Главные вкладки

    План-конспект урока по чтению (3 класс) на тему:
    Конспект урока литературного чтения по теме «Стихотворения С.А. Есенина о Родине»

    Бобринева Лариса Алексеевна

    Произведения русских поэтов всегда занимали особое место в литературном чтении. Красота природы, Родины, образ русского народа - это все в стихотворениях С.Есенина о Родине.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл liter.chtenie_esenin.docx23.97 КБ

    Предварительный просмотр:

                    Конспект урока литературного чтения

                                           по теме

          «Стихотворения   С.А. Есенина о Родине»

    МКОУ «Поныровская средняя общеобразовательная школа »

                       учитель 3 «а» класса Бобринева Л.А.

                                                                                                                                                                                                                                   

             Цели: познакомить детей с жизнью и творчеством С. Есенина; формировать умение выразительно читать стихотворения, видеть самого автора в данных стихотворениях, выделять главную мысль; воспитывать интерес к творчеству С. Есенина и любовь к Родине; обогащать словарный запас, речь учащихся, внимание; побуждать учеников в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к томику стихотворений поэта.

    Развивающая: развивать внимание к художественному слову, Развивать речь.

    Воспитывающая: формирование глубокого уважения к Родине.

    Оборудование: учебник литературного чтения для учащихся 3 класса по УМК « Начальная школа 21 век», рабочая тетрадь №2, проектор, ПК, колонки, сборник стихов    

    С.Есенина.

                                         ХОД УРОКА:

    Оргмомент. Эмоциональный настрой.

    -Возьмите друг друга за руки. Чувствуете теплоту руки товарища? А теперь положите руку друг другу на плечо. Думаю, что плечо надёжное.

     

    Я шла по улице, я всматривалась в лица.

    Хотела о людях больше узнать,

    Но люди шли, смотря себе под ноги,

    На улице был лёд, боялись все упасть.

    Не видно глаз людских, все скованы и сжаты,

    А ведь внутри они совсем не те...

    Боимся мы смотреть в глаза друг друга,

    Боимся людям тайны доверять,

    Но надо постараться жить открыто,

    В друзьях поддержку надо нам искать,

    Друг другу в жизни надо помогать.

    -Мы живём среди людей. Окружающие нас люди..., о чем они думают, чем живут? Каждый человек и его жизнь загадка. Есть такое старое высказывание: «Жизнь ценится не за длину»

    1. Актуализация опорных знаний.

    - запись на доске:1925

                                -  1895

    • На Кавказе говорят : «30 лет человек должен учиться, 30 лет путешествовать и 30 лет писать, рассказывая людям всё, что он увидел, узнал и понял».
    • Сколько же это получается лет?
    • Я всем присутствующим сегодня желаю долгих лет жизни.
    • А вот 30 лет - это много или мало для жизни?
    • Можно ли за такой короткий срок оставить о себе добрый след, светлую память?

    1. Работа с моделями в парах.

    -Сейчас вы послушаете отрывки . Работать будете парами, вам надо определить жанр и тему прослушанного произведения. Во время работы сразу договоритесь, кто будет давать ответ.

    - Как будите определять жанр?

    - Как определите тему?  

    - СЛАЙД 1.( о Родине)

    -СЛАЙД 2. ( о природе)

    - СЛАЙД 3.( о животных)

    - СЛАЙД 4.( о матери)

    1. Вывод : СЛАЙД 5.( схема)

        семья    Россия   Родной край

                 природа                   животные

    • Итак, автор этих стихотворений был очень разносторонний поэт. Его произведения доступны и понятны детям вашего возраста, старшим школьникам. Я точно знаю, что многие из гостей очень любят творчество этого автора.

    -  Дети, кому знакомы прочитанные строки? Кто их автор? А вы хотите это узнать?

    5.РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

                        СЛАЙД 6.(портрет С. Есенина)

    • Сергей Александрович Есенин - русский народный поэт.
    • Сам Сергей Есенин говорил о себе так:

                        Худощавый и низкорослый,

                        Средь мальчишек всегда герой,

                        Часто, часто с разбитым носом

                        Приходил я к себе домой.

    • Перечитайте этот отрывок, что интересного, важного мы узнаём из прочитанного об авторе?
    • Сергей Александрович родился 25 сентября 1895 года в селе Константиново под Рязанью, на берегу реки Оки. Отец - Александр Никитич много работал в Москве, мать - Татьяна Фёдоровна занималась воспитанием троих детей . У Сергея Есенина было две сестры- Екатерина и Сашенька.

