Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы ( УМК "Начальная школа 21 века")
рабочая программа по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Шабалина Ольга Александровна

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon liter_chtenie_rab.progr_._1-4.doc262.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «

Рабочая программа

по литературному чтению

для учащихся    1- 4 класс

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 –ФЗ.
  2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г, N 373
  3. Примерной образовательной программой начального общего образования (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15.);
  4. Требований к результатам освоения ООПНОО.
  5. Программы формирования УУД.
  6. Основной образовательной программы начального общего образования ОАНО ЦО «Знак»
  7. Учебного плана ОАНО ЦО «Знак»,
  8. Авторской программы начального общего образования по литературному чтению Ефросининой Л.А«Начальная школа XXI века», 2015 год.
  9. Федерального перечня учебников
  10. Требований к оснащению учебного кабинета (Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 года № 98 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»)

Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС НОО. Она характеризуется учетом индивидуальных особенностей учащихся начальной школы. Акцент делается на адаптационный период в первом классе, организация которого должна помочь каждому первокласснику с учетом его готовности к школьному обучению безболезненно перейти от дошкольного детства к школьному этапу жизни. Таким образом, соблюдается преемственность между 2 звеньями Центра образования- дошкольным и начальным.

Отличительной особенностью авторской программы «Начальная школа XXI века» по отношению к ФГО НОО является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

В УМК реализован основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации. 

 К отличительным особенностям программы можно отнести:

-наличие дифференцированных курсов

формирование основных компонентов учебной деятельности
- целенаправленное использование моделирующей системы

игр с правилами, которые развивают необходимые для учения качества

-новые подходы к развитию контролирующей и оценочной деятельности учащихся

 -внимание к творческой деятельности учащихся,

-система использования ролевой игры в обучении

-новые подходы к дифференциации обучения: целенаправленная педагогическая помощь и поддержка осуществляется в условиях разноуровневого класса. 

-создание эмоционально-положительной атмосферы обучения младших школьников, развитию учебной инициативы и самостоятельности.

Сформированность учебной деятельности школьника предполагает: умения учиться («умею себя учить»), наличие развитых познавательных интересов («люблю учиться, все интересно»), внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»), а также элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность»). Приоритетная цель – формирование самоконтроля и самооценки ученика.

Рабочая программа по литературному чтению разрабатывалась с учетом единых для всех учебных предметов основополагающих принципов. 
1. Личностно-ориентированное обучение . 
2. Природосообразность

3. Принцип педоцентризма 

 4. Принцип культуросообразности 
5. Организация процесса обучения в форме учебного диалога (диалогичность процесса образования) 

 6. Преемственность и перспективность обучения. 

Концепция (основная идея) программы рассматривается в логике приоритетных целей начального образования – направленность процесса обучения на формирование важнейшего новообразования этого возрастного периода – учебной деятельности. 

Обоснованность (актуальность, новизна, значимость)

Актуальность. Изучение литературы направлено на воспитание духовно развитой личности, развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, совершенствование умений анализа и интерпретации литературных произведений как художественного целого.

Новизной данной программы является «нерасчлененность» чтения произведения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников.

Значимость. Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком.

Данный учебный предмет входит в филологическую область.

       Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Сроки реализации программы: 2013 – 2016 г.

Изучение литературного чтения в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте». Его продолжительность примерно 23 учебные недели, по 9 ч в неделю (объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению). После обучения грамоте начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.  Всего на изучение предмета в начальной школе выделяется 540 ч, их них в 1 классе 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебных недели), во 2, 3 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе), в 4классе 102ч (3ч в неделю,34 учебные недели)

Основные принципы отбора материала:

- учет возрастных психологических особенностей детей младшего школьного возраста;

- интеграция - установление устойчивых связей между разными учебными предметами;

- дифференциация обучения: разноуровневость предлагаемых заданий; педагогическая поддержка как «сильным», так и неуспевающим учащимся;

- учет психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей;

- тематический и жанрово-тематический отбор произведений с включением некоторых представлений о читаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворений и прозаической речи), об этих авторах;

-жанровый и авторский: одновременное рассмотрение нескольких   произведений одного и того же автора, пишущего в разных жанрах;

- эмоционально-эстетического восприятия произведения: воздействие книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств;

- системности, преемственности, перспективности.

Основные принципы построения курса «Литературное чтение»

  • системности – обеспечивает комплексное решение задач обучения, воспитания и развития младшего школьника, а также создание литературного пространства на основе взаимодействия и интеграции различных форм дополнительного образования (библиотечные часы, самостоятельная работа в группах продлённого дня);
  • эстетический – обуславливает требование к произведениям, вошедшим в курс литературного чтения. Постоянное общение младших школьников с лучшими образцами детской литературы создаёт условия для формирования их эстетического вкуса и читательских предпочтений;
  • эмоциональности – учитывает воздействие художественного произведения на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам героев, способности воспринимать художественный мир автора;
  • преемственности – обеспечивает связь разных уровней (этапов) литературного образования и уроков литературного чтения с уроками русского языка, окружающего мира, музыки и изобразительного искусства.

Предполагаемые результаты.

1) К концу 1 класса:

 Раздел «Виды речевой и читательской деятельности».

Ученик научится:

– осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки);

– читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию;

– правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие);

– моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных).

Ученик получит возможность научиться:

понимать нравственное содержание прочитанного произведения;

– высказывать суждения о произведении и поступках героев;

– узнавать изученные произведения по отрывкам из них;

– оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика».

