«Люблю природу русскую. Осень» Обобщение Урок поэзии по программе «Школа России» во 2 классе
план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему

Урок литературного чтения. Главная задача уроков чтения: учиться читать художественные произведения: рассказы, сказки, стихи. И не просто читать, пробегать глазами по строчкам, что, конечно очень важно, но читая – понимать, о чём написано, какие мысли и какие настроения передаёт нам автор, какие мысли и чувства возникают при чтении у нас, читателей. Это трудная, но увлекательная работа.  Такую работу мы начали и продолжаем на каждом уроке чтения. И сегодня урок-праздник. Праздник читательских удовольствий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyublyu_prirodu_russkuyu.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Люблю природу русскую. Осень»

Обобщение

Урок поэзии

по программе «Школа России»

во 2 классе

подготовила

учитель начальных классов

МОУ Кулуевской СОШ

Каюмова Гульфия Тимергазеевна

2008 год


Тема: «Люблю природу русскую. Осень»

Обобщение

Цели: 1. Приучать детей непосредственно-эмоционально вслушиваться, «заряжаться» эмоциями, сопереживать

2. Учить  понимать картину жизни, настроение автора, настроение в музыке, репродукциях

3. Развивать память, речь, внимание, мышление; воспитывать любовь к чтению, к природе

1-ый слайд Орг. момент. Постановка цели и задачи

- Урок литературного чтения. Главная задача уроков чтения: учиться читать художественные произведения: рассказы, сказки, стихи. И не просто читать, пробегать глазами по строчкам, что, конечно очень важно, но читая – понимать, о чём написано, какие мысли и какие настроения передаёт нам автор, какие мысли и чувства возникают при чтении у нас, читателей. Это трудная, но увлекательная работа.  Такую работу мы начали и продолжаем на каждом уроке чтения. И сегодня урок-праздник. Праздник читательских удовольствий

Повторение и обобщение

- Для этого урока мы готовились по разделу в учебнике, который называется «Люблю природу русскую. Осень» Давайте вспомним с произведениями каких поэтов мы познакомились в этом разделе. Внимание на экран, читаем…

2-ой слайд («Поспевает брусника»)

- Кто автор?

(Константин Дмитриевич Бальмонт)

- Коротко, самое интересное о нём

(«Поэт солнца», «Паганини русского стиха»;  знал 16 языков, на 17-ом на особом бальмонтовском  языке объяснялся он в любви к природе, к России; много путешествовал; совершил кругосветное путешествие; посетил Цейлон, Новую Зеландию, Мадагаскар, Австралию, Индию; в 1921 году поселился во Франции, скучал…)

- Кто выбрал стихотворение для чтения наизусть?

(Читает ученик)

- Понравилось чтение? Какое настроение осени в этом стихотворении?

(Грустное)

 - Вы когда-нибудь испытывали грусть?

(Размышления детей)

- И К. Бальмонт похоже тоже испытывал грусть, когда писал это стих-е. Стих был написан именно в тот год, когда поэт был вынужден эмигрировать, т. е. уехать из страны. Итак, какая осень у поэта Бальмонта в стихотворении «Поспевает брусника»?

(грустная)

3-ий слайд - Какая же осень в следующем стихотворении? Внимание на экран, читаем… Кто автор?

(«Осень наступила» Алексей Николаевич Плещеев)

- Что скажите о Плещееве?

(поэт, переводчик, прозаик; переводил с украинского, польского, английского, французского и помещал произведения в детских журналах…)

Кто желает прочитать стихотворение Плещеева наизусть?

(читает ученик или два ученика)

- Какое настроение создают картины осенней природы, описанные поэтом Алексеем Плещеевым?

(грустное)

-Получается, осень поэты видят только грустной?

-Назовите стихотворение, в котором осень вызывает совсем другое чувство?

4-ый слайд («Есть в осени первоначальной…», автор Фёдор Михайлович Тютчев)

- Коротко, самое интересное о Тютчеве

(поэт, «Вдохновенный певец природы»; был одарённым с раннего детства, как сегодня бы сказали – вундеркинд; 1-ое стихотворение напечатал в 14 лет; в 15 лет студент Московского университета; 20 лет был на службе на чужбине; немецкий и французский языки стали его служебными языками, а русский он оберегал, писал стихи для России…)

-Кто выбрал стихотворение такого великого человека?

(чтение наизусть учеником)

- Понравилось? Что испытали? Какое чувство?

(Восторг. И в то же время покой.  Боязнь нарушить мир, покой, как будто разобьешь…)

Самому Тютчеву осень нравится, как по-вашему? Докажите. Какие слова говорят об этом?

-Как в литературе называются такие слова?

(эпитеты)

5-ый слайд -Настоящие литературоведы, что скажите о стихотворении «Ласточки пропали…» Кто автор?

(Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин)  - поэт; сложный человек; жизнь трудная; больше всего любил описывать тихие явления природы)

- Послушаем стихотворение Фета

(чтение учеником наизусть)

- Какой видит осень поэт Фет?

