Радиоурок на тему «Строки, опаленные войной»
план-конспект урока по чтению ( класс) на тему

Булгакова Ольга Валерьевна

Урок внеклассного чтения на тему «Строки, опалённые войной» был посвящен чтению произведений о Великой Отечественной войне. Данная тема на сегодняшний день является актуальной в связи с празднованием 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, а развитие личности, гражданина и патриота свой Родины, обеспечение безопасности личности, общества и государства – это стратегическая задача образовательных стандартов второго поколения. Каждый ребёнок должен знать историю своей страны и своего народа, осознавать важность и необходимость его личного участия в общем благополучии.

При отборе материала учитывались цели и задачи урока, психологические и возрастные особенности детей, принцип доступности и наглядности. Дети и их родители стали активными участниками при подготовке данного урока, готовя подборку и разучивая понравившиеся стихотворения, изучая исторические факты, биографии авторов произведений о ВОВ. Такое включение родителей в систему отношений всех участников образовательного процесса содействует созданию благоприятной воспитывающей атмосферы в образовательном учреждении.

Данный урок был представлен мною на конкурсе радиоуроков, посвященных теме празднования 70- летия Победы в Великой Отечественной войне.

Прослушать данный радиоурок Вы можете, перейдя по ссылке:

https://yadi.sk/mail/?hash=6XpHI2hd8oBDszhkAFqh1zxOUu5NRmSQZym3SEUl%2Bls%3D

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vneklassnogo_chteniya.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения в 1 б классе по теме «Строки, опаленные войной»

Дата проведения: 17.04.15г.

 Место проведения: МАОУ «Падунская СОШ»

Класс: 1 «Б»

Учитель начальных классов: Булгакова О.В.

Учебный предмет: литературное чтение

Цели урока:

1. Организация деятельности учащихся по знакомству с новыми  произведениями, со страницами истории Великой Отечественной войны.

2. Формирование навыка размышлять и анализировать, навыка монологической речи.

3. Развитие читательских умений, навыков выразительного чтения, речи, образного мышления, вызвать душевный отклик на произведения о войне.

4. Воспитание интереса к истории родной страны, чувства патриотизма, любви к Родине, уважения к защитникам Отечества

Формирование УУД на уроке:

Познавательные (П): воспринимать художественное произведение, делать предварительный отбор источников информации; добывать новые знания: задавать вопросы, находить на них ответы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Личностные (Л):  оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;  эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; проявлять уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

Коммуникативные (К): оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь других; выделять в тексте ключевые слова для ответов на вопросы.

Регулятивные (Р): определять и формулировать цель деятельности на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками; обнаруживать и формулировать учебную проблему в диалоге с учителем и одноклассниками.

Оборудование: Звуковой ряд: аудиозапись голоса Левитана о начале войны, фонограмм военных песен «Священная война», « День Победы», аудиозапись разрыва бомб и снарядов ; слайдовая презентация.

Тип урока: комбинированный

Технология продуктивного чтения.

Ход урока

I. Организационный момент. Звучит фонограмма — звуки разрыва бомб и снарядов.

II. Постановка целей

  1. Прослушивание аудиозаписи «Сообщение  советского информбюро о начале войны от 22 июня 1941 года».
  2. Скажите , о чем объявил диктор Юрий Борисович Левитан?
  3. Как вы думаете, какая тема нашего урока? О чем мы будем сегодня говорить?
  • Сегодня на уроке мы будем говорить о войне. Но мы не будем рассматривать великие сражения, победы и поражения. Мы будем говорить о тех чувствах, которые возникли в сердцах и душах людей, услышавших в июне 1941 года это страшное слово- война. Александр Твардовский написал:

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова.

В тоске и славе этих лет,

И на устах у нас иного

Ещё не может быть и нет.

4. Метод ассоциации:

- А какие у вас возникают ассоциации с этим словом? ( учитель записывает на доске все предложенные детьми ассоциации). Посмотрите сколько слов мы записали, и многие из них вы можете встретить в произведениях,  с которыми мы сегодня познакомимся на уроке.

  1. Основная часть урока.

1. Звучит 1 куплет песни « Священная война»

-О чем эта песня?

-О каком времени, каких событиях она рассказывает?(О начале Великой Отечественной войны)

-Когда началась война?

 22 июня 1941 года был выходной день. Спали города и сёла. Ничто не предвещало беды. И вдруг эту утреннюю тишину нарушило мощное вторжение боевой техники: гул самолётов, лязг танков, пулемётные очереди. Зазвучала незнакомая речь. Так началась Великая Отечественная война.

Учитель на фоне музыки читает отрывок из стихотворения Степана Щипачева «22 июня 1941 года».

Казалось, было холодно цветам,
и от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
и пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,
что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
всего каких-то пять минут осталось!

 Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? Удалось ли вам почувствовать этот миг, когда жизнь  миллионов людей перевернулась?

Началась война!

2.  Говорят, что когда грохочут пушки, музы молчат. Но с первого дня войны и до последнего не умолкали голоса поэтов. Поэзия немало сделала для того, чтобы в грозные, страшные годы поддержать в трудную минуту, пробудить у людей чувство ответственности за свою страну, чувство сопричастности к судьбе Родины.

И сейчас ребята будут читать подготовленные  стихотворения о войне, рассказывать, что они узнали о судьбе  их авторов.

Подготовленные ученики читают стихотворения.

 Не только о долге писали поэты. В окопах и землянках согревали человеческие души мысли о доме, о жёнах, матерях, любимых.

