Основные художественные приемы, используемые авторами в литературных произведениях
материал по чтению (4 класс) на тему

Филиппова Ирина Фёдоровна

Основные художественные приемы, используемые авторами в литературных произведениях

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные художественные приемы,

используемые авторами

в литературных произведениях

  1. Сравнение – сопоставление предметов или явлений по общему признаку. Чаще всего сравнение строится при помощи слов как, точно, словно, как будто.

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела…

А.Пушкин

  1. Эпитет – образное определение какого-нибудь свойства или качества предмета, явления: шелковые локоны, серебряная роса, сияющие глаза, жадный взгляд.

В народном поэтическом творчестве часто используются так называемые постоянные эпитеты: красна девица, добрый молодец, сине море, черны тучи, зелена трава.

  1. Олицетворение – перенесение свойств живого существа на неодушевленный предмет.

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

С.Есенин

  1. Метафора – перенесение на явление, которое хотят изобразить, названия другого, хорошо знакомого явления.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

Ф.Тютчев

Наша бытовая речь пестрит метафорами: холодное сердце, убит горем, ломать голову и др.

  1. Гипербола – художественное преувеличение значения и размеров предметов или явлений: я говорил тебе это миллион раз.

Гиперболы часто используют в сказках (лес высокий до небес), в былинах (меч весом в сто пудов).

  1. Аллегория – иносказание; изображение отвлеченного понятия через конкретный образ. Прием чаще всего используется в баснях и сказках. Хитрость воплощается в образе лисы, трусость – в образе зайца, упрямство – в образе осла и т.д.

Лисица видит сыр, - Лисицу сыр пленил,

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит…

И.Крылов

  1. Ирония – насмешка; прием строится на контрасте видимого и скрытого смысла.

«Ай, Моська! знать она сильна,

Что лает на Слона!»

И.Крылов

  1. Синонимы – слова, близкие по значению.

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

Ф.Тютчев

  1. Антонимы – слова с противоположным значением.

В день уныния смирись;

День веселья, верь, настанет.

А.Пушкин

  1. Повтор – использование одних и тех же слов, вопросов или восклицаний для усиления эмоционального впечатления.

Москва, я думал о тебе!

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

А.Пушкин

  1. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов:

с моим другом мы съели не один пуд соли.

  1. Восклицание – восклицательные слова и предложения, используемые для усиления чувства.

Торопись, голубка! Ты теряешь

Час за часом! Звезд не сосчитать!

К.Случевский

  1. Риторический вопрос – вопросительное предложение, не требующее ответа. Так писатель обращает внимание читателей на какую-то проблему или явление, заставляя задуматься.

«Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой…»

М.Лермонтов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Литературные загадки (авторы и герои произведений)" к празднику "До свидания, первый класс!"

Данная презентация может быть использована на празднике "До свидания, первый класс!" как демонстрационный материал к литературным загадкам, на уроках внеклассного и литературного чтения....

Презентация "Приемы анализа литературного произведения"

С первого класса ребенка необходимо учить читать и анализировать литературное произведение, формировать читательские умения и пробуждать интерес к чтению....

Интерактивные приемы, используемые на уроках литературного чтения

Одной из методических инноваций при реализации ФГОС сегодня являются интерактивные методы обучения. Цель интерактивного обучения - создание таких условий, при которых ученик чувствует свою успешность,...

«Мир природы в литературных произведениях». Познавательное интерактивное занятие о творчестве автора–юбиляра Р. Дж. Киплинга «Книга джунглей» в 2019 году.

Цель занятия: Создание условий для формирования познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностейЗадачи:  развитие умений младших школьников по поиску нужной информации развити...

Научно-художественные произведения среди других литературных произведений.

Одним из наиболее интересных и увлекательных жанров для детей является научно-художественная сказка. Это связано с тем, что «нехудожественное восприятие литературы (наивный реализм) требует прав...

Основные художественные приемы в литературе

Основные художественные приемы,используемые авторамив литературных произведениях...