«Родина» в произведении Б. А. Слуцкого «Лошади в океане».
план-конспект по чтению на тему

Гришкина Надежда Сергеевна
ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Б. А. Слуцкого, его произведением «Лошади в океане»;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slutskiy_loshadi_v_okeane.docx24.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 15 им. М.В. Гордеева                         г. Орла

Урок литературного

чтения по теме:

««Родина» в произведении

Б. А. Слуцкого

«Лошади в океане»».

Подготовила учитель

 начальных классов:

 Гришкина Н. С.

4 класс

2012 г.

Тема: «Родина» в произведении Б. А. Слуцкого «Лошади в океане».

Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Б. А. Слуцкого, его произведением                                   «Лошади в океане»; формировать навыки правильного, выразительного чтения; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство сострадания.

Оборудование: учебники «Родная речь» 4 кл. (Л.Ф. Климанова и др.),  песня «Лошади в океане» в исполнении Берковского, презентация «Лошади», ноутбук, смайлики, портрет Б.А. Слуцкого.

Ход урока.

I. Организационное начало.

- Со стены на нас смотрит солнышко и протягивает свои лучики к вашим щёчкам. Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее! А теперь представьте, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него и улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым. Вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно!

II. Речевая разминка.

Если из гнезда упала птица-                                                                                                                Мне не спится.                                                                                                                                    Если где – то умер зверь в берлоге –                                                                                                      Я в тревоге.                                                                                                                                                        Если раздавлю зерно невольно –                                                                                                      Мне больно.                                                                                                                                              Если ствол рвануло бесшабашно –                                                                                                   Мне страшно.                                                                                                                                         Им бы жить на белом свете –                                                                                                                        Я в ответе.          ( С. Островой )

- Прочитайте птичьим базаром.                                                                                                                    – Прочитайте, разделяя слова на слоги.                                                                                                – Прочитайте с ускорением.                                                                                                                      – Прочитайте с замедлением.                                                                                                                   – Прочитайте с интонацией грусти.

III. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение Стихотворения А. Жигулина «О, Родина! …»

IV. Введение в тему.

  1. Актуализация знаний.                                                                                                                           – Ребята, из какого раздела мы читаем произведения? Как он называется?                                                                                                                                   - Давайте вспомним: какие стихотворения из этого раздела мы прочитали.  (И.С. Никитин «Русь», С.С. Дрожжин «Родине», А.В. Жигулин «О, Родина!»)
  2. Сообщение темы и цели урока.                                                                                                        – Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением                                      Б. А. Слуцкого « Лошади в океане». Узнаем, почему оно включено в этот раздел, о чём это произведение и постараемся понять, что хотел нам  сказать автор.

V. Работа над новым материалом.

  1. Знакомство с краткой биографией Б. А. Слуцкого.  Рассказ учителя о поэте. Портрет поэта.

- Борис Абрамович Слуцкий родился 7 мая 1919 г. в городе Славянске (Донбасс) на Украине, в семье служащего. Поэт вспоминал, что предвоенное и послевоенное поколение детей росло в нищете, у родителей часто не хватало денег не только на книги, но и на хлеб, жили трудно. Учился в Харькове. В 1937 г. переехал в Москву, где сначала занимался юриспруденцией, а затем поступил в Литературный институт им. М. Горького. Первое стихотворение он написал в мае 1941 г.                                                                                      Отечественная война изменила все планы будущего поэта. Он уходит на фронт, надолго оставив поэзию. Начинает войну солдатом, после ранения, оставшись на фронте, становится политруком.                                                                                                                                       Первую книгу он выпустил в 38 лет в 1957 г. Слуцкий автор – поэтических сборников: «Память», «Время», «Сегодня и вчера», «Работа» и другие. Переводил польскую, немецкую, английскую поэзию.  22 февраля 1986 г. Б. Слуцкий умер в г. Туле.

2. Презентация «Лошади».

3. Слово учителя об истории создания стихотворения «Лошади в океане».

