Тема: БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ПАСТЕРНАК. «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»
план-конспект урока по чтению на тему

Шабурова Ольга Юрьевна

Цель деятельности учителя: дать учащимся первичное представление о поэзии Б. Л. Пастернака; расширять кругозор учащихся; прививать интерес к литературе; показать красоту, образность поэзии Б. Л. Пастернака; учить детей видеть и понимать прекрасное. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotaya_osen_klass_.docx27.24 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Метод и приемы

Время

Содержание

Деятельность ученика

УУД

Организационный этап

2мин.

Здравствуйте, ребята! Тихо сядут 1 ряд, затем 2 ряд и 3 ряд.

         Прозвенел уже звонок.

Начинаем наш урок.

Будьте все внимательны.

А ещё старательны.

Настраиваться на хорошую работу.

К:Умение организовать себя. Умение слушать.

Мотивационный этап

Практич: артикуляционная разминка

Постановка учебной задачи и ее решение

Словес.:  беседа

Решение частных задач

Словес: ответы на вопросы

Словес: беседа

Практический:

Словарная работа

8-10мин

10-12мин

3-5мин

10-15мин

– Сегодня мы прочитаем стихотворение поэта и писателя, чьё творчество было удостоено одной из самых высоких наград – Нобелевской премии. О его произведениях много спорили и при его жизни, неоднозначно оценивают его и сейчас. Вы сможете подробнее изучить и осмыслить его произведения, когда станете старше. Одно бесспорно – этот человек был необыкновенно талантлив. Когда его не стало, А. А. Ахматова написала стихотворение «Памяти поэта» (11 июня 1960 года).

Какие цели мы можем с вами поставить?

Умолк вчера

        неповторимый голос,

И нас покинул

        собеседник рощ.

Он превратился

        в жизнь дающий колос

Или в тончайший,

        им воспетый дождь.

И все цветы, что

        только есть на свете,

Навстречу

        этой смерти расцвели.

Но сразу стало тихо

                на планете,

Носящей имя скромное…

                Земли.

– Имя этого человека – Борис Пастернак.

– Знакомо ли вам это имя?

Учитель показывает портрет поэта.

– Каким вы можете себе его представить, глядя на портрет и прослушав стихотворение А. Ахматовой?

Знакомство с жизнью и творчеством поэта.

– Борис Пастернак вырос в удивительной семье, где всё способствовало пробуждению тяги к творчеству. Его отец, Леонид Осипович, был известным художником, академиком живописи; мать, Розалия Исидоровна, – прекрасной пианисткой. Лев Толстой, который бывал в доме Пастернаков, заслушивался её игрой. Борис мечтал стать композитором, с 13 лет упорно изучал теорию музыки, но позже решил, что, не имея абсолютного слуха, не сможет стать профессиональным композитором. Он увлёкся философией и поступил на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета. Но и философия удержала его ненадолго.

С  1913  года  23-летний  Пастернак  полностью  посвятил  себя  поэзии. В этом же году в альманахе «Лирика» появились первые стихи Бориса Пастернака. А через год был напечатан первый сборник его стихов. Большое влияние на поэзию Пастернака, по словам самого поэта, оказала поэзия А. Блока. Кроме лирических стихов, Б. Пастернак создаёт поэмы, посвящённые историческим событиям или историческим личностям. Незадолго до своей кончины (1955 г.) он создаёт роман, который в его мыслях существовал и вырисовывался в течение десятилетий, за него он был удостоен Нобелевской премии.

3. Работа над стихотворением.

– Стихотворение Бориса Пастернака, которое мы прочитаем с вами сегодня, называется «Золотая осень».

Учитель выразительно читает стихотворение.

– Какое настроение создаёт стихотворение?

– Какие картины предстали вашему взору?

– Какие  приёмы  использует  поэт,  чтобы  показать  красоту  золотой осени?

– Какие строки вас заворожили сильнее всего? Прочитайте их.

– Как бы вы прочитали это стихотворение?

Далее идёт упражнение в чтении стихотворения.

Если у детей возникнут затруднения в понимании отдельных слов, учитель или другие учащиеся поясняют их, по усмотрению учителя учащиеся могут поработать со словарём дома и выписать значения непонятных им слов в тетрадь по чтению.  

Чертог (высок., устар.) – пышное, великолепное помещение или здание, дворец.

Просека – дорога, узкая полоса в лесу, очищенная от деревьев.

Флигель – пристройка сбоку главного здания или дом во дворе большого здания.

Каталог – составленный в определённом порядке перечень (перечисление) каких-нибудь однородных предметов.

Новобрачная – невеста.  

Читать, правильно артикулируя.

Отвечать на вопросы

Слушать учителя

Отвечать на вопросы

Определять цели

Слушать биографию

Отвечать на вопросы

Отвечать на вопросы

Работать со словарем

Обсуждать значение слов

К:Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

П:осознанное построение речевого высказывания

К:  Оформлять свои мысли в устной форме

П:выдвижение гипотез

Р: Целеполагание

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

К: Работать с соседом по парте.

К:Формирование коммуникативных способностей;

П: Строят речевое высказывание.

К: формулировать собственное мнение и позицию;

•договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

П:Анализ,синтез,обобщение,структурирование знаний. Построение логической цепи рассуждений,доказательств.

Рефлексия

Словес.: ответы на вопросы, самоанализ

5 мин.

 -Давайте подведем итоги:

– Что вы узнали о жизни и творчестве :?  -Перед вами лежат 3 цвета карандашей:

Зеленый цвет – Мне все понятно. Я молодец!

Желтый цвет – У меня не все получилось, но я старался!

Красный цвет – Мне надо быть внимательнее!

Оценивать свои достижения.

 

П: Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


                                                                                                     

Конспект урока литературного чтения

Тема: БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ПАСТЕРНАК.
«ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»

 

Цель деятельности учителя: дать учащимся первичное представление о поэзии Б. Л. Пастернака; расширять кругозор учащихся; прививать интерес к литературе; показать красоту, образность поэзии Б. Л. Пастернака; учить детей видеть и понимать прекрасное.

Планируемые результаты

предметные: продолжают учиться  выразительно, читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их, составлять картинный план, формулировать главную мысль текста;

личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.

Тип урока: открытие «нового знания».


Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Литература

Челябинск, 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе по теме "Борис Пастернак.Золотая осень"

Урок литературного чтения направлен на развитие у учащихся ИКТ компетентности....

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе на тему: Б. Л. Пастернак «Золотая осень».

Планируемые результаты: Предметные: умение прогнозировать содержание произведения, читать вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение;Метапредметные: Регулятивные – формулирование учебной зад...

Урок литературного чтения 4 класс УМК «Школа России» Тема: Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень» Тип урока: комбинированный

Урок литературного чтения  4 класс УМК «Школа России»Тема: Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень»Тип урока: комбинированный...

Урок по литературному чтению "Борис Леонидович Пастернак "Золотая осень"

Тема: «Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень»Цели урока: познакомить с жизнью и творчеством Б.Л. Пастернака; учить понимать язык поэзии, читать поэтические произведения; обогащат...

Борис Леонидович Пастернак "Золотая осень"

Разработка презентации  к уроку по литературному чтению для 4 класса....

Технологическая карта по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России" на тему: «Б. Л. Пастернак «Золотая осень»»

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе знакомства с биографией и творчеством Б. Пастернака и стихотворением «Золотая осень&raqu...