технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : И.Токмакова " Сказочка о счастье"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Аминова Гульсина Фазылгалиевна

Предмет: Литературное чтение.

Класс:4.

Тема урока: «И.Токмакова «Сказочка о счастье»

Тип урока: знакомство с новым произведением.

Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.

Задачи:

1. Совершенствовать предметные умения:

Аудирование (слушание)

- воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя;

- определять жанр произведения.

Чтение

- предполагать содержание по заглавию;

- вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту;

- формулировать главную мысль;

- находить в тексте материал для характеристики героя.

Культура речевого общения

- высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному;

Культура письменной речи

- создавать письменный текст (поздравление).

2. Формировать УУД:

- прогнозировать; осуществлять оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД);

- формулировать познавательную цель; проводить доказательство; извлекать необходимую информацию; осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД);

- задавать вопросы; с полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД);

- оценивать поступки героев (Личностные УУД).

Оборудование:

- учебник, стр. 

                - листы для творческой работы

- Приложения 1, 2.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аминова Гульсина Фазылгалиевна,

учитель начальных классов

МБОУ « СОШ №7 »

Предмет: Литературное чтение.

Класс:4.

Тема урока: «И.Токмакова «Сказочка о счастье»

Тип урока: знакомство с новым произведением.

Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.

Задачи:

1. Совершенствовать предметные умения:

Аудирование (слушание)

- воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя;

- определять жанр произведения.

Чтение

- предполагать содержание по заглавию;

- вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту;

- формулировать главную мысль;

- находить в тексте материал для характеристики героя.

Культура речевого общения

- высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному;

Культура письменной речи 

- создавать письменный текст (поздравление).

2. Формировать УУД:

- прогнозировать; осуществлять оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД);

- формулировать познавательную цель; проводить доказательство; извлекать необходимую информацию; осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД);

- задавать вопросы; с полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД);

- оценивать поступки героев (Личностные УУД).

Оборудование:

- учебник, стр.  

        - листы для творческой работы

- Приложения 1, 2.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (предметные)

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Работа с текстом до чтения (7 мин)

1. Антиципация (прогнозирование содержания)

- Сегодня мы будем знакомиться с произведением Ирины Токмаковой «Сказочка о счастье»

- Откройте учебники на стр. _

- По заглавию, вы можете определить, произведение какого жанра мы будем читать?

- Назовите сказочные приметы.

- Посмотрите на иллюстрацию, кто здесь является сказочным персонажем?

- Сказка и сказочка – есть разница?

- В чём разница?

- По заглавию мы можем сказать, о чём будем читать эту сказочку?

2. Постановка цели

Читает стихотворение «Что такое счастье?» (Приложение 1)

- Каждый понимает счастье, как умеет!

- А как вы понимаете, что такое счастье?

Записывает мнения учащихся на доске.

- Посмотрите, мы пришли к одному мнению?

- Какую цель ставим?

- Мы будем читать сказку.

-  В сказке есть сказочные персонажи, животные разговаривают,…

Высказывают своё мнение.

- О счастье.

Высказывают своё мнение.

- Нет.

- Ответить на вопрос «Что такое счастье»?

Определять жанр произведения.

Называть признаки сказки.

Предполагать содержание по заглавию.

Проводить доказательство (Познавательные УУД).

С полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД).

Прогнозировать (Регулятивные УУД).

С полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД).

Формулировать познавательную цель (Познавательные УУД).

Работа с текстом во время  чтения (10 мин)

1. Чтение текста с использованием приёмов: «диалог с автором» и комментированное чтение.

Организует работу с текстом (Приложение).

2. Обобщающая беседа

- Наше предположение, что это сказка подтвердилось?

- Назовите сказочные приметы.

- Какие чувства у вас вызвал король?

- Объясните, почему.

- Почему изменился король?

- Каких качеств не хватало королю до встречи со старцем?

Слушают текст, следят по ходу чтения, вступают в «диалог с автором».

- Да.

- Троекратный повтор: встретились на пути девчонка, солдат, старуха, повторяются строчки:

Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду!
– Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл...

Называют свои чувства и объясняют.

Отвечают на вопросы.

Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя.

Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту.

Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному.

Находить в тексте материал для характеристики героя.

Задавать вопросы (Коммуникативные УУД).

Прогнозировать (Регулятивные УУД).

Извлекать необходимую информацию Познавательные УУД). 

Оценивать поступки героев (Личностные УУД). 

С полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД).

Работа с текстом после  чтения (15 мин)

1. Концептуальная беседа

- Вспомним, на какой вопрос искали ответ.

- Кто помог нам и королю ответить на него?

- Найдите в тексте слова старца о счастье.

- Как вы понимаете его слова?

2. Творческое задание.