(Осень замерла, ждёт чего-то; тревожная осень…)

- Тревожная осень получилась у поэта Аф. Фета. 6-ой слайд Вот ещё поэты: А. Толстой, С. Есенин, И. Токмакова. Что объединяет эти имена в разделе?

(Написали стихи об осенних листьях)

- Как называется явление природы, когда листья опадают с деревьев?

(листопад)

- Подберите эпитет…

(золотой листопад…)

-О самом красивом явлении осени листопаде попросим прочитать стихотворение наизусть……

(читают три ученика)

- Давайте и мы устроим в классе свой листопад….

Физминутка

(включаю классическую музыку, дети выполняют танцевальные движения)

- Листья успокоились, а мы сели за парты и продолжим осенние размышления. Какие по жанру произведения об осени мы читали сегодня?

(Стихи)

- Чем стихотворение отличается от прозы?

(Ритм, рифма, мелодия)

- Почему об осени да вообще, о природе так часто пишут стихами?

(Стихи обращаются к чувствам людей, они легче вызывают определённые переживания, настроения)

- На столах у вас вижу книжки, много в них стихов об осени? Читали? Понравились, какие?

-Ещё о красоте осени, о чувствах которые она вызывает можно написать не только словами?!

(Можно красками, музыкой….) Выставка аппликаций – работы самих учащихся

Беседа о прекрасном

- Кто пишет красками?

(художники)

- Приходилось ли вам когда-нибудь рассматривать картины осени, написанные художниками?

7-ой слайд - Внимание на экран, перед вами репродукция картины известного художника. Как вы думаете, как называется картина?

(«Золотая осень»)

- Автор картины Исаак Ильич Левитан. Это художник. А кто пишет музыку?  Кого из композиторов знаете?

-  Включу музыку П. И. Чайковского, постарайтесь почувствовать её настроение, настроение осени, так как эта музыка из цикла «Времена года. Осень» А для лучшего восприятия музыки на экране  будут картины осенней природы

8-ой слайд (Звучит музыка, на экране осень….)

- Какое настроение осенней музыки?

(светлое, элегическое – грустное, мечтательное)

- Созвучны ли были осень на экране и музыка?

-Кстати, если вы обратили внимание, промелькнули на экране фотографии нашего села осенью. Осень у нас и за окном. Давайте вспомним строчки из стихов, которые подходили бы к нашей осени за окном?

(дети называют строки из стихов)

- А «день хрустальный», «чистая и тёплая лазурь» подходит?

-В народе это время называют «бабье лето». Именно этот промежуток осени обожал великий русский писатель А. С. Пушкин. Он говорил, что в это время года «здоровье у него крепнет, душа начинает петь и хочется ему писать, писать…» А что он писал, мы узнаем на других уроках. Пока, давайте скажем, что мы узнали об осени от других поэтов? Какая она осень?

(Осень разная)

- У каждого человека: поэта, художника, композитора – своя осень. А какая осень у вас? Что для вас осень? Подумайте и запишите свою мысль на волшебных листочках… на тему «Моя осень»

(Звучит музыка, дети пишут свои мысли)

Чтение нескольких фраз вслух

- Красиво! Благодаря кому мы учимся красиво выражать свои мысли?

- Почему люди пишут стихи, картины, музыку о природе?

(Чтобы в обычном увидели необычное. Обратили внимание на природу…..)

9-ый слайд - И сказали от всего сердца: «Люблю природу русскую!»

Список использованной литературы и дидактического материала:

  • Климентовская  З. В.  Уроки поэзии в начальных классах.- Москва: Владос, 2002
  • Музыка  П. И. Чайковского «Времена года. Осень»
  • Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова Учебник «Родная речь»  2 класс. – Москва: Просвещение, 2007
  • Кузнецова Н. И., Мещерякова М. И., Арзамасцева И. Н. Детские писатели (справочник для учителей и родителей). - Москва: Баллас, 1995
  • Фотографии на 8-ом слайде из своего личного архива (на фото село Кулуево)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2 класс ОС Школа России» Литературное чтение Тема раздела: «Люблю природу русскую. Осень». Тема урока: Валентин Берестов «Хитрые грибы»

2 класс ОС Школа России»Литературное чтениеТема раздела: «Люблю природу русскую. Осень».Тема урока: Валентин Берестов «Хитрые грибы»...

Тест по теме "Люблю природу русскую. Осень" 2 класс Вариант-2 УК "Школа России"

Тест проводится на уроке обобщения знаний по теме "Люблю природу русскую. Осень"...

Технологическая карта урока литературного чтения «Люблю природу русскую. Осень» 2 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения раздела «Люблю природу русскую. Осень» и стихотворения И. Бунина «Лес, точно терем распи...

Литературное чтение 2 класс Тема: Повторение по разделу устно-народное творчество. Люблю природу русскую. Осенние загадки, образ осени в загадках.

Тема: Повторение по разделу устно-народное творчество. Люблю природу русскую. Осенние загадки,  образ осени в загадках....

тест по литературному чтению по разделу "Люблю природу русскую.Осень" 2 класс "Школа России"

Материал содержит тест по разделу "Люблю природу русскую.Осень"...