- Автор написал стихотворение «Лошади в океане» в 1951 г., летом, на основе реальных событий. Один из его друзей рассказал, что читал в журнале статью об «американском транспорте с лошадьми, потопленном немцами в Атлантике». Слуцкий написал это стихотворение сразу, очень быстро, почти не правил стихи впоследствии. Вот что пишет он сам: «Это почти единственное моё стихотворение, написанное без знания предмета. В открытое море я попал впервые 15 лет спустя. Правда, как плавают лошади, наблюдал самолично, так как весной 1942 г. переплыл на коне ледовитую подмосковную речку. Даже Твардовский, хвалить чужие стихи не любивший,  сказал, что заприметил эти стихи». Стихи очень понравились Эринбургу и Слуцкий посвятил стихи ему. Стихотворение напечатали в журнале «Пионер» как детское стихотворение о животных, потом их перепечатывали десятки раз. Стихотворение переведено на другие языки мира.                                VI. Физкультминутка.                                                                                                    Мы немножко отдохнём,                                                                                                             Встанем, глубоко вздохнём.                                                                                                               Дети по лесу гуляли,                                                                                                                              За природой наблюдали.                                                                                                                    Вверх на солнце посмотрели,                                                                                                                     И их всех лучи согрели.                                                                                                                  Чудеса у нас на свете:                                                                                                                      Стали карликами дети.                                                                                                                           А потом все дружно встали,                                                                                                   Великанами мы стали.                                                                                                                    Дружно мы похлопаем,                                                                                                                            А потом потопаем.                                                                                                                         Хорошо мы погуляли,                                                                                                                                Свежим воздухом дышали.                                                                                                         VII. Работа над стихотворением «Лошади в океане».

  1. Задание до чтения:                                                                                                                          - Постарайтесь представить описываемую ситуацию.                                                            – Подумайте, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение.
  2. Чтение стихотворения учителем.
  3. Проверка первичного восприятия.                                                                                                – Понравилось вам это стихотворение?                                                                        – Какие чувства возникли у вас во время слушания?                                                                                                                                                - Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение?
  4. Словарно – лексическая работа.                                                                                            Гнедые лошади – масть лошадей, красно-рыжий.                                                                                                            Превозмочь – преодолеть, чего бы это ни стоило, достигнуть желаемого.                                                                                                                       – Как вы понимаете выражение « на исходе лошадиных сил …» ?                                          - Подберите синонимы к слову «гордый» (полный собственного достоинства, самолюбивый, высокомерный).
  5. Повторное чтение стихотворения учащимися. (про себя)                                                                          
  6. Работа над содержанием стихотворения.                                                                                    – Что произошло в океане?                                                                                                               – Почему это случилось?                                                                                                                     – Кому возражали кони?  Кто их топил?                                                                        Выборочное чтение:                                                                                                                            - Найдите строки, в которых говорится, как спасались люди?                                                     – Прочитайте строки, в которых рассказывается, как спасались лошади?                                                                                                                                        – Предполагали ли они, что их подстерегает гибель?                                                                         - Что почувствовали лошади, когда потеряли надежду на спасение?                                      – Почему автор называет лошадей «рыжим островом»?                                                              – Как вы думаете, почему неоднократно повторяется слово «ржали»?                                    – Какие строки стихотворения говорят о том, что оно передаёт состояние смятения, волнения, напряжения?                                                                                                            – Какой момент стихотворения вам показался самым напряжённым?                         ( прочитайте)                                                                                                                      – С какого момента вы почувствовали волнение за судьбу лошадей?                                       – Прочитайте выражения, которые показывают отношение поэта к гибнущим лошадям.                                                                                                     – Какие чувства, мысли, убеждения поэт хотел передать читателям?

Расстановка логических пауз, ударений.

  1. Выразительное чтение стихотворения.                                                                                            – Прочитайте это произведение так, как если бы вы сами наблюдали это событие, постарайтесь передать свои чувства и настроение.                                                           Чтение стихотворения учащимися.                                                                                                          – Как вы думаете, с какой целью поэт написал это стихотворение? (Чтобы сообщить о том, что произошло с лошадьми; чтобы привлечь внимание к судьбе животных; чтобы передать свои чувства; чтобы вызвать взаимное сопереживание).                                                                               – Война приносит боль и горе всему живому. От неё страдает всё живое.                                                                                                                                   – Как вы думаете, удалось ли автору добиться своей цели, какими средствами?

VIII. Закрепление.

  1. Составление «Синквейна»  
  1. Имя существительное.
  2. 2-3 имени прилагательных.
  3. 2-3 глагола.
  4. Предложение.
  5. Слово – смысл темы.

