Урок литературного чтения УМК «Гармония», 3 класс Тема: «Добрый клен», «Озеро», Ю.Ф. Ярмыш.
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Бобринева Лариса Алексеевна

Конспект открытого урока литературного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_3_klass.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

                      Урок литературного чтения

                       УМК «Гармония», 3 класс

Тема: «Добрый клен», «Озеро»,  Ю.Ф. Ярмыш.

Цель: совершенствование навыка смыслового чтения, определение главной мысли произведения.

Планируемые результаты:

Предметные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели,  смысловое чтение,  извлечение необходимой информации из текстов различных жанров,  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: целепологание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и того, что ещё неизвестно,  прогнозирование результата.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановке вопросов к тексту, поиске и сборе информации.

Личностные: воспитание нравственных черт характера, ознакомление с нормами морали через принятие нагрузки художественного произведения, воспитание взаимоуважения, умения работать дружно, согласовано.

                                   Ход урока:

Организационный момент.

- Поздоровайтесь с нашими гостями. Проверьте все ли готово к уроку ( учебник, словарик качеств характера, ручка, дневник, творческие тетради.)

Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.

- Как называется раздел, который мы изучаем?

- С какими произведениями мы уже познакомились? Прочитайте или назовите главную мысль сказки «Два брата».

- Подумайте, почему у народов Эстонии и Латвии есть сказки с одинаковыми сюжетами и моралью?

- У вас было творческое задание, придумать сказку,  построенную по схеме народов Прибалтики. Познакомьте нас со своей «пробой пера». (2-3 ученика)

- На кого из героев своих сказок вы хотите быть похожи? Почему?

Постановка целей урока. Мотивация.

- Скажите, что вам известно о Г.Х. Андерсене? Какие сказки он написал? Если вы знаете такое большое количество его сказок, наверное они интересные и понравились вам. Да?

- А верите ли вы в то, что есть еще один Андерсен ? Хотите познакомиться?

                                                    Слайд 1.

В 1935 году в городе Днепродзержинске в Украине родился Юрий Федосеевич Ярмыш. Своё творчество Юрий Федосеевич начинал со стихотворений. Когда ему было 15 лет его стихотворения опубликовались в журналах и газетах города Киева. Но потом он перешёл на прозу и больше всего любил писать сказки. Ярмыш много путешествовал, он побывал в Англии, Канаде, США, на Балканах, несколько раз был в Индии. Как сказочник Юрий Федосеевич известен не только в нашей стране, но и за рубежом. У него более 50 сборников сказок и все они переведены на 15 языков мира, их любят взрослые и дети многих стран. Коллеги – писатели и поэты называют его «украинский Андерсен».

- Дети, вы хотите почитать сказки «украинского Андерсена» - Юрия Ярмыша?

                                           Слайд 2.

- Тема нашего урока: Сказки Ю. Ярмыша «Добрый клён», «Озеро».

- Назовите, какие отрицательные качества затрагивались в прибалтийских сказках?

- Как вы думаете, зло, жадность, зависть – это все отрицательные качества, которые могут быть у человека или нет?

- О чем хотите узнать на сегодняшнем уроке?

                                     Слайд 3.

Познакомимся с новыми произведениями, будем правильно и выразительно читать, находить главную мысль произведения, давать характеристику героям и оценку их поступкам.

Мы будем учиться доброте и щедрости одних героев и постараемся не быть похожими на других, узнаем, как важно уметь дорожить дружбой.

        Работа по теме урока. Создание проблемной ситуации.

1.Работа по учебнику стр. 49.

- Прочитайте название первого произведения.

- Предположите, о чем оно? Перед чтением, выясним лексическое значение некоторых слов.

                                Слайд 4.

Плющ, ползучий, оплели, хилый.

/ ответы детей/

                                Слайд 5.

