Конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Слог. Деление слов на слоги. Правила переноса слов.»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Бережная Светлана Александровна

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Слог. Деление слов на слоги. Правила переноса слов.» ОС Л.В. Занкова, уч. Неваевой "Азбука".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_obucheniya_gramote.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока обучения грамоте.

Тема: « Слог. Деление слов на слоги. Правила переноса слов.»

Организационный момент.

Приветствие учеников, проверка готовности к уроку ( 3 цв. карандаша, синяя и зеленая ручки, линейка)

Основной этап.

1. Проверка домашнего задания ( проверим написанные дома буквы и попробуем составить из них слова)

2. Введения понятия "Слог". Ознакомление со слогами.

Учитель. – Давайте откроем страницу 38.

Дети, посмотрите внимательно на буквы вверху страницы. Что это за буквы?

Дети..- Р,Л,М,Н.

Учитель. - Подумайте, что общего у этих букв?

Дети. - Все буквы согласные, звонкие.

Учитель. - А теперь попробуйте составить слова из данных букв.

Дети. - Не получается.

Учитель. - Давайте посмотрим на следующую группу букв. Назовите эти буквы.

Дети.-У,Л,Н,А.

Учитель. - На какие две группы можно их разделить?

Дети. - На гласные и согласные.

Учитель. - Попробуйте составить слова из данных букв.

Дети. -Луна, на, ну.

Учитель. - А почему не получилось составить слова из первой группы букв: Р, Л, М, Н?

Дети. - Не было гласных.

Учитель. - Какой вывод можно сделать?

Дети. - Без гласных невозможно образовать слово.

Физкультминутка

Буратино потянулся,

(руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

(наклоны корпуса вперед)

Руки в сторону развел,

(руки развести в стороны)

Ключик, видно, не нашел.

(повороты вправо и влево)

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

(руки на поясе, подняться на носочки)

Учитель. - Посмотрите на слова в учебнике или на доске. Какие слова вы видите? ( написать слова на доске мама!  Ира!  Ирина!

Дети. - Мама, Ира, Ирина.

Учитель. - Почему слова Ира, Ирина написаны с большой буквы?

Дети. - Имена пишем с большой буквы.

Учитель. - А какой знак стоит в конце каждого слова?

Дети. - Восклицательный.

Учитель. - А когда мы ставим восклицательный знак?

Дети. - Когда мы чем-то восхищаемся, восторгаемся, что-то восклицаем.

Учитель. - А давайте позовем: мама! Ира! Ирина!

Дети. - Ма-ма! И-ра! И-ри-на!

Учитель. - Что происходит со словами?

Дети. - Они распадаются на части.

Учитель. – На сколько частей распалось слово?

Дети.  – На две.

 Учитель. – Вот такие части, на которые распадаются слова, называются слоги.

3. Закрепление понятия "Слог", его особенности.

Учитель. - Обратите внимание ни рисунки. Прочитайте слова.

Дети. - Эму, мыло, ура.

Учитель. - Что произошло со словами?

Дети. - Они распались на части: э-му, мы-ло, у-ра.

Учитель. - А как мы называем такие части?

Дети. - Слоги. Слова распались на слоги.

Учитель. – В каждом ли слове есть гласный?

Дети. - Да

Учитель. - А гласных звуков?

Дети. -. Два.

Учитель. – Давайте напишем эти слова в свои тетради и под каждым гласным поставим красную точку.

Учитель. - Сколько слогов в каждом слове?

Дети. - Тоже два

Учитель. - Какой вывод можно сделать?

Дети. - Сколько гласных звуков, столько и слогов.

Учитель. – А зачем нам слова делить на слоги?

Дети. – Чтобы получилось громче, что – то выделить.

Физкультминутка.

Бабушка кисель варила

Бабушка кисель варила (Правая рука «помешивает кисель».) На горушечке,

(Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки расходятся под углом (гора).)

В черепушечке (Округленные ладони, смыкаясь, образуют горшок-черепушечку.)

Для Андрюшечки (Аленушки). (Ладонь правой руки ложится на грудь.)

Летел, летел соколок (Ладони скрещиваются, большие пальцы рук закрепляются друг за друга.)

Через бабушкин порог. Вот он крыльями забил, (Скрещенные ладони помахивают, как крылья.)

