Работа с информацией и формирование предметных и метапредметных компетенций младших школьников.
учебно-методический материал по чтению на тему

Рекомедации  учителю о том,  как  работать с  информацией  и  формировать предметные  и  метапредметные  компетенции  младших  школьников  на  уроках  литературного  чтения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять  лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные детьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции.

Выпускнику начальной  школы необходимо не просто получить  необходимый багаж знаний, а, что гораздо важнее, научиться способам получения знаний, то есть, «научиться учиться».

Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия (УУД).

   В структурной многокомпонентности развития современного человека особое место занимает литературное образование, которое играет важную роль в процессе формирования метапредметных учебных действий. Однако в условиях современного информационного общества наблюдается устойчивая тенденция возрастания визуализации в усвоении социально-культурной, в том числе и литературной информации, что, в свою очередь, ведет к снижению у школьников интереса к чтению, работе с книгой, и стремлению заменить этот процесс необременительным восприятием упрощенных видеоверсий литературных произведений.

Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе усиленный акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста.  Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально извлекать информацию и понимать её. Получалось как в русской пословице «Читает, да ничего не понимает». Исходя из этого, появляется необходимость сместить  акцент с наращивания темпа чтения к формированию осознанного чтения.

Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется  уровнем  овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе,  в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности  и повседневной жизни для: самостоятельного чтения книг; высказывания оценочных суждений  о прочитанном произведении; самостоятельного выбора  и определения содержания  книги по ее элементам; работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это  сформированная у детей  способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

Одной из особенностей стандарта нового поколения является развитие таких личностных качеств как способность к самооценке, к саморазвитию и самореализации. В настоящее время все более актуальным становится использование  приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А для этого необходимо создать такую образовательную среду, которая будет способствовать активным формам познания окружающего мира. Младший школьник должен научиться, не только добывать необходимую информация, но и понимать, анализировать, структурировать и представлять ее.

Поскольку программы, по учебным предметам,  ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы становится умение работать с различными источниками информации, то данная проблема является актуальной в современной школе и решать её необходимо уже на начальном этапе, где и должен  закладываться навык  смыслового чтения. Что же  такое смысловое  чтение?

    Смысловое  чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Осмысленность чтения предполагает  формирование следующих умений:

-выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;

-пользоваться сносками и школьным толковым словарём;

-отвечать на вопросы по содержанию словами текста;

-определять эмоциональный характер текста;

-выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;

-опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;

-определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;

-уметь прогнозировать содержание читаемого;

-осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

-формулировать тему небольшого текста;

-работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;

-выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;

-определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;

-находить главную мысль, сформулированную в тексте;

-определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.

Работа с информацией является составной частью всех учебных предметов в начальной школе в условиях реализации ФГОС.

Выделяются  следующие  разделы:

  • Получение, поиск и фиксация информации,
  • Понимание  и преобразование информации,
  • Применение  и представление информации
  • Оценка достоверности получаемой информации.

В каждом из разделов содержатся обязательный ("научится", "сможет") и повышенный ("получит возможность научиться") уровни результатов освоения интегрированной программы.

На  этапе принятия учебной задачи – это умение осознать, вычленить, сформулировать информационный запрос, умение выбрать источник информации и оценить  его адекватность сформулированному запросу.

На этапе поиска информации – умение эффективно работать с любыми доступными источниками информации: последовательно и правильно вести наблюдение, получать искомую информацию в познавательном общении (со взрослыми и сверстниками), работать с текстовой информацией (в книге, компьютере), сужая при этом круг поиска рациональными приемами деятельности.

На этапе обработки информации – умение отделять главное от второстепенного, структурировать и изменять объем информации в соответствии с учебной задачей (без изменения или с изменением системы кодирования).

На этапе хранения информации – осознанное и эффективное использование   особенностей  памяти при выборе способа кодирования информации, предназначенной для кратковременного или длительного хранения.

Среди многообразия путей и средств для формирования читательской компетентности наиболее значимые для младших школьников - увлеченное  преподавание, новизна учебного материала, использование  инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке. Эти средства находят свою реализацию  при внедрении в процесс обучения нетрадиционных методических приемов работы с текстом.

Приемы активного чтения: 

  • Прием «Чтение с пометами»

Во время чтения текста необходимо попросить читателей делать на полях пометки,

"V" – это я знаю

 "+" – это новое для меня

"-" – я думаю иначе

"?" – необходимо разъяснение

"!!" – это меня очень заинтересовало и др.

  • Прием «Толстые и тонкие вопросы»

(Для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы).

  • Прием «Чтение с остановками»

Данный прием содержит все стадии технологии:

1 стадия - вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.

2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.   Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"

3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.

        Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

Приемы активизации ранее полученных знаний: 

  • Прием  «Ассоциация»

Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:

- О чем может пойти речь на уроке?

- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «----»?

        Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на листе бумаги или доске  

  • Прием  «Ключевые слова»

После объявления темы урока учащимся предлагается составить предложение или мини-рассказ из предлагаемых слов. Они должны использовать свои предыдущие знания по

изучаемой теме, сделать свои прогнозы и, в общем, определить цели своей дальнейшей

работы.

  •  Прием «Да – нетка», или Универсальная игра для всех

«Да - нетка» учит:

  1. связывать разрозненные факты в единую картину;
  2. систематизировать уже имеющуюся информацию;
  3. слушать и слышать соучеников.

Приемы графической организации учебного материала: 

  • Прием  «Составление кластера»

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

  • Прием «Перепутанные логические цепочки»

         На доске   написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны

прочитать и поставить знак “+” там, где они считают, что высказывание правильное

и знак “-” там,  где по их мнению оно неверно.

Приемы, требующие творчества учащихся:

  • Прием «Синквэйн» 

Написание стихотворений по алгоритму – один из интересных приемов работы на уроке. Это  универсальный прием, т.к. его использование возможно не только на уроках литературы, но и на любом другом предмете.

 

  • Прием «Цветопись»

Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.

  • Прием « Пятиминутное эссе»

        Этот вид письменного задания применяется   в конце урока, чтобы помочь

ученикам подытожить свои знания по изучаемой теме. Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы .

Методы и приемы, используемые при групповой работе: 

  • Метод  «Шесть шляп критического мышления

В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления. Традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии. Параллельное мышление – это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.

          Шесть шляп — это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

        Цель  - обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

  • Прием «Учебный мозговой штурм»

Основная цель «учебного мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.

  • Прием «Письмо по кругу»

Предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы.

          Маркировочные таблицы: 

  • Прием «Знаю – хочу узнать – узнал»

Это работа с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы «Что я знаю» по теме. Это могут быть какие-то ассоциации, конкретные   сведения, ранее полученные на уроках и во внеурочной деятельности.  

        Затем предлагается вопрос: «Что бы вы хотели узнать?» В столбик "Хочу узнать" записываются (без оценок!) и эти формулировки. Записи остаются на доске до конца занятия.

        На стадии рефлексии осуществляется возврат к стадии вызова: вносятся корректировки в первый столбик высказываний и проверяются ответы на второй столбик вопросов. Можно выписать третий столбик "Узнал" отдельно, если в этом будет необходимость или расположить записи в виде отдельной таблицы.

Особенность оценки метапредметных результатов.

Объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Методы контроля: наблюдение, проектирование, тестирование

Формы контроля: индивидуальные, групповые (Коллективное решение в малой группе, публичное представление результатов работы, экспертная оценка действий каждого члена группы с помощью эксперта, на основе специально разработанной экспертной карты) , фронтальные формы; устный и письменный опрос;

Инструментарий контроля: трёхуровневые задания, экспертные карты наблюдений, тесты, самооценка.

Проверка сформированности метапредметных учебных действий предполагает изучение активности младшего школьника, которая рассматривается  как потребность в дальнейшей деятельности с художественным текстом и самовыражения школьников в процессе заданий, направленных на восприятие литературного произведения как искусства и создание продуктов собственного творчества.

Ученики ставятся в позицию свободного выбора типа и объема задания. Главное условие – самостоятельное выполнение понравившихся заданий в течение недели. Учащимся  необходимо выполнить хотя бы одно из предложенных  заданий и представить его классу. Анализ выполненных работ показывает, что у большинства младших школьников, независимо от уровня литературного развития, возникает потребность самостоятельно выполнять интересные для них задания, которые раскрывают культурные связи художественного произведения с культурным пространством, а, значит, существует положительная тенденция к формированию метапредметных умений. Эта  работа раскрывает  несколько уровней компетенций.

Первый уровень подразумевает выход младшего школьника в культурный контекст произведения и включает в себя ряд положений: использование новых средств обучения, опирающихся на современные технологии массовой культуры: компьютерные программы, мультфильмы, фильмы. С этой целью  можно  предложить:

1) использование компьютерной программы PowerPoint, с помощью которой создаются уроки-презентации с отрывками из фильмов, мультфильмов, большим количеством иллюстраций и анимаций;

2) ориентация на эвристические и творческие методы на всех этапах анализа произведения. Учащиеся получают задания типа: «Составьте сказку…», «Представьте себе…», «Сравните рассказ и мультфильм…» и др.;

3)включение в процесс обучения проектной деятельности. Например, результатом долгосрочного проекта «Зарубежные писатели – детям» может быть изготовление электронной книги сказок, включающей литературно-творческие работы детей, выполненные ими после изучения произведений.

На втором уровне происходит выход школьников в культурный контекст произведения за счет межпредметной взаимосвязи уроков чтения, изобразительного искусства,  окружающего мира, технологией. На этом уровне учащиеся выполняют творческие задания, направленные на восприятие литературного произведения как искусства слова, и создают продукты собственного литературного творчества.

