Урок литературного чтения Л.А.Кассиль "У классной доски". 4 класс УМК "Гармония"
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Морозова (Пакуть) Екатерина Александровна

Замечательное произведение Л.А. Кассиля «У классной доски" воспитывает нравственные качества: чувство гордости за свою Родину, любовь к Родине, чувство патриотизма, мужество, отвагу, стойкость, честность, уважение к профессии Педагога, а также даёт возможность сформулировать у учащихся представление о Великой Отечественной войне и её героях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_chtenie.docx36.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по предмету: «Литературное чтение»

Дата проведения урока: 23.12.2016

Учитель: Пакуть Екатерина Александровна

Урок: Литературное чтение

Тема урока: «Книги о Великой Отечественной войне». Л.Кассиль «У классной доски».

Класс: 4 класс

Тип: Освоение новых знаний

Цель урока Формирование навыков работы с текстом художественного произведения. Продуктивное чтение.

Задачи:

  • познакомить учащихся с произведением Л. Кассиля «У классной доски»;
  • сформулировать у учащихся представление о Великой Отечественной войне и её героях;
  • способствовать развитию умения подробно и выборочно пересказывать текст, определять главную мысль произведения;
  • способствовать развитию умения проводить сравнительную характеристику героев, составлять словесный портрет героев;
  • способствовать развитию техники чтения;
  • способствовать развитию речи и творческих способностей учащихся, аналитического  мышления;
  • способствовать обогащению словарного запаса; развитию памяти, произвольного внимания;
  • воспитывать нравственные качества: чувство гордости за свою Родину, любовь к Родине, чувство патриотизма, мужество, отвагу, стойкость, честность, уважение к профессии педагога;
  • воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Научиться воспринимать текст на слух в исполнении учителя, обучающихся;
  • Научиться подробно и выборочно пересказывают текст;
  • Научиться определяют главную мысль произведения;
  • Научиться составлять словесные портреты героев.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя текст, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • уметь обобщать и анализировать информацию путём наблюдения, сопоставления;
  • уметь выполнять учебные действия с учётом выделенных учителем ориентиров действия.
  • проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока;

Регулятивные УУД:

  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • работать по  коллективно составленному плану;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение;

Коммуникативные УУД:

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме;
  • слушать и понимать речь других;
  • договариваться с партнерами;
  • воспринимать другое мнение и позицию. 

Личностные:

  • Работа над формированием нравственных качеств: мужества, отваги, умения постоять не только за себя, но и за других, чувства патриотизма, любви к Родине, уважения к профессии педагога;
  • Работа над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности
  • Оценивать выразительность результатов своей деятельности и сверстников.

Оборудование:

  • Технические средства: Компьютер, оснащённый проектором
  • Наглядные пособия: Учебник О.В.Кубасовой «Литературное чтение» 4 класс, 2014. С.147-163;

   Портрет и книги Л.А.Кассиля;

Ход урока:

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Организационный этап

5 мин.

Ты уже проснулся?

Здравствуй!

Веточка стучит в окно,

Умывайся, одевайся,

Встало солнышко давно.

Все проснулось:

Лес и поле,

Ждет тебя учеба в школе!

Здравствуйте, мои дорогие ребята, мои любимые ученики.

Сейчас у нас урок чтения. Мы с вами прибыли в школу с прекрасным настроением, поэтому улыбнитесь друг другу и пожелайте успехов.

Регулятивные УУД: Формируем умение  оценить свою готовность к уроку.

Мотивационный этап

8 мин.

Ребята я не случайно начала наш урок с этого стихотворения. Действительно, приходя в школу, вы попадаете в другой мир – мир знаний и стремлений, мир, в котором вы добиваетесь определенных результатов, получаете новые знания, учитесь общаться между собой, встречаетесь со своими друзьями и, конечно же, общаетесь с педагогами. А как вы думаете, кто такой педагог?

(ответы детей)

А какими качествами должен обладать хороший учитель?

(ответы детей)

Многие поэты и писатели посвятили свои произведения этой профессии. Наверное, потому, что в детстве у них были прекрасные, заботливые педагоги, такие как Ксения Андреевна из рассказа Льва Абрамовича Кассиля «У классной доски».

Ребята, предположите, о чём может пойти речь  в этом рассказе?

Хорошо, спасибо. Подтвердятся ли ваши предположения, мы узнаем чуть позже.

Лев Абрамович Кассиль родился в 1905 году, а умер довольно таки молодым - в 1970, ему было всего 65 лет. Не случайно я выписала на доску годы его жизни, посмотрите, саамы расцвет его жизни пришёлся на время Великой Отечественной войны. Именно поэтому, Л.А.Кассиль много писал о войне.