Ученик научится:

                определять и называть жанры и темы изучаемых произведений;

– использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения);

– различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу;

– сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок.

Ученик получит возможность научиться:

– сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц;

– находить в тексте произведения сравнения, обращения;

– находить в тексте и читать диалоги героев;

– определять примерную тему книги и по обложке, и по иллюстрациям.

Раздел «Творческая деятельность».

Ученик научится:

– читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;

– моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;

– придумывать истории с героями изученных произведений;

– пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.

Раздел «Чтение: работа с информацией».

 Ученик научится:

– получать информацию о героях, произведении или книге;

– работать с несложными таблицами, схемами, моделями;

– дополнять таблицы, схемы, модели;

– сравнивать произведения по таблице.

Ученик получит возможность научиться:

– находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема);

– дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель;

– находить в тексте информацию о героях произведений.

2) К концу 2 класса:

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

  • отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
  • определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;
  • понимать и объяснять нравственно-этические правила поведения героев произведения и обогащать свой нравственный опыт;
  • находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;
  • читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55–60 слов в минуту);
  • читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
  • читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
  • пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;
  • группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности.

Ученик  получит возможность научиться:

  • понимать нравственные ценности и этику отношений в произведении, высказывать свое мнение о поступках героев;
  • пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);
  • пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения;
  • постоянно читать детские журналы и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

  • различать стихотворный и прозаический тексты;
  • определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок;
  • различать пословицы и загадки по темам;
  • использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения).

Ученик получит возможность научиться:

  • осознавать нравственные и этические ценности произведения;
  • выражать, свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
  • уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

  • понимать образы героев произведения, выбирать роль героя и читать по ролям;
  • инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
  • моделировать «живые» картинки к отдельным эпизодам произведений;
  • рассказывать сказки с присказками;
  • создавать истории о героях произведений.

Ученик получит возможность научиться:

  • делать иллюстрации к изученным произведениям;
  • иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
  • выполнять проекты индивидуально и в группе по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;
  • инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в конкурсах и литературных играх.

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

  • находить информацию о героях произведений;
  • работать с таблицами и схемами, использовать информацию из таблиц для характеристики произведения, книги, героев;
  • дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.

Ученик получит возможность научиться:

  • самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
  • находить информацию о книге в ее аппарате;
  • сравнивать таблицы, схемы, модели: дополнять, исправлять, уточнять.

3) К концу 3 класса:

     Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

  • читать осознанно и  правильно текст целыми словами вслух и про себя;
  • выразительно читать подготовленное  произведение;
  • определять смысл событий и поступков героев; выражать свое отношение;
  • пересказывать текст произведения (подробно и кратко) по готовому плану;
  • самостоятельно читать произведения и книги по изучаемым темам.

Ученик получит возможность научиться:

  • предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
  • определять авторскую позицию и высказывать отношение к герою и его поступкам;
  • оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение): с опорой на авторский текст.

Раздел « Круг детского чтения»

Ученик научится:

  • пользоваться библиотечным фондом;
  • отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;
  • пользоваться справочной литературой.

Ученик получит возможность научиться:

  • ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

  • различать литературные жанры:

      сказка, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня.

  • ориентироваться в литературоведческих понятиях: присказка, зачин, диалог, портрет героя.
  • сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два-три существенных признака.

Ученик получит возможность научиться:

  • сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих понятий и средств художественной выразительности.

     Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

  • читать по ролям литературное произведение;
  • использовать различные способы работы с деформированным текстом.

Ученик получит возможность научиться:

  • создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
  • работать в группе, создавая инсценировки по произведению.

 4) К концу 4 класса:

    Раздел « Виды речевой и читательской деятельности»

Выпускник научится:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
  • читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
  • различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
  • читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
  • ориентироваться в содержании художественного, учебного и научнопопулярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): определять главную мысль и героев произведения; тему и подтемы (микротемы); основные события и устанавливать их последовательность; выбирать из текста или подбирать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; отвечать на вопросы и задавать вопросы
  • по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде);
  • использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов (делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями, фактам и, опираясь на содержание текста, находить средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет, определяющие отношение автора к герою, событию;
  • использовать различные формы интерпретации содержания текстов (формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык; пояснять прямое и переносное значение слова, его многозначность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, соотнося их с содержанием текста);
  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
  • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-познавательного, учебного и художественного текстов в виде пересказа (полного, краткого или выборочного);
  • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдать правила речевого этикета), опираясь на текст или собственный опыт.

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  • предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
  • выделять не только главную, но и избыточную информацию;
  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
  • определять авторскую позицию и высказывать отношение к герою и его поступкам; отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения литературного произведения;
  • оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение): с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;
  • высказывать эстетическое и нравственно-этическое суждение и подтверждать высказанное суждение примерами из текста;
  • делать выписки из прочитанных текстов для дальнейшего практического использования.

Раздел « Круг детского чтения»

Выпускник научится:

  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;
  • самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
  • пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Выпускник получит возможность научиться:

  • ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
  • определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
  • писать отзыв о прочитанной книге;
  • работать с тематическим каталогом;
  • работать с детской периодикой.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Выпускник научится:

  • сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя дватри существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного; распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы).

Выпускник получит возможность научиться:

  • сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет);
  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).

Раздел « Творческая деятельность»

Выпускник научится:

  • читать по ролям литературное произведение;
  • создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
  • реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
  • создавать иллюстрации по содержанию произведения;
  • работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
  • создавать собственный текст (повествование–по аналогии, рассуждение – развёрнутый ответ на вопрос; описание – характеристика героя).

Система оценки достижений учащихся.

           В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Особенностями системы оценки являются:

 Оценка метапредметных результатов.

Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:

  • способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
  • умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
  • способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.

Оценка предметных результатов.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых контрольных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.

Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы, включающие материал для проверки умения читать текст произведения, задания на понимание прочитанного, на определение уровня начитанности и знания изученных произведений, овладение литературоведческими понятиями и универсальными учебными действиями.                              

Используемая в тексте программы система условных обозначений.

Нравственные ценности — основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие единство и успешное развитие страны в современных условиях.

Образовательная среда — дидактическое понятие, совокупность внутренних и внешних условий и ресурсов развития и образования обучающихся. Образовательная среда нацелена на создание целостности педагогических условий для решения задач обучения, развития и воспитания обучающихся.

Планируемые результаты — система обобщённых личностно ориентированных целей образования, уточнённых и дифференцированных по учебным предметам, для определения и выявления всех элементов, подлежащих формированию и оценке, с·учётом ведущих целевых установок изучения каждого учебного предмета, а также возрастной специфики учащихся.

УУД – универсальные учебные действия.

Программа формирования универсальных учебных действий — программа, регулирующая различные аспекты освоения метапредметных знаний и способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Содержит описание ценностных ориентиров на каждой ступени общего образования, связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов, а также характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

Стандарт — федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Учебная деятельность — систематически организованная педагогом деятельность обучающихся, направленная на преобразование и расширение их собственного опыта на основе воссоздания и опробования культурных форм и способов действия.

ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт — нормативные правовые акты федерального уровня, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

ООПНОО – основная образовательная программа начального общего образования.

Литературоведческая пропедевтика

II. Общая характеристика учебного предмета

          Курс реализуется в рамках системы учебников «Начальная школа 21века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой (издательский центр «Вентана-Граф», 2013г.), утвержденной МО РФ. Учтены межпредметные и внутрипредметные связи, логика построения учебного процесса и возрастные особенности младших школьников. В основу данного курса заложена идея реализации объективно существующего единства двух форм языка: системы языка и речи.

Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

  • изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);
  • в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;
  • Дифференцированное обучение обеспечивает учёт индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

        Характерной чертой программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» чтения произведения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников. 

Цель курса литературного чтения – помочь ребёнку стать читателем:

подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт;

овладеть основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события)

научить рассказывать текст произведения в разных вариантах: подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

Задачи:

  • обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
  • учить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
  • систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
  • включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
  • формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
  • расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий. Читательское пространство формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов).

Основные технологии, методы, формы обучения и режим занятий.

        Методы и приемы, используемые на уроках «Литературного чтения», имеют широкий спектр: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения. Широко привлекаются практические действия учащихся (подчеркивание, пометы, перегруппировка текста), изобразительная деятельность (рисование, аппликация, раскрашивание), игровые приемы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание, сочинения) и различные формы устной речи (составление высказываний, описаний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах).

Методы и приемы обучения:

-выделение и сравнение отдельных эпизодов произведения;

-реконструкция эпизодов картины сюжета, описание героев и т.п.;

-комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения;

-практическая работа: подчеркивание, пометы, перегруппировка текста;

-изобразительная деятельность: рисование, аппликация, раскрашивание;

-игровые приемы: работа с кроссвордами, дидактические литературные игры;

-письмо: дописывание, списывание, сочинение;

-устная речь: составление высказываний, описание, сравнительная характеристика, пересказ, отзыв о книгах.

      Все творческие работы проводятся в классе, так как носят обучающий характер. Формы организации творческих работ разные: индивидуальные, групповые, работа в парах.

       Программа предусматривает проведение комбинированных уроков, уроков слушания, обобщающих уроков, уроков чтения, уроков обучающего чтения, уроков творчества, библиотечных уроков, уроков-утренников, контрольных уроков.

Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т. д.); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е. уметь рассказывать его в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

Проводятся уроки обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.

Уроки слушания включены в учебник под рубрикой «Послушай».

Вводится аналитическое чтение, рассматривается форма произведения: определяется жанр, выделяются слова, необходимые для описания событий, героев.

           Накапливаются представления школьников об авторах различных произведений.

Развивается основный вид речевой деятельности - говорение.

Режим занятий.

В соответствии с СанПиНом 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" и учебным планом школы уроки литературного чтения проводятся для обучающихся 1-3 классов 4 раза в неделю, в 4 классе 3 раза.//

Межпредметные связи:

  • с уроками письма (русского языка): запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
  • с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одной и той же книге;
  • с уроками технологии: изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.).
  • с уроками православной культуры: обобщение понятий, рассмотрение вопросов с православной позиции.

III. Место учебного предмета в учебном плане.

Данный учебный предмет относится к филологической области.

Согласно базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений РФ всего на изучение предмета в начальной школе выделяется 540 ч, их них в 1 классе 132 ч (обучение грамоте -104 ч., литературное чтение – 28 ч;4 ч в неделю, 33 учебных недели), во 2, 3 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе),4 классе 102 ч (3ч в неделю)

IV. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Курс литературного чтения закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:

      Личностные результаты освоения должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения с учетом специфики содержания предметной области «Филология», включающей в себя предмет «Литературное чтение», должны отражать:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать нравственную оценку поступкам героев и обосновывать ее;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) умение самостоятельно выбирать интересную литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

VI. Содержание тем учебного курса.

4 часа в неделю, всего 506 часов

№ п/п

Раздел учебного курса

Количество часов

Количество уроков контроля

1.

1 КЛАСС

«Литературное чтение.

Обучение грамоте

Раздел 1. Добуквенный период

Введение понятия о предложении. Составление рассказа по сюжетной картинке. Развитие восприятия художественного произведения. Интонационное выделение первого звука в словах. Звуковой анализ слова. Введение понятий «гласный звук», «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук»

Раздел 2. Основной период

Знакомство с буквами русского алфавита. Развитие восприятия художественного произведения.

Раздел 3. Послебукварный период.

Алфавит. Чтение и анализ произведений с. Маршака, В. Сутеева, А. Шибаева, Н. Благининой, Г. Остера, Е . Чарушина, Г. Цыферова, Э.Успенского, К. Чуковского, Б Житкова, Л. Пантелеева, бр. Гримм, Г. Снегирёва, А Блока, Н. НосоваМ. Карем, Г. Скребицкого, О.Дриз,Г.  Сапгира, Дж. Родари, Е. Ильной, А Толстого, В Драгунксого,А Пушкина, К. Булычёва, К.Ушинского

«Литературное чтение»

 Раздел 1. «Читаем сказки, загадки, скороговорки.»

Л.Толстой «Солнце и ветер», В.Бианки «Синичкин календарь», Э.Мошковская  «Лёд тронулся», И. Соколов-Микитов «Русский лес». Загадки. Песенка, русская народная песня «Берёзонька», С. Маршак «Апрель», М. Пришвин «Лесная капель», Н. Саконская «Мы с мамой», И.Мазнин «Давайте дружить», Ю.Коваль «Бабочка», С. Михалков «Аисты и лягушки», Е. Чарушин «Томкины сны», И. Жуков «Нападение на  зоопарк», М. Пришвин «ёжик», Ю.Могутин «Убежал»

Раздел 2.»Учимся уму-разуму»

Б Заходер «Ёжик»,М.Пришвин «Норка и Жулька». Русская народная песня «Котик», Э шим «Глухарь», Г. Скребицкий «Самые быстрые крылья», Е. Трутнева «Когда это бывает?», М. Пляцковская «Добрая лошадь», В.Осеева «Просто старушка2, В. Голявкин «Про то, для кого Вовка учится Е. Пермяк «Самое страшное», С.Востоков «Кто кого», И. Бутмин «Трус», Е Пермяк «бумажный змей», В Беретов «Серёжа и гвозди», С. Баруздин «Весёлые рассказы», М. Пляцковский «урок дружбы», В. Орлов «Как Малышу нашли маму»

Раздел 3 « Читаем о родной природе»

А. Усачёв «грамотная мышка», М. Яснов «В лесной библиотеке», В. Сутеев «Цыплёнок и утёнок», С. Прокофьева «Сказка о том, что надо дарить», Д.Биссет «Дракон Комодо», Х-К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», А. Барто «Жук», Н. Сладков «На одном бревне», Е.Чарушин «Как Никита играл в доктора». Пословицы. Е Чарушин «Томка и корова», В.Берестов «Выводок»., Г Скребицкий «Мать»

Раздел 4. «О наших друзьях-животных»

И. соколов –Микитов « Радуга», Е Трутнева «эхо», И. Шевчук «Ленивое эхо», И. Соколов-Микитов «Май», А. Плещеев «Травка зеленеет».

Я.Тайц «Всё здесь», 2 По ягоды» Загадка. К Чуковский «Радость». М Пришвин «Лисичкин хлеб», М. Есеновский «Моя небольшая родина». Ю.Коринец «Волшебное письмо», В Валеева «здравствуй, лето!», В. Лунин «Я видела чудо»

 

2 КЛАСС

Раздел 1. «О нашей Родине»

Ф Савинов «О Родине», И Никитин «Русь», С Романовский «Русь», «Слово о русской земле», С. Прокофьев «Родина»

Раздел 2. «Народная мудрость»

Песенки, загадки, шутки, считалки, потешки, былины.

Раздел 3. « О детях и для детей»

Произведения И.Крылова, братьев Гримм, Х-К.Андерсена, Л. Толстого, С.Баруздина, Е.Пермяка, А. Барто, Н.Носова, М.Зощенко, В.Сутеева, Л.Пантелеева, А.Гайдара.

Раздел 4. «Уж небо осенью дышало»

Произведения А С. Пушкина, Е.Трутневой, Г.Скребицкого, Э.Шима, Н.Сладкова, Н. Рубцова, М.Пришвина, Е.Пермяка.

Раздел 5. «Снежок порхает, кружится»

Произведения фольклора; произведения Н.Некрасова, В.Одоевского, В.Даля, И.Сурикова, И. Соколова-Микитова, Г.Скребицкого, З.Александровой, М. Пришвина, С.Есенина.

Раздел 6. «Праздник новогодний»

Произведения Х.К. Андерсена, С. Маршака, А Гайдара, С. Михалкова.

Раздел 7. «Произведения о животных»

Произведения фольклора , сказки народов мира, произведения К Ушинского, В.Жуковского, М. Пришвина, Д.Маминого-Сибиряка, А.Плещеева, Н.Рубцова, В.Бианки, К Паустовского, Р.Киплинга, братьев Гримм.

Раздел 8. «Зарубежные сказки»

Сказки народов мира, братьев Гримм, Дж.Харриса, Р Киплинга

Раздел 9. « Рассказы, стихи, сказки о семье»

Произведения фольклора, Л.Толстого, М.Лермонтова, А Плещеева, А.Ахматовой, Л.Воронковой, В. Солоухина, С.Михалкова, С.Баруздина.

Раздел 10 . « Весна, весна красная…»

Произведения фольклора, произведения А.Пушкина, В Жуковского, Ф.Тютчева, Е.Боратынского, А.Чехова, А.Куприна, М.Пришвина, А.Барто, Н.Сладкова, Г. Скребицкого, С. Маршака, Б.Заходера, Э.Шима

Раздел 11. «Волшебные сказки»

Русская народная сказка «Хаврошечка», «Сказка о рыбаке и рыбке» А.Пушкина, «Кот в сапогах» Ш.Перро

 Резерв

3 КЛАСС

Раздел 1 «Устное народное творчество»

Пословицы,  скороговорки, загадки, русские народные сказки («Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую», «Дочь-семилетка», «Царевич Нехитёр-Немудёр»), былины («Добрыня и Змей», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула»)

Раздел 2 «Басни»

Эзоп «Лисица и виноград», И.А. Крылов «Лиса и виноград», «Ворона и лисица»

Раздел 3 «Произведения А.С. Пушкина»

«У лукоморья дуб зелёный» (отрывок), « Сказка о царе Салтане…», стихи ( «Вот север, тучи нагоняя….», «Зимний вечер», «Няне»); К.Г. Паустовский «Сказки Пушкина»

Раздел 4 « Стихи русских поэтов»

Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою Зимою…», А.Майков «Осень», А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поёт, глаза прищуря…», И С. Никитин «Русь», «Утро», И.З Суриков «Детство», С.Д. Дрожжин «Привет», «Зимний день»

Раздел 5. «Произведения Л.Н. Толстого»

«Два брата», «Белка и  Волк», «Лебеди», «Прыжок», «Зайцы», «Как боролся русский богатырь»

Раздел 6 «Произведения Н.А. Некрасова»

«Крестьянские дети», (отрывок), «Мороз-воевода» (отрывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок), «Славная осень! Здоровый, ядреный…», К.И. Чуковский «Мужичок с ноготок», «О стихах Н.А. Некрасова.

Раздел 7 «Произведения А.П. Чехова»

Рассказы «Степь», «Ванька». Н.С. Шер «О рассказах А.П. Чехова»

Раздел 8 «Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка»

«Умнее всех», «Приёмыш»

Раздел 9 « Произведения А.И. Куприна»

«Синяя звезда», «Барбос и Жулька»

Раздел 10 «Произведения С.А. Есенина»

«Стихи о Родине» (отрывки),»Берёза», «Бабушкины сказки»

Раздел 11 « Произведения К.Г. Паустовского» 

«Стальное колечко», «Кот-ворюга», «Какие бывают дожди»

Раздел 12 «Сказки зарубежных писателей»

Раздел 13 «Произведения С.Я. Маршака»

«Урок родного языка», «Ландыш», В.Субботин «С Маршаком»

Раздел 14 «Рассказы Л. Пантелеева»

«Честное слово», «Камилл и учитель»

Раздел 15  «Произведения А.П. Гайдара»

«Горячий камень» (в сокращении). «Тимур и его команда» (отрывок), С.В. Михалков «Аркадий Гайдар». К.Г. Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре»

Раздел 16 « Произведения М.М. Пришвина»

«Моя Родина» « Выскочка», «Жаркий час»; В Чалмаев «Воспоминания о М.М. Пришвине»

Раздел 17 «Произведения зарубежных писателей»

Ш.Перро «Подарки феи», Ц.Топелиус «Солнечный Луч в ноябре», Дж. Лондон  «Волк», Э.Сетон-Томпсон «Чинк» (в сокращении)

4 КЛАСС

Раздел 1. Произведения фольклора. Сказки. Легенды, былины, героические песни..

Произведения фольклора. Малые жанры фольклора. Повторение. Дополнительное чтение. Крупицы народной мудрости. Волшебная сказка. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк». Былина «Волхв Всеславович». Дополнительное чтение. Русская народная сказка «Марья Моревна». «Народные легенды»  «Легенда о граде Китяже». «Легенды о покорении Сибири Ермаком». Книги с народными легендами. «Народные песни» Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения» Слушание и работа с книгами. «Народные песни» Дополнительное чтение. Песня-слава «Русская Земля». Героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море».Обобщение. Книги с фольклорными произведениями». Рубрика «Книжная полка». Рубрика «Проверьте себя». Детская библия, книги с былинами и легендами.

Раздел 2 « Басни. Русские баснописцы»

«Произведения русских баснописцев» И.Крылов «Стрекоза и Муравей». И. Хемницер «Стрекоза». Л.Н. Толстой «Стрекоза и муравьи»

Слушание и работа с книгами. «Произведения русских баснописцев. И. Хемницер «Друзья» Дополнительное чтение. И. Крылов «Крестьяне в беде». А. Измайлов «Кукушка». Дополнительное чтение. А. Измайлов «Лестница» «Баснописец И.А. Крылов» И. Крылов  «Мартышка и очки», «Квартет». Дополнительное чтение . И. Крылов «Осёл и Соловей». С.Михалков «слово о Крылове». Обобщение по разделу «Басни».Рубрика «Проверь себя»

Раздел 3. «Произведения В.А. Жуковского»

«Стихотворения Жуковского» В Жуковский «Песня», «Ночь». «Волшебные сказки в стихах». В .Жуковский «Спящая царевна». Слушание и работа с книгами. «Книги В А. Жуковского» Дополнительное чтение. В.Жуковский «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, кощеевой дочери». Обобщение. «Произведения Жуковского». Рубрика «Проверь себя» (в тетради)

Раздел 4. « Произведения А.С. Пушкина»

«Повторение изученных произведений А.С. Пушкина». Стихотворение «Осень» (отрывки). Дополнительное чтение. Г. Волков «удивительный Александр Сергеевич» (в сокращении). «Стихи  Пушкина». А. С. Пушкин «И.И. Пущину», «Зимняя дорога». Дополнительное чтение А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке». Из воспоминаний В.И. Даля.

Раздел 5. « Произведения М.Ю. Лермонтова»

« Стихи М. Ю. Лермонтова» М. Лермонтов «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…» «Стихи о природе М.Ю. Лермонтова» М. Лермонтов» Горные вершины». Слушание и работа с книгами. «Книги М. Ю. Лермонтов «Казачья колыбельная песня».

 

Раздел 6. «Произведения П.П. Ершова»

«Литературные (авторские) сказки». П.Ершов «Конёк-Горбунок» (отрывки) Обобщение «Русские поэты». Рубрика «Книжная полка». Рубрика «Проверьте себя».

Раздел 7. «Произведения В.М. Гаршина»

«Сказки В. Гаршина» «Лягушка-путешественница» Слушание и работа с детскими книгами. «Авторские сказки» Дополнительное чтение. В. Гаршин «Сказка о жабе и розе». «Повторение литературных сказок» Рубрика «Проверьте себя»

Раздел. 8. «Произведения русских писателей о детях»

Н. Гарин-Михайловский «Старый колодезь» (глава из повести «Детство Тёмы) Слушание и работа с книгами. «Произведения о детях». Дополнительное чтение. К. Станюкович «Максимка». Д. Мамин-Сибиряк «Вертел». Рубрика «Книжная полка». Обобщение по разделу. «Произведения русских писателей о детях» Рубрика «Проверь себя»

Раздел 9. «Произведения зарубежных писателей»

«Произведения о детях». В.Гюго «Козетта» (отдельные главы). М.Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки)Слушание и работа с книгами зарубежных писателей. «Произведения М.Твена и В. Гюго о детях» Дополнительное чтение. 1 и 2 главы из романа М. Твена «Приключения Гекльбберри Финна».

«Сказки зарубежных писателей» Х- К. Андерсен «Дикие лебеди». Дополнительное чтение. Х-К. Андерсен «Самое невероятное». Стихотворение Х.К Андерсена «Дети года» Книги Андерсена. Слушание и работа с детскими книгами. К. Паустовский «Великий сказочник» (текст дан в учебной хрестоматии). Дополнительное чтение Х-К.Андерсен «Девочка со спичками». Обобщение изученного в первом полугодии «Книги зарубежных писателей». Рубрика «Книжная полка»

Раздел 10. «В мире книг»

«Книга книг – Библия». Детская Библия. Библейские предания. Дополнительное чтение. «Суд Соломона». «Мифы Древней Греции». Дополнительное чтение. Древнеиндийский миф «Создание ночи». Слушание и работа с книгами. «Мифы народов мира» Дополнительное чтение. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И». «Книги Древней Руси» «Деятельность Ярослава. Похвала книгам». «О князе Владимире» (отрывок) «Первая славянская азбука. Отрывки из «Повести временных лет»: «Повесть о Константине и Мефодии», «Наставления Ярослава Мудрого», «Повесть о Никите Кожемяке».» Жанры древнерусской литературы» «Поучение Владимира Мономаха детям» (отрывок из «Повести временных лет») Рубрика «Книжная полка». «Книги бывают разные».

Раздел 11. «Произведения Л.Н. Толстого»

Слушание и работа с детскими книгами «Повторение изученных произведений Л.Н. Толстого». Дополнительное чтение «Воспоминания Л.Н. Толстого». «Художественные рассказы». Л.Н. Толстой «Акула». «Авторские сказки». Л.Н. Толстой «Акула», «Два брата». «Басни Л.Н.Толстого» «Мужик и Водяной». Научно-популярные рассказы. «Черепаха». Познавательные рассказы «Русак». Слушание и работа с детскими книгами. «Былины Л.Н. Толстого» «Святогор - богатырь». Библиотечный урок «Книги Л.Н Толстого для детей» Рубрика «Книжная полка». Обобщение. Рубрика «Проверьте себя»

Раздел 12. «Стихи А.А. Блока»

«Стихи о Родине» «Россия». Стихи А.А. Блока для детей. «Рождество». Слушание и работа с детскими книгами.  «Стихи русских поэтов» Дополнительное чтение. А. Блок «На поле Куликовом».

Раздел 13. «Стихи К.Д. Бальмонта»

«Стихи о Родине и о природе».» Россия», «К зиме», «Камыши», «Снежинка»

«Сказочные стихи» «У чудищ», «Как я пишу стихи» Слушание и работа с детскими книгами. «Стихи русских поэтов» Рубрика «Книжная полка» Дополнительное чтение «Русский язык», «Золотая рыбка».

Раздел 14. «Произведения А.И. Куприна»

Рассказы о животных. «Скворцы».

Сказки и легенды русских писателей. Дополнительное чтение. «Четверо нищих». «Очерки и воспоминания». А. Куприн «Сказки Пушкина». Доп. чтение. «Воспоминания об А.П. Чехове»

Слушание и работа с детскими книгами. «Произведения о животных». Рубрика «Книжная полка» Доп. чтение. Э Сетон-Томпсон. «Виннипегский волк». Песков «В гостях у Сетон-Томпсона». Обобщение. Рубрика «Проверьте себя» в тетради

Раздел 14. «Стихи И.А. Бунина»

«Стихи о природе: «Гаснет вечер, даль синеет…», «Детство…», «Листопад» (отрывок). Дополнительное чтение. К Чуковский «Н. Некрасов». Обобщение. «Стихи русских поэтов». Рубрика «Проверьте себя»

Раздел 15. «Произведения С.Я. Маршака»

«Стихотворения С.Я. Маршака» «Словарь». Доп. чтение.» Загадки», «Зелёная застава».

Пьесы-сказки: «Двенадцать месяцев» (избранные картины). «Сказка про козла» «С. Маршак – переводчик». Р. Бернс «В горах моё сердце…»  (перевод С. Маршака) Слушание и работа с книгами С. Маршака Доп. чтение. «Ледяной остров» (повесть в стихах). Библиотечный урок. «Маршак – сказочник, поэт, драматург, переводчик»

Раздел 16. «Стихи Н.А. Заболоцкого»

«Детство», «Лебедь в зоопарке». Библиотечный урок «Стихи русских поэтов. Книги со стихотворениями русских поэтов.

Раздел 17. «Произведения о детях войны»

В.П. Катаев «Сын полка» (отдельные главы)Детские журналы и книги. К Симонов « Сын артиллериста»

(доп. чтение)

Раздел 18. «Стихи Н.М. Рубцова»

«Берёзы», «Тихая моя Родина». Доп. чтение «Ласточка».А.Платонов «Сказка-быль «Любовь к родине, или Путешествие воробья», «Неизвестный цветок».Обобщение. Рубрика «Проверьте себя»

Раздел 19. «Произведения С.В. Михалкова»

«Школа», «Хижина дяди Тома». Доп. чтение. «Как бы мы жили без книг?» Книга Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» Басни: «Зеркало». Доп. чтение «Любитель книг», «Чужая беда».

132 ч.

104 ч.

13 ч.

51 ч.

40 ч.

28 ч.

6 ч.

8 ч.

7 ч.

7 ч.

136 ч.

5 ч.

5 ч.

19 ч.

5 ч.

18 ч.

8 ч.

14 ч.

10 ч.

         

13 ч.

23 ч.

7

9 ч.

136 ч.

16 ч.

        

        5 ч.

10

12

11

7

6

7

7

7

12

4

4

6

5

7

10

102 ч.

13 ч.

6 ч.

3 ч.

5 ч.

5 ч.

4 ч.

7 ч.

5 ч.

11 ч.

.

10 ч.

8 ч.

2 ч.

4 ч.

5 ч.

2 ч.

5 ч.

2 ч.

5 ч.

2 ч.

3 ч.

Стартовая диагностическая работа – 1

Промежуточная диагностическая работа – 1

 Контроль техники чтения

Промежуточная диагностическая работа – 1

Контроль техники чтения – 2

Итоговая диагностическая работа – 1

тест

Комплексная разноуровневая проверочная работа

Тест

Тест

Тест

Контрольная проверка выразительности чтения

Контрольная работа по темам полугодия

Тест

Информационный диктант

Тест

Тест

Контрольная проверка выразительности чтения

Литературоведческий диктант

Тест

Итоговая диагностика (разноуровневая проверочная работа)

Входная диагностическая работа.

Контроль техники чтения

Промежуточная диагностическая работа.

Контроль техники чтения

 Итоговая диагностическая работа.

Контроль техники чтения.

Контрольное чтение наизусть №1. Малые жанры фольклора.

Контрольное чтение наизусть №2. И. Крылов

« Стрекоза и Муравей».

Контрольное чтение наизусть №3. И.Крылов «Мартышка и очки»

Проверочная работа

Контрольное чтение наизусть №4. А.С  Пушкин «Осень»

Контрольное чтение наизусть №5. М. Лермонтов «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…»

Комплексная контрольная работа №1

Контрольное чтение наизусть №6. В. Гаршин «Сказка о Жабе и розе» (фрагмент)

Контрольное чтение наизусть №7. Контрольное чтение наизусть №7. Н.Гарин-Михайловский «Старый колодезь» (фрагмент)

Контрольное чтение наизусть №8. М.Твен «Приключения Тома Сойера»

Комплексная контрольная работа №2

Контрольное чтение наизусть №9. А. Блок «Россия»

Контрольное чтение наизусть №10. К Бальмонт «Снежинка»

Контрольное чтение наизусть №11. И.Бунин «Гаснет вечер, даль синеет»

Комплексная разноуровневая контрольная работа

Контрольное чтение наизусть №12. Н Заболоцкий «Лебедь в зоопарке»

Контрольное чтение наизусть №13. Н.Рубцов «Берёзы»

Контрольное чтение наизусть №14. С.

VII. Контроль предметных результатов.

          Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможно проведение  письменных работ - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельных работ  с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Для этого использовать и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.

          Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

          Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения "про себя" проводится фронтально или группами.

VIII. Календарно – тематическое планирование

См. приложение

IX. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение  образовательного процесса.

