Открытый урок по литературному чтению в 4 классе "В гостях у сказок А.С.Пушкина"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Черемисина Мария Александровна

 Урок литературного чтения по теме: «В гостях у сказок А.С.Пушкина».

 Цели урока:

1.     Расширить знания детей о творчестве А.С.Пушкина, его биографии;

2.     Развивать память, внимание, творческие способности детей;

3.     Прививать младшим школьникам любовь к чтению, к книге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_skazkam_pushkina_4_kl._otkr.urok_.docx28.39 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение. 4 класс                                 учитель: Черемисина М.А.

Тема:

Цели:

Оборудование:

  1. Орг.момент
  2. Сообщение темы и целей урока

  1. Работа по теме урока

А) Биография

Б) Сказки А.С.Пушкина

В) Выставка книг с иллюстрациями

Г) Путешествие по сказкам

IV. Итоги урока.

«В гостях у сказок А.С.Пушкина».

  1. Расширить знания детей о творчестве А.С.Пушкина, его биографии;
  2. Развивать память, внимание, творческие способности детей;
  3. Прививать младшим школьникам любовь к чтению, к книге.

Проектор, презентация, выставка книг с иллюстрациями, портрет А.С.Пушкина, текст сказок у каждого ученика.

        Ход урока.

- Ребята, послушайте отрывок из стихотворения Овсея Дриза и попробуйте догадаться, о чём мы будем сегодня говорить.

«Жили-были старик и старуха…»

Любишь ты сказки?

Так слушай, молчи,

Добрая сказка,

Тёплая,

Только что из печи.

А что может быть

Правдивее хлеба?

Отрежешь ломоть –

И сразу тепло.

В сказках, как в жизни,

Земля и небо,

Солнце и тучи,

Добро и зло.

Добрую сказку

 помню я с детства.

Хочу, чтобы сказку

Послушал и ты,

Чтобы подкралась

К самому сердцу

И заронила зерно доброты.

        (ответы детей)

- Правильно. Сегодня мы совершим удивительное путешествие – путешествие в замечательную страну сказок, которую подарил нам великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. А тема нашего урока звучит так: «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина» (слайд 1)

 Слушайте меня очень внимательно, потому что в конце урока нас с вами ожидают вопросы.

- А что такое сказка? (ответы детей)

В разных словарях даются разные определения слова «сказка». (слайд 2) Согласно словарю Даля, сказка – это вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание. А вот какое определение даётся в словаре Ожегова: сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических лиц.

- На какие группы по авторской принадлежности можно поделить все сказки? (народные и литературные или авторские)

- Именно об авторских сказках мы и будем сегодня говорить.

- Ребята, а что вы помните из биографии А.С.Пушкина?

- Молодцы! А подробнее о биографии Пушкина нам расскажет Дмитрук Анастасия.

А.С.Пушкин родился в 1799 году в Москве  в семье потомка знатного дворянского рода.(слайд 3)

 Отец поэта, Сергей Львович, любил литературу, собрал большую библиотеку.(слайд 4)

Мать поэта, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, была остроумна, хороша собой.

В семье было трое детей: старшая сестра Ольга и два сына, Александр и Лев.(слайд 5)

До семилетнего возраста Пушкин не предвещал ничего особенного: напротив, своей неповоротливостью, тучностью и робостью он приводил мать в отчаяние… Надежда Осиповна заставляла его бегать и играть со сверстниками, с трудом побеждая его леность и молчаливость.

В кабинете отца был шкаф, набитый книгами. Пушкин вместе со своей старшей сестрой Ольгой тайком проводили бессонные ночи в кабинете отца. И не заметили, как научились хорошо читать по-русски и по-французски.

Иногда по вечерам Александр приходил к бабушке Марии Алексеевне Ганнибал и просил: «Я иду спать, расскажи русскую сказку». Бабушка смеялась: «Хочешь русскую сказку, а просишь по-французски». Народные русские песни, сказки пела и рассказывала ему и няня  - Арина Родионовна. Вместе с бабушкой и няней он впервые попал в деревню (Захарьино). Ему все здесь понравилось: просторы полей, лесов, старые клёны и липы в саду, первые дни поздней осени ясное, прозрачное утро зимы.

Первые свои детские стихи, по воспоминаниям домашних, он написал на французском языке. Мария Алексеевна качала головой: «Ты же русский, москвич…»

Летом 1811 года 12-летний Александр уехал из Москвы в Петербург, где выдержал все вступительные испытания и поступил в лицей. Это было лучшее учебное заведение для юношей благородного происхождения в Царском Селе под Петербургом (слайд 6).

В лицее Пушкин стал признанным поэтом.

За создание вольнолюбивых произведений Пушкин был наказан и отправлен в ссылку. (слайд 7).Почти два года провел Пушкин в село Михайловское (Псковской области) в полном уединении со своей старой няней.
Здесь написано более 90 произведений.

Поэт очень любил свою няню, очень трепетно к ней относился.(слайд 8) В конце 1826 года Пушкин написал стихотворение «Няне». Каждая строка в этом стихотворении пронизана любовью и нежностью к няне.

Давайте ещё раз послушаем его. (Стихотворение наизусть рассказывает ребенок)

Няне.

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов  сосновых
Давно, давно ты ждешь меня!

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

Александр Сергеевич оставил нам много стихотворений, поэм, повестей и изумительные сказки.

«Что за прелесть эти сказки! – говорил он. – Каждая есть поэма». Под его лёгким и быстрым пером некоторые из этих сказок превращались в свободные и певучие стихи, чтобы разойтись по всей стране, по всему миру, обрадовать людей и открыть им удивительные богатства русской поэзии.

