Конспект урока литературного чтения. Мир народной сказки. Заюшкина избушка
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Конспект урока литературного чтения, проведенного на семинаре-практикуме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok._mir_narodnoy_skazki._zayushkina_izbushka.docx35.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Мир народной сказки. Заюшкина избушка»

Задачи урока:

-познакомить с первыми собирателями русских народных сказок;

- пробудить интерес к народной сказке как произведению устного народного творчества;

-учить рассказывать сказку по иллюстрациям.

Планируемые достижения обучающихся:

Познавательные умения:

— определять тему и главную  мысль сказки и обосновывать своё мнение;

— определять виды народных сказок и обосновывать своё мнение;

— определять структуру сказки и обосновывать своё мнение;

— формулировать вопрос и адекватно на него отвечать.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное действие по плану;

— выполнять учебное задание, используя алгоритм;

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— излагать понятно для партнёра основное содержание сказки, используя иллюстрации или план;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Личностные:

Проявлять:

— интерес к народной сказке и её героям;

— позитивное отношение к чтению народных сказок.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.  Орг. момент

- Дети говорят четверостишье:

           Прозвенел звонок,

           Начинается урок.

           Всё, что нужно мы достали,

           Все вздохнули, замолчали…

- Дети садятся на свои места

II. Определение темы и цели урока

Просмотр видеоклипа «В мире много сказок» (Ю.Энтин, В. Шаинский)

- О чём на уроке сегодня мы будем говорить?

- О сказках.

- Найдите нужную страницу в учебнике.

- Стр.46

- Прочитайте название раздела

Слайд 2

- «Мир народной сказки»

- С какими терминами мы сегодня познакомимся на уроке?

Слайд 3

-Сказки. Сказочный персонаж. Вымысел.

- Определите цель урока.

- Нам необходимо знать особенности народных сказок.

III. Беседа на основе материала учебника

 стр. 46-47

- Вспомните, какие сказки вы читали. Как они называются?

- Дети высказываются.

- Какая ваша любимая сказка?  Кто автор сказки?

-Какой вывод из сказанного о сказках можно сделать?

- Самыми известными сказочниками являются А.С. Пушкин, К.Д. Ушинский, Ганс Христиан Андерсен, братья Гримм, Шарль  Перро и многие другие.

- Сказки есть авторские, а есть народные.

- А народные сказки относятся к устному народному творчеству.

- Как дошли до нас устные народные сказки?

- Они передавались из уст в уста

- Прочитайте диалог Ани и Вани. Из него вы узнаете новое для себя о том, как сказки смогли дойти до нас.

Читают диалог на стр. 46, делают вывод:

- Народные сказки записывали братья Гримм

Слайд 4

- Братья Гримм (Вильгельм и Якоб)-  немецкие писатели. Как вы думаете, сказки какого народа они собирали и записывали?

- Немецкого.

- Я попросила ребят подготовить сообщения о русских собирателях сказок. Послушайте.

Сообщение об Александре Николаевиче Афанасьеве и Владимире Ивановиче Дале

Слайд  5

(Имя Александра Николаевича Афанасьева прежде всего связано с трехтомным изданием «Русских народных сказок». А. Н. Афанасьев под влиянием братьев Гримм — исследователей немецкой народной сказки отправился в сельскую местность и

принялся записывать сказки как есть — со всеми стилистическими и фонетическими особенностями. В собрании сочинений «Русские народные сказки» свыше двух тысяч сказок. Это самое большое в мире собрание сказок, в котором есть сказки и для взрослых, и для малышей.

Владимир Иванович Даль широко известен как автор «Толкового словаря живого великорусского языка». В. И. Даль писал очерки (под псевдонимом Казак Луганский),был собирателем фольклорных произведений и сочинял сказки по мотивам и сюжетам устного народного творчества. Сказки вошли в четырехтомное издание «Былей Казака Луганского». «Не сказки сами по себе важны, — писал В. И. Даль, — а русское слово... Я задал себе задачу познакомить земляков своих сколько-нибудь с народным языком и говором, которому открывается такой вольный простор и широкий разгул в народной сказке».)

Обращение внимания на выставку книг

- Что же такое сказка?

- Прочитайте об этом  сообщение И. И. Самоварова.

Дети высказываются

- Какие виды народных сказок вы узнали?

Слайд 6

- Сказки о животных, бытовые и волшебные

- Какие слова вам не понятны?

Слайд 7

IV. Словарная работа

- Объясните, как вы поняли слова:

вымышленный- (по Ушакову) придуманный, не существующий в действительности. Вымышленный случай.

