И.З. Суриков "Зима. Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении "
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Фомина Мария Анатольевна

 Урок литературного чтения  по теме И.З. Суриков "Зима. Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении "   изучается в  3 классе по программе "Школа России". Урок изучения нового материала. На уроке дети самостоятельно  определяют тему и цель урока. Знакомство с биографическими сведениями, творчеством писателя происходит с помощью сообщения подготовленного ученика. Во время работы над  стихотворением дети учились находить литературные приёмы (олицетворение, сравнение, эпитет), рассказывать о своих впечатлениях от прочитанного произведения. На уроке совершенствовались навыки правильного, сознательного, выразительного чтения. Дети , работая в группах, самостоятельно исследовали каждое четверостишие с последующей проверкой, затем читали выразительно вслух. Расширялся словарный запас детей при знакомстве с новыми словами. В конце урока происходит рефлексия по самооценке полученных знаний. 

 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта урока39.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема раздела: «Поэтическая тетрадь»

Тема: " И. Сурикова "Зима. Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении "

Цели:  познакомить  учащихся со  стихотворением И. Сурикова "Зима".

Задача: 

Образовательные:

•        Учить анализировать поэтическое произведение;

•        Пополнять словарный запас учащихся через словарную работу;

•        Учить рассуждать, делать выводы.

 Развивающие:

•        Развивать навыки выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения, интонации, пауз;

•        Развивать коммуникативные умения в процессе совместной деятельности;

•        Формировать у детей навыки самоконтроля и взаимоконтроля;

•        Развивать  коммуникативность, умения работать над текстом  в парах.

Воспитательные:

•        Воспитывать любовь к родине, к семье, к родным

•        Воспитывать любовь к русской поэзии

Формирование УУД:

Личностные:

- обладать мотивационной основой учебной деятельности;

- использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, сверстника.

Познавательные:

- использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- осуществлять анализ слов с выделение существенных признаков.

Коммуникативные:

- строить понятные для партнёра высказывания;

- вступать в диалог, задавать вопросы, сотрудничать;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные:

- уметь давать характеристику выполненной деятельности;

- научиться читать осознанно.

Тип урока:  Урок изучения нового материала. 

 Урок исследование.  

 Методы обучения: проблемно-поисковый, наглядный, репродуктивный, эвристическая беседа, элементы метода исследовательского обучения.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная.

Оборудование: Презентация под названием И. Суриков "Зима", аудиозапись, распечатанные тексты со стихотворением.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Организационный момент

- Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумаете: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы все здоровы, к работе готовы!

Дети приводят в порядок рабочее место.

Регулятивные: обеспечение обучающимися организации учебной деятельности, эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха. 

Коммуникативные  (согласованность действий с партнером)

II  Актуализация знаний

1. Речевая разминка

- Проведём речевую разминку, чтобы домашнее стихотворение прозвучало выразительно.

Всё бело, бело, бело,
Много снега намело!
Вот весёлые деньки,
Все на лыжи и коньки!

Белый снег, белый мел
Белый заяц тоже бел.
А вот белка не
бела
Белой Белка не была.

- Найдите однокоренные слова?

- Какое слово нельзя отнести к группе слов с корнем бел?

- Почему?

- Для чего  мы выполняли это задание?

- На каком уроке мы работали с этими словами?

- Какую картину вы представили ?

2. Домашнее задание по стихотворению  И. Сурикова "Детство" было предложено выучить одну понравившуюся часть   и нарисовать к иней  рисунок.

Чтение скороговорки жужжащим способом, с ускорением, вполголоса (хором, индивидуально.)

Белый-бел-бело

Ответы детей.

Белка

- Имеет другое лексическое значение.

Чтобы вспомнить однокоренные слова

На уроке русского языка

Зима, много снега.......

Чтение наизусть стихотворения по частям  

Выставка рисунков.

Коммуникативные УУД 

Познавательные: построение речевого

высказывания в устной форме.

 III Постановка цели урока

- Мы продолжаем работать над разделом «Поэтическая тетрадь».

- Прочитайте название произведения.

 - Рассмотрите иллюстрации к нему.

-Ребята, отталкиваясь от темы  сформулируйте цель нашего урока.

На экране

Познакомиться........

Совершенствовать.....

Развивать умения........

Зима

–Мы продолжим знакомиться с творчеством И. З Сурикова и его стихотворением « Зима».

- Будем совершенствовать умение выразительно читать стихотворные произведения.

работать над текстом  в парах, понимать настроение и мысли поэта

Регулятивные  УУД (целеполагание)

(прогнозирование)

VI  Открытие нового

1.  Сегодня на уроке продолжим зимнюю тему. Прочитаем ещё одно произведение Ивана Захаровича Сурикова “Зима ”.  А для начала посетим  виртуальную  экскурсию.  Наши юные исследователи напомнят нам интересные факты из жизни поэта.  Биографию поэта (презентация).

2. Работа до чтения

- Давайте откроем учебник на странице 76 и прочитаем заголовок произведения.

- В каком жанре написано это произведение?

- Правильно. Как вы догадались, что перед вами стихотворение?

-А как вы думаете, можно ли определить настроение этого стихотворения?

- Какое настроение у стихотворения «Зима»?

3. Первичное чтение.

Прослушивание аудиозаписи стихотворения "Зима".

 1. Послушайте стих и представьте себе картину, которую  автор описывает.

 - Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

– Какие чувства испытывали вы, когда слушали стихотворение?

Используйте словарь настроения.

Хорошее, веселое, праздничное, приподнятое, бодрое, игривое, задорное, приятное, легкое, спокойствие, мирное, мечтательное, созерцательное, нежное, возвышенное, лирическое, поэтическое.

– Как вы думаете, что чувствовал поэт, когда писал? О чем думал?

- Взволновало ли вас это стихотворение?

- Какую музыку вы бы подобрали к этому стихотворению?

 Два  ученика  заранее подготовили  сообщение про И.Сурикова.

Иван Захарович Суриков- поэт- самоучка. Родился в 1841 году в селе Новоселово. Он жил в деревне с матерью. Отец имел небольшую лавку в Москве. Семья жила бедно, еле сводила концы с концами.
Когда Сурикову исполнилось 10 лет, он переехал в Москву. Здесь он помогал отцу в лавке. Суриков рано полюбил чтение. Он много читал и постепенно проявился талант сочинительства. В 16 лет вышел его первый сборник стихов. Он писал для взрослых и для детей. В своих стихах показывал трудную деревенскую жизнь, природу. Его стихи отличались певучестью, звучностью, мелодичностью. Наверное, поэтому многие его стихи стали народными песнями. Иван Захарович Суриков прожил трудную, короткую жизнь. Умер поэт в 1840 году от тяжелой болезни , в нищете.

Зима

Это стихотворение.

перед нами небольшое произведение, написанное в поэтической форме, с рифмой.

Можно

- Весёлое, волшебное, радостное.

- Чувство покоя, радости, лирическое.

- С нежностью вспоминал свою деревенскую жизнь, простую необычную красоту своей родной земли. Скучает, тоскует по тишине, покою зимней природы.

Да

- Спокойную, плавную, медленную.

Познавательные УУД

Общеучебные познавательные УУД:

 Умение работать с текстом

Умение выделять существенное

Личностные УУД:

Обмениваться  впечатлениями

Коммуникативные УУД:

умение слушать  ответы других детей

Физкультминутка

Мы устали чуточку,

Отдохнем минуточку

Поворот, наклон, прыжок,

Приседание, хлопок.

Прямо спину ты держи,

На соседа посмотри,

Руки вверх и сразу вниз

И за парту вновь садись.

Коммуникативные УУД

(лидерство и согласованность действий с партнерами)

2) Исследование произведения

Повторное чтение стихотворения учащимися про себя

а) Словарная работа

- Какие незнакомые слова вам встретились?

