Главные вкладки

    План-конспект урока по чтению (3 класс) на тему:
    Урок литературного чтения УМК «Гармония», 3 класс Тема: «Добрый клен», «Озеро», Ю.Ф. Ярмыш.

    Бобринева Лариса Алексеевна

    Конспект открытого урока литературного чтения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_literaturnogo_chteniya_3_klass.docx26.71 КБ

    Предварительный просмотр:

                          Урок литературного чтения

                           УМК «Гармония», 3 класс

    Тема: «Добрый клен», «Озеро»,  Ю.Ф. Ярмыш.

    Цель: совершенствование навыка смыслового чтения, определение главной мысли произведения.

    Планируемые результаты:

    Предметные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели,  смысловое чтение,  извлечение необходимой информации из текстов различных жанров,  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    Регулятивные: целепологание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и того, что ещё неизвестно,  прогнозирование результата.

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановке вопросов к тексту, поиске и сборе информации.

    Личностные: воспитание нравственных черт характера, ознакомление с нормами морали через принятие нагрузки художественного произведения, воспитание взаимоуважения, умения работать дружно, согласовано.

                                       Ход урока:

    Организационный момент.

    - Поздоровайтесь с нашими гостями. Проверьте все ли готово к уроку ( учебник, словарик качеств характера, ручка, дневник, творческие тетради.)

    Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.

    - Как называется раздел, который мы изучаем?

    - С какими произведениями мы уже познакомились? Прочитайте или назовите главную мысль сказки «Два брата».

    - Подумайте, почему у народов Эстонии и Латвии есть сказки с одинаковыми сюжетами и моралью?

    - У вас было творческое задание, придумать сказку,  построенную по схеме народов Прибалтики. Познакомьте нас со своей «пробой пера». (2-3 ученика)

    - На кого из героев своих сказок вы хотите быть похожи? Почему?

    Постановка целей урока. Мотивация.

    - Скажите, что вам известно о Г.Х. Андерсене? Какие сказки он написал? Если вы знаете такое большое количество его сказок, наверное они интересные и понравились вам. Да?

    - А верите ли вы в то, что есть еще один Андерсен ? Хотите познакомиться?

                                                        Слайд 1.

    В 1935 году в городе Днепродзержинске в Украине родился Юрий Федосеевич Ярмыш. Своё творчество Юрий Федосеевич начинал со стихотворений. Когда ему было 15 лет его стихотворения опубликовались в журналах и газетах города Киева. Но потом он перешёл на прозу и больше всего любил писать сказки. Ярмыш много путешествовал, он побывал в Англии, Канаде, США, на Балканах, несколько раз был в Индии. Как сказочник Юрий Федосеевич известен не только в нашей стране, но и за рубежом. У него более 50 сборников сказок и все они переведены на 15 языков мира, их любят взрослые и дети многих стран. Коллеги – писатели и поэты называют его «украинский Андерсен».

    - Дети, вы хотите почитать сказки «украинского Андерсена» - Юрия Ярмыша?

                                               Слайд 2.

    - Тема нашего урока: Сказки Ю. Ярмыша «Добрый клён», «Озеро».

    - Назовите, какие отрицательные качества затрагивались в прибалтийских сказках?

    - Как вы думаете, зло, жадность, зависть – это все отрицательные качества, которые могут быть у человека или нет?

    - О чем хотите узнать на сегодняшнем уроке?

                                         Слайд 3.

    Познакомимся с новыми произведениями, будем правильно и выразительно читать, находить главную мысль произведения, давать характеристику героям и оценку их поступкам.

    Мы будем учиться доброте и щедрости одних героев и постараемся не быть похожими на других, узнаем, как важно уметь дорожить дружбой.

            Работа по теме урока. Создание проблемной ситуации.

    1.Работа по учебнику стр. 49.

    - Прочитайте название первого произведения.

    - Предположите, о чем оно? Перед чтением, выясним лексическое значение некоторых слов.

                                    Слайд 4.

    Плющ, ползучий, оплели, хилый.

    / ответы детей/

                                    Слайд 5.

