Блок "Рождество"
план-конспект урока по чтению на тему

Палатова Юлия Станиславовна

Конспект с презентацией 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blok_rozhdestvo.rar792.86 КБ

Предварительный просмотр:

А.А.Блок «Рождество»

Ход урока

Орг. момент.

Звучит колокольный перезвон.

-Сегодняшний урок начинается необычно: с перезвона колоколов.

-Что вы представили в этот момент?(церковь, людей, идущих в храм).

-Когда и где мы можем услышать колокола? (в церкви, на празднике).

Сообщение темы урока.

-О каком празднике мы будем говорить сегодня, вы узнаете по опорным словам, записанным на доске:

праздник

ёлка

пещера

Вифлеемская звезда

Ассоциации.

-Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово Рождество?

(ассоциации записываются на доске в виде кластера; предпочтение отдаётся атипичным  ассоциациям. Например: ёлка, гости, праздник, радость, веселье, пастухи, овечки).

Работа по теме.

1. -Писатели, музыканты, художники, поэты посвящали многие свои произведения этому светлому празднику.

-А вы видели, как изображали Рождество в своих произведениях художники, музыканты, поэты? (Г. Х. Андерсен «Девочка со спичками», иконы).

Учитель демонстрирует икону праздника, говорит о праздничном перезвоне.

-А ещё сегодня мы познакомимся с прекрасным стихотворением А.А.Блока «Рождество», в котором поэт воспевает этот праздник.

2.  Словарная работа.

На доске записано слово «твердь».

-Что значит это слово?

-Послушайте, как об этом говорится в Библии.

(учитель зачитывает строки Библии о сотворении мира)

И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.

И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.

И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй.

-Так что же такое твердь? (небо)

Физминутка для глаз на офтальмотренажёре .

-Давайте проследим путь Вифлеемской звезды.

3.Чтение стихотворения учителем (дети следят по книге).

4.Беседа по первичному восприятию.

-Понравилось ли вам стихотворение? Чем?(да, понравилось праздничным настроением, красивыми словами).

5.Самостоятельное чтение учащимися.

6.Беседа о прочитанном.

-С каким чувством поэт рисует зимний вечер?(с чувством радости).

-Прочитайте, какие строки говорят о добром настроении людей?( Подивятся, улыбнутся, Поплетутся дале, Будто вовсе, как смеются Дети, не видали).
-Чему они радуются?(они радуются празднику).

-О чём так говорил поэт:

«Мы работали недаром,

Будет светел отдых»?

(пост-работа над собой; светлый отдых- праздничные дни Рождества. Почему «светлый»?

Родился Христос, т.е. Свет пришёл в мир. Сын Божий дал возможность исправить свои грехи и попасть в Царствие небесное, т.е. в рай. Мир меняется в Рождество, т.к. в мир приходит любовь).

-А какие слова подобрал поэт, чтобы показать свет, пришедший в мир?

(дополняется кластер словами из текста: серебрится иней, звёзды, белоснежный, блеск, золотой локон).

-Прочитайте, как поэт рисует образ девочки?( Как тонка ты в красной шубке,
С бантиком в косице! Засмеешься - вздрогнут губки, Задрожат ресницы).

-Что приносит праздник людям? (радость, ожидание чуда, подарки).

-А почему девочка не ждёт подарка? Что для неё является подарком?

(Рождение Христа- подарок для девочки. У неё есть христианские добродетели: не просить, не ждать подарков, а дарить самой).

-Что же она может подарить своим близким и вы вместе с ней?

(Заботу- покупала близким подарки, наряжала ёлку; свет, добро, любовь дарила прохожим;  «веселила»-не корчила рожицы, а «светилась» и несла этот свет окружающим).

-Как вам кажется, получит ли она подарки? Докажите.

(дед Мороз в ветвях ели- неожиданная награда за светлую душу).

Физминутка  «Ищем подарки».

(работа с экологическим панно: найти глазами, назвать, спрятанные

 «подарки»).

-Какова идея произведения?

(Родился Христос-Свет пришёл в мир, в мир пришла любовь).

-Будем помнить идею произведения,  постараемся её донести при выразительном чтении стихотворения.

Работа над выразительным чтением.    

Построфно ученики под руководством учителя делают размётку для выразительного чтения, читая  каждую строфу. Затем  один ученик читает выразительно первые три строфы.

Рефлексия.

(выполняется в парах)

Акросочинение «Рождество».

Например:

Р – Родился Иисус Христос.

О – Озарила Его появление звезда на небе.

Ж – Ждали люди рождение Богомладенца.

Д – Дети ждут этот праздник.

Е – Ель Рождественская украшена звездами.

С – Счастье и радость видны в глазах людей.

Т – Творить добро хочется в этот день.

В – Важный праздник для каждого из нас.

О – Откроем свои сердца в этот праздник.

Итог.

-И стихотворение, и икона, и другие произведения искусства были написаны людьми под впечатлением от чудесного рождения Иисуса Христа, любви к Нему и Его Матери. Мы каждый год  отмечаем этот праздник, он часть нашей жизни. Пусть в ваших семьях царит мир, добро и благополучие.

Выставление оценок.

Домашнее задание.

с.25-27, сделать размётку для выразительного чтения дальнейших строф, выразительное чтение;

задание по выбору: нарисовать, как мы празднуем  Рождество.