                              СЛАЙД 7.(семья поэта)

    • Продолжить знакомиться с биографией поэта нам помогут ученики нашего класса, у которых было «секретное» домашнее задание.

                            СЛАЙД 8. (мать Есенина)

    • Наделённая от природы большим умом, красотой, чудесным песенным даром, мама Сергея Есенина - Татьяна Фёдоровна обладала редким мастерством исполнения русских народных песен. Каких только она не знала: и шуточные, и величальные, и игровые, и обрядовые. Любую работу она выполняла с песней. Даже рассказывая детям сказки, она обязательно пела.

    • Раннее детство поэта прошло в доме дедушки - Фёдора Андреевича Титова. У дедушки было трое взрослых сыновей. Каждый из них по-своему занимался с мальчиком. Дяди учили мальчика плавать, обучали верховой езде на лошади, брали с собой на охоту.

                         СЛАЙД 9. ( деревня Константиново)

    • По настоянию деда Сергей Есенин начал изучать грамоту по церковным книгам с 5 лет. Он любил читать книги всю свою жизнь. В школу пошёл с 9 лет и тогда же начал писать свои первые стихи. Окончил школу Есенин с похвальным листом.

    • Поблагодарим наших одноклассников за такие интересные сообщения.

                       СЛАЙД 10.( высказывание)

    • Сергей Есенин часто повторял: « Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины основное в моём творчестве. Нет поэта без Родины»

    6.ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.

    • Какие слова повторяются в высказывании автора?
    • Предположите, какой будет тема нашего урока?
    • Россия для поэта была самой большой любовью в жизни.
    • Скажите, а кого и что любите вы?
    • В стихотворении « Русь Советская» Сергей Есенин заявляет, что весь свой талант, всё, что у него есть, он направит на воспевание своей Родины. Это стихотворение большое по объёму, авторы нашего учебника поместили только конец стихотворения.
    • Прежде, чем начать работать над стихотворением, давайте вспомним, что такое лирика?
    • Лирика-это поэзия, которая изображает, передаёт внутренний мир души, чувства, настроение.

    7.РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ.

    • Учебник стр.58. Читает учитель.
    • Какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение?
    • Перечитайте стихотворение, отметьте слова или выражения, которые вам не понятны.
    • Пройдет вражда племён- народы разных национальностей перестанут враждовать и на планете наступит мир.
    • Воспевать- славить.
    • Шестая часть — площадь России.
    • В каких словах слышится гордость поэта за свою Родину?

    • ПОДГОТОВКА К ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ.
    • С каким чувством по вашему мнению мы должны читать это стихотворение?
    • О вражде, лжи и грусти с чувством тревоги, печали.
    • Воспевать- с чувством гордости.
    • В каком темпе мы будем читать данное произведение: быстро или неторопливо? (неторопливо, потому что надо показать, как поэт воспевает Русь.)
    • Где будем делать небольшие паузы? (в конце каждой строки и там, где стоят знаки препинания)
    • Мы подготовились к выразительному чтению, кто попробует прочитать этот отрывок. ( читают 3 ученика, одноклассники слушают и оценивают, что удалось, а что нет )
    • стр.59, вопрос №2.
    • гордость — я буду воспевать....
    • грусть — пройдёт вражда...

    ЗНАКОМСТВО СО 2 ОТРЫВКОМ.

    • Этот отрывок из стихотворения « Гей, ты, Русь, моя родная...»
    • чтение учителем.
    • Прочитайте самостоятельно.
    • Всё ли понятно? Как понимаете слово рать?(большое войско)
    • Подберите синоним к слову кинь.
    • Что обозначает слово Рай?
    • Мы повторяли требования выразительного чтения — кто попробует прочитать?
    • Всё ли удалось при чтении?
    • Сейчас прочитайте отрывок очень внимательно, это поможет вам выполнить задание в тетради.

    8.РАБОТА В ТЕТРАДИ.

    • ТПО, стр.36, задание №1.
    • Как называется задание? Что в нём надо сделать?
    • Закройте учебники, выполните самостоятельно.
    • ПРОВЕРКА.
    • Какие слова вставили? (Русь, Родину)
    • Какие рифмы нашли?

                        ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    Руки, как ветки,

    А мы как березки,

    Теперь мы как будто в лесу.

    Мы руки поднимем,

    Березки обнимем,

    Снежинки вплетем ей в косу,

    Сейчас в хоровод вместе дружно мы станем,

    Эпитеты мы подберем.

    Нам мячик поможет,

    Из слов нежных самых

    Веночек березке сплетем.

    9.РАБОТА С ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ.

