Изображение зимнего пейзажа по стихотворению А. С. Пушкина «Зимнее утро».
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

Кизоркина Нина Алексеевна

 - учить рисовать зимний пейзаж, используя линейную и воздушную перспективу;

 - учить сопоставлять словесные, музыкальные и живописные образы через работу над 

   репродукциями картин художников, музыкальные произведения, поэзию.

 - формировать умение использовать эмоциональное содержание цвета для передачи

   цветового решения рисунка;

 - формировать умение вести учебный диалог, развивать мотивационно- эмоциональную

    сферу учащихся;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по литературному чтению и изобразительному искусству. З класс.

Тема: «Изображение зимнего пейзажа по стихотворению А. С. Пушкина «Зимнее утро».

Цели:

 - учить рисовать зимний пейзаж, используя линейную и воздушную перспективу;

 - учить сопоставлять словесные, музыкальные и живописные образы через работу над  

   репродукциями картин художников, музыкальные произведения, поэзию.

 - формировать умение использовать эмоциональное содержание цвета для передачи

   цветового решения рисунка;

 - формировать умение вести учебный диалог, развивать мотивационно- эмоциональную

    сферу учащихся;

Задачи:

 - формировать у детей представление о ярких, контрастных, мягких цветовых решениях

    рисунка;

- расширить знания об эмоциональном содержании цвета;

 -развивать умение чувствовать и понимать значение цвета при восприятии произведений

  живописи;

- развивать способность чувствовать настроение произведения, передавать его в своих

  работах;

-учить использовать нужную цветовую гамму, оттенки для передачи эмоционального  

  содержания работы;

- воспитывать эстетический вкус, эмоциональность, аккуратность.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование.

 Для учителя:

 Произведения для анализа:

  • Литературные: А.С.Пушкин «Зимнее утро».
  • Изобразительного искусства: И.Э.Грабарь «Февральская лазурь», Б.М. Кустодиев «Масленица».
  • Музыкальные: Г.Свиридов « Метель», П.Чайковский «Времена года. Январь»

Наглядные пособия: слова-таблички «Элементы пейзажа», методическая таблица «Этапы изображения пейзажа», пособие для рефлексии.

Для учащихся: снежинка, «Словарь настроений», стих-ние А.С.Пушкина «Зимнее утро», палитра, баночка с водой, акварельные краски, кисти.

 Литература

  1. А.С. Пушкин Сборник стихотворений.
  2. Изобразительное искусство в начальных классах: пособие для учителя.
  3. И.Б. Шешко  Построение и перспектива рисунка.

План урока

  1. Организационный момент:

-проверка готовности класса к уроку.

2. Объяснение нового учебного материала:

-работа с живыми образами;

-вступительная беседа;

-анализ репродукций;

-анализ цветовой гаммы;

-анализ музыкального произведения;

-постановка задач урока;

-постановка проблемы;

-выведение темы по литературному произведению;

-анализ цветовой гаммы;

-выбор сюжета;

-определение последовательности выполнения.

3. Физкультминутка.

4. Самостоятельная работа учащихся:

-задачи работы;

-иструктаж по технике безопасности на рабочем месте;

-творческая деятельность.

5. Подведение итогов урока:

-закрепление нового материала;

-анализ творческих работ учащихся;

-оценивание;

-выставка работ.

6. Рефлексия.

7. Домашнее задание.

Ход урока

1.Организационный момент:

    Прозвенел звонок веселый.

    Вы начать урок готовы? (Да!)

    Будем думать, рассуждать

    И красиво рисовать!

2. Объяснение нового учебного материала:

 - Посмотрите какой чудесный сегодня денёк. Ясное голубое небо, земля покрыта пушистым снегом. Зима вступила в свои права.

-Именно о зиме сегодня будем говорить на уроке изобразительного искусства.

-Этим временем года восхищались многие писатели и поэты, композиторы и художники и каждый по своему показал зиму в своих произведениях.

-Посмотрите на репродукции картин русских художников И.Э.Грабаря и Б.М. Кустодиева.  

Зимняя природа очень часто встречается в работах великих художников.

-А как называется изображение уголка природы? (Пейзаж.)

-А вы можете предположить тему нашего урока? Чем мы будем сегодня заниматься? (рисовать зимний пейзаж )

Открываю на доске Изображение зимнего пейзажа

 

-Давайте снова обратимся к картинам.

-У художников зима изображена одинаково или по разному?

-Давайте сравним.

-Какое небо на картине И.Грабаря? (синее, имеет фиолетовые оттеки)

-Картина называется «Февральская лазурь». Лазурь- это светло-синий цвет или синева.

-Можем сказать, что небо лазурное? А на второй картине небо тоже лазурное? (нет)

-Какое? Какие имеет оттенки? (разовые, желтые)

-Зима у нас это, прежде всего снег. Какой цвет имеет снег? (белый)

-А на картинах он изображен чисто белым? (нет), Он имеет оттенки.

-Какие оттенки имеет снег на первой картине?

-А на второй?

