К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», интегрированный урок по литературному чтению с элементами изобразительного искусства и музыки, программа "Гармония" 4 класс
учебно-методический материал по чтению (4 класс) на тему

Штоколова Анна Анатольевна

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»,  интегрированный  урок по литературному чтению с элементами изобразительного искусства и музыки, программа "Гармония" 4 класс 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками», программа «Гармония»,  класс

Тип:  урок  «открытия» новых знаний,  интегрированный  урок с элементами изобразительного искусства и музыки

Задачи: учить слушать и работать с текстом; способствовать развитию устной речи, умению высказывать свою точку зрения, слушать окружающих.

Планируемые результаты

Предметные

Воспринимать на слух художественный текст; осмысленно читать, отвечать на вопросы учителя по содержанию; составлять план текста.

Метапредметные

Высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника и по названию прогнозировать содержание; находить  информацию в тексте для ответов  на вопросы ; делать выводы по результатам своей работы, совместной работы класса и учителя; выразительно читать по ролям; находить лексическое значение слов в толковом словаре.

Личностные

Эмоционально «проживать» текст во время чтения; понимать эмоции людей; оценивать поступки людей; высказывать  свое отношение к героям и их поведению; проявлять интерес к творчеству К.Г.Паустовского и Э.Грига

Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство

Ресурсы урока:

Для учителя: О.В. Кубасова  Литературное чтение 4 кл., запись Э.Григ «Утро», «Фортепианный концерт», презентация

Для учащихся:  О.В. Кубасова  Литературное чтение 4 кл., альбом, краски

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Виды деятельности  обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

-Задайте маршрут урока: -Что мы сегодня будем изучать?

–Зачем нам необходима эта тема?-

-На каком этапе урока мы узнаем новое ?

- Какие чувства пробуждаются в человеке при чтении литературного произведения ?  

Инсценировка отрывка из произведения К.Паустовского «Встреча композитора Э.Грига и девочки лесника Дагни»

-Познакомимся с одним из лучших произведений К.Паустовского. А какие его произведения вы читали?

-К.Паустовский родился в Москве, но вырос на Украине. С детства мечтал о путешествиях в дальние страны. После ухода из семьи отца, Паустовский сам зарабатывал себе на жизнь. Занимался репетиторством. Начал писать стихи. За свою жизнь сменил множество профессий: был вожатым. Матросом. Учителем. Кондуктором. Участвовал в сражениях Гражданской войны. Во время ВОВ был военным корреспондентом. Его мечты сбылись- он много путешествовал- объехал всю нашу страну. Книги Паустовского наполнены любовью к природе и раздумьями о жизни.

-Прочитайте название произведения, которое будем читать и скажите, можно ли по названию догадаться, о чём пойдет речь?

-В книге, на стр.49 есть иллюстрация. Может она поможет сделать предположение  о чём рассказ?

-Как вы считаете, старик и девочка наши соотечественники? Почему так решили?

-События рассказа происходят в Норвегии - северной стране, с её хвойными лесами, с суровой красотой фьордов (узкие морские заливы с высокими обрывистыми берегами)

-Как вы думаете, а эти люди наши современники?

Дети задают маршрут урока

Сценка.

Перечисляют знакомые произведения К.Паустовского.

М.Слушают рассказ учителя, презентация «О Паустовском»

П. Высказывают свои предположения о содержании произведения.

М. Рассматривают иллюстрацию и по ней делают прогноз.

 М.Одежда нам рассказывает, что костюмы не русские.

М. Делают выводы, на основе своих знаний.

-События, описанные в рассказе, имели место около 120 лет назад. И я открою вам секрет, что этот седой господин - всемирно известный Эдвард Григ.

-Послушайте фрагмент его музыки.

-Что вы чувствовали, представляли?

-Хотя Э.Григ много путешествовал, бывал с концертами в разных странах, каждый раз он стремился поскорее вернуться на родину, в свой маленький домик.

М. Дети рассказывают,что они узнали об Э.Григе.

П. Слушание отрывка из музыки Э.Грига «Утро»

Л. Отвечают на вопрос.

Актуализация необходимых знаний

  1. Чтение учителем  1 и 2 части.

-Почему Григ считал себя счастливым человеком?

-Что наполняло его счастьем?

-Как вы считаете, получит ли Дагни обещанный подарок?

-Как это произойдет?

2. Чтение учителем 3 части до слов « и Дагни верила».

-Выскажите свое мнение, кто прав – тетушка Магда, когда говорила, что нельзя верить всему, что происходит на сцене или дядюшка Нильс, утверждающий, что в театре надо верить всему?

3. Чтение рассказа до конца.  (Сделать паузу, чтобы улеглись чувства)

-Э.Григ похоронен на своей родине, в скале, над вечно волнующимся морем. Можно ли считать, что он безвозвратно ушёл от нас или он незримо присутствует в нашей жизни?

-Что делает человека «вечным»?

-Что сделало  бессмертным?

П. Слушание.

П.Отвечают на вопрос.

М. Делают свои предположения.

П.  Слушание

Л.Высказывают собственное мнение.

П.Слушание

М. Ответы  на вопросы.

( Он живет, т.к.мы слушаем его музыку.«Вечным» делают человека его дела, если он оставил свой след на земле, тот, кто влияет на нас)

( Его музыка, талант, любовь к людям, желание дарить себя,
свою душу.)

