А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Черныш Галина Николаевна

Конспект урока по литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx661.13 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Новомичуринская общеобразовательная школа № 3»

Конспект урока по литературному чтению

  2 класс

                            Учитель: Черныш Г.Н.

ТЕМА:  А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цели уроков : познакомить учащихся со «Сказкой о рыбаке и рыбке»; развивать умение выразительно читать произведение, умение интонацией передавать настроение; учить делить текст на части, выделять главную мысль; обогащать словарный запас детей; воспитывать доброту, милосердие; научить давать характеристику героям по плану, учить находить нужный отрывок в тексте по вопросам; научить отличать сказку от других произведений; ознакомить детей с биографией А.С. Пушкина.

Формируемые УУД: 

Познавательные УУД:  формирование умения определять значение слов и обосновывать свое мнение; анализировать содержание иллюстрации, сравнивать героев произведения, определять особенности литературной сказки.

Регулятивные УУД: выполнять учебное задание, используя алгоритм, выполнять взаимопроверку учебного задания, оценивать выразительность чтения одноклассников.

Коммуникативные УУД: формирование умения адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.

Предметные УУД: формирование умения сравнивать героев по их поступкам, желаниям речи, составлять словесный портрет литературного героя, умение выразительно читать текст, обогащение словарного запаса.

Личностные УУД: умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению.

Оборудование: учебник, презентация к уроку, аудиозапись сказки.

Ход урока

  1. Организационный момент.

II.        Проверка домашнего задания

Дети выразительно читают стихотворения о зиме.

III.        Постановка цели урока

  • Сегодня на уроке мы продолжим изучать творчество А.С. Пушкина. (слайд 3)                                           А угадать какое произведение мы будем сегодня читать, вам поможет иллюстрация.

Посмотрите на слайд 4.

  • Догадались? Правильно, это «Сказка о рыбаке и рыбке». А.С. Пушкин не писал специально для детей, но в его произведениях много ценнейших строк, которые должны знать дети. В сказках Пушкина показан конфликт между светлым и темным миром, между добром и злом.
  • Скажите, какие сказки Пушкина А.С вы знаете? Всего сказок у него пять. Какие? Посмотрите на следующие слайды и попробуйте отгадать. (слайды 5-8)

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде».

  • Кто уже знаком со сказкой о рыбаке и рыбке?
  • Можно по названию сказки рассказать, о каких героях пойдет речь?
  • Перелистайте страницы, посмотрите, какая большая сказка, но написана она не сплошным текстом, а поделена на части. Каждая часть сказки - это новый рассказ о новых событиях, которые происходят в жизни героев.

IV.        Изучение нового материала

1. (Учитель включает аудиозапись сказки.)

2. Чтение с комментированием. Читают учащиеся по цепочке. По ходу чтения идет словарная работа. Объясняются слова и выражения: 1 часть (слайд 9)

ветхая землянка - старый дом, вырытый в земле;

невод - большая рыболовная сеть;

откуп - плата;

простофиля - глупый, несообразительный человек.

Вопросы после чтения:

  • Где  жили старик со старухой?
  • Сколько лет они жили?
  • Какое чудо произошло?
  • Как отнеслась старуха к рассказу старика?
  • Какой вам представляется старуха?
  • Каким вам представляется старик?

2-3 части

Чтение учащимися, по ходу чтения идет словарная работа.

корысть - выгода, польза;

кликать - звать;

пуще - больше;

бранится - ругается. Вопросы после чтения:

  • Что теперь захотелось старухе?
  • Как отнеслась к просьбе рыбка?

V.        Физкультминутка

VI.        Продолжение изучения нового материала
4-5 части (слайд 10)

Читает учитель, дети следят по своим учебникам. По ходу чтения поясняются непонятные слова, читаются сноски. Вопросы после чтения:

  • Успокоилась старуха?
  • Что ей теперь хочется?
  • Какой вы теперь представляете себе старуху?
  • Изменилось ли отношение к ней?

Стала ли она добрее?

6-8 части

Читают ученики (про себя, затем вслух). Вопросы после чтения:

  • Кем теперь захотела стать старуха?
  • Почему это желание испугало старика?
  • Выполнил ли он приказ старухи?
  • Как изменилась старуха?
  • А почему народ над стариком насмехался и говорил: «Не садися не в свои сани!»?
  • Когда так говорят? {Когда человек не соответствует месту, которое занимает.)

Самостоятельная работа . Тест по сказке. 

1. Кто автор сказки «Золотая рыбка»        

- Пушкин А.С.

- Токмакова И.

- народная

2. Какая сказка «Золотая рыбка»?

- волшебная

- бытовая

- о животных

3. Какой герой в сказке обладает волшебной силой?        

- старик

- рыбка

- старуха

4. Чем старик поймал рыбку?        

- сетью

- неводом

- удочкой

5.Сколько раз старик ходил к рыбке просить исполнить желания старухи?        

3       5       7

6. Что попросил старик у рыбки 2 раз?        

- корыто

- дом

- дворянство

7. Старик  в сказке какой герой?        

- положительный

- отрицательный

8. Сколько прожил старик со старухой?        

- 50 лет

- 33 лет

- 100 лет

9. Что осталось у старухи из «подарков рыбки»         

- дом

- корыто

- ничего

VII. Рефлексия.

- С каким настроением вы заканчиваете урок?( учащиеся поднимают карточку )

Подведение итогов урока.

- С какой сказкой вы познакомились на уроке?

- Как бы вы поступили на месте старика?

- Какое ваше самое заветное желание?

Домашнее задание

Перечитать сказку, уметь находить нужный отрывок по вопросам, которые я завтра буду вам задавать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к сказке А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

В презентазии даны задания на знание сказки, на логические соответствия, словарная работа, подобраны иллюстрации к образу меняющегося моря. В презентации использованы гиперссылки....

Урок литературного чтения во 2 классе "Народная мораль и нравственность в сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "Народная мораль и нравственность в сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"...

Путешествие в Лексикоград. Интегрированный урок русского языка и литературного чтения по сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", 2 класс "УМК "Школа 21 века"

Мудрость  сказок А. С. Пушкина  неисчерпаема. О них написано столько, что всё не перечитать. Работая во втором классе по УМК «Школа ΧΧΙ века», я соединила параллельное изучение на урок...

Викторина по сказке А.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Содержит вопросы по содержанию сказки...

Конспект урока литературного чтения по теме : "Авторская сказка А.С. Пушкин. «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" + презентация

Конспект урока литературного чтения по теме : "Авторская сказка А.С. Пушкин. «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" + презентация...

Презентация Урок литературного чтения 2 класс А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" и "От сказки авторской к сказке народной"

Данная презентация поможет провести работу над произведением А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", провести анализ произведений "Мороз Иванович" и "Морозко"...

Урок литературного чтения Тема: Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» 2 класс

Урок чтения во 2 классе по учебникам Свиридовой В. Ю. (программа развивающего обучения Занкова Л. В.) Содержание урока развивает первичные исследовательские навыки младших школьников: в процессе опред...