Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по произведению Е.И. Чарушина "Страшный рассказ"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Абрамова Елена Николаевна

Уроки литературного чтения призваны продолжать обучение детей чтению, вести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_chteniyu.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Вольская СОШ

КОНСПЕК УРОКА

 по литературному чтению

по произведению Е.И. Чарушина «Страшный рассказ»

(«Школа России», 2 класс)

Учитель начальных классов:

Абрамова Е.Н.

Тема: Е. Чарушин «Страшный рассказ». 2 класс

Цель: учащиеся раскрывают главную мысль рассказа, воспитывают бережное отношение к животным

Предметные результаты:

  • Продолжить формирование правильной читательской деятельность;
  • Совершенствовать умения осознанно, правильно читать вслух;
  • Совершенствовать приемы выразительного чтения;
  • Развивать умения объяснять логические значения слов: сени, чулан, клеть осознанно использовать их при пересказе.

Личностные результаты:

  • Продолжить работу над положительным отношением к процессу чтения и анализа произведения;
  • Воспитывать бережное отношение к природе через анализ содержания художественного произведения;
  • Воспитывать заботливое отношение к «братьям нашим меньшим»;
  • Умение анализировать  свой поступок.

Метапредметные:

  1. Регулятивные:
  • Продолжить развивать умение планировать свои действия в соответствии с задачами урока и условиями их реализации;
  • Развивать умения принимать, формулировать и сохранять учебную задачу.
  1. Познавательные:
  • Развивать умение выделять нужную информацию из художественного текста;
  • Развивать умение прогнозировать содержание произведения по ключевым словам;
  • Развивать умения устанавливать причинно – следственные связи;
  • Развивать умения выявлять авторскую позицию и идею произведения;
  • Развивать умения ставить вопросы по тексту и спрогнозировать ответ и найти ответ на вопрос;
  1. Коммуникативные:
  • Развивать умение участвовать в диалоге при раскрытии идеи произведения и подготовке ответа на проблемный вопрос; вырабатывать общую позицию по теме обсуждения;
  • Развивать умение работать в паре, высказывать свое отношение, аргументировать собственную позицию;
  • Развивать умения задавать вопросы по тексту произведения, формулировать собственное мнение и понимать мнение других людей, отличное от собственного; развивать умение адекватно использовать речевые средства в процессе анализа и раскрытия содержания рассказа.

Образовательные ресурсы: 

  • Литературное чтение. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2 класс. В двух частях. Часть 1. составитель Климанова Л.Ф. и др. – М. Просвещение 2011 г.
  • иллюстрация с изображением ежа;
  • видеофрагмент про ежа;
  • портрет Е.И.Чарушина;
  • “Поляна настроения” (чистый лист бумаги);
  • книги Е.И. Чарушина;
  • таблички с пояснениями слов “сени”, “чулан”;

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент.

Актуализация знаний

2. Подготовка к теме урока, к первичному восприятию

3. Первичное восприятие

4. Проверка первичного восприятия

5. Анализ содержания литературного произведения

6. Физминутка

7. Работа над раскрытием идеи произведения. Обобщение

8. Подведение итогов, рефлексия

9. Задание для самостоятельной работы

Эмоциональный настрой на урок. Проверка готовности оборудования и класса к уроку.

- Ребята, вспомните, какой раздел мы изучаем?

- О ком были рассказы?

- Какой рассказ мы уже знаем из этого раздела?

- Что же случилось с утятами в произведении?

- На ваш взгляд, ребята в тексте какие?

- А автор?

 - Как бы вы повели себя на месте ребят?

- Я довольна вашими ответами. Умницы!

- Ребята, а как называют человека, который пишет рассказы?

- А как называют человека, который пишет картины?

- А может ли один и тот же человек быть и писателем и художником?

Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством талантливого писателя и художника Евгения Ивановича Чарушина.

Учитель рассказывает о биографии Е.И. Чарушина, показывает портрет, книги писателя

Побуждает к высказываниям

Отмечает степень вовлеченности в работу.

На доске напечатаны ключевые слова: Шура и Петя, остались одни, темнота, молчанье, кровать, одеяло, мама, папа, лампа, комнаты, ежик.

- Ребята, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? 

- Давайте обратимся к названию произведения.

-Скажите, когда и почему бывает страшно?

 Записывает высказывания детей на доске.

Организует беседу о еже, просмотр видеофрагмента.