Третий уровень предполагает выход школьника в культурный контекст произведения во внеурочной деятельности: участие в литературных праздниках, играх, викторинах, проводимых в школе; посещение выставок, музеев, театров, библиотек и других мест, связанных с тематикой изучаемого произведения. На этом уровне формирование универсальных учебных действий обеспечивается за счет обучения правильному и умелому пользованию речью в различных ситуациях общения, передаче другим своих мыслей и чувств.

Таким образом, такая работа позволяет формировать метапредметные учебные действия на уроках чтения у младших школьников, создает специальные условия для того, чтобы каждый школьник осознал свой индивидуальный путь к культуре, сформировал свое индивидуальное культурное поле уже на начальной ступени обучения.

Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение,  видео вытесняют чтение как познавательную и художественно-эстетическую деятельность. Невостребованным оказывается богатство мировой художественной культуры и справочно-познавательной литературы, возникает угроза прерывания канала передачи духовного нравственного опыта от поколения к поколению. Как и в  борьбе с неграмотностью, современная школа вынуждена выдвигать требование научить ребёнка читать целенаправленно, осмысленно, творчески. На мой взгляд, только творчески подход и нетрадиционные приемы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника.

РМО учителей  начальных  классов

Работа  с  информацией  и  формирование  предметных  и  метапредметных  компетенций  младших  школьников.

Корнева  Н.А.  

учитель  начальных  классов

« МОУ «Шатковская  СШ»

2016 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с информацией и формирование предметных и метапредметных компетенций младших школьников на уроках литературного чтения. Корнева Н.А., учитель начальных классов МОУ « Шатковская СШ» 2016

Слайд 2

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения

Слайд 3

Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения

Слайд 4

-выявлять в тексте непонятные слова; -пользоваться сносками и школьным толковым словарём; -отвечать на вопросы по содержанию словами текста; -определять эмоциональный характер текста; -выделять опорные слова; -опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей; -определять мотивы поведения героев; -уметь прогнозировать содержание читаемого;

Слайд 5

-осознавать авторское и собственное отношение к персонажам; -формулировать тему небольшого текста; -работать с заголовками; -выявлять смысловой и эмоциональный подтекст; -определять идею произведения; -находить главную мысль текста; -определять характер книги.

Слайд 6

Чтение с пометами "V" – это я знаю "+" – это новое для меня "-" – я думаю иначе "?" – необходимо разъяснение "!!" – это меня очень заинтересовало

Слайд 7

Толстые и тонкие вопросы учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ, и те, на которые ответить столь определенно невозможно

Слайд 8

Тонкие Толстые Кто...? Что...? Когда...? Может...? Будет...? Могли...? Как звать...? Было ли...? Согласны ли вы...? Верно ли...? Дайте три объяснения: почему? Объясните: почему...? Почему вы думаете...? Почему вы считаете...? В чем различие...? Предположите: что будет, если...? Что, если...?

Слайд 9

Чтение с остановками 1 стадия - вызов. 2 стадия - осмысление. 3 стадия - рефлексия.

Слайд 10

Ассоциация - О чем может пойти речь на уроке? - Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «--»?

Слайд 11

Ключевые слова составить предложение или мини-рассказ из предлагаемых слов Да – нет связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию; слушать и слышать соучеников.

Слайд 12

Составление кластера

Слайд 13

Перепутанные логические цепочки На доске написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак “+” там, где они считают, что высказывание правильное и знак “-” там, где по их мнению оно неверно.

Слайд 14

Синквэйн Написание стихотворений по алгоритму

Слайд 15

Цветопись Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы

Слайд 16

Пятиминутное эссе Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему

Слайд 17

Шесть шляп

Слайд 18

Знаю – хочу узнать – узнал Что я знаю Что бы хотел узнать Узнал

Слайд 19

Особенность оценки метапредметных результатов Методы контроля: наблюдение, проектирование, тестирование Формы контроля: индивидуальные, групповые (коллективное решение в малой группе, публичное представление результатов работы, экспертная оценка действий каждого члена группы с помощью эксперта, на основе специально разработанной экспертной карты) , фронтальные формы; устный и письменный опрос; Инструментарий контроля: трёхуровневые задания, экспертные карты наблюдений, тесты, самооценка.

Слайд 20

Изучение активности младшего школьника потребность в дальнейшей деятельности с художественным текстом и самовыражения школьников в процессе заданий, направленных на восприятие литературного произведения как искусства и создание продуктов собственного творчества.

Слайд 21

использование новых средств обучения, опирающихся на современные технологии массовой культуры : компьютерные программы, мультфильмы, фильмы. выход школьников в культурный контекст произведения за счет межпредметной взаимосвязи уроков выход школьника в культурный контекст произведения во внеурочной деятельности