Плющ – вьющееся растение, которое в длину может достигать до 20 метров. Он часто в природе вьется по растениям. Растет в Средней Азии, на Кавказе, в Крыму, на территории России и даже у нас в Понырях встречается разновидность плюща. Вы все его видели, просто не знаете название. Мы обязательно весной во время экскурсии рассмотрим это растение. Плющ цветет с августа по сентябрь.

Ползучий – передвигающийся ползком; ползающий; стелющийся по земле, расползающийся: ползучие растения.

Оплетать – обвивать, чем- либо гибким; переплетаясь, покрывать собою( о ветвях, стеблях).

Хилый – тот, кто слаб, немощен, болезненный.

2. Первичное чтение.

- Прочитайте самостоятельно «жужжащим чтением», будьте, пожалуйста, внимательными и вдумчивыми читателями. Приступаем.

- Оправдались чьи-либо предположения?

- Можно ли отношения героев назвать дружбой?

3. Проверка первичного восприятия.

- Назовите героев сказки.

- Расскажите, каким изображен Плющ в начале истории? Как его называет автор? Докажите словами текста.   А в конце?

- Каким,  показан Клен в начале? А затем? Докажите.

- Найдите в тексте слова – им. Существительные, которыми автор называет Плющ. /приятель, сосед/

- Приятель – это друг? /близкий, дружески расположенный знакомый/

- Каким приятелем Юрий Ярмыш называет Плющ? /ползучий приятель/

- С кем, с чем у вас ассоциируется слово ползучий?

- Кто такой сосед? /человек, который живет рядом, находится вблизи,/

- Вы друг для друга являетесь соседями по …парте

-Как по вашему,  должны жить соседи?

- Можно Плющ назвать соседом Клена?

- Докажите словами текста, что соседство Клена и Плюща не было по настоящему соседским?

- клен почувствовал, что новый сосед сжимает его, не дает расти;

- тонкие ветки Ростка мелкой листвой крепко оплели ствол;

- слушай, ты не даешь мне дышать;

4. Работа в парах.

- Сейчас вы будите работать со своими соседями, парами. Приготовьте словарики- характеристики качеств. Откройте тетради. Вам надо дать характеристику героям. 1 ряд – Плющу. 2 – Клёну. 3 -  Мальчикам.

- Не забывайте, что вы работаете вдвоем согласовано, дружно, договоритесь, кто будет писать, кто отвечать. Как будите готовы просигнальте. Начали.

/ ответы детей/

5. Выразительное чтение по ролям.

- Читают по ролям актеры и артисты. Подготовимся.

- Каким был Плющ в начале? Как передадим голосом, интонацией, темпом, тембром?

- Как прочитаем слова Клена при знакомстве с Ростком?

- Что изменится по ходу сказки?

- Чьи ещё слова есть? /автора/

- Молодцы! Умнички,  мои! Похвалите себя.

- Вернемся к нашему важному вопросу: Можно ли отношения Плюща и Клена назвать дружбой?

- Что такое дружба? Где узнаем точное определение? Кто –то работает со словарем, а другие просматривают найденную дома информацию.

- Так, что такое дружба?

                                    Слайд 6.

Дружба – это

- Был ли наказан Плющ? Вы считаете, это справедливо?

- Что Плющ хотел сказать словами: «Тот, кто помогает мне, сам погибает»?

- Как вы думаете, он знал заранее, что Клен погибнет?

Плющ знал, что клен погибнет потому, что  Значит в самом начале знакомства, при рождении дружбы плющ уже обманул клена. Должны так поступать настоящие друзья?

- Можно ошибиться в выборе друга? Оказывается можно! Будьте осторожны и внимательны в выборе друзей!

- Какая главная мысль сказки? /на добро отвечают добром/

                         Физкультминутка

Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.) 
Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.) 
Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.) 
Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.) 

6. Самостоятельная работа

- У нас есть еще одна сказка «Озеро». Прочитайте произведение самостоятельно и дайте ответ на вопрос:

- Почему авторы учебника поместили эти сказки  в один урок? /герои сказок не умеют ценить дружбу/

- Подумайте, какие вопросы вы можете составить по содержанию?

