Методическая разработка урока литературного чтения для 3 класса (КРО)
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Токова Светлана Павловна

Данный урок построен с целью помощи обучающимся в исследовательской проектной деятельности подготовить сообщения об И.А.Крылове по статьям учебника, книг о Крылове, материалов интернета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lit.chteniya.docx29.64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

Данный урок построен с целью помощи обучающимся в исследовательской проектной деятельности подготовить сообщения об И.А.Крылове по статьям учебника, книг о Крылове, материалов интернета.

Класс: 3

Тема: И. Крылов. Подготовка сообщения об И.А.Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове, материалов интернета.

Цели: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.А.Крылова; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Планируемые результаты: Учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание и высказывать своё отношение к прочитанному

Оборудование: музыкальная заставка, входные билеты с загадками и выдерками из басен Крылова,

Ход урока:

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Слайд-1

Звучит мелодия для эмоционально-психологического настроя.

Наш не плохо начат день,

Первым делом гоним лень,

На уроке не зевать,

А работать и читать!

Какой будет урок? (литературное чтение)

- На урок вы попадёте по билетам. В классе, видите, парты распределены на 3 группы, за которыми вы расположитесь.  

Дети получают билеты с загадками и проходят за столы

(На 1-ом столе картинка – из басни Крылова «Лебедь, рак и щука».

Билет №1.

Загадка.

Кто ходит задом наперёд?
Кто в чистой лишь воде живёт?
В норе с клешнями он сидит
Усами тихо  шевелит.

Билет №2.

Кто виноват из них, кто прав – судить не нам.

Да только воз и ныне там.

Билет №3.

Загадка.

У нее во рту пила.
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала.
А теперь - в котел попала.

Билет №4

Загадка.

Гордая птица,

Воды не боится,

Очень пригожа,

На двойку похожа.

На втором столе картинка – из басни Стрекоза и муравей»

Билет № 1

Ты всё пела – это дело,

Так пойди же попляши!

Билет №2

Загадка

Вот летает над водой
Вертолётик голубой:
Хвостик, крылья и глаза
Это просто …

Билет №3

Загадка.

Тащит он соломинку
К маленькому домику.
Всех букашек он сильней
Наш трудяга…

Билет №4

Помертвело чисто поле,

Нет уж дней тех славных боле,

Где под каждым ей кустом

Был готов и стол, и дом.

На третьем столе – картинка «Ворона и Лисица»

Билет №1

Загадка.

Птица чёрная сидит
На лохматой ёлке.
- Кар!- всё время говорит.
Клюв – страшней иголки.

Билет №2

Загадка.

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса
Кто это? ...

Билет №3

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Билет №4

«Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица, —

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

Билет №5

Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

  1. Речевая разминка.

Слайд-2

Кто не слыхал его живого слова,

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

                                                   М.Исаковский

- Прочитайте с интонацией удивления, с интонацией восхищения.

    III. Этап актуализации и пробного учебного действия.

                 - О ком написал  Михаил Исаковский? (О Крылове)

- По заданному шифру разгадайте, что здесь зашифровано?

5

а

б

в

г

д

е

4

ж

з

и

й

к

л

3

м

н

о

п

р

с

2

т

у

ф

х

ц

ч

1

ш

щ

ы

э

ю

я

1

2

3

4

5

6

1-я группа:     4,3   5,3   5,1   3,2   (Иван)

2-я группа:    5,1   3,2    5,5   3,5   5,6   5,6   5,3   4,3   2,6   (Андреевич)

3-я группа:   4,5   3,5   1,3   4,6   3,3   5,3   (Крылов)

- Посмотрите на портрет И.А.Крылова                          Слайд-3

- Какова же тема нашего урока. Предложите план работы на уроке.

IV. Этап построения проекта (включения в систему знаний и повторения, изученного во 2-ом классе).

Слайд-4

  1. Театрализация «Лебедь, рак и щука».

-Чему учит басня? Что высмеивает автор? Встречаются  ли в жизни людей такие ситуации?

(Нет согласия между героями басни в делах. Когда в деле задействовано несколько участников, то они должны действовать вместе, сообща, дружно. Надо, чтобы их желания и возможности совпадали. У них нет единой цели. Когда люди работают не дружно, не прислушиваются к мнению другого человека, думают только о себе, а не об общем деле, не о результате выполнения работы.

- Какой же мы из всего сказанного можем сделать вывод? (В любом деле должно быть согласие и понимание).

2.  Театрализация «Стрекоза и муравей».

- Что высмеивает автор басни? (Лень, беззаботность, безделье, ежедневную праздность.