-Небо как бы отражается на снегу. Снег буквально засыпал всю картину. Это придает ей торжественность праздничность. И свою картину художник назвал «Масленица», народ празднует этот весёлый светлый праздник.

-А какое настроение создают вам данные картины?

-У вас на столах лежит «Словарь настроений» (Приложение 1). Пользуясь им, выразите своё настроение.

 -Художники рисуют….красками. А композиторы могут изобразить зиму? Как? (звуками)

-Послушайте мелодию русского композитора Г.Свиридова.

-Попробуйте представить какой зимний  пейзаж композитор рисует звуками? Какие движения вам захотелось сделать?

-Эта мелодия называется «Метель».

-А какое настроение у вас вызвала у вас эта композиция? Подсмотрите в «Словарь настроений».

-Композиторы пишут… звуками. А писатели и поэты могут изобразить зиму? Как?

-Глядя на картины, слушая мелодию мне вспомнились такие строки:

«…Под голубыми небесами

Великолепными коврами

Блестя на солнце снег лежит…»

-Знакомые строки? Откуда они? (А.С.Пушкин «Зимнее утро».)

-Давайте вспомним это стихотворение.  Послушайте и попробуйте через слово «увидеть зиму глазами поэта» (чтение стихотворения)

-Какую представили картину?

- Каким настроением окрашено всё стихотворение? Загляните в «Словарь…»

-А вам не предалось это настроение?

 

-Хочу вернуться к теме урока. Как мы её сформулировали?

-Что нам поможет нарисовать зимний пейзаж? (музыка, картины, стихотворение)

-Мы будем учиться с вами сегодня рисовать зимний пейзаж по стихотворению А. С. Пушкина «Зимнее утро»

- Наша задача  научиться  рисовать зимний пейзаж. А поможет нам в этом стих. поэта.

-А чтобы точнее нарисовать зимнюю природу надо выбрать из стихотворения элементы этого пейзажа.

-Я вам открою секрет. В этом стих. два пейзажа.

 Работа в парах.

 -Предлагаю вам поработать в парах.

Ваша задача: перечитать ещё раз стихотворение и найти, какие два пейзажа рисует поэт.

(утренний-радостный и вечерний- грустный)

Выбор сюжета.

Вы можете изобразить сегодня на уроке любой из этих пейзажей.

-Назовите элементы радостного пейзажа. Процитируйте как автор говорит о них. Какие цвета будем использовать?

-Мы с вами составим сейчас палитру цветовых оттенков этого пейзажа. Возьмите в руки кисть, попробуем смешивать цвета на палитре.

-Какие элементы нашли?

Солнце.    Какое?  Розовое, бледно-желтое. Как получить розовый цвет? (смешать красный и белый) . А бледно- желтый? (в жёлтый добавить воды, ведь мы работаем акварельными красками, а «аква»-это вода.)

Голубые небеса- синий + белый

Снег- имеет оттенки неба

Лес чернеет – коричневые и черные деревья.

Ель зеленеет- тёмно-зелёный цвет.

Речка- как снег,чуть светлее.

Поля пустые -засыпаны снегом

Это радостный утренний пейзаж.

Давайте найдём элементы вечернего грустного пейзажа. (2 строфа)

Вьюга    Как нарисуем вьюгу? Деревья гнутся от ветра.

Небо мутное- темно- синее

Луна- бледно-желтая

Тучи мрачные- темно- синий+ серый

 Такой получился у нас вечерний пейзаж.

Ваша задача Выбрать любой из этих пейзажей и нарисовать его, используя данные элементы, и цветовые оттенки, которые мы с вами подобрали.

3.Физминутка

Раз подняться, потянуться,

Два нагнуться, разогнуться,

Три в ладоши три хлопка,

На четыре руки шире,

Пять руками помахать,

Шесть за парту тихо сесть.

 Будем учится рисовать пейзаж.

 Работать будем сразу в цвете.

  • Кистью намечаем линию горизонта.

Линия горизонта- это линия, где небо как бы сливается с землёй

  • Намечаем речку. Она может течь в любом направлении. Но чтобы правильно нарисовать её надо знать правила линейной перспективы.

Линейная перспектива- это чем предмет дальше, тем он меньше или уже и его детали мы не можем рассмотреть. ( показать рисунок)

Начинаем рисовать в цвете с заднего плана.

  • Рисуем небо и солнце. Здесь надо знать правила воздушной перспективы.

Воздушная перспектива- Чем предмет дальше ,тем цвета прозрачней и бледнее, контуры более размыты.

Продолжаем и рисуем средний и передний план.

  • Рисуем снег и тонируем цветом речку.

Как только работа чуть подсохнет, будем рисовать детали.

  • Это лес, деревья, отдельно стоящие, ель.
  • В последнюю очередь рисуем снег на деревьях.

Давайте повторим с чего начнем работу. (работа по динамической таблице)

Я так вижу пейзаж А.С. Пушкина. Вы эти элементы можете расположить по другому.

  1. Самостоятельная работа учащихся.