- Генеральная ассамблея ООН (объяснить, что это за организация) в 2012 году провозгласила 20 марта Международным днём Счастья.

- У вас есть возможность поздравить своих близких с этим праздником.

- Предлагаю вам составить текст поздравления одного из своих родных (маму, папу, брата, сестру, бабушку, дедушку) с Международным днём Счастья.

- Кто зачитает свой текст поздравления?

- А дома вы придумайте форму открытки, изготовьте открытку из любого материала, напишите поздравление.

- Что такое счастье?

- Старец.

 - «Но, только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это».

- Счастлив тот, кто помогает другим.

Самостоятельно выполняют работу на листочках 5 минут.

Желающие зачитывают свои поздравления.

Формулировать главную мысль.

Создавать письменный текст (поздравление).

Извлекать необходимую информацию Познавательные УУД).

Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД).

Рефлексия  (10 мин)

- Какое новое произведение сегодня читали?

- Кто автор этого произведения?

Оцените свою работу на уроке, продолжив предложения:

Я понял, что счастье это …

Меня удивило ….

Мне захотелось ….

- «Сказочка о счастье»

- Ирина Токмакова

На листочках самостоятельно выполняют работу 2-3 мин. Желающие 2-3 человека озвучивают записи.

Осуществлять оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД).

Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Что такое счастье?

Счастье это просто!

Нет у счастья веса,

Нет у счастья роста.

Счастье не измеришь

Яркими словами,

Счастье не увидишь

Ясными глазами.

Как тогда ответить,

Что такое счастье?

Ведь оно бывает

Самой разной масти.

Счастье… это слово

Много лиц имеет,

Каждый понимает

Счастье, как умеет!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Сказочка о счастье

И.Токмакова

На свете жил один король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой
Бывал мрачнее тучи.

- Какой вопрос вы хотите задать автору? (Почему король грустил, был мрачным?) 

- Как вы сами на него ответите?  (Ответы детей)
- Проверим наши предположения.

Гулял он, спал, обедал,
А счастья он
не ведал (не знал)!

Но вечно хныкать и тужить (горевать, тосковать)
Бедняге надоело.
Вскричал король: «Нельзя так жить!»
И с трона спрыгнул смело.
Да вмиг
порушить свой удел (удел - синоним слова «судьба», порушить свой удел – нарушить свою судьбу)
Не в королевской власти?

И вот король в карету сел
– И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета бодро катится.
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.
– О всемогущий мой король,
– Подать хоть
грошик (старинная денежная единица, равная двум копейкам) мне изволь.
– Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл...
Карета мчится наугад
Бог весть (бог знает – никто не знает) в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.

– О мой король, – вскричал солдат,
– Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услуженье,
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.

– А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду!
– Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл...

Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.

– Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом – вон, видишь, за горой,
С утра ушла далёко я.
Ношу из лесу я дрова –
Тяжелая
  работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то...
– А ну, старуха, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду!
– Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл...

Вот лето кончилось. Жара
Сменяется ненастьем.
Король торопит: –
В путь пора,
Еще немного – и ура!
Свое настигну счастье!

И все бы кончилось бедой

- Какой вопрос вы хотите задать автору? (Почему кончится бедой? Какой бедой?) 

- Как сами на него ответите?

– Сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой
Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго
Сказал: «Заблудшая душа,
Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Детей согрей и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Все это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
До дома довезешь дрова,
Распилишь и уложишь...»

Тут вышла полная луна.
И осветила путь она.
Нелегкий путь, обратный путь.
Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает.
И
счастье на его лице, (Какое, значит, лицо у короля?)
Как ясный день, сияет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики в 3 классе «а» по эвристическому обучению. (УМК «система развивающего обучения Л.В. Занкова») Тема урока: Измерение площади с помощью палетки

Технологическая карта урока математики в 3 классе «а» по эвристическому обучению.(УМК «система развивающего обучения Л.В. Занкова»)Тема урока: Измерение площади с помощью палетки...

Технологическая карта урока по литературному чтению по методу продуктивного чтения О.В.Чиндиловой " Как мудрость в жизни помогает по мотивам татарской сказки " Мудрый старик"

1.В начале урока создается интрига для открытия нового знания и анализа самими учащимися, когда учитель спрашивает:- На ваш взгляд, кого можно назвать мудой?- Можете предположить, о чем будет сказка? ...

технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."

Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...

технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»

Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бу...

Технологическая карта урока музыки с применением элементов технологии продуктивного чтения

Тема урока: Знакомство с песней Жанны Колмагоровой “Как люблю тебя я, мама”.Цель: Формирование интереса к основному источнику музыки - пению.Задачи:Воспитывающие: воспитание...

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …».

Технологическая карта урока по Литературному чтению.  Класс: 3Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …»....