    • Откройте учебник, стр.58
    • К какому отрывку подходит иллюстрация?
    • Почему вы так решили?

    • Для С. Есенина Россия — благодатный край земли. Православные русские люди не мыслили жизнь без Бога и вместе с деревнями строили храмы в каждом селе. Крест — это очищение, от него как от божественного источника изливаются различные дани благодати и спасение душ наших.
    • Скажите, а что для вас значит слово Родина, Россия?
    • В чём, в каких поступках, делах человек может доказать, проявить свою любовь к Родине?

    10. СРАВНЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ.

    • Какой общей темой объединены, связаны эти два стихотворения?
    • Докажите словами текста.

    • Ребята, вы знаете, что на уроках мы часто кроме учебника пользуемся дополнительной литературой. И сегодня мне бы хотелось «выйти» за рамки нашего учебника. Прочитайте ещё один отрывок их стихотворения С. Есенина.

                                   СЛАЙД 11.

    • О Русь — малиновое поле

    И синь упавшая в реку,

    Люблю до радости и боли

    Твою озёрную тоску.

    Холодной скорби не измерить,

    Ты на туманном берегу,

    Но не любить тебя, не верить -

    Я научиться не могу.

    • Понравилось ли стихотворение? Чем?
    • Все ли слова понятны?
    • Какие краски использует поэт?
    • Что хотел Есенин показать нам этим стихотворением? (красоту природы Руси, любовь к Родине)
    • Какие средства художественной выразительности использует автор в этом стихотворении?(эпитеты, олицетворение)
    • Назовите эпитеты; олицетворение.
    • Перечитайте ещё раз в пол - голоса, найдите основную мысль.

    11.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

    • Вспомните из полученной сегодня информации, о чём писал С. Есенин?
    • Скажите, а почему изучение нового раздела мы начали именно со стихотворений о Родине? (Родина — это «начало» каждого человека.)

    12. РЕФЛЕКСИЯ.

    -Понравился ли вам наш урок? Чем? Что именно понравилось?

    -Мы попробовали с вами войти в удивительный мир поэзии С. Есенина. Это очень интересно, хотя и непросто. Возможно, в душе у вас будет свой Есенин. Ведь душа поэта - это вечность. Сергей Александрович прожил всего30 лет, но след, оставленный им в поэзии неизгладим. Людям этой земли он дарил самоцветы своей души. Поэт любил так, как мог любить только поэт.

              Всё начинается с любви

              И озаренье, и работа,

              Глаза цветов, глаза ребёнка-

              Всё начинается с любви.

             

              Всё начинается с любви:

              С любви! Я это точно знаю

              Мечта и страх: тоска и подвиг-

              Всё начинается с любви.....

    С любви к родителям и близким, с любви к природе, к Родине большой и малой.

    13. Дом. Задание: стихотворение по выбору наизусть.

    -Спасибо за урок, вы меня и всех остальных сегодня порадовали.

       

         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока литературного чтения по теме "Картины осенней природы в стихотворении А.С.Пушкина"

    Технология формирования типа правильной читательской деятельности...

    Конспект урока литературного чтения по теме "А.П.Платонов "Любовь к Родине, или Путешествие воробья"

    Конспект урока литературного чтения  в 4 классе по теме "А.П.Платонов "Любовь к Родине, или Путешествие воробья" по программе "Начальная школа 21 века"...

    План-конспект урока литературного чтения по теме «А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сюжетная линия сказки»

    Цели урока:Формировать умение характеризовать поступки героя, формулировать мораль сказки.Обнаружить в сказке А. С. Пушкина сюжетную конструкцию, характерную для многих народных сказок.Развивать...

    Конспект урока литературного чтения по теме "В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе". 4-й класс

    Урок литературного чтения по теме "В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе". 4-й класс Цель урока:  познакомить учащихся с произведением М. Гаршина "Сказка о жабе и розе".Презентаия к уроку прилаг...

    Конспект урока литературного чтения по теме В.М.Гаршин "Сказка о жабе и розе"

    Представлен первый урок по ознакомлению с произведением В,М. Гаршина "Сказка о жабе и розе" , УМК "Школа России"...

    Конспект урока литературного чтения по теме : "А.С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке".

    Цели:- познакомить детей с биографией А.С. Пушкина, его творчеством; - учить выделять главное, значимое;- учить мыслить самостоятельно;- формировать у детей умение выразительно и вдумчиво читать ...

    Конспект урока литературного чтения по теме: «Стихотворение И. Сурикова « Детство».

    Данная разработка поможет учителю начальных классов провести урок литературного чтения в 3 классе(Школа России)...