    Плющ – вьющееся растение, которое в длину может достигать до 20 метров. Он часто в природе вьется по растениям. Растет в Средней Азии, на Кавказе, в Крыму, на территории России и даже у нас в Понырях встречается разновидность плюща. Вы все его видели, просто не знаете название. Мы обязательно весной во время экскурсии рассмотрим это растение. Плющ цветет с августа по сентябрь.

    Ползучий – передвигающийся ползком; ползающий; стелющийся по земле, расползающийся: ползучие растения.

    Оплетать – обвивать, чем- либо гибким; переплетаясь, покрывать собою( о ветвях, стеблях).

    Хилый – тот, кто слаб, немощен, болезненный.

    2. Первичное чтение.

    - Прочитайте самостоятельно «жужжащим чтением», будьте, пожалуйста, внимательными и вдумчивыми читателями. Приступаем.

    - Оправдались чьи-либо предположения?

    - Можно ли отношения героев назвать дружбой?

    3. Проверка первичного восприятия.

    - Назовите героев сказки.

    - Расскажите, каким изображен Плющ в начале истории? Как его называет автор? Докажите словами текста.   А в конце?

    - Каким,  показан Клен в начале? А затем? Докажите.

    - Найдите в тексте слова – им. Существительные, которыми автор называет Плющ. /приятель, сосед/

    - Приятель – это друг? /близкий, дружески расположенный знакомый/

    - Каким приятелем Юрий Ярмыш называет Плющ? /ползучий приятель/

    - С кем, с чем у вас ассоциируется слово ползучий?

    - Кто такой сосед? /человек, который живет рядом, находится вблизи,/

    - Вы друг для друга являетесь соседями по …парте

    -Как по вашему,  должны жить соседи?

    - Можно Плющ назвать соседом Клена?

    - Докажите словами текста, что соседство Клена и Плюща не было по настоящему соседским?

    - клен почувствовал, что новый сосед сжимает его, не дает расти;

    - тонкие ветки Ростка мелкой листвой крепко оплели ствол;

    - слушай, ты не даешь мне дышать;

    4. Работа в парах.

    - Сейчас вы будите работать со своими соседями, парами. Приготовьте словарики- характеристики качеств. Откройте тетради. Вам надо дать характеристику героям. 1 ряд – Плющу. 2 – Клёну. 3 -  Мальчикам.

    - Не забывайте, что вы работаете вдвоем согласовано, дружно, договоритесь, кто будет писать, кто отвечать. Как будите готовы просигнальте. Начали.

    / ответы детей/

    5. Выразительное чтение по ролям.

    - Читают по ролям актеры и артисты. Подготовимся.

    - Каким был Плющ в начале? Как передадим голосом, интонацией, темпом, тембром?

    - Как прочитаем слова Клена при знакомстве с Ростком?

    - Что изменится по ходу сказки?

    - Чьи ещё слова есть? /автора/

    - Молодцы! Умнички,  мои! Похвалите себя.

    - Вернемся к нашему важному вопросу: Можно ли отношения Плюща и Клена назвать дружбой?

    - Что такое дружба? Где узнаем точное определение? Кто –то работает со словарем, а другие просматривают найденную дома информацию.

    - Так, что такое дружба?

                                        Слайд 6.

    Дружба – это

    - Был ли наказан Плющ? Вы считаете, это справедливо?

    - Что Плющ хотел сказать словами: «Тот, кто помогает мне, сам погибает»?

    - Как вы думаете, он знал заранее, что Клен погибнет?

    Плющ знал, что клен погибнет потому, что  Значит в самом начале знакомства, при рождении дружбы плющ уже обманул клена. Должны так поступать настоящие друзья?

    - Можно ошибиться в выборе друга? Оказывается можно! Будьте осторожны и внимательны в выборе друзей!

    - Какая главная мысль сказки? /на добро отвечают добром/

                             Физкультминутка

    Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.) 
    Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.) 
    Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.) 
    Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.) 

    6. Самостоятельная работа

    - У нас есть еще одна сказка «Озеро». Прочитайте произведение самостоятельно и дайте ответ на вопрос:

    - Почему авторы учебника поместили эти сказки  в один урок? /герои сказок не умеют ценить дружбу/

    - Подумайте, какие вопросы вы можете составить по содержанию?

