Технологическая карта урока по литературному чтению в 1 классе "БЫВАЕТ И ТАК… М. Карем "Растеряшка", В. Драгунский "Заколдованная буква"по УМК «Начальная школа XXI века»
презентация урока для интерактивной доски по чтению (1 класс) на тему

Полежака Лариса Николаевна

 Урок развивает умение ориентироваться в своей системе знаний, работать в паре, аргументировать ответы, опираясь  на свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

В основе урока создание ситуации успеха, проблемной ситуации на уроке; применяется теория развития критического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

в 1 классе   по УМК «Начальная школа XXI века»

 составлена учителем начальных классов ГБОУ гимназия №52

Приморского района г. Санкт - Петербурга

ФИО: ПОЛЕЖАКА ЛАРИСА НИКОЛАЕВНА

Место работы: ГБОУ гимназия №52

Должность: учитель начальных классов

Предмет: литературное чтение

Класс: 1

Тема урока: БЫВАЕТ И ТАК… М. Карем «Растеряшка», В. Драгунский «Заколдованная буква».

Учебник:  « Букварь» (II часть) 1 класс Л.Е. Журова, А.О.Евдокимова - М.:Вентана- Граф, 2013 (Начальная школа XXI века) с.54-57.

Цель: Познакомить  с произведениями М. Карем «Растеряшка», В. Драгунского «Заколдованная буква». Уметь выражать своё отношение

к прочитанному и прослушанному произведению, к героям произведения; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; читать стихотворение выразительно, соблюдая интонацию пунктуационных знаков.

Задачи:

Образовательные:

– формируем умение отвечать на вопросы учителя с опорой на ключевые выражения, аргументировать свою точку зрения;

– совершенствовать навыки чтения; умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Воспитательные:

– воспитываем бережное отношение к своим вещам;

–  формируем умение работать в паре,  слушать и понимать речь других;

–  совместно договариваться о правилах поведения и общения.

    Развивающие:

– развиваем речь (оформлять свои мысли в устной форме), критическое мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам).

–  развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания;  находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Тип урока: комбинированный.

Технологии, используемые на уроке: создание ситуации успеха, теория развития критического мышления.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование:  ПК (1), мультимедийный комплекс с ИД

                                                                                      Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 Универсальные учебные действия

1. Организационный момент.

Настрой на работу в стихотворной форме.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

Обязательно читать и друг другу помогать.

Создание ситуации успеха:

Урок будет:

  • интересным;
  • познавательным;
  • интригующим;
  • увлекательным.

Подготовка класса к работе.

Мы будем: (ответы детей)

  • … ;
  • … ;
  • … ;
  • …  .

Личностные УУД: самоопределение.

Регулятивные УУД: настрой на урок, создание ситуации успеха.

     

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.  

2. Самоопределение к учебной  деятельности. Постановка учебной задачи.

Мотивировать учащихся к учебной деятельности,  определить содержательные рамки урока

 (план урока на доске)

Ребята, каждый урок литературного чтения – это отдельная книга, по-своему интересная и увлекательная... Свои секреты она открывает только очень внимательным и сообразительным.

Вы готовы стать ВСЕЗНАЙКАМИ?

Тогда начинаем путешествие по страницам нашей книги:

  1. Загадочная.
  2. Прочитай-ка.
  3. Игра «Молчанка».
  4. Бывает и так…
  5. Заколдованная буква.
  6. Игра «Буква заблудилась»
  7. Всезнайка.

Итак, мы открываем первую страницу нашей увлекательной книги. Какую?

Участвуют в беседе.

Выполняют анализ, мотивируют дальнейшую работу.

Выдвигают предположение о цели и задачах каждого этапа урока.

Р. – Планирование, опреде- ление последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, готовность к активной работе, чтению и обсуждению.

Р. П. – Уметь отвечать на вопросы учителя с опорой на ключевые выражения, аргументировать свою точку зрения.

П. – Строить свои  речевые высказывания в устной форме.

3. Речевая разминка.

4. Проблемная ситуация.         Актуализация знаний.

Страничка «Загадочная».

Особенность этой странички сегодня в том, что придумывать загадки будете вы, а я попытаюсь их отгадать.

Предлагаю сообщить мне, о ком читали на прошлом уроке, не называя героя. А я попробую узнать его по признакам.

