметные и метапредметные понятия; работает со знаково-символическими средствами представления информации (слого-звуковыми схемами, лентой букв), использует в работе дополнительные источники информации (толковые словари); оценивает свою работу.

Личностные результаты: учащийся рассказывает о необходимости старательно трудиться, приводит примеры пословиц на тему труда.

Ресурсы и оборудование: магнитофон и кассета с записью первого куплета песни  « 33красавицы»;  компьютер, интерактивная доска или мультимедийный проектор с экраном, CD с электронным приложением к «Азбуке», толковый словарь.

Ход уроков

1.  Актуализация знаний учащихся.

-Ребята, для чего вы ходите в школу? (ответы детей)

-Сегодня на уроке мы будем учиться размышлять, анализировать, будем учиться читать и (пауза) познакомимся с новыми звуками и буквами. Все знания, которые мы добудем сегодня, конечно же пригодятся нам в дальнейшей нашей учёбе.

Учитель:

           – Ребята, в начале нашего урока подарите улыбку своим товарищам. А я дарю вам свою улыбку... Мы продолжаем наше путешествие за новыми знаниями. Девизом нашего урока являются слова «Мы – самые дружные ребята!». Прочитаем девиз хором. Какое слово здесь самое главное? Прочитаем, выделяя это слово голосом.

- На какие группы делятся звуки нашего языка?
- Чем отличаются гласные от согласных?
- Что мешает «петься» согласным?
- На какие группы можно разделить согласные?
- Чем отличаются звонкие от глухих?
- Что делает согласные мягкими?
- Назовите буквы, которые обозначают всегда мягкие согласные?
- Назовите буквы, которые обозначают всегда твёрдые согласные?
- Назовите «хитрые» гласные. Почему они «хитрые»?

– Потренируемся в написании словарных слов.

Но вначале давайте вспомним основные правила работы в парах: Слайд 3.

– работать дружно и активно;

– уметь слушать друг друга;

– уважать друг друга;

– внимательно относиться друг к другу;

– выслушивать ответы другой группы;

– работать успешно.

 Возьмите  карточки со словами. Слайд 4.

Ч _ ЙНИК

Ч _ ШКА

МАШ _ НА

Ч _ЙКА

Ж _ РАФ

Учащиеся вставляют буквы в слова, меняются  по сигналу хлопку карточками с  соседом, проверяют  слова.  Меняются обратно и показывают сигнал «Мы готовы».

Слайд 5. Проверка.

 Оцените работу: всё правильно – зелёный круг, одна ошибка на карточке – жёлтый, две ошибки на карточке – красный.  Учащиеся закрашивают круг на листе самооценки

 (см. Приложение 1) выбранным цветом и показывают сигнальный кружок.

-Вы хорошо потрудились, поэтому заслужили отдых!

Работа с новым материалом

На партах у детей лежат квадратные листочки.

Слайд 6.

– Выполните указания.

Загадаю вам загадку.
Выполняйте по порядку:
Раз – листочки поднимаем,
Два – листочки загибаем,
Три – еще разок свернули,
четвертый развернули.
Буква спрятана внутри.
Кто догадлив? Назови!

-Какую букву будем изучать?

-Какова тема урока?  Слайд 7. Буква Х.

2. Изучение материала уроков.

 Целеполагание : «Обсудить тему «Без труда хлеб не родится никогда», познакомиться со звуками [х] и [х’] и буквами X, х («ха»), научиться читать слоги, слова и тексты с новой буквой, научиться писать строчную и заглавную букву х и слова с ней». Слайд 8. Цели.

 3. Физминутка.

 Нива, моя нива,

Нива золотая!

Зреешь ты на солнце,

Колос наливая.

Картина И. И. Шишкина «Рожь» . Слайд 9.

Чтение стихотворения С. Погореловского  «Слава хлебу на столе!» Слайд 10.

4.  Проблемный вопрос. Слайд 11.

Почему именно к хлебу у россиян особое отношение?

Обсуждение темы «Без труда хлеб не родится никогда» нужно начать с проблемного вопроса: «Почему именно к хлебу у россиян особое отношение?»  

Именно хлеб в течение многих веков был основой питания российского крестьянства.  Пока в доме оставалось хоть немного хлеба, это считалось ещё не крайней бедностью: можно было поесть тюрю — размоченный в воде чёрствый чёрный хлеб с репчатым луком, солью и водой. Когда фашисты в 1941 году заблокировали город Ленинград (ныне Санкт-Петербург) и разбомбили продовольственные склады, ленинградцам по льду Ладожского озера под немецкими бомбёжками доставляли именно хлеб, чтобы жители не умерли с голода. Учитель: «А какой хлеб едят у вас в семье? Чёрный (ржаной) хлеб является основой культурной традиции питания именно русского человека. В других странах рожь не сеют или почти не сеют и ржаного хлеба не едят. Оказавшись в Европе, россиянин тоскует именно по ржаному хлебу. Этот хлеб полезнее белого (пшеничного)».