персонаж- (фр. personnage, от лат. persona — личность, лицо) — действующее лицо спектакля, кинофильма, книги, игры и т. п. Персонажем является любое лицо, персона, личность, или сущность, которые существуют в произведении искусства.

сюжет (по Ефремовой Т. Ф)- ряд последовательно развивающихся событий, составляющих содержа-ние литературного произведения, кинофильма и т.п.

изюминка- то, что придает кому-либо или чему-либо своеобразие, остроту, прелесть. (объяснение есть в контексте)

Объяснения детей

V.Физкультминутка

- Какие жанры устного народного творчества вы можете назвать?

- А я хочу вас пригласить отдохнуть под напевы народной песни в исполнении группы Иван- Купала

Слайд 8             Фон (1 мин 27сек)

- Сказки, загадки, пословицы, поговорки, считалки, прибаутки..

VI. Работа со сказкой «Заюшкина избушка»

Стр. 48-49

- О ком шуточная народная песня?

- Она так и называется «Ай, заинька»

- О заиньке

- Я неспроста подобрала  песенку о зайчике. Сегодня на урок  к нам пришел в гости зайчик.

 Слайд 9.

- Точнее, это один из персонажей таинственной сказки. А какой сказки нам предстоит отгадать по иллюстрациям в учебнике на стр. 48-49

Дети открывают нужные страницы, отгадывают название сказки «Заюшкина избушка»  

Слайд 10

- Слайд 11.  Последите за Зайчиком. Он волнуется.

Слайд 12

- Скажите, верна ли последовательность иллюстраций к сказке?

Нет

- Какие иллюстрации нужно поменять местами?

Стр. 49 верхнюю со средней

- Прочитайте предложения  на стр. 48. Выясните, иллюстрация, с каким персонажем сказки отсутствует?

- Как бы вы изобразили этот фрагмент сказки?

С волком

Словесное рисование

- Кого из персонажей сказки мы можем назвать главными действующим героями?

Заинька, Лиса, Петух

- Кто второстепенные герои?

Собака, Волк, Медведь

- К какому виду народной сказки отнесем сказку «Заюшкина избушка»?

К сказке о животных, так как герои сказки животные

- Почему тогда сказка называется «Заюшкина избушка»?

Потому, что события разворачиваются вокруг  избушки зайчика.

- Давайте проанализируем, как построена сказка, какова её композиция.

С этой целью восстановим сказку по частям.

- С чего сказка начинается?

- Кто первый обратился к зайчику и зачем?

Лиса за помощью

- Почитайте предложение, в котором слова Лисы обращены к Зайцу.

- Пусти меня, заюшка, хоть на дворик к себе

- Как вы думаете, если бы сказка начиналась с этих слов, вам понятно было бы почему Лиса просится к зайцу?

Нет.

- Что же нужно для этого?

- Вспомните, как начинаются русские народные сказки?

Дети высказывают свои предположения

Начинается сказка с зачина и завязки

( это часть сюжета, которая  намечает исходную ситуацию: время, место действия, героев произведения, их взаимоотношения).

- Найдите иллюстрацию и начните сказку по закону русской народной сказки

Стр. 48 левая нижняя иллюстрация. Жили-были в лесу Заяц и Лиса. Надумали они построить дома. Лиса построила избушку ледяную, а Зайчик лубяную.

- Как понимаете слово «лубяная»

Слайд 13

- Как вы думаете, почему Лиса смогла выгнать Зайчика из своего собственного дома?

Лиса хитрая, Зайчик доверчивый

- Кто помогает зайчику в беде?

- Давайте разыграем сценки сказки с этими персонажами.

- Какие слова повторяются героями?

- Это ещё одна особенность русской народной сказки- троекратный повтор

Собака, Волк, Медведь

Дети инсценируют сюжеты сказки с Медведем

- Как думаете, почему в такой последовательности персонажи шли на помощь Зайчику.

Собака слабее волка, волк слабее медведя. Чтобы показать силу лисы.

- Кто  выгнал лису? Почему?  

Петух хитрый.

- Но ведь и Лиса тоже хитрая. Чтобы ответить на вопрос ( Почему Петушок смог выгнать Лису ), давайте разберёмся, кто в этой сказке положительные герой, а кто отрицательные и почему вы так считаете?

Слайд 14                   Парная работа

Для этого на карточках подчеркните те эпитеты, которые, как вы считаете, подходят главным героям сказки

«Словарь качеств». (раздаточный материал на парту).

Лиса

Заяц

Петух

Хитрая
Смелая
Добрая
Отзывчивая
Злая
Храбрая
Глупая
Трудолюбивая
Умная
Находчивая
Трусливая
Ленивая
Уверенная в своих силах

Хитрый
Смелый
Добрый
Отзывчивый
Злой
Храбрый
Глупый
Трудолюбивый
Умный
Находчивый
Трусливый
Ленивый
Уверенный в своих силах

Хитрый
Смелый
Добрый
Отзывчивый
Злой
Храбрый
Глупый
Трудолюбивый
Умный
Находчивый
Трусливый
Ленивый
Уверенный в своих силах

Дети высказываются

Дети работают в парах

Дети подчеркивают нужные слова в карточке

Вывод.  Итак, давайте сделаем вывод:

Лиса – хитрая, умная, находчивая, уверенная в своих силах.
Заяц – добрый, отзывчивый, трусливый, трудолюбивый.
Петух – хитрый, умный, находчивый, уверенный в своих силах.
- Кто из персонажей обладает одинаковыми качествами?

Лиса — умная и хитрая, и  Петух — умный и хитрый.

Почему же Петух побеждает?  

Петух побеждает, потому что он стоит на страже добра, мира и справедливости, он защищает слабого зайца, значит, ему по праву и достается победа.

VII. Обобщение.

Составим сенквейн о лисе и о петухе

Слайд 15

Правила сенквейна:

КТО? (одно слово)

КАКОЙ?(два слова)

ЧТО ДЕЛАЕТ?(три слова)

ЛИЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ГЕРОЮ

(предложение из четырёх слов)

ВЫВОД

(одно слово, характеризующее суть объекта)

                   Лиса

Хитрая, лживая

Обманывает, хитрит, обижает

Лиса хотела выгнать Зайчика из дома.

Не вышло!

Петух

Хитрый, решительный

Обманывает, хитрит, выручает

Петух возвращает домик Зайчику

Победа!

VII. Итог урока

– В основу сказки положено одно событие – лиса отняла домик у зайца, поскольку ее дом, построенный не на совесть, растаял. Для восстановления справедливости необходимо вернуть домик зайцу. 
Необычна сказка и с точки зрения своей структуры. Сказка о животных, как и другие виды сказок, имеет особое начало — присказку, зачин; именно это начало позволяет сказать, что мы читаем сказку. В ней четко разграничены положительные и отрицательные персонажи, и заканчивается она торжеством добра над злом. Именно в это всегда верил и так жил и живёт  русский народ.

- Как построена сказка?

Слайд 16

А Пушкин говорил : «Сказка- ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»?

- Что поучительного вы для себя взяли из этой сказки?

- Посоветуйте Лисе русской пословицей, как надо жить.

Дети высказываются

VIII. Рефлексия

Работа со смайликами.

Покажите настроение вашего смайлика от урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и журавль"

Конспект урока литературного чтения во 2 классе (УМК Школа России) на тему "Русская народная сказка "Лиса и журавль"...

конспект урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и Журавль", Н.Сладков "Лиса и мышь".

овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – выделение существенной информации из тек...

Конспект урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и тетерев"". УМК "Планета знаний" 1 класс.

Урок проведён в 1 классе по УМК "Планета знаний" и содержит основные этапы  анализа содержания сказки, поступков и слов героев, языка народной сказки....

Конспект урока литературного чтения " Русская народная сказка "Петух и собака" 1 класс.

На уроке применяется технология критического мышления. Анализ произведения проводится по ромашке Блума (Ромашка вопросов и ответов). Так как  урок проводится в 1 классе, то детей  нужно снач...

Конспект урока литературного чтения «Английская народная сказка «Сказка про трёх поросят»» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )

Тема: «Английская народная сказка «Сказка про трёх поросят» Цели деятельности учителя: закрепление знаний об английской сказке «Сказка про трёх поросят»; развитие навыка ...

Конспект урока литературного чтения «Английская народная сказка. Как Джек ходил счастья искать» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )

Тема: «Английская народная сказка. Как Джек ходил счастья искать» Цели деятельности учителя: формирование читательской компетенции при работе над английской народной сказкой «Как Дже...

Конспект урока литературного чтения. Русская народная сказка «Иван- царевич и Серый волк».

Тип урока: урок систематизации знаний.Используемые технологии: системно-деятельный поход, игровые, групповые, проблемно- исследовательские, технологии критического мышления....