Кто сможет назвать когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война?

Молодцы. Отрадно, что вы знаете это.

Так вот события, которые разворачиваются в рассказе «У классной доски» происходят как раз во время Великой Отечественной войны.

Учащиеся высказывают предположения.

Учащиеся высказывают предположения.

Учащиеся рассматривают обложки книг.

Учащиеся называют годы ВОВ.

Познавательные УУД: Формируем умение строить речевое высказывание в устной форме;

Регулятивные УУД

Формирование умения высказывать своё предположение.

Познавательные УУД: Формируем умение строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные УУД:

Формируем умение слушать и понимать других;

Предметные: Демонстрация полученных знаний

Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Этап изучения нового материала 

Физкультминутка

23 мин.

Я предлагаю поскорее начать знакомство с этим замечательным произведением. 

Знакомство с 1 частью текста.

Откройте учебник на с.147. Я начну читать рассказ, а вы следите глазками и внимательно слушайте.

Ребята скажите:

Как звали учительницу?

Кто был её учениками?

Как ученики относились к учительнице?

Опираясь на текст, нарисуйте портрет Ксении Андреевны.

Знакомство со 2 частью текста.

Продолжаем работу с текстом. Теперь вы читаете мне. Читаем по цепочке, по абзацам: У.с.150-159

Найдите в тексте, как ребята помогали партизанам?

Когда ребятам показался дорогим их класс?

Какие чувства испытывали ребята, когда сидела в классе под дулами пистолетов?

Опишите поведение учительницы? Почему она вела себя так?

Найди в тексте описание природы за окном.

Отлично! Вы хорошо поработали с текстом, я предлагаю провести небольшую физкультминутку для глаз.

Знакомство с 3 частью текста.

Продолжаем работу с текстом. У.с.159-161.

Как звали мальчика, который совершил геройский поступок?

Что он сделал?

Совершенно верно! Молодцы!

Ребята, как вы думаете, что произойдёт дальше?

А чем же закончиться эта история вы узнаете дома, дочитав рассказ.

Запишите домашнее задание: У.с.147-163 – выразительное чтение, подготовить чтение по ролям. На следующем уроке будем играть в «Радиотеатр».

Учащиеся следят по учебнику и слушают речь учителя.

Учащиеся дают ответы на вопросы.

Учащиеся читают вслух по абзацам.

Учащиеся дают ответы на вопросы.

Выполняют разминку.

Учащиеся читают вслух по абзацам.

Учащиеся дают ответы на вопросы.

Учащиеся высказывают предположения.

Записывают домашнее задание.

Познавательные УУД: Формируем  умение извлекать информацию из текста;

Коммуникативные УУД:

Формируем умение слушать и понимать других;

Предметные: воспринимать текст на слух в исполнении учителя, обучающихся; 

Предметные: составлять словесные портреты героев.

Регулятивные УУД

Формирование умения высказывать своё предположение.

Личностные: Осознание необходимости получения новых знаний

Познавательные УУД: Формируем  умение извлекать информацию из текста учебника;

Предметные: воспринимать текст на слух в исполнении учителя, обучающихся; 

Коммуникативные УУД: Формируем умение слушать и понимать других;

Регулятивные УУД

Формирование умения высказывать своё предположение.

Итог урока

5 мин.

Пришло время подвести итоги нашего урока.

Итак, с каким произведением мы познакомились сегодня?

Кто написал этот рассказ?

Оцените свою работу на уроке и покажите мне ваши ладошки (раскрытые/ кулачки).

Спасибо за работу! Урок окончен.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся оценивают свою работу.

Личностные: Способность к самооценке

Регулятивные УУД:

Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование беглого осознанного чтения на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах.

В представленном материале можно ознакомиться с системой работы по формированию беглого осознанного чтения, пополнить свою методическую копилку упражнениями, способствующими достижению поставленной це...

Урок литературного чтения "Дети в годы войны" 4 класс по произведениям Л.Кассиля

Урок  внеклассного литературного  чтения "Дети в годы войны" построен в виде игры "Умники и умницы"...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ

В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...

Работа по формированию предметных результатов. Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 3 классе (открытый урок в рамках районного семинара в 2013-2014 уч.г.).

Данный материал включает конспект интегрированного урока по литературному чтению и окружающему миру. Используется ИКТ-технология....

Технологическая карта урока литературного чтения Л. А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока: Л. А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произвед...