УМК "Начальная школа 21 век" Литературное чтение 2 класс Э.Шим «Белка и Ворон», Е.Трутнева «Осень»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Ознакомление учащихся с произведениями Э. Шима «Белка и Ворон», Е. Трутневой «Осень»; закрепление умений работать с текстом до чтения, в ходе чтения, после чтения; формирование понятия «сказка», «стихотворение»; умение правильно называть произведение (фамилию автора, название), тему и жанр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УМК  «Начальная школа XXI века»

Урок № 38 (1 четверть)

Урок №10  по теме «Э.Шим «Белка и Ворон», Е.Трутнева «Осень».    

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с произведениями Э. Шима «Белка и Ворон», Е. Трутневой «Осень»; закрепить умение работать с текстом до чтения, в ходе чтения, после чтения; формировать понятия «сказка», «стихотворение»; умение правильно называть произведение (фамилию автора, название), тему и жанр.

2. Развивать читательские умения, навыков выразительного чтения, устную речь учащихся, технику чтения, творческое воображение, внимание, память.

3. Воспитывать читателя, понимающего и любящего книгу, учить видеть и понимать красоту осенней природы, воспитывать любовь к природе, животным и бережное к ним отношение.

Формировать УУД:

Познавательные: воспринимать на слух художественное произведение, выполнять задания в учебнике и тетради, читать по ролям, показывая при чтении характер героя, использовать знаково-символическое моделирование для решения читательских задач.

Личностные: развивать эстетические чувства, содействовать осознанию ценности изучаемого предмета, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать действия, в соответствии с поставленной задачей; умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности; проводить самоконтроль и самооценку; планировать учебное сотрудничество.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, воспитывать культуру диалогового общения.

 Ресурсы:

основные:

учебник «Литературное чтение» 2 класс (автор Л.А. Ефросинина),

рабочая тетрадь «Литературное чтение» № 1, 2 класс (автор Л.А. Ефросинина)

дополнительные:

выставка детских рисунков «Художник-Осень»,

маски-шляпы «Ворон», «Белка»,

музыкальное оформление.

Ход  урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте своей улыбкой успехов друг другу и хорошего настроения.

  II. Фонетическая зарядка.

- А сейчас проведем тренировку для нашего голоса и язычков, чтобы на протяжении всего урока правильно и четко говорить. А  помогут  скороговорки.

От топота  копыт  пыль  по  полю  летит.

Проворонила  ворона  воронёнка.

- Молодцы, ребята, на протяжении всего урока следите за вашей речью. Не забывайте о том, как надо говорить.

III. Проверка домашнего задания.

    А) - На дом вы получили творческое задание, представить, что каждый из вас Художник-Осень и нарисовать свою картину.

- Посмотрите, какие замечательные рисунки у вас получились. Многие выполнили это задание.

Б) - А сейчас послушаем чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало» или отрывок из произведения Г Скребицкого «Осень»

- Чье чтение наизусть вам больше всего понравилось?

- Я согласна с вами. Получили оценки…

В) Работа с моделями.

- Сравните модели произведений, прочитанных дома.

- Определите жанр каждого произведения и его тему.

- Назовите произведение, относящееся к первой модели, ко второй модели.

Рисунок 1.                                                 Рисунок 2.

- Что общего у этих произведений?

(Они о природе, тема одна, есть заголовок и фамилии авторов, значит это авторские произведения).

- Чем различаются эти произведения?

(Одно из них рассказ, другое стихотворение, разные авторы, разное название).

- Молодцы, ребята!

IV. Мотивация к учебной деятельности. Формулирование новой темы урока, постановка целей.

-  Сегодня продолжим путешествие в красочный мир осени, будем работать над выразительным чтением,  анализировать, сравнивать, делать выводы, познакомимся с новыми произведениями о родной природе, познакомимся с лесными жителями, посмотрим, как они живут осенью.

V. Знакомство с произведением Э. Шима «Белка и Ворон».

- Одно из сегодняшних новых произведений вы сможете не только услышать, но и увидеть. Ребята нашего класса приготовили сценку по произведению Э.Шима.

Эдуард Юрьевич Шим родился в 1930 году, он очень любит природу, детей и хотел своими произведениями рассказать вам о красоте природы, рассказать её секреты, чтобы вы любили природу и бережно к ней относились, в его произведениях растения, животные оживают, превращаясь в сказочных героев.

- Будьте внимательны, чтобы ответить на вопросы после сценки.

Разыгрывание сценки «Белка и Ворон».

- Понравилось ли вам это произведение?

- Что вам понравилось?

- Какое настроение вызвало у вас это произведение?

- Подумайте, что это рассказ или сказка?

- Как вы думаете, какое название имеет это произведение?

- Давайте посмотрим и сравним ваш ответ с ответом в учебнике.

- Откройте учебник. Прочитайте фамилию автора.

- Прочитайте название произведения.

Работа с моделями.

- Какую  модель  мы  составим  к  этому  произведению? ( круг, коричневый, так как эта сказка о животных).