- Чтобы проверить наши предположения, необходимо прочитать рассказ

- Читать рассказ будем по цепочке.

Учитель читает первое предложение, далее читают дети

- Понравился ли вам рассказ?

- В какой момент вы больше всего волновались?

- От чьего имени ведется рассказ?

-Почему автор назвал рассказ страшным?

-В тексте встретились слова «сени», «чулан».

Как вы понимаете значение этих слов?

-А где мы можем найти лексическое значение этим словам?

- А чтобы в этом убедиться давайте перечитаем рассказ, но прежде немного отдохнем

- Как звали детей?

- Где жили ребята?

- Почему дети остались одни дома?

- Молодцы!

- Давайте найдем в тексте и прочитаем о том, что ребята ничего не боятся. Кто готов прочитать?

- А теперь прочитаем момент, как повели себя дети, когда услышали посторонние звуки

- Кого же герои обнаружили?

- Что с ним сделали?

- Скажите, герои произведения– они какие?

- Как вы относитесь к ребятам?

- Как бы поступили на месте ребят?

- Как вы думаете, ребята, для чего Чарушин написал этот рассказ?

- Что вы поняли ?

- Оцените себя, кто, как работал на уроке. Для этого мы сделаем «Поляну настроения». Каждый получает лист и обозначает там свое настроение, какое оно у вас было в течение урока. Может, кому-то было легко, интересно, тогда ваша поляна будет красного цвета, кому-то сложновато, грустновато – зеленый цвет. А, может, кому-то и вовсе не понравился урок, было скучно – синий цвет.

- Дома перечитайте произведение еще раз и подготовьте пересказ от лица одного из ребят

Дети проверяют свое рабочее место

- О братьях наших меньших

- Об утятах

- «Ребята и утята»

- Их обижали дети, швыряли шапки

- Глупые, нехорошие, злые

- Умный, добрый

- Не дали бы в обиду животных

- Писатель

- Художник

Предположения детей

Слушают учителя.

Составляют предложения о биографии Чарушина, опираясь на подсказки.

Вспоминают изученные произведения Чарушина.

- Шура и Петя остались одни и чего-то испугались

Высказывания детей

Дети читают по цепочке по одному предложению вслух

Высказывания детей.

Обмен впечатлениями

-помощь учителя;

- обратиться к толковому словарю;

-посмотреть в энциклопедии;

Повторное чтение произведения

- Шура и Петя

- На даче, у леса

- Родители ушли в гости

- Желающие читают отрывки

- Ежика

- Накормили, напоили

- Хорошие, болтуны, заботливые, смелые и в то же время трусливые, добрые

- С юмором, с уважение

- Наверное, тоже бы приютили ежика, поигрались бы с ним

- Чтобы мы ничего не боялись, заботились о животных, любили и охраняли их

- Не надо заранее о чем-то беспокоиться, не надо быть трусливым, а наоборот, защищать себя, друзей, животных

Дети оценивают себя

Личностные УУД:

 мотивация учения.

Регулятивные УУД:

Организация рабочего места

Познавательные УУД:

Извлекать информацию, представленную в различных формах (рассказ учителя,  опорные слова).

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения или небольшого текста.

Формулировать ответы на вопросы.

Принимать участие общей беседе, выполняя правила речевого поведения.

Формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Познавательные УУД.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД.

Формулировать ответы на вопросы.

Личностные УУД

осознание личностного смысла учения (для чего нужны эти знания?)

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Познавательные УУД:

Извлекать информацию, представленную в различных формах (видеофрагмент, иллюстрация, беседа).

Предметные умения:

Формировать интерес к чтению как к средству получения информации

Коммуникативные УУД:

Уметь воспринимать на слух художественное произведение.

Познавательные УУД:

Извлекать информацию, представленную в различных формах (текст).

Анализировать поступки героев.

Предметные умения:

Формировать осознанное, правильное, выразительное чтение и рассказывание;

Развивать умение работать с текстом.

Познавательные УУД:

Пользоваться знаками, символами, таблицами для решения различных задач.

Регулятивные УУД:

Осуществлять самоконтроль в индивидуальной работе.

Соотносить выполненное задание с образцом предложенным учителем.

Оценивать результаты своих действий по итогам выполнения задания.

Коммуникативные УУД:

Формулировать ответы на вопросы.

Личностные УУД:

формирование ценностного отношения  к полученным знаниям (бережное  отношение к природе).

Регулятивные УУД:

Фиксировать в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке.