Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: С. К. Есенин « Поет зима, аукает».
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Юранева Людмила Григорьевна

Умение анализировать текст стихотворения, находить выразительные средства, эпитеты, олицетворения, сравнения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lit.cht_._yuraneva_l.g.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе.

Тема: С. К. Есенин « Поет зима, аукает».

Юранева Людмила Григорьевна

Учитель начальных классов

МБОУ» Выльгортская средняя общеобразовательная школа №1»

Для учащихся 3 класса (9-10 лет)

Регулятивные УУД

  1. Определять цель учебной деятельности совместно с учителем и самостоятельно.
  2. Умение вести диалог с учителем и сверстниками

                                       Познавательные УУД

  1. Делать выводы на основе обобщенных знаний
  2. Умение анализировать текст стихотворения, находить выразительные средства: эпитеты, олицетворения, сравнения.

Коммуникативные УУД

  1. Умение работать в группе, договариваться друг с другом.

I    Организациооный момент

    Д:   Учитель входит, надо встать

Когда он сесть позволит, сядь

Ответить хочешь, не шуми

А только руку подними

 У:  Ребята,  начинаем   урок литературного чтения

II Знакомство с содержанием 7 го раздела

Определение основного вопроса урока. Постановка целей.

У Как  называется новый раздел?

Д. Поет зима, аукает…

У. Что можно предположить по названию раздела?

Д. Мы будем  читать  произведения  о зиме.

У. Рассмотрим содержание раздела на стр. 207

Д. Мы будем знакомиться с авторами: К. Бальмонт, И. Брордский, Ю. Мориц, А Барто, Б. Пастернак, В. Бианки и т.д.

У.Спасибо, молодцы!

У.С каким произведением познакомимся сегодня?

Д.: Мы познакомимся с произведением С.Есенина «Поет зима, аукает».

У.: Знаком ли нам поэт С.Есенин?  

Д.: Да, мы учили наизусть стихотворение «С добрым утром».

У.: Прочитайте, пожалуйста, отрывок.

Д.: Задремали звезды золотые

      Задрожало зеркало затона

      Брезжит свет на заводи речные

      И румянит сетку небосклона.

У. Какие поставим цели на сегодняшний урок?

Д:1.  Научимся читать выразительно.

  1. Постараемся понять, что хотел нам сказать поэт. Мы знаем, что он любил природу.
  2. Найдем художественные выразительные средства.

У.: Спасибо. Молодцы. Еще раз прочитайте заглавие стихотворения.

III  Работа над содержанием стихотворения.

Д.: Поет зима, аукает.

У.: Как аукает зима?

Д.: Вой и свист ветра, завывание метели.

У.: Хотите послушать стихотворение? Я прочитаю вам стихотворение. Понравилось вам стихотворение? Какие картины представили?

- А теперь прочитаем по кусочкам и попробуем проанализировать, почувствовать язык С.Есенина, послушать зиму.

Д.: Поет зима, аукает

      Мохнатый лес баюкает

      Стозвоном сосняка.

У.: Представили себе мохнатый лес под снегом. Что он делает?

Д.: Он звенит на морозе, деревьев много.

У.: И С.Есенин нашел интересное слово «стозвон». Метель убаюкивает лес.

У.: Читаем далее: Кругом с тоской глубокой

                        Плывут в страну далекую

                        Седые облака.

У.: Увидели эти облака? «Седые» - значит какого цвета?

Д.: Грязно-белого, серого, тусклого.

У.: О чем тоскуют облака? Читаем далее.

Д.: А по двору метелица

      Ковром шелковым стелется

      Но больно холодна.

У.: Какой звук повторяется?

Д.: Звук

У.: Почему, как вы думаете?

Д.: Звук усиливает ощущение холода.

У.: Молодцы. Читаем далее.

Д.: Воробышки игривые

      Как детки сиротливые

     Прижались у окна

     Озябли пташки малые

     Голодные, усталые

     И жмутся поплотней.

У.: Представили таких озябших воробушков?

 Как С.Есенин относится к птичкам.

Д.: Он жалеет их, маленьких пташек, как сиротливых деток.

У.: Читаем дальше.

Д.: А вьюга с ревом бешенным

      Стучит по ставням свешенным

      И злится все сильней

У.: Какое слово непонятно?

Д.: Ставни.

У.: Что такое ставни? Найдем слово в словаре.

Д.  Это  створки из досок для прикрытия окон.

У. Вы заметили: сначала была метелица. А теперь ревет вьюга…

Читаем далее.

        И дремлют пташки малые

        Под эти вихри снежные

        У мерзлого окна.

        И снится им прекрасная

        В улыбках солнца ясная

        Красавица весна.

IV  Физминутка

Ветер оставил лес -   машем руками

И взлетел до небес - руки вверх , поднимаемся на носочки

Оттолкнув облака - плавные движения руками влево, вправо

 В белизну потолка -  смотрим вверх, движение головой

У.: Ребята, я предлагаю вам поработать в группах и найти художественные  выразительные средства.

V  Работа в группах

1 группа – эпитеты

2 группа – олицетворение

3 группа – сравнения

Ответы:  

1 группа – Д.: Мы нашли эпитеты – слова: тоска глубокая, седые облака, бешеный рев.

2 группа – Олицетворения: плывут облака, метелица ковром стелется, вьюга стучит, вьюга злится

3 группа – сравнения: ковер шелковый, ковер холодный, детку сиротливые (воробушки)

У.: А теперь я предлагаю сравнить две картины, нарисованные в стихотворении: зима и весна. На листочках попробуйте найти признаки

У.Зима( какая?)

Д Холодная, бешенный рев вьюги, птички как детки сиротливые, стозвон сосняка

У А весна ( какя?)

Д. Прекрасная, улыбчивая, ясная, красная

У.: Ребята, вы заметили, что читая стихотворение, мы постоянно слышим звуки?   Какие звуки зимы услышали?

Д.: Вой, рев, ауканье, завывание.

У.: А можно нарисовать словесную картину?

 Какие краски увидели?

Д.: Мы увидели белый и серый цвета.

У.: Докажите.

Д. Седые облака, метелица, вьюга, мерзлое окно. Мы увидим эти цвета

У. А теперь прочитаем стихотворение выразительно

VI  Итог урока

У: - Какие цели ставили на уроке?

Д:1.  Научиться  читать выразительно.

2 Мы хотели понять, что хотел нам сказать поэт. Мы знаем, что он любил природу.

3  Мы нашли  художественные выразительные средства.

У  Про рефлексируем свою работу. Лист рефлексии перед вами.

Д.  Какое будет  домашнее задание, как вы думаете?

Д. Мы хотим выучить наизусть произведение С. Есенина. И постараемся подобрать музыку к данному стихотворению.

Д. Я думаю, что к данному произведению я послушаю музыку П.И. Чайковского.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Лист рефлексии

Сегодня я узнал

Было интересно

Было трудно

Я выполнил задания

Я понял, что..

Теперь я могу..

Я почувствовал, что

Я приобрел

Я научился

У меня получилось

Я смог

Я попробую

Меня удивило

Урок дал мне для жизни

Мне хотелось


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во 2 классе на тему: С.А. Есенин "Поет зима – аукает…"

Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему: С.А. Есенин "Поет зима – аукает…", написанный в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке просматривается работа в парах, групповая работа, ме...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" С . Есенин «Черемуха+ презентация

Цели урока:ознакомить учащихся с произведениями Есенина «Черемуха»,с его жизнью и творчеством;учить понимать и чувствовать окружающую природу;развиватьпамять,речь и мышление. Планируемые результа...

Урок литературного чтения 4 класс (II вид) Сергей Есенин стихотворение "Пороша"

Данный урок проводился в классе для детей с нарушениями слуха (слабослышащие, имплантированные). На уроке использовались прием моделорования для создания обложки книжки-малышки....

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема урока: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»

Создать условия для восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», расширения словарного запаса, формирования навыка выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения,...