Бабушкин кисель разлил, (Руками несколько раз ударить по бокам.)

У старушечки На горушечке. (Вытянуть руки вперед и вниз, пальцы растопырить.)

Бабуля плачет: «Ай-ай-ай!» (Руки вновь показывают горку.)

«Не плачь, бабуля, не рыдай!» (Руки «утирают слезы».)

Чтоб ты стала весела, (Указательный палец правой руки «грозит бабке».)

Мы наварим киселя (Правая рука снова «помешивает кисель».)

Во-о-от столько! (Руки разводятся широко в стороны.)

4. Выделение слон из группы слогов и слов. Закрепление написания слов с большой буквы.

Учитель. - Обратите внимание на следующее задание. Подчеркните только слова.

Дети. - ум ро Ми он мир лу Ни.

Учитель. - Дополните слоги до слов.

Дети. - Роза, Миша, луна, Нина.

Учитель. - Почему со слогами Ни, Ми составили имена.

Дети. - Слоги написаны с большой буквы --- составили имена.

5. Выяснение значимости слога. Перенос слов.

Учитель. - Назовем еще раз слова, которые вы составили.

Дети. - Роза, Миша, луна, Нина.

Учитель. - (Пишет на доске. Преднамеренно делает так, чтобы слово "Нина" не поместилось)

У меня не помещается слово. Что же делать?

Дети. - Перенести на другую строчку, (ниже)

Учитель. - Когда слово не помещается на одной строке, мы переносим его с одной строки на другую.

Слова переносим по слогам.

Давайте попробуем данные слова разделить для переноса. Кто хочет поработать у доски? ( написать слово « луна» поставить точки под гласн., разделить на слоги)

Дети. - Ро-за, Ми-ша, лу-на, Ни-на.

Учитель. -Так для чего нам нужен слог?

Дети. - Чтобы переносить слова.

Учитель. - Посмотрите на рисунок и попытайтесь определить, зачем еще нам нужен слог?

Дети. - (Рассматривая соревнования, определяют) - Для поддержки спортсменов.

У-РА! МОЛОДЦЫ!

Учитель. - А теперь немного поиграем. Посмотрим на ребусы. Что необходимо сделать?

Дети. - Отбросить буквы и получить новые слова.

Учитель. - Обратите внимание на схему слова: черточки отделяют один слог от другого.

Отбросьте в каждом слове 1-ый слог. Какие слове получились?

Дети. - Радуга - дуга, машина - шина, бабочка-бочка.

Учитель. - Впишите слова в клеточки. Сколько слогов в каждом слове? Назовите каждый.

Дети. - В каждом слове теперь по два слога. Ши-на, бо-чка.

5. Итог урока.

Дети должны сделать вывод о пройденном на уроке, начав ответ с фразы « теперь я знаю что….» Задать вопросы « Что такое слог? Как перенести слово? Сколько гласных должно быть в слове?» ( при ошибке попробовать позвать слово)

Дом. задание решить ребусы или напечатать слова « малина….» и разделить на слоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сборник упражнений по русскому языку.Деление слова на слоги.Правила переноса.

Дидактический материал для самостоятельной работы....

Конспект урока обучения грамоте "Письмо слогов и слов с изученными буквами"

Урок письма в 1 классе по системе Л.В.Занкова в свете ФГОС...

Конспект урока "Русский язык 2 класс.Деление слов на слоги. Правило переноса слов"

Тип урока - «открытие» нового знания; использование  технологии проблемного обучения....

Обучение грамоте. Урок 14. Деление слова на слоги. Ударный слог.

Презентация составлена к уроку обучения грамоте в 1 классе к букварю Е.В.Бунеевой и Р.Н.Бунеева УМК "Школа 2100": по теме «Деление слова на слоги. Ударный слог».Урок...

Технологическая карта урока по обучению грамоте на тему: «Деление слов на слоги»

Предмет: Обучение грамоте 1 класс. УМК «Начальная школа 21 века»Тип урока: урок –изучение нового материалаЦель урока: Познакомить с делением слов на слоги, с ролью звука и буквы в русском языке.Задачи...

Конспект урока обучение грамоте "Сопоставление слогов и слов с буквой З и С" 1 класс. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: закрепление  знаний учащихся о согласных звуках [з], [з′], букве З з; формирование умений различать звуки  [з] и [c], [з’] и [c’]; форм...