Литературное чтение, окружающий мир. 4 класс. Тема:" Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»”. Охрана природы".
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Пантюхина Татьяна Ивановна

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира.   4 класс. Тема:" Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»”. Охрана природы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл liter._chtenie4_klass.docx23.05 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение, окружающий мир.  

4 класс

Тема. Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»”. Охрана природы.

        Цели.

  • Способствовать формированию умения ориентироваться в тексте.
  •  Формировать представления о характерах героев и прослеживать их развитие;
  • способствовать развитию внимания, речи учащихся;
  • содействовать развитию познавательного интереса учащихся.

Оборудование: карточки, презентация, портрет Лагерлёф, книга.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

Слышите? Книга чудесная раскрывается,

Сказка волшебная вновь начинается…

II.Актуализация знаний:

1.Определение темы, постановка целиурока:

Слайд 1(иллюстрации разных природных зон).

-Посмотрите внимательно на картинки, попробуйте назвать тему урока.

-Почему вы так решили? Докажите текстом. (Стр.59-Сто раз уже водила она гусей с юга на север и сто раз возвращалась с ними с севера на юг.)

Но сегодня мы с вами будем работать над  произведением, с которым у русских читателей прежде всего ассоциируется имя шведской писательницы. Это сказочная повесть «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». А помогут нам в этом мальчик Нильс и тот самый Гном, без которого не было бы вовсе никаких приключений.

 цель урока:

-Сегодня постараемся определить: что помогает человеку стать человеком?

3.-Предлагаю вам вспомнить некоторые моменты из истории создания произведения. Кто автор сказки-повести, кто главный герой этого произведения?

В шведских школах тогда пользовались таким неудачным, скучным учебником географии, что его в открытую называли «национальным бедствием». СельмеЛагерлёф предложили написать новый занимательный учебник, в который бы вошли описания лесов, гор, рек, озер, фабрик и заводов, растений и животных, а также скандинавские легенды и предания. Шведская писательница создала такую книгу. Эта была сказочная эпопея о приключениях Нильса Хольгерссона. Она вышла в свет в 1907 году.

 Этим учебником пользуются все шведские школы вот уже более 90 лет. Книга переведена на многие языки мира, в том числе на русский. За книгу «Удивительное путешествие Нильса с дикими гусями по Швеции» СельмаЛагерлёф была удостоена в 1909 году Нобелевской премии.

4Работа с текстом: заполните пропуски

Как  выглядел  гном?

На голове - ______________   шляпа, _______________  кафтанчик  украшен        кружевным   воротничком     и манжетами, чулки   у   колен   завязаны   ____________     бантами,   а    на   _______________   сафьяновых       башмачках      поблескивают      _________________      пряжки.

 Во что был одет гном?

(На голове - широкополая шляпа, черный кафтанчик украшен кружевным воротником и манжетами, чулки у колен завязаны пышными бантами, а на красных сафьяновых башмачках поблескивают серебряные пряжки

5. Викторина:

1. В какой стране жил Нильс? (в Швеции)
2. Кто заколдовал Нильса? (гном)
3.За что гном превратил Нильса в маленького человечка? (Нильс поймал его в сачок и не хотел выпускать.)

4. Как звали гусыню - предводительницу гусиной стаи? (Акка Кнебекайзе)
5. Куда летела стая диких гусей? (в Лапландию)
6.Где ночевал Нильс каждую ночь во время своего путешествия?(Под крылом гуся Мартина.)

6. Работа в группах (письменно на листах):

А теперь я хочу проверить, как вы помните имена из сказки. Только на этот раз мы будем вспоминать имена... животных.

«Имена животных»

  • Сирле — белка;
  • Мартин — гусь;
  • Тирле — бельчонок;
  • Эрменрих — аист;
  • Смирре — лис;
  • Фумле-Друмле — ворон;
  • Брумме — медвежонок;
  • Горго — орленок.

6. Ты мне, я тебе»

Команды задают друг другу вопросы. Если команда соперника не отвечает,

вопрос адресуется команде, вытянувшей номер вопроса.

  • Назовите фамилию Нильса. (Холъгерссон.)
  • Сколько лет было Нильсу? (12 лет.)
  •  К кому обратился Нильс за помощью, выйдя во двор маленьким? (к коту)
  • Назовите дату, когда началось путешествие Нильса с дикими гусями. (Воскресенье, 20 марта.)
  • Кто был вожаком стаи диких гусей? (АккаКебнекайсе.)

*-Почему гуси согласились взять Нильса в путешествие? (Нильс спас гуся от лиса Смирре.)

*-Когда закончилось путешествие Нильса?

(9 ноября)

- Какие чувства испытывал Нильс во время погони за лисом? Подтвердите строчками из текста. ( страстное желание догнать лиса, был одержим приступом храбрости .64 – Не раздумывая, Нильс бросился в погоню.

