Конспект урока + презентация М.М. Пришвин «Моя Родина» (УМК "Начальная школа XXI" 3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Сергеева Александра Алексеевна

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon m.m._prishvin_moya_rodina.doc66.5 КБ
Office presentation icon m.m.prishvin_3_klass.ppt671.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение

Тема: М.М. Пришвин «Моя Родина»

Цели урока: познакомить с творчеством и произведением М.М.Пришвина; развивать навыки выразительного чтения, учить выделять смысловые                         части, составлять план.

Планируемые результаты:

-предметные: познакомятся с произведением М.М. Пришвина «Моя Родина»;

учатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно; учатся находить ответы на вопросы  в тексте; осуществляют переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли.

-личностные: Учатся пользоваться элементарными приемами убеждения: мимикой и жестикуляцией; проявляют терпимость к альтернативному мнению, не допускают агрессивного поведения, предлагают компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента;

Тип урока: открытие нового знания;

Оборудование: Учебник «Литературное чтение» (УМК «Начальная школа XXI»), презентация, рабочая тетрадь.

Этап урока, методы и приемы

Время

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

Орг.момент

Словесный:

Эмоциональный настрой на работу.

1 мин

- Приготовьтесь к уроку литературного чтения, садитесь.

Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой минуткой своей дорожи!

Тихо сели девочки, тихо сели мальчики.

Повернитесь к соседу лицом и улыбнитесь ему, пожелав хорошей работы.

Приветствовать учителя;

Настраиваться на работу

Личностный : Учиться уважать себя, сверстников и старших.

Актуализация знаний

Словесный:

Слово учителя.

Словесный: ответы на вопросы

Практический:

Артикуляционное упражнение

9 мин.

Давайте вспомним, что было  задано домой.  (Выучить стихотворение С.А. Есенина «Черемуха»)

- Кто желает рассказать?

Учитель выслушивает подготовившихся учеников. оценивает их по критериям:

  1. Насколько хорошо ученик выучил стихотворение
  2. Выразительно ли прочитал

- Какие произведения вы изучали? (стихи)

- Какие стихотворения запомнились?

- Посмотрите слайды. Что их объединяет? Каким словом       можно назвать то, что вы видите?  (природа)

- Как называется новый раздел учебника?  (Люби живое)

- Как вы понимаете это название?

- О чём вы узнаете из этого раздела? Прочитайте на с. 58.

- Послушайте стихотворение Александра Яшина «Люби живое».

Не верю, что звери не говорят, что думать не могут певчие птицы,

Что только инстинкты у хитрой лисицы, и  пчёлы не знают, чего творят.

Себя самого узнать не могу, осинки в лесу зазря не рублю,

В корнях родничок,  что клад берегу, люблю всё живое, животных люблю.

- Как вы поняли, о чем это стихотворение?

- На уроке вы познакомитесь с творчеством писателя.

Чтобы  фамилию его узнать, нужно шифр разгадать.

(е ж п  р и з  ш  в  н    код 3457859

1 2 3  4 5 6  7  8  9)  

- Посмотрите наэкране портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке?  (Учитель выслушивает мнения учащихся)

- Да,  вы  правы в своих высказываниях. Вы  познакомитесь с творчеством Михаила Михайловича Пришвина и прочтёте его рассказ  «Моя Родина», будете делить текст на части и составлять план.

Рассказывать стихотворение наизусть

Отвечать на вопросы

Прочитать название раздела, произведения и авторов

Слушать стихотворение А. Яшина

Анализировать стихотворение

Разгадывать шифр

Рассматривать портрет

Регулятивный: принимать и сохранять уч. задачу

Регулятивный: адекватно воспринимать оценку учителя

Познаватльный: осуществлять подвед. под понятие

Познавательный: строить речевое высказывание

Регулятивный: принимают и сохраняют уч. задачу

Решение частных задач

Словесный.: монолог

Словесный: ответы на вопросы

Работа с книгой: прогнозирование текста

Сл.: диалог

Практический:

Комбинированное чтение;

12 мин.

Слово об авторе:

Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Орловской губернии. Он получил хорошее образование. Работал  агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем.

Писать он начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал и побывал в разных краях. М.М. Пришвин - замечательный писатель!  Он написал много книг о природе, и каждая  из них несёт  новые открытия. Вся жизнь Пришвина была посвящена природе и связана с ней. Он любил родину: леса и поля, реки озёра, зверей и птиц.  Любил всё живое.

Будучи пожилым человеком, он всё равно мог уйти далеко в лес и бродить там с утра до вечера, то с корзиной для грибов, то со своей собакой  и уж  непременно со своей записной  книжкой для заметок. Поэтому, когда читаешь рассказы Пришвина, кажется, что писатель взял тебя за руку  и повёл за собой. И тогда ты лучше научишься любить и понимать родную природу. Она станет твоим  другом. А когда у человека есть такой друг, то  человек становится мудрее и добрее.  У Михаила Пришвина было очень ценное качество: каждый раз он открывал для себя что-то  новое  в природе  и умел передать свои чувства читателям, поделиться открытиями.

- Как называют писателей, которые пишут о природе? (писатели - натуралисты)

- Значит, как мы можем назвать Михаила Михайловича? (писатель-натуралист)

- Откройте учебник на стр. 59. Прочитайте название рассказа. (« Моя Родина»)

- Как вы думаете, о чем будет говориться в тексте?

- Обратите внимание,  с какой буквы написано слово Родина.

- О какой Родине говорится? (о России) В текстах может встречаться слово родина  с маленькой буквы - это малая родина.

- В рассказе  встретятся  трудные слова, прочитаем их хором. (сокровища, кладовая, пробуждается, покрывалось, кипятилось)

- Я начну читать произведение, дальше вы продолжите

по одному предложению по цепочке.

Слушать монолог учителя об авторе

Ответить на вопрос

Открыть учебники на с. 59

Прочитать название раздела

Отвечать на вопросы

Читать трудные слова на слайде

Познаватльный:строят речевое высказывания

Регулятивный: Оценивание характера героя, его поступки и их мотивы, сравнение своих ответов с ответами одноклассников

Коммуникативный: высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Физминутка Пр.: физические упражнения

1-2 мин

Пальцы мы собрали в кучку.Они вместе держат ручку.А теперь давай-ка,друг,нарисуй ровнее круг.(левой и правой рукой)

Выполнять упражнения

Личностный: ориентировка на ЗОЖ

Решение частных задач

Практический:

Беседа по тексту; учебный диалог

Словесный:

Ответы на вопросы

Практический:

Комбинированное чтение

Словесный:

Ответы на вопросы

Практический:

Работа над характеристикой

героя

12 мин.

- Ребята, вам понравился рассказ? Чем? Как рано вставала мама Пришвина? Когда Пришвин был ребёнком,  мать угостила его  чаем с молоком. Найдите в тексте и зачитайте воспоминания о чае.

- Почему писатель говорит, что это угощение решило его жизнь в хорошую сторону? (стал рано вставать, гулять в лесу, изучать природу)

- Почему автор писал о природе рано утром? ( всё просыпается)
-Зачитайте слова - обращение к нам, в которых Пришвин советует раньше вставать, для чего? (для работы вставать вместе с солнцем, это даёт  много силы, здоровья)
- О какой охоте  он говорит? Что ему нужно найти? Что такое кладовая солнца? Какие сокровища нужно охранять и показывать? К чему он призывает молодых читателей?
- Для  писателя слова природа и Родина  неразделимы. С каким призывом он обращается к нам, зачитаем из текста.
- Поднимите руку те, кому понравились эти слова?
- Вы хотели бы знать их наизусть? Давайте выучим их дома.
-Вы немного отдохнули, а теперь давайте поработаем над текстом, разделим его на части и каждую озаглавим.
- О чём говорится в 1 части? Как её можно озаглавить? (по этому типу остальные части)
(план дети записывают в рабочую тетрадь)
План.

1.Вкусный чай.                            3.Охота за наблюдениями.

2. Вставать до солнца.               4. Призыв к молодым друзьям.

Беседовать по содержанию текста

Отвечать на вопросы

Находить и читать слова–обращения Пришвина

Находить в тексте  часть

Составлять план для пересказа

Познательный:слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;

Познаватльный:: работать с текстом: выделять в нём тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

Познаватльный:строят речевое высказывание

Информация о домашнем задании

1 мин

- Запишите домашнее задание: выучить слова- обращения со слов «Мои молодые друзья…»; пересказ по плану.

Записывать домашнее задание

Р: самоконтроль

Рефлексия

Словесный:

ответы на вопросы, самоанализ

5 мин.

- С чего начинается Родина для Пришвина?

- Как  вы понимаете слова: «Охранять природу - значит охранять Родину»?

- У каждой былинки на земле есть место, откуда она берёт жизненную силу. Так и человек имеет свои корни, свою малую Родину. Поэтому при слове Родина перед мысленным взором  возникает  самое дорогое и родное.

- С чего начинается Родина для вас?

- Справились ли мы с поставленными задачами?

- За что вы сегодня можете себя похвалить?

-Итак, ребята, вы молодцы, спасибо за работу!

Делать  нравственный выбор.

Оценивать свои достижения.

П: строят речевое высказывание

П: осуществляют синтез

П: строят рассуждения

Р: осуществляют итоговый контроль.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доброе утро!

Слайд 2

Чтобы фамилию его узнать, нужно шифр разгадать! (е ж П р и з ш в н) (1 2 3 4 5 6 7 8 9) Пришвин

Слайд 3

Пришвин Михаил Михайлович (1873-1954)

Слайд 4

Орловская губерния

Слайд 5

Он любил родину: леса и поля, реки озёра, зверей и птиц. Любил всё живое.

Слайд 6

Тест : - С чего начинается Родина для Пришвина? - Как вы понимаете слова: «Охранять природу - значит охранять Родину»? - У каждой былинки на земле есть место, откуда она берёт жизненную силу. Так и человек имеет свои корни, свою малую Родину. Поэтому при слове Родина перед мысленным взором возникает самое дорогое и родное. - С чего начинается Родина для вас? - Справились ли мы с поставленными задачами? - За что вы сегодня можете себя похвалить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения М. Пришвин "Моя родина"

Материал урока представлен в виде технологической карты....

Конспект урока + презентация. Тема:«Какими были славяне » (УМК "Начальная школа XXI" 3 класс)

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Конспект урока литературного чтения С.Д. Дрожжин «Родине» (УМК «Школа России», 4 класс)

Цели деятельности учителя:создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения С.Д. Дрожжина «Родине»;развитие навыков чтения: правильности, сознательнос...

Конспект урока литературного чтения «С.Д. Дрожжин «Родине»» (УМК «Школа России», 4 класс).

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с биографией и творчеством С.Д. Дрожжина, его стихотворением «Родине»; совершенствование навыка выразительного чтения, умения анализиров...

Конспект урока по окружающему миру. «Что такое Родина?», УМК «Школа России».1 класс

Цели деятельности учителя: формирование представлений о том, что Россия- наша Родина. Знакомство с символикой государства.Планируемые результаты:Предметные: -знать, как выглядит герб и флаг России-зна...