- Итак, какой мы можем сделать вывод из всего сказанного нами? (Всегда надо думать о будущем, о завтрашнем дне. Отвечать за свои поступки. Нельзя быть такими легкомысленными, беззаботными. Трудом и упорством можно достичь цели.).

3. Театрализация «Ворона и лисица»

-Чему учит басня? (нельзя поддаваться льстивым словам, реагировать на лесть.

-Что высмеивает Крылов? (Глупость вороны, хитрость и наглость лисы)

-Что ж такое басня?

(Басня – это краткий поучительный рассказ в стихах или прозе с нравоучением).

Разделите пословицы на 3 группы. Каждая группа выберет подходящие для своих басен.

Доброе братство лучше богатства.
Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.
Мягко стелет, да жестко спать.

Льстец под словами — змей под цветами.

Делу время, потехе час.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

V. Этап изучение нового материала.

- Ребята, дома вы готовили сообщения о Крылове. Использовали книги и интернет.

  “Детство”. (С.А.)

 

Родился Ваня Крылов 13 февраля 1769 г. в Москве, в семье бравого армейского офицера. После отставки семья Крыловых поселилась в г. Тверь. Их семья жила очень бедно, Ваня не имел возможности обучаться, но учился из милости в семье богатого помещика, вместе с его сыновьями. Когда Ване было 9 лет, семья осталась без отца, без кормильца, и мальчику пришлось работать переписчиком. А его мама убиралась в богатых домах. В 1782 г. их семья переехала в Петербург. Именно там и началась литературная деятельность Крылова.

“Сундучок с книгами”. (Ч.С.)

Единственное наследство, которое оставил отец Ивану – это сундучок с книгами. Его папа, хоть и не был образованным, но очень любил читать, и на последние деньги приобретал книги, очень их берёг. Сыну же давал их посмотреть лишь иногда. И первые уроки грамоты Ваня получил от отца – тот показал, как складывать буквы, и Ванюша сам выучился читать. Особенно ему нравились басни древнего баснописца Эзопа. Но первыми произведениями Крылова были не басни, а пьесы. И даже когда он начал выступать со своими пьесами, то в качестве оплаты брал не деньги, а книги. Всю жизнь он занимался самообразованием, а помогали ему в этом книги.

“Удивительный библиотекарь”. (С.В.)

В 1812 г. в Петербурге открылась Публичная библиотека, и Иван Андреевич Крылов стал работать в ней библиотекарем. Когда он пришёл на службу, в русском отделе было всего 4 книги. Он начинает собирать новые русские книги, и к концу его службы их стало около тридцати тысяч экземпляров.

К.С.

Электронная презентация о произведениях Крылова

А теперь давайте узнаем новое о баснописце из учебника.

С. 132 – чтение статьи выразительно «цепочкой»

VI. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Слайд-5

  1. И.А.Крылов родился в … (Москве)
  2. Он самостоятельно изучил … (французский и итальянский языки)
  3. Более тридцати лет он проработал в … (Петербургской публичной библиотеке)
  4. Он писал … (басни), в которых высмеивал … (пороки людей)
  5. Героями басен Крылова являются … (животные)

Весь материал по уроку дети помещали на доску.

VII. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. 

- Что получилось на доске? (проект). Давайте украсим его нашей удовлетворённостью уроком. Кто считает: я всё понял, у меня всё получилось – выберет раскрывшийся цветок.

Я не всё понял, надо перечитать статью и сообщения – нераскрывшийся цветок.

Многого не понял из урока, было очень трудно на уроке – бутон цветка.

V. Оценивание.

Дети самостоятельно оценивают товарищей с комментариями.

VI.Д\з.

 Подготовить по желанию басню Крылова из книг, взятых в библиотеке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс И. Крылов "Ворона и лисица"

Урок разработан по программе "Перспективная начальная школа" . Урок литературного чтения в 3 классе. На уроке используется презентация к басни И . Крылова "Ворона и Лисица"....

Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс В. Осеева "Волшебное слово"

Методическая разработка урока предназначена для учителей начальных классов. Цель урока: обучающая-познакомить с произведением В. Осеевой "Волшебное слово", биографией писательницы, закреплять умения р...

Методическая разработка урока литературного чтения 4 класс Е. Л. Шварц "Сказка о потерянном времени"

Представлена технологическая карта урока литературного чтения и презентация к уроку....

Методическая разработка урока литературного чтения. 1 класс А Митта. Шар в окошке

Программа "Школа XXI века". Конспект и презентация к уроку литературного чтения в 1 классе. Тема: А Митта "Шар в окошке"....

Методическая разработка урока литературного чтения 4 класс по теме: "М.И.Цветаева. "Наши царства""

В разработке представлен конспект урока и презентация "М.И.Цветаева "Наши царства""...