VI. Выразительное чтение произведения учащимися.

VII. Беседа после чтения.

- Кто главный герой сказки Э.Шима? (Белка и Ворон).

- Как ворон и Белка обращаются друг к другу? Прочитайте.

- Какие вопросы задавала Белочка?

- Какая она по характеру? (Любознательная, трудолюбивая, вежливая).

- Что говорит о мудрости Ворона? 

VIII. Работа в тетради.

- Выполним задание в тетради  с 46

- Найдите и прочитайте название произведения.

- Прочитайте и укажите, какими были Ворон и Белочка.

-О каком  времени  года идёт  речь? Почему ?

- Отгадайте  загадку .

IX. Физкультминутка.

X. Знакомство со стихотворением Е.Трутневой «Осень».

- Осенняя природа побуждает людей творить. Изображать осеннюю природу можно по-разному. Вы были сегодня художниками и изображали осень с помощью красок, композиторы передают настроение осеннего дня с помощью музыки, а Евгения Трутнева «нарисовала» картину осени словами. Послушайте это произведение.

XI. Выразительное чтение стихотворения учителем.

Звучит музыка.

XII.  Беседа после первичного восприятия.

- Понравилось ли вам это произведение?

- Какое настроение вызвало у вас это произведение?

- К какому жанру  отнесём его?

(Это стихотворение, так как есть рифма, ритм, повторение одинаковых гласных, согласных, звучность.)

XIII. Чтение произведения учащимися.

- Давайте прочитаем так, чтобы передать радостное настроение, чтобы все почувствовали красоту осени. 

- Прочитайте фамилию автора.

- Прочитайте заголовок.

- Прочитайте название произведения.

XIV. Творческая работа. Анализ произведения.

- Какие картины природы вы представляли, когда читали это стихотворение.

- Как вы понимаете слова «стало вдруг светлее вдвое»?

- Что сказано о березке?

- Как вы понимаете слова «это платье золотое у березки на плечах»?

- Сейчас мы будем перечитывать стихотворение, а вы должны ответить на вопрос: какими красками вы бы передали настроение слов в каждом четверостишии?

Чтение первого четверостишия.

- Расскажите о ваших представлениях.

(Очень светло. Стоит березка в желтой листве, которая блестит на солнце.)

- Каким цветом вы бы могли раскрасить первый квадрат? (Желтым или золотым).

Чтение второго четверостишия.

- Какую картину вы представили, читая это четверостишие?

(На рябине и калине красные ягоды на деревьях, много птиц, под окошком бардовые георгины).

- Каким бы цветом вы бы раскрасили второй квадрат?

Чтение третьего четверостишия.

- Каким цветом можно раскрасить этот квадрат?

(Наверное, разноцветным, так как листья они и желтые и красные, а оранжевые и зеленые).

Чтение четвертого четверостишия и последних строчек.

-Что вы представляли, читая это четверостишие?

- Дома вы еще раз прочитаете его целиком, соблюдая ритм, передавая настроение.

XV. Выполнение заданий в тетради.

- Рассмотрите модели обложек и скажите, какая модель соответствует стихотворению Евгении Трутневой «Осень».

- А остальные? 

XVI. Домашнее задание.

- Дома вы нарисуете рисунки к понравившемуся произведению, для создания классной книжки-малышки.

Дифференцированное задание.

Первая группа (слабо читающие дети) читают сказку Э.Шима по ролям, выполняют задание в учебнике;         

вторая группа (хорошо читающие дети) учат стихотворение наизусть, выполняют задание в тетради.

XVII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Понравился ли вам урок?

- С какими произведениями мы познакомились?

- Какие задания показались вам наиболее интересными?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение 3 класс. Школа России. 2 -я четверть. И.А.Крылов "Ворона и Лисица"

На уроке испоьзованы элементы драматизации с привлечением учеников другого класса....

«Е.Трутнева «Осень», Э.Шим «Белка и Ворон»

Разработка урока по литературному чтению для 2 класса....

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Э. Шим "Белка и Ворон". Е. Трутнева "Осень" УМК "Начальная школа XXI века"

Знакомство с произведением Э Шима "Белка и Ворон": самостоятельное чтение учащимися текст, анализ сказки, чтение по ролям, характеристика героев.Знакомство со стихотворением Е. Трутневой "Осень": рабо...

Конспект урока по литературному чтению в 1-м классе на тему: "Стихи о природе. Е.Трутнева "Когда это бывает?"

Учебные задачи:1.      Формировать умение слышать художественное слово.2.      Проверить знание произведений из круга чтения.3....

Открытый урок по литературному чтению во 2 классе на тему:Э. Шим "Белка и Ворон"

Цели:образовательные:обобщить, привести в систему знания детей, полученные при чтении произведений по теме “Уж небо осенью дышало”учить детей восприятию литературного произведения как прои...

Разработка урока литературного чтения. 2 класс. Тема "Сравнение литературных произведений «Ворон и лисица» Эзопа и «Ворона и лисица» И.А.Крылова"

Подробный конспект урока. Целеполагание. Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность обучающихся...