Стр.65 - …вцепился в лисий  хвости дёрнул его что было силы)

- Какие чувства испытывал Нильс, когда лис выпустил гуся? Подтверди строчками из текста. (стр. 65 – один с радостью..; Нильс развеселился, крепко вцепился лису в хвост)

Физкультминутка

Совершим небольшое путешествие в теплые страны, отдохнём.

Только в джунгли мы зашли, налетели комары.

Дальше в тропиках шагаем, ягуара мы встречаем.

Но его мы обхитрим, на носочках убежим.

Ближе к пальме мы подходим, и бананы там находим.

Привезём домой скорей, угостим своих друзей.

III Работа по теме:

- Настало время познакомиться со следующей главой из книги «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

1) Чтение стр. 65-67.

- Какова главная тема прочитанной части ?

- Какие чувства испытывал Нильс ночью сидя на дереве? Подтвердите строчками из текста. ( испытывал разные чувства – чувство страха, чувство одиночества и обидыСтр. 67 – Нильс почувствовал себя таким несчастным и одиноким)

- Предположите, что будет дальше

2) Самостоятельное чтение стр.67-69

- Оправдался ли ваш прогноз?

- Как характеризует диких гусей та игра, которую они затеяли с лисом Смирре? (Благородство стаи, способность гусей быть благодарными, быть настоящими товарищами)

- Разве для того, чтобы выручить Нильса, нельзя было просто подлететь к дереву и забрать его. Разве в этой игре была необходимость? Если не было, то зачем же гуси её затеяли? (Это настоящий урок лису Смирре)

- Какое решение за всех приняла АккаКнибикайзе? (стр.68 – Теперь ты надолго запомнишь, каково тягаться со стаей АккиКнебекайзе)

3 Просмотр отрывка мультфильма

4. Ответы на вопросы.      

- Мы вспомнили всю повесть – сказку , которую читали и как вы думаете, когда же началось превращение Нильса в человека: когда он произнёс заклинание или намного раньше? С чем это было связано? Трудно ли человеку стать человеком? Что для этого нужно?

- Какие изменения в характере Нильса вы считаете самыми важными?

(Научился помогать другим,  не оставлять их в беде. Научился  заботиться о других, прислушиваться к ним. Научился дружить и любить других)

Повесть-сказка Сельмы Лагерлёф «Чудесное приключение Нильса с дикими гусями» показывает, что самая сложная работа по воспитанию внутреннего мира человека, мира его чувств.

-Чему научился Нильс во время путешествия?

!

(Понимать природу, чувствовать её красоту, радоваться ветру, солнцу,

морским брызгам, слышать голоса леса, шелест трав, шорох листвы.

Узнал историю своей страны. Научился никого не бояться, но остере-

гаться. Научился дружить.

- Что помогает человеку стать человеком? (ПРИРОДА)

-Как надо относиться к природе?

-Чем вы можете помочь?

5.Чтение стихотворения

        После вьюги-снегопада

        Разогнать берёзку надо,

        Надо яблоньку спасти,

        Снег тяжёлый отрясти.

Если вдруг на дубе старом

Кем-то ранена кора,

То её адовым варом

Быстро смажет детвора.

Сук надломанный подвяжут,

Строго-настрого прикажут,-

Пусть никто под Новый год

В лес за ёлкой не идёт!

Мы следить за этим будем,

Чтобы рос на радость людям,

Чтобы весело вокруг

Шелестел зелёный друг.

З. Александрова.

        

6. Прослушивание песни (не дразните собак – последний куплет)

IV. Рефлексия.

Если урок был полезный и интересный, то покажите зелёную карточку, а если у вас были затруднения и урок не понравился, то жёлтую карточку.

V. Домашнее задание.

- Перескажите главу от имени Нильса и выполните рисунок к понравившейся главе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра по книге С. Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями"

Фотоотчёт по игре + презентаци + методическая разработка по книге С. Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями"...

Урок внеклассного чтения. С. Лагерлёф «ЧУДЕСНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ НИЛЬСА С ДИКИМИ ГУСЯМИ»

Материал для проведения урока внеклассного чтения в 4-ом классе....

Занятие кружка "Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесные путешествия Нильса с дикими гусями».

Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесные путешествия Нильса с дикими гусями». Цели: Формировать умения анализировать, выделять главное, сравнивать и строить аналогии ...

Игра-квест Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

Урок по литературному чтению 4 класс ПНШ. Игра-квест сельма Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями"...

Конспект урока “Сельма Лагерлёф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями” (4 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Тема: “Сельма Лагерлёф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями”Цели: познакомить с новой главой учебника, с новым автором, начать изучать новое произведение;Планируемые результаты:Лич...

Технологическая карта урока литературного чтения "С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (УМК "Перспективная начальная школа, 4 класс)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения сказки С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»Задачи урока:Дидактические:Познакомить со сведениями...

Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой....