Урок внеклассного чтения "С Днём рождения, Ростов!"
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Токова Светлана Павловна

Урок внеклассного чтения - региональный компонент. Урок-праздник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vn.cht_._lit.dona_.docx27.53 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение (внеклассное чтение)

Класс:  4

Тема урока: С Днём рождения, Ростов!

Автор урока: Учитель начальных классов Светлана Павловна Токова

Образовательное учреждение: ГКОУ РО Казанская школа-интернат

Тема урока

Место урока по теме

С днем рождения, Ростов!

1 урок

Тип урока

Форма урока, форма учебной деятельности, методы обучения

Урок открытия нового знания

Форма урока - урок-праздник.

Форма учебной деятельности - фронтальная, парная, групповая.

Методы обучения - проблемные ситуации, игра, работа в паре и группе.

Цели урока

Задачи урока

создание праздничной, теплой, уютной обстановки в честь Дня города Ростова-на-Дону

обучающие: познакомить детей со славным прошлым главного города Ростовской области города Ростова-на-Дону.

развивающие: вызвать у детей чувство гордости за то, что они живут в Ростовской области, в донском крае.

привить детям любовь и бережное отношение ко всему, что связано с этим городом, а также желание быть полезным и нужным донскому краю, способствовать его процветанию.

Предполагаемый результат

Предметный результат

УУД

Определять сказка или рассказ.

Называть особенности данного литературного жанра.

Находить текс-описание в содержании художественного произведения.

Оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.

Л. Воспитывать в себе чувство патриотизма – любви и уважения к людям своего общества, к своей малой родине

МПП: Умение определять понятия, устанавливать аналогии.

МПР: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

МПК: Умение договариваться с детьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды.

Педагогические технологии

Оборудование

Игра, технология проблемного обучение,

технология оценивания учебных успехов.

 

Оборудование : иллюстрации и фотографии с видами города. Нарядно украшенный зал.

  • мультимедийное оборудование; презентация
  • музыкальный центр и диск;
  •  Хрестоматия для чтения младших школьников «Край родной» - Ростов-на-Дону: Издательство «БАРО-ПРЕСС», 2014

Ход урока

Ведущий I: Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые! Вы любите День рождения?

Дети: Да.

Ведущий II: Вот мы и решили пригласить Вас на необычный День рождения - День рождения города Ростова-на-Дону. (Видеофильм) 15 декабря 1749 года императрица Елизавета Петровна издала указ.

Императрица: «Я, императрица Всея Руси, Елизавета Петровна, повелеваю: для сбору по тарифу и внутренних пошлин с провозимых из Турецкой области и отвозимых из России за границу товаров таможню учредить вверх по реке Дон от устья реки Темерник против урочища, называемого Богатый колодезь!»

Ведущий I: Эту дату, 15 декабря 1749 года, мы считаем днем рождения нашего города. Царская Темерницкая таможня положила начало бурному росту нового торгового центра на юге России.

23 сентября 1761 года на месте таможни была заложена крепость, названная Ростовской в честь Дмитрия Ростовского, запорожского казака, митрополита Ростова Великого, что расположен неподалеку от Москвы.

Ведущий II: Шли годы. Рос и отстраивался Ростов, становился городом. С 1806 года он уже назывался, в отличие от Ростова Великого, Ростовом-на-Дону. А к концу века он по существу стал экономическим и культурным центром всего Донского края. Ростов-на-Дону сегодня - это огромный город с миллионным населением, это крупный научный, промышленный и культурный центр на юге нашей страны, важнейший транспортный узел.

Ведущий I: Ну что, именинника мы знаем - это город Ростов-на-Дону.

Когда родился, знаем - 15 декабря 1749 года. Теперь осталось узнать, сколько же имениннику исполняется лет.

Ведущий II: А что тут считать. Сейчас 2016 год. Правильно?

Дети: Да!

Ведущий II: Значит, нашему городу в этом году исполняется _ лет. День рождения нужно отметить красиво.

Ведущий I: Красиво? Это как?

Ведущий II: С песнями, танцами, именинным пирогом.

Ведущий I: Интересно, а какие песни пели в старину? Какие танцы танцевали наши предки? Какие пироги пекли?

Ведущий II: В старину? Тогда, когда город только начинал строиться? А вот какие песни, послушайте!

(Казачьи песни в исполнении народного коллектива)

Ведущий I: Да, замечательные песни пели в старину. Но, по-моему, мы забыли о нашем имениннике.

Ведущий II: Вы знаете, ребята, на Дне рождения именинника принято поздравлять подарками, петь веселые песни, танцевать, говорить теплые добрые слова, читать стихи, играть, веселиться. Давайте же споем песню о нашем Ростове! (Звучит в исполнении детей песня «Песня о Ростове»)

Ведущий I: Теперь, пожалуй, самое время станцевать для нашего именинника танец «Казачий перепляс». (Танец исполняется детьми.)

Ведущий II: А какие замечательные стихи приготовили ребята в подарок нашему славному городу. Вот послушайте.

(Звучат стихи о Ростове).

Ведущий I: Веселыми рассказчиками и сочинителями докучных сказок были наши предки - казаки. Любили они дурачить друг друга.

Ведущий II: Как это?

Ведущий I: А вот как.

(Звучит докучная сказка в исполнении ребенка)

Ребенок I: Жил был царь, у царя был двор. На дворе был кол, на колу мочало, а не начать ли сказку сначала?

Ведущий II: Начни.

Ребенок 1: Жил был царь, у царя был двор. На дворе был кол, на колу мочало, а не начать ли сказку сначала?

Ребенок 2: А я знаю другую сказку.

Ребенок 3: Какую?

Ребенок 2: Мы с тобой шли?

Ребенок 3: Шли.

Ребенок 2: Кожух нашли?

Ребенок 3: Нашли.

Ребенок 2: Я тебе его дал?

Ребенок 3: Дал.

Ребенок 2: Ты его взял?        '

Ребенок 3: Взял.

Ребенок 2: Так где же он?

Ребенок 3: Что?

Ребенок 2: Да кожух!

Ребенок 3: Какой?

Ребенок 2: Мы с тобой шли (Тон повышается)

Ребенок 3: Шли.

Ребенок 2: Кожух нашли?

Ребенок 3: Нашли.

Ребенок 2: Я тебе его дал?

Ребенок 3: Дал.

Ребенок 2: Ты его взял?

Ребенок 3: Взял.

Ребенок 2: Так где же он? (Говорит на повышенных тонах)

Ребенок 3: Что?

Ребенок 2: Да кожух!

Ребенок 3: Какой?

Ведущий I: И так до бесконечности. Но не только дурачить друг друга любили казаки. Они были очень наблюдательными людьми и на основе своих наблюдений составляли приметы, пословицы, поговорки.

Вот, например, в понедельник казаки рубашку не переменяли: напасть будет.

Ведущий II: А вот ещё одна примета. Нож подавать человеку лезвием - значит мыслить тому человеку зло.

Ведущий I: А вы, ребята, знаете какие-то старинные приметы? (Выслушивают ответы детей)

Ведущий II: А вот какие поговорки были у казаков. Казаком быть - не разиня рот ходить.

Ведущий I: А я знаю другую поговорку. Гриб хорош белый, а казак умелый. Ребята, а вы знаете поговорки казачьи?

Ребенок: Казачьему роду нет переводу.

Ребенок: Казачья голова, что под дождичком трава.

Ребенок: Коли надел казачий треух, так не будь вислоух.

Ребенок: Донской казак честь не кинет, хоть головушка стынет.

Ребенок: Казак без песен, что виноградная лоза без гроздьев.

Ребенок: Казачьи песни слушать - мед ложкой кушать.

Ребенок: Казак с конём ночью и днём.

Ребенок: Казак-донец и швец, и жнец, и на дуде игрец, и в хоре певец, и в бою молодец.

Ведущий II: А какими интересными словами была наполнена речь казаков в старину! Вот вы, ребята, знаете, что значит гутарить?

Ведущий II: Гутарить - значит разговаривать. Вы конечно, ребята, многие слова, которые употреблялись при разговоре в старину, можете и не знать, но ваши родители, пожалуй, их знают. Вот мы сейчас и посмотрим, как быстро они будут отвечать на мои вопросы. Что значит вечерять?

Родители: Ужинать.

Ведущий II: Правильно. А кто такой батя?

Родители: Отец.

Ведущий II: Правильно. А что значит хворать?

Родители: Болеть.

Ведущий II: Правильно.

Раззявил - раскрыл,

Квелый - слабый,

Цибарка - ведро,

Кочет - петух,

Ошкарябал - поцарапал,

Завеска - фартук,

Бедовая - шустрая,

Хлебово - жидкая еда,

Баз - сарай,

Чувяки - тапочки, туфли без каблука.

Посмотрите, как много старинных слов мы с вами вспомнили.

Ведущий I: Сейчас мы проведем викторину и узнаем, что вы знаете о городе и нашем родном крае, в котором мы живем. А вы ребята, внимательно слушайте и запоминайте. (Проводится викторина)

Ведущий II: Может быть, кто-то знает, в каком году по территории донского края путешествовал А.С.Пушкин? Какие он посетил места?

Родители: А.С.Пушкин был в нашем крае 3 раза: в 1820, 1828, 1829 гг. Он посетил Таганрог, Ростов, Аксай, Новочеркасск, ст.Старочеркасскую.

Ведущий I: Посещая наши места, А.С.Пушкин написал такие строки:

Блеща средь полей широких,

Вон он льется!.. Здравствуй, Дон!

От сынов двоих далеких

Я привез тебе поклон.

Ведущий II: А кто знает, что такое Лукоморье и где оно находится?

Ведущий I: Да, действительно Лукоморье - старинное название Таганрогского залива. Береговая северная часть его действительно своими очертаниями напоминает изогнутый лук.

Ведущий I: С донским краем неразрывно связано творчество М.А.Шолохова. Им описана жизнь на Дону в начале XX века. И наши ребята сейчас покажут сценки из произведений М.А.Шолохова «Федотка» и «Нахалёнок».

Сценка

Ведущий II: Ребята, как на любом Дне рождения, нужно в хороводе поздравить именинника. Давайте заведем хоровод! Как на День рождения Ростова испекли мы каравай вот такой вышины, вот такой ширины, вот такой ужины. Каравай, каравай, кого хочешь выбирай!

А теперь давайте станцуем танец «Коробейники».

Ведущий I: Ребята, а давайте с вами поиграем в старые казачьи игры.

Дети: Давайте!

Ведущий I: Сейчас я научу вас играть в игру «Плетень». Один из вас отворачивается, а все остальные под музыку стоя в кругу, переплетаются, заходят друг за друга, крепко держась за руки. Затем, когда музыка останавливается, тот, который отворачивался, поворачивается ко всем детям и начинает их распутывать т.е. возвращать в круг. Смог распутать - выиграл.

Игра детей в «Плетень»

Ведущий II: А теперь давайте поиграем в игру «Перетяни канат». Мальчики становятся от центра отметки по обе стороны и по сигналу начинают тянуть канат на себя. Чья команда быстрей перетянет игроков на свою сторону через отметку, та и считается выигравшей.

Игра детей «Перетяни канат»

Ведущий I: Ну что, ребята, понравились вам старинные казачьи игры?

Дети: Да.

Ведущий I: Но не только играть любили в старину казаки, но и вкусно поесть. Некоторые блюда, которые они любили, было не сложно сделать, но они были очень вкусными. Многие рецепты приготовления пищи того времени ваши бабушки сохранили до сих пор. Вы знаете, что такое тюря?

Дети: Нет.

Ведущий I: Берутся молоко, подсоленная вода, компот или квас, крошится туда хлеб или булочка. Ели вы когда-нибудь такую еду?

Дети: Да.

Ведущий I: Вот видите, ели, а не знали, как эта еда называется. Теперь, когда будете готовить себе это несложное блюдо, будете с благодарностью вспоминать своих далеких предков. А ещё казаки любили кислую лапшу. Для этого они варили компот из фруктов, процеживали, засыпали лапшу и варили. А как замечательно в старину готовили уху, дичь. А какие кулебяки пекли!

Ведущий II: Да, действительно, какой День рождения без именинного пирога. Вот мы и решили в честь нашего славного именинника - города Ростова-на-Дону - по старинному казачьему рецепту испечь именинную кулебяку, т.е. пирог с капустой. Посмотрите, как он красиво украшен, а как вкусно пахнет!

Ну что же, я думаю, мы прекрасный День рождения устроили нашему главному городу. Стихи ему прочли, песни спели, станцевали, поиграли, о его славном прошлом вспомнили, слова добрые сказали. А теперь давайте все вместе скажем: С Днём рождения, Ростов! И отведаем именинный пирог.

Дети: С Днём рождения, Ростов!!!

Ведущий I: Приятного аппетита, ребята! (отведывают пирог)

Ведущий II: Ну, вот и подошёл к концу наш праздник, устроенный в честь нашего прославленного родного города Ростова-на-Дону, а, следовательно, и Ростовской области.

Ведущий I: Пусть город процветает, становится красивее и богаче.

Ведущий II: А многое будет зависеть от нас с вами, ребята. Давайте будем любить нашу область, наш район, нашу станицу, беречь это, содержать в чистоте, будем помогать взрослым следить за порядком в своём доме, дворе. Давайте посадим молодые деревья, разобьём цветочные клумбы. И тогда наш родной уголок станет самым красивым, самым чистым и будет радовать нас и наших гостей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме: «Составляем текст поздравления с днём рождения» в 4 классе

Составление собственных текстов поздравлений сверстников, родных;повторение правил орфографии;научить правильно употреблять словосочетание «день рождения»  в разных падежных формах; познаком...

Внеклассное мероприятие "С днём рождения, осенники!"

Поздравления детей, родившихся в осенние месяцы...

Внеклассное мероприятие "С Днём рождения, 1 класс!"

Данное мероприятие проводиться для учеников первого класса и их родителей в первую четверть, на начальном  этапе формирования класного коллектива. Необходимо выбрать такой день проведения меропри...

Урок русского языка на тему «Составляем текст поздравления с днём рождения»

Класс: 4УМК  „Планета знаний” Предмет:Русский языкДата проведения:1 октября 2015 г.Тип урока:Урок открытия новых знаний Оборудование:Карточки с текстами, макет ракеты, проектор,....

Урок знаний "С Днём рождения город Чехов"

Технологическая карта краеведческого занятия для учащихся 2-3 классов....

Внеклассное мероприятие: «С днём рождения 1 класс»

Внеклассное мероприятие: « С днём рождения 1 класс»(праздник 1 сентября для первоклассников)...

Конспект урока по предмету Речевая практика 2 класс . Тема урока " С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ! "

Конспект урока " С днем рождения!" составлен для обучающихся 2 класса ( вариант 1, вариант 8.3)...