- Зачитайте лексическое толкование этого слова.

б) Деление стихотворения на логически законченные смысловые части 

- Ребята,  на сколько смысловых  частей мы разделим стихотворение?

3) Чтение по частям и беседа по содержанию.

а) Чтение первой части

– О чем говорится в первой части? 

- Что произошло с природой  с приходом зимы? Перечислите признаки.

–Как описывает снег и лес?

- С чем поэт сравнивает поле и лес?

– Какие поэтические приемы  использует поэт для создания образов?

- Напомню вам, для того чтобы передать свои чувства, авторы используют  различные приемы:. На слайде

б) Чтение второй части

– О ком эта часть?

– Как он называет крестьянина?

– Что несет зима крестьянину – труженику?

Как он готовится к приходу зимы?

- А зачем крестьянин накрыл избу соломой? Прочитайте в тексте.

- Какое настроение стало у крестьянина? Найдите ответ в тексте.

– Как вы думаете, что хотел сказать вам поэт этим стихотворением?

4. Работа в парах: чтение строфами.  

- Посмотрите на стихотворение ещё раз, что вы заметили в записи?

- Как называются эти части?

- Из скольких строф состоит стихотворение?

 - Прочитайте друг другу это стихотворение с соответствующей интонацией строфами.
- Мы с вами познакомились с творчеством поэта И.Сурикова. А как вы думаете, какой он человек?

работа со словарем - Толковый словарь русского языка Ожегова

Точно пеленою, покоен, изба.

Пелена – это чистое, белое, лёгкое, пушистое покрывало. Нет ни одного тёмного пятна.

Покоен -находится в состоянии покоя.

Изба- деревянный крестьянский дом.

На две

Дети зачитываю смысловые части

о красоте зимней природы

Снег падает,  дни коротки, солнце светит мало, морозы

первый снег – белый, пушистый; поле – точно пелена, лес – шапкой чудной

Поле забелело, 
Точно пеленою 
Всё его одело...
        

Тёмный лес, что шапкой Принакрылся чудной 

Эпитет , олицетворение, метафора Олицетворение (олицетворить) — выразить, представить в образе живого существа.  Метафора — оборот речи: употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения.  Эпитет - образное, художественное определение (например, постоянные эпитеты: синее море, златые кудри).

О крестьянине

Труженик

заботы, радость

Крестьянин свою избу укрыл соломой.

Чтобы в избу ветер  Не проник сквозь щели.............

Ответы зачитывают отрывками произведения

Чтобы мы любили свою землю как и он 

Разделены на части

Строфы

На слайде Строфа- группа стихов, объединенных одной мыслью, интонацией, способом рифмовки?

- Из восьми

 Ученики читают друг другу стихотворение И.Сурикова «Зима»

- Суриков был добрым, отзывчивым человеком, который интересовался жизнью простых людей. Поэт даёт возможность понять, как сложно и тяжело жили простые люди в то время. Ещё Суриков очень красиво описывает природу.

Общеучебные  УУД ( умение работать с текстом) Общеучебные УУД (работа со словарем)

V  Первичное закрепление

 Прочитайте три группы выражений.( на слайде)

- Исследуя стихотворение , подумайте и скажите, где здесь олицетворение, сравнение, эпитеты.

На столах лежат карточки с заданиями

1. Найдите и зачитайте  в тексте олицетворение , метафоры ,эпитеты.

2. Выразительное чтение.  

-Давай вспомним эти поэтические приёмы?

 

Проверка самостоятельной работы учащихся.

  1. Выразительное чтение группами по частям.
  2. Выступление одного человека от группы.

Дети работают в группе -

Каждая группа находит в стихотворении свой поэтический  прием .

Дети зачитывают определения ещё раз на карточках.  

Эпитет – это красочное определение предмета, явления. ( например: синее море, златые кудри) 

Снег пушистый,  лес  тёмный,  шапкой чудной. Олицетворение – выразить , представить в образе живого существа.

Лес заснул, морозы пришли.

Сравнение – это употребление слов и выражений в переносном смысле на основе какой-то аналогии, сходства, сравнения.

Тёмный лес, что шапкой Принакрылся чудной…

Поле забелело, 
Точно пеленою 
Всё его одело...

Дети зачитывают

Коммуникативные УУД

VI Рефлексия

- Ребята, у вас на столах лежат лучики трёх цветов.

- Ваша задача приклеить лучик .

Жёлтый - мне всё удалось

Красный-  мне не всё удалось

Синий- у меня ничего не получилось

- Интересно , какое солнышко у нас загорит ярче ?

-От него у нас в классе станет тепло и светло.

 Ученики  берут свой  лучик и наклеивают на круг.

Регулятивные УУД (самооценка)

Итог урока

Какую цель мы ставили в начале урока?

На слайде

Познакомиться........

Совершенствовать.....

Развивать умения........

- Достигли мы этой цели?

- Если вы заинтересовались творчеством И.Сурикова, то вы можете в библиотеке найти другие его произведения.

- с произведением И. З. Сурикова « Зима».

-  умение выразительно читать стихотворные произведения.

-  работать над текстом  в парах, понимать настроение и мысли поэта.  

Коммуникативные УУД

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворения «Зима»

Иван Суриков

I группа

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.


И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Всё его одело.

II группа
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно...


Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы -
И зима настала.

III группа
Труженик-крестьянин
Вытащил санишки,
Снеговые горы
Строят ребятишки.


Уж давно крестьянин
Ждал зимы и стужи,
И избу соломой
Он укрыл снаружи.

IV группа

Чтобы в избу ветер
Не проник сквозь щели,
Не надули б снега
Вьюги и метели.


Он теперь покоен -
Всё кругом укрыто,
И ему не страшен
Злой мороз, сердитый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению."Картины зимней природы в лирическом стихотворении А.С.Пушкина "

Урок по литературному чтению. Тема: "Картины зимней природы в лирическом стихотворении   А.С.Пушкина"  Стихотворение "Опрятней модного паркета", уч. Свиридовой ОС Л.В. Занкова...

Лирическое стихотворение А. С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя». Настроение стихотворения.

Урок познакомит учащихся с биографией и творчеством А.С. Пушкина, поможет продолжить работу над формированием навыка правильного выразительного чтения, развивать связную речь, воспитывать интерес к чт...

Урок литературного чтения во 2 классе на тему "А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя...» Картины природы в стихотворении. Олицетворение

На этом уроке обучающиеся будут прослушивать, выразительно читать  и работать с этим стихотворением. Знакомиться с понятием олицетворение, и работают с этим понятием. Обучающиеся готовят рассказ ...

Технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс.М.Ю.Лермонтов « Дары Терека». Картины природы в стихотворении.

Урок литературного чтения, 4класс, " Школа России".  Тема урока: "М.Ю.Лермонтов « Дары Терека». Картины природы в стихотворении".Раздел " Чудесный мир классик...

Урок литературного чтения. Тема: Лирические стихотворения И.А.Бунина «Зимним холодом пахнуло…», К.Д.Бальмонта Лирические стихотворения И.А.Бунина «Зимним холодом пахнуло…», К.Д.Бальмонта «Светло-пушистая…». Настроение стихотворения. «Светло-пушистая…». На

В материале дана подробная разработка открытого урока литературного чтения во 2 классе по теме Лирические стихотворения И.А.Бунина «Зимним холодом пахнуло…», К.Д.Бальмонта Лири...

план-конспект Картины природы в лирических произведениях А.С. Пушкина « Няне» (наизусть № 3) 4 класс

Познакомить детей со стихотворениямим А.С. Пушкина , учить выразительному чтению лирического стихотворения, способствовать пониманию учащимися текста лирического произведения;развивать образное мышлен...

Тема урока: Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...» Отбор средств художественной выразительности для создания картин природы

Тема урока:  Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»Отбор средств художественной выразительности для создания картин природы...