Учебно-методический комплект:

  1. Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова Букварь: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2ч. ФГОС- М.: Вентана – Граф.
  2. Л.А. Ефросинина Литературное чтение: Уроки слушания: Учебная хрестоматия для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений.ФГОС. - М.: Вентана – Граф.
  3. Л.А. Ефросинина Литературное чтение: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.ФГОС. - М.: Вентана – Граф
  4. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение : 1 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений /ФГОС.  Л. А. Ефросинина. – 2-е изд., дораб. – М. : Вентана-Граф,
  5. Литературное чтение . 1класс. Уроки слушания. Рабочая тетрадь к учебной хрестоматии, ФГОС, 2014 г. Ефросинина Л.А.
  6. Литературное чтение.Ефросинина Л.А. Методическое пособие. 1 класс. ФГОС, 2013 г.
  7. Литературное чтение. 1 класс.Уроки слушания. Методическое пособие. ФГОС, 2013 г.
  8. Л.А. Ефросинина Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.ФГОС. - М.: Вентана – Граф
  9. Л.А. Ефросинина Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.ФГОС. - М.: Вентана – Граф
  10. Л.А. Ефросинина, Оморокова М.И. Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.ФГОС. - М.: Вентана – Граф
  11. Литератрное чтение. 2 класс. Хрестоматия. ФГОС. Ефросинина Л.А.
  12. Литератрное чтение. 3 класс. Хрестоматия. ФГОС. Ефросинина Л.А.
  13. Литератрное чтение. 4 класс. Хрестоматия. ФГОС. Ефросинина Л.А.
  14. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение : 2 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений /ФГОС.  Л. А. Ефросинина. – 2-е изд., дораб. – М. : Вентана-Граф
  15. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение : 3 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений /ФГОС.  Л. А. Ефросинина. – 2-е изд., дораб. – М. : Вентана-Граф
  16. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение : 4 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений /ФГОС.  Л. А. Ефросинина. – 2-е изд., дораб. – М. : Вентана-Граф
  17. Литературное чтение.Ефросинина Л.А. Методическое пособие. 2 класс.
  18. Литературное чтение.Ефросинина Л.А. Методическое пособие. 3 класс.
  19. Литературное чтение.Ефросинина Л.А. Методическое пособие. 4 класс.

Материально-техническое обеспечение  образовательного процесса

Специфическое оборудование

  1. Портреты писателей
  2. Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием программы
  3. Иллюстрации к художественным произведениям
  4. Детская периодика

Электронно – программное обеспечение

  1. Компьютер
  2. Презентационное оборудование
  3. Выход в интернет
  4. Целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт – дисках.

X. Список литературы для учителей и учащихся.

Основная литература:

  1. Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова Букварь: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2ч. ФГОС- М.: Вентана – Граф.
  2. Л.А. Ефросинина Литературное чтение: Уроки слушания: Учебная хрестоматия для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений.ФГОС. - М.: Вентана – Граф.
  3. Л.А. Ефросинина Литературное чтение: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.ФГОС. - М.: Вентана – Граф
  4. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение : 1 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений /ФГОС.  Л. А. Ефросинина. – 2-е изд., дораб. – М. : Вентана-Граф,
  5. Литературное чтение . 1класс. Уроки слушания. Рабочая тетрадь к учебной хрестоматии, ФГОС, 2014 г. Ефросинина Л.А.
  6. Литературное чтение.Ефросинина Л.А. Методическое пособие. 1 класс. ФГОС, 2013 г.
  7. Литературное чтение. 1 класс.Уроки слушания. Методическое пособие. ФГОС, 2013 г.
  8. Л.А. Ефросинина Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.ФГОС. - М.: Вентана – Граф
  9. Л.А. Ефросинина Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.ФГОС. - М.: Вентана – Граф
  10. Л.А. Ефросинина, Оморокова М.И. Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.ФГОС. - М.: Вентана – Граф
  11. Литератрное чтение. 2 класс. Хрестоматия. ФГОС. Ефросинина Л.А.
  12. Литератрное чтение. 3 класс. Хрестоматия. ФГОС. Ефросинина Л.А.
  13. Литератрное чтение. 4 класс. Хрестоматия. ФГОС. Ефросинина Л.А.
  14. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение : 2 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений /ФГОС.  Л. А. Ефросинина. – 2-е изд., дораб. – М. : Вентана-Граф
  15. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение : 3 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений /ФГОС.  Л. А. Ефросинина. – 2-е изд., дораб. – М. : Вентана-Граф
  16. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение : 4 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений /ФГОС.  Л. А. Ефросинина. – 2-е изд., дораб. – М. : Вентана-Граф
  17. Литературное чтение.Ефросинина Л.А. Методическое пособие. 2 класс.
  18. Литературное чтение.Ефросинина Л.А. Методическое пособие. 3 класс.
  19. Литературное чтение.Ефросинина Л.А. Методическое пособие. 4 класс.

Дополнительная литература:

1. Комплексная диагностика уровней освоения программы «Детство» под редакцией В. И. Логиновой : диагностический журнал. Подготовительная группа / авт.-сост. Н. Б. Вершинина. – Волгоград : Учитель, 2011.

2. Комплексная диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой : диагностический журнал. Подготовительная группа / авт.-сост. Н. Б. Вершинина. – Волгоград : Учитель, 2011.

3. Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / А. Б. Воронцов [и др.] ; под ред. А. Б. Воронцова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010.

4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли : система заданий / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. – М. : Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс

Рабочая программа составлена с учётом ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс

Рабочая прграмма политературному  чтению УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс...

Рабочая программа по литературному чтению УМК " Начальная школа XXI века " 2 класс

Данная программа входит в УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Виноградовой Н.Ф. и рекомендована для использования Министерством образования и науки РФ....

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века"

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основании Основной образовательной программы начальн...

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Начальная школа 21 века" (1-4)

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Начальная школа 21 века" (1-4)...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа XXI века" - 3 класс

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа разработана на основе авторской программы Л.А.Ефрос...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века"

Программа по литературному чтению для 2 класса...