Что нового узнали из рассказов о медвежатах?

Страничка «Прочитай-ка». Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации.

Как вы думаете, что предложит нам эта страничка урока?

Кто сможет хорошо, без ошибок прочитать текст?

Тексты имеют одинаковые названия. Почему? А чем отличается содержание первого текста от второго?

Может ли второй текст  быть продолжением первого? Обоснуйте ответ.

Придумывают загадки.

Дают характеристику герою.

Систематизируют знания.

Ответы детей.

Предположения детей.

Выразительное чтение знакомого текста (учебник с.52-53).

Размышляют, отвечают на поставленный вопрос.

Р. - целеполагание.

П. - постановка вопросов; анализ объектов с целью выделения признака.

Л. - уметь подбирать верную характеристику героя.

 

П.Р. – Уметь отвечать на вопросы учителя, аргументировать свою точку зрения.

П.- Построение  логической цепи рассуждения.

К. – Уметь  в коммуникации строить высказывания.

Физкультминутка

 Игра «Молчанка»

Ребята, вы знаете, что в лесу нужно вести себя тихо-тихо, чтобы не спугнуть животных. Сейчас мы с вами отправляемся в лес…

Кого мы увидим в лесу? ( Учитель называет признаки животных)

Угадывают и показывают животного движениями (пантомима)

5.Определение темы и осмысление материала.

Страничка «Бывает и так…» (рассказ учителя сопровождается презентацией)

Бывает, что дети вещи теряют,

Их растеряшами называют.

Если потеряна буква из слова

Понять невозможно слова простого.

Морис Карем – бельгийский поэт. Он писал забавные стихи о детях и для детей. Считал, что если ребята будут читать добрые, светлые и весёлые стихи – смогут многому научиться и стать  хорошими людьми.

Как вы думаете, о чем идёт речь в стихотворении со следующим названием?

Давайте познакомимся с ним (учитель читает стихотворение)

Эта история смешная или грустная?

Словарная работа:

 напёрсток     (описание и демонстрация предмета), 

невезенье,  прочно (подбор слов, близких по значению)

Прогнозирование названия.

Рассуждения детей.

Анализируют содержание стихотворения, делают выводы.

Вместе с учителем объясняют значение слов.

Повторное чтение стихотворения детьми. Анализируя ситуацию, дети должны постараться  выполнить чтение с соответствующей интонацией.

 

Р.-  планирование, прогнозирование.

П.-  решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование.

К.- сотрудничество в поиске и выборе информации.

Физкультминутка

Игра «Бывает – не бывает»  

  • Бывает ли солнце в небе сияет?
  • Днём звёзды на небе тоже бывают?
  • На санках и лыжах летом катаемся?
  • А в речке и море зимой мы купаемся?
  • Бывает ли в цирке слон выступает?
  • Кошка с мышонком вместе играют?
  • Вместе играют девчонки, мальчишки?
  • Дети читают смешные книжки?

Дети поднимают руки вверх и делают хлопок в ладоши, если вопрос требует положительного ответа. Если ответ отрицательный, то разводят руки в стороны и отрицательно кивают головой.

7. Работа над рассказом           Виктора Драгунского «Заколдованная буква». 

Страничка «Заколдованная буква» Учитель знакомит с текстом, устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Виктор Драгунский – русский писатель, который тоже писал весёлые рассказы о детях и для детей. Сейчас мы с вами прочитаем рассказ «Заколдованная буква».  Какова его главная мысль?

Какая же буква здесь оказалась заколдованной? Какой звук не смогли произнести дети?

Давайте попробуем расколдовать букву.

Для этого нужно выучить скороговорку, правильно произносить все звуки и прошептать её на ухо соседу по парте.

 Работа над скороговоркой:

Смешные шутки у Саши и Мишутки.

Бывает и так, что дети не выговаривают какой-либо звук. Можно ли смеяться над этим человеком?

Как научиться произносить все звуки правильно?

Страничка «Буква заблудилась»           (задание на слайде презентации)

На пожелтевшую траву

Бросает ЛЕВ свою листву.

        Синеет море перед нами,

        Летают МАЙКИ над волнами.

Лежит лентяй на раскладушке,

Грызёт, похрустывая, ПУШКИ.