Работа по теме урока «Хлеб – наше богатство».

Рассмотрите иллюстрацию на стр. 38. Что изображено в центре?  (Полотенце, каравай хлеба и солонка с солью.)

Что изображено в правом верхнем углу?

Кого принято встречать хлебом и солью?

Для чего это делают?

Каким изображено солнышко?

Где выращивают хлеб?

Что изображено в нижней части иллюстрации?  (Серп и пшеница)

Какую роль в жизни человека играет пшеница?

Что изображено на заднем плане иллюстрации?  (Собор и сельские дома)

Почему солнцу, звездам и месяцу отведена большая часть иллюстрации?

(от явлений природы зависит урожай зерновых). Что находится выше неба и звезд?  (Боги Дева Мария с ребенком. Люди обращаются с молитвами об урожае к Богу.)

Прочитайте пословицы под картинкой. Чему они нас учат?

( в пословицах содержится народная мудрость)

Завершается обсуждение материала выборочным чтением «читающими» детьми пословиц о хлебе на с. 38. В заключение нужно подвести детей к выводу о почётном, хотя и нелёгком труде хлебороба.

5. Чтение. Изучение материала о звуках [х], [х’] и буквах X, х.

Из работы над слого-звуковыми схемами дети делают вывод, что есть твёрдый звук [х] ( 1ряд) и мягкий [х’]  (2 ряд) и оба они обозначаются буквами X, х («ха»). 

В заключение даётся характеристика звуков [х] и [х’] с обязательным упоминанием непарности по звонкости/глухости. Для лучшего усвоения можно обратиться к ленте букв на с. 45, чтобы показать, что буква X, как и буква Ч, обозначает всегда глухой звук и потому не имеет пары на «верхнем этаже». При чтении детьми слогов (под слого-звуковыми схемами) нужно обратиться к ленте букв и спросить, все ли буквы, обозначающие гласные звуки, задействованы при построении слогов. Выясняется, что нет слогов хя, хё, хы. Учитель подчёркивает, что эти слоги нехарактерны для русского языка. Тренировочные упражнения.

Далее работа дифференцируется:  «нечитающие» дети читают столбик слов, «читающие» — текст на с. 39.

(Дети 3 ряда.) При написании слогов напомнить о видах соединений, из каких элементов состоит буква Х - разрезать на элементы, составить из магнитного конструктора буквы Х, х, звуковичек.

Письмо. Написание строчной буквы х, слогов и слов с ней выполняется на с. 15 «Прописи»: «В рабочей строке выполняем полуовал, открытый влево, а затем соприкасающийся с ним полуовал, открытый вправо». На данном этапе прописываются только полстрочки буквы х, слоги и слова хлеб, хорь, холод, хомяк. 

Слого-звуковые схемы раскрашиваются с комментарием учащихся. а при написании слов хлеб и холод — о фонетическом чередовании звонких согласных с глухими, не отражающемся на письме.

Чтение + письмо. «Читающие» дети озвучивают текст на с. 39. Совместно придумывается заголовок («Уборка хлеба»). Затем «читающие» дети знакомятся с материалами на с. 42, а «нечитающие» прочитывают вслух текст на с. 39. После этого в «Прописи» на с. 15 записывается предложение Наступили холода. По окончании этапа дети делают вывод, выполнена ли часть учебной задачи. Внимание! В категорию «читающих» детей уже можно включать новых детей.

Чтение. Читается текст «Хлеб всему голова» на с. 42.

Письмо. На с. 16 «Прописи» записываются предложения Дедушка растил хлеб, Он хлебороб, Он хозяин.

6.  Итог  урока.

Беседа:

Какие цели ставили в начале урока? Что планировали? Все ли удалось?

Какие звуки мы узнали? Чем они интересны?

 Охарактеризуйте звуки [х] и [х’]. Какая буква отражает на письме эти два звука? Посмотрите ещё раз на столбик слогов (с. 39). Какие буквы показывают, что звук [х] твёрдый? Прочитайте эти слоги. Какие буквы показывают, что звук [х’] мягкий? Прочитайте эти слоги. Какие слоги нехарактерны для русского языка?»

7.  Рефлексия деятельности.

  Самооценка.– Мне очень понравилась: активная работа ... , безошибочная работа ... , аккуратная работа... , внимательная работа ...

Спасибо за урок! Поблагодарите друг друга за работу аплодисментами.

Рекомендации для занятий в семье. Попросить родителей помочь выучить пословицы о хлебе.