/ герои сказки, почему озеро поссорилось с ручейками, почему ручейки послушались озеро, к чему привела ссора?/

- Почему названия растений и названия водных объектов написаны с большой буквы?

- Как вы думаете Юрий Ярмыш в своих сказках написал о растениях, озере и ручейках? /нет, о людях, под ними он подразумевает людей/

-Какой литературный прием использовал автор? /Олицетворение, когда изображаются животные или растения, которые думают, чувствуют.

- Чему хотел научить нас автор?

 / не может быть дружбы, если кто – то извлекает из неё пользу;

друзьям вместе должно быть хорошо;

 на добро отвечают добром/

- Вот мы и разрешили главный вопрос6 Какой же должна быть настоящая дружба?

                                   Слайд 7.

Дружба – должна быть доброй, верной, честной, бескорыстной. Она не должна основываться на корысти, на личной выгоде, лицемерии, на лжи и неискренности.

Нет друга -  ищи, а нашёл -  береги.

7. Итог урока.

- Сказки, какого автора мы читали? Какая это сказка? А до сегодняшнего урока были сказки, какие? Народ, каких стран сохранил – это устное творчество?

- Часто даже в повседневной жизни мы используем в речи русские народные пословицы и поговорки. Смотрите, как интересно получилось!

                               Слайд 8.

Дружба – Украина, Россия, Эстония, Латвия…

- Каждый народ в своем творчестве издавна затрагивал тему – дружба, друзья. Как вы думаете в других странах, у других народов есть какие- то свои правила, законы, принципы настоящей дружбы?

- Я предлагаю подтвердить свои предположения, обратившись к содержанию нашего учебника. Каким еще народам важна эта тема и авторы включили их произведения в круг нашего чтения? И это, конечно не все произведения и не всех народов, эта тема во все времена важна и востребована.

                                  Рефлексия.

- Послушайте стихотворение о дружбе и друзьях.

- У вас на столах лежит разрезной материал, рассмотрите его, прочитайте  и выберите для себя, то важное и нужное, что поможет вам стать настоящими друзьями и научит дружить, и ценить дружбу.

/ответы детей/

                       Домашнее задание. /по выбору/

  1. Сочините сказку, героями, которой будут животные, проиллюстрируйте её и оформите, как книжку-малышку или раскладушку.
  2. Прочитайте в учебнике узбекскую сказку «Черепаха и скорпион» и напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему люди не всегда умеют дружить»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс Тема: Добро и зло"

Тема урока Добро и зло.ПредметОсновы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики»Класс4 классФедеральный округ РоссииРоссийская ФедерацияГород/поселениеСанкт-Петербу...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «Поход в «Музейный дом» А. Мещерский «У лесного озера». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование умения делать выводы о характере героя, его интересах, опираясь на высказывания и поступки; проведение сравнительного анализа мироощущений героев поэтическ...

Конспект урока литературного чения 3 класс. Тема: "Тема урока: Ю. Ермолаев «Проговорился»" УМК "Школа России"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема урока: Ю. Ермолаев «Проговорился»Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с биографией Ю.Ермолаева и с произведением Ю.Ермолаева «П...

Конспект урока литературного чения 3 класс. Тема: "Тема урока: Н.Н. Носов «Телефон»" УМК "Школа России"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Н.Н. Носов «Телефон»Цели деятельности учителя: расширение знаний учащихся о жизни и творчестве Н.Н.Носова; ознакомление учащихся с расска...

Конспект открытого урока литературного чтения . 3 класс.Тема: "Тема добра в произведении К.Г.Паустовского "Растрепанный воробей" (2 урок)

Цель урока:создать условия для формирования умения осмысленногочтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского и понимания поступков героев. Через весь урок красной нитью про...