- Ребята, давайте вместе вспомним знаменитые сказки Пушкина и назовём  героев сказок.

1. «Сказка о рыбаке и рыбке» (Золотая рыбка, старуха, старик..)

2. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». (Царевна, царица, богатыри, царевич Елисей …)

3. «Сказка о попе и о работнике его Балде» (Поп, Балда, бес..)

4. «Сказка о золотом петушке». (Царь Додон, шамаханская царица, золотой петушок, мудрец, звездочёт…)

5. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (Царь Салтан. Князь Гвидон, царевна Лебедь, коршун,  33 богатыря, Черномор, ….)

А.С.Пушкин перенёс в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу белку – и высмеял и осудил глуповатых, злых царей, жадных попов, хитрых бояр.

Сказки Пушкина издавались и переиздавались очень много раз. Но всегда сказка сопровождалась замечательными иллюстрациями. Вот на этой выставке сказки Пушкина, иллюстрировали которые такие художники, как Билибин, Бедарев, Зотов, Маркевич и многие другие. Вот так художники изображали  сказочный мир Пушкина.

Ну а прежде, чем отправиться в путь по сказкам, давайте немного отдохнём и проведём физминутку.

.         

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся

Покажем – крылья сложили назад.

Наклонились и присели

Заниматься тихо сели.

Ну, а сейчас отправляемся в путешествие.

И первой нас встречает сказка, которую вы узнаете по рисунку.(на слайде 9 рисунки: корыто, золотая рыбка)

(Сказка о рыбаке и рыбке)

- Ребята, как старуха называла старика в сказке? (дурачина, простофиля)

-Что предложила золотая рыбка за своё спасение? (выкуп)

- Сколько лет рыбачил старик? (тридцать лет и три года)

- Куда послала служить мужа старуха, когда стала столбовою дворянкой? (на конюшню)

-Давайте прочитаем на слайде, как заканчивается сказка:

(слайд 10)

Долго у моря ждал он ответа,

Не дождался, к старухе воротился –

Глядь: пред ним землянка;

На пороге сидит его старуха,

А перед нею разбитое корыто.

- Чему учит нас эта сказка?  (не жадничать, уважительному отношению к своим близким…)

- А теперь путь лежит в гости к сказке…

(На слайде 11 слова:

Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?)

- «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

-Как звали сенную девушку? (Чернавка)

-Назовите имя жениха молодой царевны. (Елисей)

- У кого жила царевна в лесу? ( у семи богатырей)

- Вспомните, к кому обращался за помощью Елисей, пока искал свою невесту? (К солнцу, месяцу, ветру.)

-Давайте найдём в учебнике и прочитаем диалог Елисея с солнцем. (стр.88), с месяцем (стр.88-89)

- А сейчас давайте послушаем диалог ветра с царевичем Елисеем.(слайд 12) Его нам расскажет Марков Вячеслав.

(Ребёнок наизусть рассказывает стихотворение)

-А какими словами заканчивается сказка?

Я там был, мёд, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

- А следующую сказку мы попробуем узнать по следующим словам: (слайд 12)

базар, жадность, работа, оброк, море, верёвка.

- («Сказка о попе и о работнике его Балде»)

- Давайте прочитаем диалог попа и Балды по ролям.

- В сказке Балда оказался умнее и хитрее, чем поп.

- А какими словами заканчивается сказка?

«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»

- (Слайд 13)

Ветер весело шумит,

Судно весело бежит

Мимо острова Буяна,

В царство славного Салтана.

- А это что за сказка? (Сказка о царе Салтане, ….)

- Что за стража обходила дозором славный город? (33 богатыря)

- Кто возглавлял чудесное войско? (Дядька Черномор).

-В кого превращался князь Гвидон? (В комара, муху, шмеля)

- Как изображает Пушкин царевну Лебедь? (слайд 14)

- (Слайд 16) А эта иллюстрация к какой сказке?

(«Сказка о золотом петушке»)

- Кто подарил золотого петушка царю Дадону? (звездочет)

Где сидел петушок, охраняя границы государства? (На спице)

- Назовите слова, которыми Пушкин заканчивает «Сказку о золотом петушке».

-Вот и закончилось наше путешествие по сказкам. Мы попрощаемся с ними, но не навсегда, а на время, чтобы снова и снова возвращаться к этим удивительным сказкам. Восхищаться, радоваться, переживать и говорить: «Что за прелесть эти сказки!..»

- Что вы запомнили из биографии А.С.Пушкина?

- Чему учат сказки Пушкина?

-Чем интересны вам эти сказки?

-Какая сказка нравится вам больше всего, почему?

Оценивание.

Д/З нарисовать иллюстрацию к сказке А.С.Пушкина.

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению,2 класс.

УМК "Гармония",2 класс. Автор учебника О.А.Кубасова. Тип урока: изучение нового материала. Урок по теме "Храбрый Клоун" С.А.Воронин.Цель урока : формирование познавательного чтения произведения....

Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России.

Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России. Тема:  С. Есенин. Поёт зима аукает....

Открытый урок по литературному чтению 2 класс "Русские народные сказки"

На этом уроке дети повторят в игровой форме что такое сказки, их виды. Викторина по сказкам....

Конспект открытого урока по литературному чтению 2 класс "Братья Гримм "Звездные талеры"

Учить видеть красоту сказок и понять, почему до сих пор их сочиняют. Познакомить с притчей и ее назначением....

Открытый урок по литературному чтению 2 класс Образовательная система 2100

Данный открытый урок был показан в рамках городского семинара "Колейдоскоп открытый идей", который состоялся в апреле месяце....