- Главная центральная часть зимнего пейзажа – это снег. А снег –это снежинки.

Перед вами лежит снежинка. Нарисуйте зимний пейзаж по стихотворению А.С. на этой снежинке.

      -Посмотрите ещё раз на элементы пейзажа, вспомните цветовую гамму, настроение поэта, сюжет и давайте творить, как настоящие художники.

Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года»

Обратить внимание на посадку учащихся, использование палитры.

  1. Подведение итогов урока

   -Среди вас оказывается есть настоящие художники. Давайте создадим свою выставку работ. (Ребята помещают свои работы на доску)

-Наши снежинки закружились в веселом хороводе.

-Давайте ещё раз вспомним , что нам помогло нарисовать такие прекрасные работы.

6. Рефлексия.

-Вам понравилось работать на уроке?

-Я бы хотела услышать ваше мнение об уроке.

-А чтобы вам было легче выразить свои мысли начните с этих слов.

Мои достижения на уроке…

Мне показалось важно…

Урок привлёк меня тем, что…

Урок взволновал, заставил задуматься…

Молодцы! Вы мне очень понравились. С вами интересно было работать.

  1. Домашнее задание.

Попробуйте дома нарисовать  зимний пейзаж своего родного села.

Приложение 1

Словарь настроений.

         Радость

         Чувства: восторг, восхищение, ликование, очарование, удовлетворение, удовольствие, беззаботность.      

         Настроение и состояние: хорошее ,весёлое ,праздничное ,приподнятое ,бодрое, игривое ,задорное, приятное ,лёгкое ,лучезарное ,лучистое ,озарённое, шутливое, насмешливое ,ироническое ,лукавое ,забавное ,шаловливое ,ликующее ,восторженное, счастливое ,жизнеутверждающее, оптимистическое, победное, великолепное, прелестное, чудное, оживленное.

        Таинственность

        Чувства: загадочность,  завороженность, отстраненность, призрачность, затаённость, скрытость, иллюзорность, фантастичность.  

         Настроение и состояние: причудливое, интригующее, странное, мистическое.

         Спокойствие

         Чувства: добродушие, безмятежность, простодушие, наивность, непринуждённость, доброжелательность, безыскусность, невозмутимость,  покорность, равнодушие, раскованность,  раскрепощенность.

          Настроение и состояние: спокойное, мирное, мечтательное, созерцательное, нежное, возвышенное, лирическое, поэтическое, завороженное, беззаботное, просветлённое.    

          Грусть

         Чувства: печаль, тоска, хандра, уныние, жалость, страдание, душевная горечь, озабоченность, сожаление, томление.

          Настроение и состояние: плохое, грустное, болезненное, кроткое, элегичное, меланхоличное ,  пессимистическое, горестное, слезливое, скорбное, тягостное, сокрушенное, безутешное, безысходное, тяжкое, трагическое.

         Страх

         Чувства:  испуг, боязнь, ужас, тревога, беспокойство, волнение, подавленность, оцепенение, робость, замешательство, смятение, смущение, стыдливость, застенчивость, малодушие, осторожность, растерянность.

         Настроение и состояние: испуганное, боязливое, робкое, обеспокоенное, смятенное, тревожное.

        Злость

        Чувства:  гнев, злоба, недоброжелательность, недовольство, досада, ярость, раздражение, исступление, безжалостность, жестокость, угроза, беспощадность, свирепость, негодование, возмущение, невоздержанность, неистовость,  неукротимость.

Настроение и состояние: тяжелое, язвительное, ехидное, надменное, бешенное, злобное, агрессивное, ужасное, сердитое, грозное, враждебное.

       Удивление

       Чувства:  изумление, недоумение.

       Настроение и состояние: чудесное,  необычайное, необыкновенное, небывалое, редкое, чудное, поразительное, изумительное, восхитительное, исключительное

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме: "Стихотворение А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Представлен урок, выполненный на основе программы и учебника, для учащихся 4 класса, занимающихся по системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Предмет. Литературное чтение, 4 класс Н.А.Чуракова...

Разработка урока литературного чтения в 3 классе по стихотворению А.С. Пушкина Зимнее утро.

В уроке четко сформулированы цели и задачи, планируемые результаты, работа в группах (викторина по сказкам Пушкина), последовательные этипы работы над стихотворением и рефлексия учебной деятельности....

Урок по теме "Картины зимы в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро»"

Урок в форме путешествия по стране "О, Пушкин!". А.С.Пушкин. Это имя сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые слышим его в раннем детстве и, еще не умея читать, уже повторяем со слов бабушки или мамы ст...

Конспект урока по литературному чтению на тему: Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимний вечер" 3 класс, Программа "Перспектива", авт. Климанова Л.Ф.

Урок посвящен более глубокому изучению творчества великого поэта. Цели урока: 1) способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения, расширить и углубить знания учащихся о творчестве...

Тест к стихотворению А.С.Пушкина «Зимнее утро»

Тест к стихотворению А.С.Пушкина «Зимнее утро»...