                 

                 Бьётся в тесной печурке огонь.

                 На поленьях смола, как слеза,

                 И поёт мне в землянке гармонь

                 Про улыбку твою и глаза.

                 Про тебя мне шептали кусты

                 В белоснежных полях над Москвой.

                 Я хочу, чтобы слышала ты,

                 Как тоскует мой голос живой.

                 Ты сейчас далеко-далеко.

                 Между нами снега и снега.

                 До тебя мне дойти нелегко,

                 А до смерти четыре шага.

                 Пой гармоника, вьюге назло,

                 Заплутавшее счастье зови.

                 Мне в холодной землянке тепло

                 От твоей негасимой любви.

-О чем это стихотворение? К кому обращается воин?

         Стихотворение Александра Суркова стало очень известной песней.

Позже Сурков вспоминал: «Возникло стихотворение случайно. Оно не собиралось быть песней. Это были 16 «домашних» строк из письма к жене. Письмо было написано в конце ноября 1941 года, после очередного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой, когда нам пришлось после тяжёлого боя пробиваться из окружения…»

 3.Без малого 4 года гремела грозная война. Каждый день Великой Отечественной на фронте и в тылу был подвигом, проявлением беспредельного мужества и стойкости людей, верности Родине.

В битве за родную землю стояли на смерть все, кто мог держать оружие в руках.  Что помогало им выжить в этой кровавой схватке, в каждой смертельной атаке, может быть, последней?  Любовь матери, жены и детей, невесты. Осознание того, что их ждут и верят в их возвращение. Из дома на передовую приходили письма, такие желанные для солдат. Солдаты в ответ писали о том, как тосковали по родному краю, дому, семье, любимой, как мечтали о победе.

Учащиеся читают стихотворение Константина  Симонова «Жди меня»

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

- Как вы думаете, почему солдату нужна была вера в то, что его ждут дома, думают о нем?

4. Путь к Победе был долгим и трудным. Каждый день войны - это кровь и смерть, боль и горечь утрат.

Самуил Маршак «Мальчик из села Поповки»

Среди сугробов и воронок

В селе, разрушенном дотла,

Стоит, зажмурившись, ребёнок –

Последний гражданин села.

Испуганный котёнок белый,

Обломок печки и трубы –

И это всё, что уцелело

От прежней жизни и избы.

Стоит белоголовый Петя

И плачет, как старик без слёз,

Три года прожил он на свете,

А что узнал и перенёс.

При нём избу его спалили,

Угнали маму со двора,

И в наспех вырытой могиле

Лежит убитая сестра.

Не выпускай, боец, винтовки,

Пока не отомстишь врагу

За кровь, пролитую в Поповке,

И за ребёнка на снегу.

- На войне погибло 13 миллионов детей. Мы должны помнить их всех: сожженных, расстрелянных, повешенных, убитых и бомбой, и пулей, и голодом и страхом.

- Более 20 миллионов советских людей погибло в той страшной войне - каждый 8 житель нашей страны. Миллионы беззащитных людей замучены, расстреляны, задушены в газовых камерах фашистских концлагерей. Светом любви нашей, скорби нашей пусть озарятся имена павших героев.

5. Звучит 1 куплет песни « День победы»

- И вот, наконец долгожданная Победа! Её ждали долгих четыре года, 1418 дней! 9 мая 1945 года закончилась Великая Отечественная война. Тогда мы отстояли свою землю. Тогда перестала литься кровь её защитников, и народ начал возвращаться к забытой и дорогой мирной жизни.

- День Победы - светлый весенний праздник, праздник боевой славы народа – героя, народа - победителя. 

Стихотворение « День Победы» читает ученица.

         Всё меньше рядом с нами людей, прошедших Великую Отечественную войну. Но мы помним их. Мы благодарны им за нашу свободу, за их великий подвиг. И сегодня, как набат звучат слова Роберта Рождественского

IV. Заключительная часть урока

1. Подведение итога.


   
С какой литературой вам пришлось работать при подготовке к уроку?

– Какие произведения произвели большее впечатление? Почему?

2. Рефлексия

А теперь посмотрите на экран и продолжите предложения, которыми бы вы хотели выразить свое отношение к уроку.


Я понял… 


Я горжусь… 


Я узнал… 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект "Песни, опаленные войной"

Проект является победителем городской научно- исследовательской конференции проектных и исследовательских работ "Ярмарка идей". Содержит материал об истории создания песен военных лет....

Детство, опаленное войной

Детство, опаленное войной...

Классный час в форме устного журнала "Детство, опаленное войной"

3 марта 2013 года город воинской славы Ржев отметит 70-летие освобождения города от немецко-фашистских оккупантов. Данная разработка посвящена этой дате. Приглашённые бывшие несовершенно-летние ...

Детство, опаленное войной (не придуманные рассказы)

Презентация посвящается детям войны...

литературно музыкальная композиция "Детство, опаленное войной"

9 Мая. Россия отмечает День Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 г.г. с немецко-фашистскими захватчиками.Активными участниками этой долгой и жестокой войны стали самые обыкновенные мальчишки...

Внеклассное мероприятие на тему: "Годы опаленные войной"

Цели и задачи:1. расширить знания учащихся о событиях ВО войны2. познакомить с городами-героями3. познакомить с песнями, написанными в годы войны4. воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, ува...

Проект "Годы, опаленные войной"

Коллективный проект о родственниках-участниках Великой Отечественной войны....