Организация познавательной деятельности

  1. Прочитайте 1 часть

-Где Григ проводил осень?

-Что Григ делал в лесу?

-Прочитайте описание горного леса.

-Какие звуки наполняли лес?

-Что привлекает в лесу?

-Какие изобразительные средства использует автор для описания леса?

-Прочитайте описание осени. О чем оно вам говорит?

-Какое важное событие описано?

-Как вы думаете, эта встреча факт биографии или художественный вымысел?

-Как озаглавите эту часть?

-Прочитайте по ролям диалога Дагни и Э.Грига

-Стали бы вы разговаривать в лесу с незнакомым человеком, приглашать его в гости?

-Почему Дагни  так поступила?

-Что Григ решил подарить Дагни?

-Почему  у него возникло такое желание, связано ли это с биографией музыканта?

-Для чего девочка собирала шишки?

-Почему Дагни получит свой подарок только через 10 лет?

  1. Работа над 2 частью.

-Перенесемся в домик Грига. Что он собою представляет?

-Найдите изобразительные средства.

-Прочитайте описание зимы в Бергене.

-Зачем нужно это красивое поэтическое описание?

-Найдите изобразительные средства.

-Что представлял Григ, когда писал музыку для Дагни?

-Какие мысли заключены в этих словах?

-Все ли окружающие вас люди думают так же как Григ?

-Что для вас приятнее – дарить или получать?

-Встречались ли вам люди, которые охотно дарили не вещи – хорошее настроение, улыбку, душу, что-то ещё?

- Какой бы стала жизнь?

-Как озаглавите эту часть?

  1. Работа над 3 частью.

-Найдите в Толковом словаре значение непонятных вам слов.

-Какое заглавие подобрали к этой части?

  1. Работа над 4 частью. Творческая работа в группах

-Чем часто занималась Дагни у тётушки Магды?

-Какое впечатление произвела на Дагни симфоническая музыка?

-Давайте прочитаем описание музыки.

-Послушаем и мы симфоническую музыку и нарисуем , что вы будете представлять, когда будете слушать.

-Какое впечатление эта музыка произвела на вас?

                -Почему Дагни плакала?

-Что же удалось Григу  передать  в музыке?

- За что она хотела поблагодарить Грига?

-Как озаглавили эту часть?

Подведение итогов

-Прочитав это произведение, как бы вы ответили на вопрос: «Чем должен жить человек?»

Дополнительный материал: познакомиться с произведением

П.  Самостоятельное чтение

П.  Отвечают на вопросы по содержанию текста

М. Выборочное чтение

П. Олицетворение- «эхо живет, ждет, швыряет»

     Сравнение-«мох- зеленые пряди, эхо – птица пересмешник»

М.  Выборочное чтение. Автор любит осень. Использует при описании сравнение.

Встреча с Дагни.

Л.  Размышление, обращение к фактам биографии.  (  Факты + худож.вымысел)

П.  Предлагают заглавие «Встреча с Дагни»

М.Выразительное чтение по ролям.

Л. Отвечают на вопрос.

П. « Глаза Грига смеялись».

 П.  Ответ на вопрос по содержанию

Л.( Дочь Грига умерла в возрасте 1 года, Дагни – это собирательный образ, в каждой девочке он видел свою дочь. Дагни – наивная, добрая, открытая, размышляет о кукле, заботится о дедушке, печалится о других, трудолюбива. Рассказывает о том, что ей дорого и хочет поделиться своим счастьем с другими)

М. Версии детей.

П.  Духовный подарок, она поймет «серьёзную» музыку только став взрослой.

П.Выборочное чтение

М.( Григ черпал вдохновение в природе.)

П. Олицетворение( пароходы дремали, клавиши тосковали)

П. Выборочное чтение

П. «Жизнь удивительна и прекрасна» и «Счастлив человек, который все отдал»

Л. Отвечают на основе своего жизненного опыта

П. «Рождение музыки»

П.Работа с толковым словарём.

П. «В гостях у родственников»

П.Ответы на вопросы по содержанию

М.Слушают « Концерт для струнного симфонического оркестра» Э.Грига  и рисуют на ватманах по группам «Норвегия-горная страна», «Разноцветные волшебные домики», «Музыкальная фантазия»

Л. Сравнивают описание Паустовского с собственными впечатлениями.

М. Слезы благодарности – не забыл её, простую девочку, напомнил о детстве.

(звуки)

М.(За то, что открыл прекрасную  музыку, которая пробуждает надежды, веру в счастье)

П. «Подарок»

Л.( Видеть и чувствовать прекрасное, что окружает нас. Дарить  людям тепло, доброту,  стараться видеть прекрасное и романтичное в самом простом.)

К. Паустовского «Скрипучие половицы»

              Диагностика достижения планируемых результатов: написать  эссе «Чем должен жить человек»

             Дополнительное творческое задание: написать синквейн  - «Григ» или « Дагни»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки» Проект выполнен в программе ПервоЛого.

План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки»Проект выполнен в программе ПервоЛого....

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Рабочие программы по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии 2класс

Рабочие программы по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии для 2класса...

Рабочие программы для 3класса по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии

Рабочие программы по русскому языку, математике,литературному чтению, окружающему миру, технологии, изобразительному искусству для 3класса...