         Наевшись рыбы до отвала,

         На море ГАЙКА отдыхала.

На этой страничке нашего урока Шапокляк пошалила, буквы перепутала.

 Поработаем в парах.

Поставить учебную задачу,

организовать проверку выполненного задания.

Заучивание скороговорки наизусть.

Выполняют задание, контролируют выполнение задания товарищами. Осуществляют самопроверку и проверку в парах.

Ответы на вопросы, рассуждения, доказательства своей точки зрения.

Работа в парах по исправлению текста.

Чтение слов, полученных в результате замены одной буквы и полученного текста.

Р.П.- Устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Л. – Уметь не создавать конфликтов, договариваться, распределяя работу в паре.

Р. – Умение удерживать учебную задачу.

8. Осмысление и обобщение материала.

Страничка «Всезнайка»

Осмысление, обобщение прочитанного. Активизация познавательного интереса.

Можно ли назвать прочитанный рассказ смешным? (Нет, его делает смешным речь героев)

Как вы думаете, сам автор смеётся над ребятами? (Они ему нравятся, кажутся забавными)

Какой это смех? (Добрый, без иронии)

Дениска – это сын В. Драгунского. Они с Мишкой – верные друзья. Их жизнь полна приключений, интересных и смешных историй. Откройте книгу «Денискины рассказы» и войдите в этот весёлый мир (презентация книги)

Ответы на вопросы, рассуждения, аргументирование своей точки зрения.

Познавательная деятельность учащихся.

Регулятивные УУД: 

выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Познавательные УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

Активизация познавательной деятельности.

9. Рефлексия деятельности

(итог урока).

Организует беседу по уточнению и конкретизации новых знаний. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности на уроке (метод «Незаконченное предложение»  на слайде  презентации)

Отвечают на вопросы, обобщают, делают выводы.

На уроке

  • Я узнал…
  • Я научился…
  • Мне понравилось…
  • Я затруднялся…
  • Моё настроение…

Познавательные УУД:

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные УУД: 

Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 Личностные  УУД:

-понимание  значение знаний для человека, желание и стремление хорошо учиться.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Бывает, что дети вещи теряют, Их растеряшами называют. Если потеряна буква из слова, Понять невозможно слова простого. Бывает и так…

Слайд 2

РАСТЕРЯШКА Эта история смешная или грустная?

Слайд 4

Смешные шутки у Саши и Мишутки.

Слайд 5

Игра «Буква заблудилась» На пожелтевшую траву Бросает ЛЕ В свою листву. Синеет море перед нами, Летают М АЙКИ над волнами. Лежит лентяй на раскладушке, Грызёт, похрустывая , П УШКИ. Наевшись рыбы до отвала, На море Г АЙКА отдыхал а.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока физической культуры разработана в соответствии с технологиями модерации и активных методов обучения для учащихся начальной школы

Пояснительная записка Уроки физической культуры разработаны в соответствии с технологиями модерации и активных методов обучения.Moderare – в переводе с латинского – приводить в равнов...

Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: "Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи". УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формировать представление о местоимении как части речи, его роли в предложении;Задачи урокаДидактические:1. учить распознавать личные местоим...

Технологическая карта урока по литературному чтению "И.Жуков «Нападение на зоопарк».М.Пришвин «»Ежик». Ю.Моргутин «Убежал» ("Начальная школа XXI века", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления с произведениями о животных, развития умений выражать свое отношение к героям произведения и произведению в...

Технологическая карта урока обучения грамоте 1 класс по теме "Сопоставление слогов и слов с буквами Г и К"

Технологическая карта урока обучения грамоте 1 класс по теме "Сопоставление слогов и слов с буквами Г и К"...

Технологическая карта урока русского языка "Существительные. Беглый гласный е, и в суффиксах –ек-, -ик-, -чик-»" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)

Цель урока: формирование умения решать орфографические задачи в правописании суффиксов –ик-, -ек- в суффиксах существительных.Задачи урока:Дидактические:Знать алгоритм выбора беглого гласного е,...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Знакомство с зарубежной литературой. Дж. Свифт «Путешествия Гулливера». Герои приключенческой литературы" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование читательской компетенции: знакомство обучающихся с произведением зарубежной литературы: Дж. Свифт «Путешествие Гулливера».Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить...

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....