Синквейн «Лошади в океане»

  1. Лошади.
  2. Рыжие, гнедые, бедные.
  3. Плыли, ржали, утонули.
  4. Война приносит боль и горе всему живому!
  5. Трагедия, которая никогда не должна повториться.
  1. Слушание песни на стихи Б. А. Слуцкого « Лошади в океане».                                                   – На стихи Слуцкого «Лошади в океане» написано несколько музык (песен). Давайте послушаем одну из них в исполнении Берковского.
  2. Продолжение стихотворения.                                                                                                                 – Ребята, это стихотворение трагичное, очень жалко лошадей. Готовясь к уроку, я нашла в интернете продолжение этого стихотворения. Но к сожалению, автор неизвестен. Послушайте.                                                                                                            

Лошади спаслись (продолжение)                                                                                                    Я не верю в гибель лошадиную.                                                                                               Пусть не все, но выжили они.                                                                                                       С дна морского к верху шли акулы,                                                                                          Но хватали слабых лишь одних.                                                                                  Разливалась кровь по океану                                                                                                      Но вожак упрямо плыл вперёд.                                                                                                     И казалось, у него как будто                                                                                                      От копыт шли искры в толщу вод.                                                                                                                               Рыжий остров медленно, но таял.                                                                                                                    Уменьшался остров тот гнедой.                                                                                               Но немного плыть уже осталось                                                                                           Кони, кони, слышите! Прибой!                                                                                                                           Вот копыта дна уже коснулись                                                                                                                            И вода отхлынула от них.                                                                                                   Вышли на берег измученные кони.                                                                           Победили смерть свою они.                                                                                                  Где – то люди есть и есть машины,                                                                                            Где – то города стоят шумя.                                                                                            Только здесь на острове всё тихо.                                                                                                 Ни людей, ни шума, ни огня.                                                                                           Только ветер воет здесь тоскливо.                                                                                                                   Да ещё вдруг топот прозвучит,                                                                                                   То табун коней вдоль океана                                                                                                                                  С бешеною резвостью летит.                                                                                            Ветер гривы длинные расчешет,                                                                                                  Океан умоет их водой                                                                                                                    И живут они, судьбой довольны                                                                                                                                  Посреди равнины голубой.                                                                                                                                 Остров тот – песчинка в океане.                                                                                                           Только кони вольно там живут.                                                                                           И отныне остров этот дикий                                                                                       Лошадиным островом зовут.

- Какое настроение у вас стало после прослушивания этого продолжения?

IX. Итог урока.                                                                                                                                                           – С творчеством какого поэта ознакомились сегодня на уроке?                                                             – О каких событиях из жизни нашей Родины рассказывается в стихотворении?                                                                                                         Самооценка.                                                                                                                  Выставление оценок.

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения; по желанию выучить наизусть.

- Урок окончен.

/Гришкина Н.С./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы осмысления лирического произведения Б.А.Слуцкого «Лошади в океане»(в рамках реализации ФГОС))

Цели урока:Воспитательная:воспитывать у учащихся нравственно-этическое восприятия прочитанного;создать  эмоциональный фон для морально-нравственных чувствОбразовательные:дать представление о теме...

Эхо войны в стихотворении Б. А Слуцкого «Лошади в океане»

Мной разработан урок чтения в 4 классе по теме: Эхо войны в стихотворении Б. А Слуцкого «Лошади в океане»  с применением компьютерных технологий.Презентация подготовлена в программе Microso...

чтение 4класс Слуцкий "Лошади в океане"

открытый урок по чтению в 4классе ( "Родная речь" автор- М.В. Голованова, Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий") тема "Родина". - Слуцкий "Лошади в океане"....

Конспект урока по литературному чтению «Б.А. Слуцкий. «Лошади в океане»

Конспект урока по литературному чтению «Б.А. Слуцкий. «Лошади в океане»  4 класс УМК "Школа России" (внеклассное чтение)...

Тема войны в произведении Б.А.Слуцкого «Лошади в океане».

Урок литературного чтения в 4 класседля заседания МО начальных классовпо теме: «Тема войны в произведенииБ.А.Слуцкого «Лошади в океане»....