    / герои сказки, почему озеро поссорилось с ручейками, почему ручейки послушались озеро, к чему привела ссора?/

    - Почему названия растений и названия водных объектов написаны с большой буквы?

    - Как вы думаете Юрий Ярмыш в своих сказках написал о растениях, озере и ручейках? /нет, о людях, под ними он подразумевает людей/

    -Какой литературный прием использовал автор? /Олицетворение, когда изображаются животные или растения, которые думают, чувствуют.

    - Чему хотел научить нас автор?

     / не может быть дружбы, если кто – то извлекает из неё пользу;

    друзьям вместе должно быть хорошо;

     на добро отвечают добром/

    - Вот мы и разрешили главный вопрос6 Какой же должна быть настоящая дружба?

                                       Слайд 7.

    Дружба – должна быть доброй, верной, честной, бескорыстной. Она не должна основываться на корысти, на личной выгоде, лицемерии, на лжи и неискренности.

    Нет друга -  ищи, а нашёл -  береги.

    7. Итог урока.

    - Сказки, какого автора мы читали? Какая это сказка? А до сегодняшнего урока были сказки, какие? Народ, каких стран сохранил – это устное творчество?

    - Часто даже в повседневной жизни мы используем в речи русские народные пословицы и поговорки. Смотрите, как интересно получилось!

                                   Слайд 8.

    Дружба – Украина, Россия, Эстония, Латвия…

    - Каждый народ в своем творчестве издавна затрагивал тему – дружба, друзья. Как вы думаете в других странах, у других народов есть какие- то свои правила, законы, принципы настоящей дружбы?

    - Я предлагаю подтвердить свои предположения, обратившись к содержанию нашего учебника. Каким еще народам важна эта тема и авторы включили их произведения в круг нашего чтения? И это, конечно не все произведения и не всех народов, эта тема во все времена важна и востребована.

                                      Рефлексия.

    - Послушайте стихотворение о дружбе и друзьях.

    - У вас на столах лежит разрезной материал, рассмотрите его, прочитайте  и выберите для себя, то важное и нужное, что поможет вам стать настоящими друзьями и научит дружить, и ценить дружбу.

    /ответы детей/

                           Домашнее задание. /по выбору/

    1. Сочините сказку, героями, которой будут животные, проиллюстрируйте её и оформите, как книжку-малышку или раскладушку.
    2. Прочитайте в учебнике узбекскую сказку «Черепаха и скорпион» и напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему люди не всегда умеют дружить»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: Н.Н. Носов. "Федина задача"

    Данный урок литературного чтения формирует у детей читательскую самостоятельность, развивает образное и логическое мышление, расширяет кругозор школьников. Разнообразные виды деятельности развивают...

    УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ.Тема: Г. Цыферов «Тайна запечного сверчка».

    Урок на  тему "Наполним музыкой сердца" посвящён творчеству великого композитора В.А. Моцарта....

    Урок литературного чтения в 3 классе.Тема урока: "М. Пришвин.Золотой луг"

    Урок литературного чтения в 3 классе по программе "Школа 2100". Тема урока: "М. Пришвин. Золотой луг". Авторы-составители книги для чтения " В одном счастливом детстве" Р.Н. Бунеев и Е.В.Бунеева. Урок...

    Урок литературного чтения в 3 классе. Тема урока: Почему люди фантазируют. С.Козлов «Звуки и голоса» Программа: УМК «Перспективная начальная школа»

    Урок предъявления новых знаний подготовлен и проведен с позиции системно-днятнльностного подхода...

    презентация Урока литературного чтения в 3 классе. Тема: Добро и зло в разных литературных жанрах

    УМК: «Планета Знаний»Автор учебника: Э.Э. Кац Тип урока: урок закрепления- обобщения.Педагогические технологии: проблемно- диалогический урок....

    Урок литературного чтения в 3 классе Тема урока: «Александр Иванович Куприн «Барбос и Жулька»

    На свете множество собак-И на цепи и просто так:Собак служебных - пограничных,Дворовых «шариков» обычных,И молодых пугливых шавок,Что тявкать любят из-под лавок,И тех изнеженных болонок,Чей нос курнос...